Научная статья на тему 'Информационное обеспечение процесса управления предприятием'

Информационное обеспечение процесса управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3234
517
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ / ПОЛЕЗНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / INFORMATION / INFORMATION SYSTEM / SOURCE OF INFORMATION / USEFULNESS OF INFORMATION / ACCURACY OF INFORMATION / INFORMATION MANAGEMENT SOFTWARE ENTERPRISE MANAGEMENT PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амелин С. В., Кособуков А. В.

В работе определяются и устанавливаются роль и значение информации в управленческой деятельности. Рассматриваются необходимость, цели и задачи информационного обеспечения управления предприятием. Анализируются формы и методы повышения эффективности функционирования информационного обеспечения процесса управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work is located and identified the role and importance of information in management activities. Discusses the need, goals and objectives of the information security management. Analyzes the forms and methods of increase of efficiency of functioning of the information security management process

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение процесса управления предприятием»

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЕМ С.В. Амелин, д-р экон. наук, профессор e-mail: [email protected] А.В. Кособуков, магистрант e-mail: [email protected] Воронежский государственный технический университет

В работе определяются и устанавливаются роль и значение информации в управленческой деятельности. Рассматриваются необходимость, цели и задачи информационного обеспечения управления предприятием. Анализируются формы и методы повышения эффективности функционирования информационного обеспечения процесса управления

Ключевые слова: информация, информационная система, источник информации, полезность информации, достоверность информации, информационное обеспечение управления предприятием, управленческий процесс

INFORMATION SUPPORT OF THE PROCESS

OF ENTERPRISE MANAGEMENT S.V. Amelin, Doctor of Economic Science, Professor e-mail: [email protected] A.V. Kosobokov, Undergraduate e-mail: [email protected] Voronezh State Technical University

The work is located and identified the role and importance of information in management activities. Discusses the need, goals and objectives of the information security management. Analyzes the forms and methods of increase of efficiency of functioning of the information security management process

Key words: information, information system, source of information, usefulness of information, accuracy of information, information management software enterprise management process

Информацию можно трактовать как совокуп- тизированных банков данных, взаимоувязанных меж-

ность сведений, сообщений, материалов, данных, ду собой в информационно -вычислительные системы.

определяющих меру потенциальных знаний менедже- Информатизация облегчает овладение накопленными

ра о процессах или явлениях в их взаимосвязи. обществом знаниями, находящими отражение в ис-

Суть информации составляют только те данные, точниках информации. В современных условиях ин-которые уменьшают неопределенность интересую- форматизация, осуществляемая с помощью современ-щих менеджера событий. Информация в менеджменте ных средств вычислительной техники, получила -- сумма нужных, воспринятых и осознанных сведе- название компьютеризации. Она включает встраиваний, необходимых для анализа конкретной ситуации, ние микропроцессорной и вычислительной техники дающая возможность комплексной оценки причин ее во вновь создаваемые машины, агрегаты, построение возникновения и развития, позволяющая определить автоматических систем управления работой машин, ряд альтернативных решений, из которых реально комплексов, производств, создание автоматизирован-(исходя из конкретной ситуации) найти оптимальное ных информационных систем в сфере научных иссле-управленческое решение, осуществить контроль за дований, проектировании, управлении, обучении, об-его выполнением [1]. Информация, следовательно -- следовании населения, наблюдении за природными необходимая предпосылка соединения и последую- явлениями и др. Система автоматизированной обра-щего органического срастания процессов труда и раз- ботки информации включает ее сбор, интерпретацию, вития личности. хранение, преобразование и передачу [4].

Одним из важнейших направлений научно- Внедрение корпоративных информационных си-

технического прогресса является информатизация, стем как основы для комплексной автоматизации дея-

основанная на широком применении микроэлектрон- тельности предприятий направлено на поддержку

ной вычислительной техники, средств связи, автома- принятия управленческих решений менеджерами

ЭКОНОМИНФО. 2017. № 1-2 17

высшего звена корпорации [1]. А это предполагает, что предварительно должны быть решены задачи автоматизации рабочих мест, связанных с выполнением текущих производственных функций и оперативным управлением производственными процессами на уровне нижнего и среднего звена менеджеров. До последнего времени существовало два подхода к решению задачи комплексной автоматизации деятельности предприятия:

1. Поэтапная разработка корпоративной системы собственными силами (включая использование готовых или заказных программных продуктов сторонних фирм и организаций, позволяющих автоматизировать отдельные рабочие места или производственные процессы);

2. Внедрение готовой информационной системы корпоративного уровня.

