Научная статья на тему 'Проблема оценки емкости рынка сельскохозяйственной техники региона'

Проблема оценки емкости рынка сельскохозяйственной техники региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕМКОСТЬ РЫНКА / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / СПРОС / ОБЪЕМ ПРОДАЖ / ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПРОДУКТ / ПОКАЗАТЕЛЬ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА / MARKET VOLUME / ASSESSMENT METHODOLOGY / DEMAND / SALES / RESEARCH / FORECASTING / PRODUCT / INDEX / AGRICULTURAL MACHINERY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шашина О.Р.

Рассматривается проблема оценки емкости рынка сельскохозяйственной техники региона. Анализ возможности применения методик оценки емкости рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF EVALUATING THE CAPACITY OF AGRICULTURAL MACHINERY MARKET

The article considers the problem of assessing the capacity of the market of agricultural equipment in the region. Analysis of the possibility of using market capacity assessment methodologies.

Текст научной работы на тему «Проблема оценки емкости рынка сельскохозяйственной техники региона»

УДК 339.13.017

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ЕМКОСТИ РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ТЕХНИКИ РЕГИОНА

О. Р. Шашина Научный руководитель - О. И. Антамошкина

Красноярский государственный аграрный университет Российская Федерация, 660130, г. Красноярск, ул. Елены Стасовой, 44и E-mail: olesya-shashina@mail.ru

Рассматривается проблема оценки емкости рынка сельскохозяйственной техники региона. Анализ возможности применения методик оценки емкости рынка.

Ключевые слова: емкость рынка, методика оценки, спрос, объем продаж, исследования, прогнозирование, продукт, показатель, сельскохозяйственная техника.

THE PROBLEM OF EVALUATING THE CAPACITY OF AGRICULTURAL

MACHINERY MARKET

O. R. Shashina Scientific Supervisor - O. I. Antamoshkina

Krasnoyarsk State Agrarian University 44i, Eleny Stasovoy st., Krasnoyarsk, 660130, Russian Federation E-mail: olesya-shashina@mail.ru

The article considers the problem of assessing the capacity of the market of agricultural equipment in the region. Analysis of the possibility of using market capacity assessment methodologies.

Keywords: market volume, assessment methodology, demand, sales, research, forecasting, product, index, agricultural machinery.

В условиях сложившейся конъюнктуры рынка сельскохозяйственной техники, для успешной организации деятельности предприятия - необходимо проводить исследования [1]. Анализ рынка способствует достижению целей предприятия, таких как: диверсификация производства с ориентацией на сельскохозяйственную технику, начало производства инновационного продукта, или модернизация уже существующей техники. Не прибегая к оценке и анализу рынка, предприятие не будет знать о том: сколько производить, по какой цене реализовывать технику, кто предлагает аналогичный товар и главное, есть ли место на рынке для предприятия [2; 3]. Соответственно, не получив ответа на эти вопросы, предприятие напрасно потратит свои усилия и ресурсы.

Оценка емкости рынка является неотъемлемой частью исследований, так как данный критерий характеризует состояние спроса на определенный товар или услугу, а также определяет максимальный объем продаж интересуемого продукта в течение определенного периода времени. Другими словами, в рамках данной статьи: это совокупная платежеспособность покупателей на сельскохозяйственную технику при текущем уровне цены на товар. Емкость рынка делится на реальную - фактические показатели на текущий момент и потенциальную - максимальные показатели при благоприятном стечении обстоятельств. Показатели измеряются в денежном и натуральном выражениях. Раскрывая понятие емкости рынка, проясняется важность данного критерия, как в исследовании, так и в прогнозировании и оценке состояния рынка сельхозтехники.

Рассмотрим наиболее актуальные и распространенные методики оценки емкости рынка и возможности их использования на рынке сельскохозяйственной техники региона [4; 5].

1. Оценка емкости рынка на основе объемов производства. Суть данного метода заключается в сборе информации о планах производителей конкретного товара и услуги и сложившегося на опре-

Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»

деленный период времени уровня производства, чаще всего используют показатели ведущих производителей, что удобно при большом количестве предприятий разного размера. Затем рассчитываются доли крупных, средних и малых производителей в процентах, каждая доля умножается на коэффициент выборки внутри каждой категории - полученная сумма будет являться емкостью рынка.

