Научная статья на тему 'Проблема оценки информационной эффективности в деятельности промышленного предприятия'

Проблема оценки информационной эффективности в деятельности промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимов К. С., Хачатуров Е. А.

Рассмотрены особенности информационного менеджмента и определены проблемы оценки информационной эффективности в деятельности промышленного предприятия. Дано авторское понятие информационной эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The characteristics of information management problems identified in the assessment ofthe effectiveness of information activities of industrial enterprises. Given the author'sconcept of information efficiency.

Текст научной работы на тему «Проблема оценки информационной эффективности в деятельности промышленного предприятия»

либо прибегнуть к услугам разработчиков на это потребуются деньги. Есть так же возможность разместить работы в Интернет-галереях. Многие галереи позволяют размещать работы совершенно бесплатно, только берут процент, если произойдет продажа работы через их сайт.

Художнику надо участвовать во всевозможных выставках, как виртуальных, так и реальных. В идеале, неплохо бы найти галериста, который займется продвижением работ; надо обзавестись своим сайтом, с англоязычной версией (и не только); выставлять свои произведения на продажу в престижных салонах; обращать внимание, на какие произведения больший спрос; быть оригинальным, и не похожим на остальных.

Следовательно, современному художнику недостаточно быть талантливым художником, ему для содержания своей мастерской нужно иметь навыки менеджера, маркетолога, бухгалтера, программиста, пиарщика, логиста. Встает вопрос: «А когда творить?!». Поскольку художник предпочитает творчество, а не продвижение своих произведений, то постоянно они прибывают в финансовом кризисе. Однако если бы по-другому были распределены налоги и оказывалась экономическая поддержка на начальном этапе работы мастерской, польза была бы обоюдной и для художников и для государства.

УДК 378.16

К.С. Ефимов, Е.А. Хачатуров

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассмотрены особенности информационного менеджмента и определены проблемы оценки информационной эффективности в деятельности промышленного предприятия. Дано авторское понятие информационной эффективности.

The characteristics of information management problems identified in the assessment ofthe effectiveness of information activities of industrial enterprises. Given the author'sconcept of information efficiency.

Управление промышленными предприятиями в сегодняшнем формате не эффективно и не позволяет предприятию конкурировать на международном рынке, поскольку цели, задачи, подходы, инструментарии, квалификация работников не соответствуют требованиям современного информационно-технического прогресса на международном рынке. Необходим новый подход к управлению предприятием, который бы обеспечил инновационное развитие предприятия за счет преимущества использования глобального информационного пространства. Для этого необходимо разработать стратегию эффективного использования информационного ресурса, которая принципиально изменит управление предприятием, поменяет подход к системе подготовке кадров, сделает

возможным мобильный обмен информацией в деловом информационном пространстве мира и страны.

Стратегия управления информацией включает:

- создание всех коммуникационных процессов организации, с одной стороны оптимальное (без передаточных звеньев) и эффективное для обмена информации как внутри организации, так и с внешней информационной средой с использованием средств глобальной сети Интернет;

- разработку системы построения внутренних и внешних отношений, включающей взаимодействие, управленческую мобильность, взаимоэффективность организационных структур;

- учет трансакционных издержек, ограничивающие возможности взаимовыгодного сотрудничества: издержки поиска информации; ведения переговоров; измерения стоимости услуг, продукта и пр.; спецификации, т.е. затраты времени и ресурсов на восстановление нарушенных прав; оппортунистического поведения (недобросовестное поведение, нарушение целевой сделки и пр.); «политизацию), сопровождающих при принятии решений внутри организации;

- распределение эффективности вложений в управление информационными средствами;

- отбор и систему обучения кадров для работы с информационной средой, основанной на интеграционных знаниях предметной области, современных информационных технологий, психологических аспектов информационного менеджменты и пр.;

- разработку системы фильтров информации, включающей фильтрацию внешней информации и проверку на ее объективность, надежность и точность; переработку информации и распределение по нужным направлениям в организации, трансформацию для эффективного использования в принятии управленческих решений; сбор и переработку внутренней информации для позиционирования своего предприятия, продута и пр. во внешней среде с учетом соблюдения коммерческой и государственной тайны;

- формализации интерфейсов для работы в информационном пространстве.

Информация представляет ценный ресурс наряду с финансовыми, материальными, человеческими и другими ресурсами. Информационные ресурсы - это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации. Использование информации как важнейшего ресурса заставляет рассматривать эту деятельность с экономической точки зрения. Возникла необходимость в рассмотрении информационной эффективности предприятия, позволяющей оценить эффективность использования внешней и внутренней информации в едином информационном ресурсе, и отражающую рентабельность действующей информационной инфраструктуры организации.