Преимущество первого подхода состояло в том, что в создаваемой собственными силами системе в наибольшей степени можно было учесть потребности и специфику работы конкретного предприятия. Хотя, следует отметить, не всегда это качество является достоинством — достаточно сослаться на известную книгу Хаммера и Чампи «Реинжиниринг корпорации». В этой книге обоснованно утверждается, что автоматизация плохо организованных бизнес -процессов способна только ухудшить ситуацию на предприятии. Поэтому, разработке информационной системы должен предшествовать анализ, а если необходимо, то и реинжиниринг производственной деятельности. Кроме того, «эволюционный» характер постепенных улучшений с возможностью поэтапного финансирования разработок во многих случаях выглядит более привлекательно по сравнению с риском кардинальных преобразований и значительных затрат, связанных с внедрением готовых систем. К сожалению, этот путь решения проблемы автоматизации оказывается слишком растянут во времени, часто превращаясь в «постоянный процесс разработки», когда разработчики не успевают за изменениями, происходящими в организации.

Корпорации, располагающие необходимыми финансовыми средствами, отдают предпочтение готовым программным системам. Однако, успех от внедрения такой системы, в значительной степени зависит от готовности (и возможности) корпорации работать по «правилам», диктуемым приобретаемой информационной системой. «Готовая» информационная система имеет модульную архитектуру и процесс внедрения такой системы может быть выполнен по этапам — начиная с модулей, автоматизирующих наиболее критичные участки работы. При этом, обеспечивается «целостность» системы, позволяющая воспользоваться на соответствующих рабочих местах новыми функциями подключаемых модулей. 18 ЭКОНОМИИ

Опыт разработки «готовых» информационных систем позволил сформировать новый подход к созданию корпоративных информационных систем, основанный на «сборке» систем из программных «компонент» различных фирм-производителей. Компонентная архитектура корпоративных информационных систем стала возможной благодаря поддержке ведущими производителями программного обеспечения общих стандартов на проектирование, разработку и технологию компонентной «сборки» информационных систем, реализуемых на различных программно -аппаратных платформах.

На современном этапе развития информационных технологий компонентная технология создания корпоративных информационных систем выглядит наиболее привлекательной и перспективной. Действительно, она объединяет гибкость в выборе необходимых компонент информационной системы, свойственную разработке системы собственными силами, с надежностью кода и функциональной полнотой, проверенными многократным использованием, характерным для коммерческих программных продуктов. Более того, компонентная технология позволяет оперативно вносить изменения в существующую информационную систему не нарушая ее работоспособности. При этом, новые приложения могут работать с новыми модулями, а старые — с прежними модулями, которые остаются в системе. Снимается проблема «унаследованных» систем — нет необходимости их замены для изменения или расширения функциональности, а значит уменьшаются затраты на сопровождение и модернизацию информационной системы [4]..

За последние несколько лет информационно-аналитическая деятельность в российских государственных и коммерческих учреждениях получила существенное развитие. Это объясняется рядом причин. Переход к рыночной экономике возможен только при условии возрождения предпринимательства. В немалой степени успех любого дела зависит от того объема информации, которым владеет лицо, принимающее решение. Важно не просто получить информацию, но и иметь ее в таком виде, который бы обеспечивал ее однозначную интерпретацию и был нагляден для восприятия. На первый взгляд, информации в окружающем мире настолько много, что, кажется, недостатка в ней не испытывает никто. Однако нынешнее состояние экономики в значительной степени связано с острой информационной недостаточностью.

Для принятия адекватных ситуации решений на всех уровнях управления нужна оперативная, доступная и качественная информация. Информация должна поступать к руководителю в тщательно обработанном и подготовленном для анализа виде. Таким образом, возникает задача установки некоего «информационного фильтра» на нескольких ветвях информационной ). 2017. № 1-2

«магистрали». Частично данная задача решается за счет наличия в фирме референта. Частичность решения заключается в том, что один референт может просмотреть только часть из поступающего потока информации и выделить из него наиболее важные моменты, другая же часть информационного потока остается невостребованной. О каком-либо оперативном получении дополнительных сведений, разнообразном анализе, планировании и прогнозировании здесь не может быть и речи. Кроме этого референт ориентирован только на высшее руководство, и при этом совершенно не учитывается заинтересованность рядового сотрудника в оперативном получении необходимой ему информации. В качестве «улучшенных фильтров» выступает информационная служба.

Сегодня все крупные и процветающие коммерческие структуры развитых государств имеют в своем штате подразделения, которые занимаются информационной деятельностью. В одних фирмах — это информационно-аналитический отдел, в других — отдел маркетинга, на который руководство фирмы наряду с другими возлагает и информационно — аналитические задачи, в третьих — отдел коммерческой разведки. Часто все зависит от степени понимания руководством фирмы степени важности информационно — аналитической работы для безопасности всех сторон деятельности любой коммерческой структуры.