Применение методики допустимо при соблюдении двух условий: в расчет будут браться данные производителей сельскохозяйственной техники рассматриваемого региона; на рынке представлена продукция только региональных производителей. Так как выполнение поставленных условий практически невозможно, рассматриваемая методика оценки емкости рынка считается не подходящей.

2. Оценка емкости рынка по нормам потребления и расходования. Метод основывается на сложившемся уровне потребления, емкость рассчитывается как произведение таких показателей, как объем потребления товара/услуги на человека в заданный период времени и количества людей, потребляющих продукт. Данные получают по итогам проведенных маркетинговых исследований.

В основном методика применяется при изучении емкости рынка продуктов питания. В случае оценки емкости рынка сельскохозяйственной техники региона методику можно адаптировать. Тогда, показатели норма потребления и количество людей, потребляющих продукт, требуют замены на норму потребности техники, шт/1000 Га и количество сельскохозяйственных предприятий в регионе соответственно. Преобразованная методика поможет ответить на вопросы: имеется ли спрос на сельскохозяйственную технику в регионе? Какое количество единиц техники можно продать?

3. Оценка емкости рынка на основе объемов продаж. При применении данной методики за основу принимается суммарный объем продаж не менее 80 % предприятий по исследуемому продукту, в пределах границ региона. При этом в расчет попадают только фактически проданные товары. Емкость рынка будет рассчитываться как сумма объемов продаж продукта, умноженная на 12 и разделенная на требуемый промежуток времени в месяцах.

Результат будет получен в денежном выражении, то есть общую сумму продаж сельскохозяйственной техники в регионе. Недостаток методики заключается в том, что результат не отображает главного: сколько единиц техники было продано, средняя стоимость единицы техники, поскольку сельскохозяйственная техника делится на группы, в каждой из которых имеется продукция низкого и высокого ценовых сегментов. Таким образом, методика оценки емкости рынка на основе объемов продаж не даст ожидаемого результата.

4. Оценка емкости рынка на основе оценки по номенклатуре, цене и рекламе. Эта методика работает таким образом: для оценки берутся предприятия с максимально идентичной товарной номенклатурой, ценовой политикой, рекламной деятельностью. Сравнивается объем продаж интересуемого предприятия с суммой номенклатурных позиций аналогичной организации.

Обязательное условие - изучаемые предприятия должны находиться в одном регионе, для точности результата следует брать несколько предприятий с аналогичным ассортиментом. Методика дает возможность оценить емкость рынка на определенный вид сельскохозяйственной техники, что позволит предприятию регулировать товарную номенклатуру.

5. Оценка емкости на основе сравнения с предыдущим периодом. Вся суть метода раскрыта в его названии. Данный способ основывается на сохранении сложившихся показателей за предыдущий период, тогда следует, что в исследуемом периоде рыночная емкость будет соразмерна рыночной емкости предыдущего отрезка времени.

Эта методика несет оценочный характер, имеет смысл прибегать к ней в начале отчетного года или квартала, но, прогноз будет относительно точен, при условии стабильности макросреды и микросреды предприятия, в отношении двух сравниваемых периодов, что будет являться проблемой при нынешней конъюнктуре рынка сельскохозяйственной техники. Эта методика меньше всего подходит для выбранного предприятия, и, учитывая своеобразность исследуемого рынка, не даст результат при оценке емкости рынка.

Подводя общий итог, следует отметить, что для оценки емкости рынка сельскохозяйственной техники региона наиболее подходят методики, опирающиеся на нормы потребления и расходования и на основе оценки по номенклатуре, цене и рекламе. По мнению автора статьи, для получения точных показателей следует проводить совокупную оценку по двум или более методикам. Основываясь на полученных результатах можно представить наиболее точную картинку о емкости рынка сельскохозяйственной техники региона.

Библиографические ссылки

1. Матанцев А. Н. Анализ рынка. М. : Альфа-Пресс, 2007.

2. Антамошкина О. И., Авласко З. А. Бизнес-процессы управления рыночным поведением предприятий аэрокосмической отрасли // Вестник СибГАУ. 2014. № 4. С. 258-264.

3. Алавердян В. В. Как рассчитать емкость рынка? // [Электронный ресурс]. URL: www.marketing.spb.ru (дата обращения: 10.03.2016).

4. Аристова Г. Как своими силами оценить емкость рынка. М., 2004.

5. Левшин М. Ф., Пономарев В. В. Конъюнктура мировых товарных рынков. М. : Экзамен,

2008.

© Шашина О. Р., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.