Учитывая современные тенденции по организации системы управления предприятием, можно с уверенностью говорить о необходимости интеграции управленческой культуры и информационной культуры как двух основных составляющих деятельности менеджера. В то же время, накопленный по этим направлениям опыт, является одновременно

основой и средством для принятия грамотных управленческих решений, которые нацелены на решение задач, стоящих перед предприятием. [ 1 ]

Для определения понимания сущности информационного менеджмента необходимо принимать во внимание ряд положений:

- информация - комплексное понятие, то есть условие и средство делового общения, средство доведения до общества сведений об организации, источник сведений о внешней среде, товар;

- информационный менеджмент осуществляется в пределах конкретной организации;

- информация представляет собой самостоятельный фактор производства, который лежит в основе процесса принятия управленческого решения;

- информационный менеджмент имеет отношение не просто к информации, а ко всей информационной деятельности организации, при этом являясь значительно более масштабным понятием, чем управление документооборотом.

Информационный менеджмент - процесс управления на базе компьютерных технологий обработки информации с применением управленческих информационных систем как базового инструмента для работы менеджеров на всех уровнях управления в различных предметных областях. Цель информационного менеджмента обеспечить эффективное развитие организации посредством регулирования различных видов её информационной деятельности. Можно заключить, что сфера информационного менеджмента - совокупность всех задач управления на всех этапах жизненного цикла предприятия, включающая все действия и операции, связанные как с информацией во всех ее формах и состояниях, так и с предприятием в целом на основе данной информации.

Эффективная деятельность современного предприятия возможна только при наличии единой скоординированной и согласованной на основе актуальной информации системы управления, объединяющей управление финансами, персоналом, снабжением, сбытом и процессом управления производством. Такие системы стали рассматриваться как средство достижения основных целей бизнеса: улучшения качества выпускаемой продукции, увеличении объёма производства, занятия устойчивых позиций на мировом рынке и пр.

Таким образом, стратегия развития информации должна поддерживать стратегию развития предприятия. Информационная технология должна обеспечить инновационное развитие организации, траление (исследование, обезвреживание, вылавливание) информации с выявлением наиболее удачных решений в бизнесе и науке, производстве, технологиях позволит предприятию быть лидером на мировом рынке.

На сегодняшний день в информационном менеджменте слабым звеном является создание механизма реализации информационной эффективности на предприятии, а также отсутствие инструментария для ее оценки. Повышение эффективности управленческой деятельности на основе информационного ресурса становится одним из направлений совершенствования деятельности предприятия в целом.

В финансовом словаре информационная эффективность (Informational efficiency) определяется как скорость и точность, с которой цены реагируют на новую информацию. [2] Любой бизнес-проект создается на базе понимания его эффективности с точки зрения востребованности и прибыльности. Окупаемость ИТ-решений признает большинство представителей топ-менеджмента компаний, однако, единой формулы подсчета эффективности информационных систем на настоящий момент не существует. Как ни парадоксально это звучит, но для многих руководителей компаний возврат на инвестицию в информационные технологии не является главнейшим критерием для принятия решения о реализации проектов. На российских предприятиях чаще всего оценивают эффективность системы с точки зрения повышения производительности труда.

В зарубежных компаниях для определения эффективности внедрения корпоративных ИС предлагается ряд методик, которые можно группировать следующим образом:

I. Традиционные финансовые методики (Return оп Investment, Total Cost of Ownership, Economic Value Added);

II. Вероятностные методы (Real Options Valuation, Applied Information Economies);

III. Инструменты качественного анализа (Balanced Scorecard, Information Economies).

Достоинством финансовых методов является их база, классическая теория определения экономической эффективности инвестиций. Данные методы используют общепринятые в финансовые критерии (чистая дисконтированная стоимость, внутренняя норма прибыли и др.), что позволяет руководителям находить общий язык с финансовыми директорами. Главный недостаток состоит в ограниченности применения таких методов: они оперируют понятиями притока и оттока денежных средств, требующими конкретики и точности.