Вся поступающая в информационную службу информация может рассматриваться как маркетинговая, поскольку она отбирается в интересах предприятия. Задача информационной службы — квалифицированно обработать ее и распределить по потребителям, то есть обслужить внутренний рынок информационной продукции и услуг на предприятии. При этом происходит специфический переход информационной службы из состояния участника маркетинга продукции предприятия, его информационных аспектов, в производителя информации, осуществляющего маркетинг информационной продукции и услуг.

Основная цель — это обеспечение оперативного получения руководителем и другими службами максимального объема качественной и конкретной информации, необходимой им для принятия более обоснованных и взвешенных решений, адекватного реагирования на происходящие события, а также получения своевременных рекомендаций и предложений. Наличие качественной информации у руководства помогает не только при принятии каких-либо решений, но может сыграть в его пользу при проведении переговоров или дискуссий.

В качестве основных аспектов информационной деятельности и новых задач информационной службы предприятия могут быть представлены:

- проведение исследований рынка сбыта продукции предприятия или участие в такой работе

- проведение и организация рекламной кампании

- проведение маркетинга информационной продукции и услуг на предприятии в интересах маркетинга его продукции.

Необходимо отметить также, что важной задачей, стоящей перед информационной системой управления, является определение и систематизация действительных информационных потребностей аппарата управления предприятия для эффективного выполнения возложенных на них функций. При этом определение потребностей каждого руководителя в необходимой ему конкретной информации — это трудная задача, и ее решение зависит не только от опыта и функций руководителя и его полномочий в принятии управленческих решений, а также от успешной организации внутрифирменной системы информации [1].

Сбор информации должен стать важной функцией в компании. Только при наличии выраженной информационной функции в компании регулярно будут поступать сведения надлежащего качества. Неотъемлемая часть хорошо налаженной системы информационного обеспечения компании — это механизм внутрифирменного информирования между подразделениями.

Возрастающая значимость информации как ресурса требует усиления внимания и к способам получения и обработки информации. Высокая потребность в информации для целей управления и бурное развитие информационных процессов выдвинули на первый план создание компонентов ее инфраструктуры. Проблему оптимального использования информационного ресурса призваны решать существующие автоматизированные аналитические и бухгалтерские программы. Однако способ их применения, а также присущая программам разрозненность, отсутствие единых баз данных сводят усилия к минимальному результату. Кроме того, необходимо преодолеть во многом косность мышления, определенные стереотипы, когда речь идет, например, о внедрении информационных технологий и связанных с этим преобразованиях всей организационной (в том числе управленческой) структуры предприятия.

Таким образом, всем предприятиям, стремящимся достичь преимуществ полного владения экономической информацией, необходимо отладить систему своего информационного обеспечения. В общем виде направления оптимизации управления потоками экономической информации выглядят следующим образом. Чтобы охватить всю информацию и организовать работу с информационными ресурсами, необходимо, во-первых, четко определиться, как и где зарождается экономическая информация (в рамках производственной системы предприятия). Затем, определившись с целями, которые ставятся перед каждым ее блоком, и ). 2017. № 1-2 19

определенным образом «профильтровав» ее, следует создать механизм фиксации информации. Расстояния от точки фиксации (как употреблялось выше — опорных пунктов) до пользователя должны быть минимальными, как и время их «доставки». Далее, на основе структурирования информации, становится возможной обработка информации с использованием математических методов [2] и, соответственно, программных продуктов. Такая обработка позволяет осуществлять любое планирование или анализ с наибольшей точностью, так как изначально не теряется никакая значимая информация. Планирование на основе достаточно полной, достоверной и точной информации принесет ощутимую экономию всех видов ресурсов и позволит организовать производство конкурентоспособной продукции [3]. Останется только подсчитать экономический эффект, сопоставив экономию с затратами на все оптимизационные мероприятия, включая внедрение информационных технологий.

В идеальном варианте возможно, таким образом, так настроить информационную систему предприятия, что она сама будет выявлять и приоритеты, и узкие места, и выдавать наиболее совершенные варианты действий для управления, а предприятие может

стать гибкой самонастраивающейся системой.

Литература

1. Амелин, С.В. Методические подходы к принятию организационных решений по созданию конкурентоспособной продукции / С.В. Амелин, И.В. Щетинина // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2011. - Т.7. - № 11-3. -С. 55-59.

2. Амелин, С.В. Моделирование производственных систем в условиях их динамического развития / С.В. Амелин // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2007. - Т.3. - № 9. - С. 7-11.

3. Амелин, С.В. Организационное моделирование как инструмент оценки конкурентоспособности продукции / С.В. Амелин, И.В. Щетинина // Организатор производства. - 2011. - Т.51 - № 4. - С. 102-105.

4. Сатонин, П. Управление проектом: опыт экстремального внедрения в регионе" / П. Сатонин, Р. Кафиатуллин // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - №5. - с.103.

20

ЭКОНОМИНФО. 2017. № 1-2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.