При этом информация любого типа учитывается рынком не сразу после её появления в рыночной среде. Всегда имеется какой-либо интервал времени, прежде чем эта информация «осознается» рынком, что, в свою очередь, отразится на цене актива. К тому времени, когда это произойдет, может появиться новая информация, влияющая на цену - снова через определенный временной промежуток. Учитывая этот временной интервал, инвесторы имеют возможность обогнать рынок, получив большую доходность. Необходимо так же помнить, что, даже найдя момент, когда в распоряжении участника рынка имеется информация, которая рынком ещё не учитывается, не каждый сможет получить доход при её использовании. Причины этого в следующем:

- инвесторы по-разному воспринимают и придают различную значимость одной и той же информации;

- участники рынка по-разному интерпретируют один и тот же факт или событие;

- различный уровень образования и аналитических способностей участников рынка;

- различный опыт участия в торгах и работы по оценке информации.

Информационная эффективность позволяет конкретизировать процессы переработки и использования информации для увеличения прибыли предприятием. Информационная эффективность включает: оптимизацию источников информации, выбор которых определяется целями и задачами предприятия; распределение массива информации на блоки по производственным направлениям, сравнительный анализ и выявление явных и возможных связей с объектом изучения. Функция контроля реализуется посредством сравнения плановых и фактических показателей, что позволяет предоставлять руководителям разных уровней управления соответствующую информацию для принятия управленческих решений в интересах будущего развития организации. Функция хранения информации охватывает непосредственно процесс накопления собранной информации. Сложность этого процесса в том, как, по какому признаку организовать хранение информации, так как ценность собранной информации заключается, в том числе и в возможности быстрого нахождения связей (ассоциаций) и в прогнозировании тех или иных событий. Поэтому форма, в которой хранится собранный материал, имеет важнейшее значение.

Важно создать условия беспрепятственного движения информации. Есть все основания утверждать, что создание единого информационного пространства является таким же необходимым условием, как и сохранение ее целостности. Единое информационное пространство складывается из следующих элементов:

- информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

- организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого пространства, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

- средств информационного взаимодействия, в том числе программно-технических средств и организационно-нормативных документов, обеспечивающих доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий.

На организацию и менеджмент информационного обеспечения на каждом предприятии оказывает влияние целый ряд общих для текущего времени факторов влияния: состав задач подразделения, выполняющего функции информационного обеспечения на предприятии, уровень разделения труда, форма организации аналитической работы, индивидуальная обработка данных, состав функциональных подсистем.

Можно предположить, что указанные факторы будут оказывать влияние на тенденции формирования организации информационного управления на отечественных предприятиях, фирмах, учреждениях. Так, децентрализация задач обработки информации будет расширяться. При этом организации не откажутся от централизованного планирования и управления, осуществляемого информационным менеджером и централизованными подразделениями. Эти подразделения и

информационный менеджер будут в большем объеме концентрироваться на консультациях пользователей.

В настоящее время информационные системы управления практически отсутствуют на предприятиях промышленности региона за исключением автоматизированных систем бухгалтерского учета и расчета заработной платы. Отсутствует требуемое для организации управления и принятия решений специальное прикладное программное обеспечение. Для совершенствования системы управления информационным обеспечением на предприятии нами предлагается создание модели предприятия, в которой можно выделить два основных элемента:

- информационный центр, осуществляющий коммуникационное и общее обслуживание системы управления;

- совет менеджеров, в задачи которого входит общее управление компанией посредством координации усилий различных подразделений компании и выработки на этой основе совместных стратегических решений.

Отличительной чертой предлагаемой модели организации является возможность оценки эффективности работы как всей компании в целом, так и отдельно взятых ее элементов. Заинтересованность руководителей подразделений в позитивных результатах хозяйственной деятельности не только возглавляемых ими подразделений, но и компании в целом реализована посредством привлечения их в команду совета менеджеров. Данное обстоятельство позволяет объединить индивидуальные и корпоративные интересы руководителей подразделений.

Библиографические ссылки

1. Шафрин Ю. В. Информационные технологии. Часть 2. М.,2002, С. 103.

2. http://dic .academic .га/ dic.nsf/fin_enc/23441

УДК 378:316

Е. А. Маралова, Е. А. Стогова

ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна"; Северо-Западный профессионально-педагогический институт, г. Санкт-Петербург, Россия

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОБЛЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Методологические противоречия обнаруживаются при сопоставлении качества развития технической и гуманитарной сфер, в том числе образования. Это объясняет разную эффективность инновационного развития гуманитарной сферы в сравнении с технической.

Methodological contradictions are found out by comparison of quality of development of technical and humanitarian spheres, including formations. It explains different efficiency of innovative development of humanitarian sphere in comparison with the technical.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.