Научная статья на тему 'Оценка емкости рынка инновационной сельскохозяйственной техники в условиях реализации стратегии импортозамещения'

Оценка емкости рынка инновационной сельскохозяйственной техники в условиях реализации стратегии импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
398
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИЗОБРЕТЕНИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЕМКОСТЬ РЫНКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА / INNOVATION / INVENTION / MARKET RESEARCH / MARKET CAPACITY / AGRICULTURAL MACHINERY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Середа Н.А., Евгеньев П.С.

Предмет. В настоящее время большое внимание уделяется инновационной составляющей развития в аграрном секторе, обеспечению импортозамещения как конечной продукции отрасли, так и средств для ее производства. Тем не менее основная причина низкой конкурентоспособности отечественного аграрного производства по-прежнему состоит в нехватке техники, несовершенстве технологий, отсутствии надежных и эффективных отечественных машин. С методологической точки зрения внедрение на рынок инновационной техники связано с необходимостью новых научных подходов к проведению маркетинговых исследований. Цели. Разработка методических приемов, позволяющих оценить емкость рынка инновационной техники для сельского хозяйства, а также обоснование фактической и потенциальной потребности в машинах для уборки льна. Методология. Для анализа и обработки статистической информации о состоянии и динамике развития отрасли льноводства использовался экономико-статистический метод. Путем абстрактно-логических заключений были выделены показатели, формирующие потенциальную емкость рынка машин. На основе обобщения существующих методов разработана авторская методика, проведена ее апробация на примере оценки емкости рынка прицепных теребилок льна. Результаты. Предложенный методический подход к обоснованию емкости рынка техники направлен на реализацию стратегии импортозамещения на рынке сельскохозяйственной продукции и машин для ее производства. Выяснено, что расчетный способ определения потенциального ежегодного объема продаж инновационной техники является работоспособным, что подтверждено на примере машин для уборки льна. Уточнены фактическая емкость рынка новых прицепных теребилок льна для Российской Федерации и потребная площадь посева для самообеспечения страны продукцией льноводства. Выводы. Представленная методика позволила спрогнозировать текущие и потенциальные ежегодные объемы продаж новых машин для уборки льна. Она применима и для оценки потребности рынка в другой инновационной технике для сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Середа Н.А., Евгеньев П.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the capacity of the market of agricultural innovation machinery in conditions of the import substitution strategy realization

Importance The main reason for the low competitiveness of domestic agricultural production is the lack of equipment, reliable technology, and perfect and efficient machines. From a methodological point of view, market launch of innovative technology requires new scientific approaches to marketing research. Objectives The article aims to develop methods to assess the capacity of the market of innovative technology for agriculture, as well as provide a rationale for actual and potential demand for flax harvesting machines. Methods For the study, we used an economic-statistical method, abstract and logical conclusions, and the generalization. Results To achieve the goals of the study, we have developed, and now we are offering our own method tested through evaluation of the flax puller market capacity in the Russian Federation. Our calculation method proposed to determine the potential annual sales of innovative machines is absolutely workable. This is confirmed by the flax harvesting machinery example. Conclusions and Relevance The submitted technique allowed to predict the current and potential annual sales of new machines for flax harvesting. It can be applied to assess market needs in other innovative technology machinery for agriculture.

Текст научной работы на тему «Оценка емкости рынка инновационной сельскохозяйственной техники в условиях реализации стратегии импортозамещения»

Региональная экономика: Regional Economics:

теория и практика 10 (2016) 128-137 Theory and Practice

ISSN 2311-8733 (Online) Агропромышленный комплекс

ISSN 2073-1477 (Print)

ОЦЕНКА ЕМКОСТИ РЫНКА ИННОВАЦИОННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Надежда Александровна СЕРЕДАа,% Павел Сергеевич ЕВГЕНЬЕВЬ

а доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и управления техническим сервисом, Костромская государственная сельскохозяйственная академия, Кострома, Российская Федерация sereda_n@mail.ru

ь аспирант кафедры экономики и управления техническим сервисом, Костромская государственная сельскохозяйственная академия, Кострома, Российская Федерация pavelevgenev@yandex.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 30.03.2016 Принята в доработанном виде 11.04.2016

Одобрена 18.04.2016

УДК 339.13 : 338.433 JEL: М31, О31, 033, Q13

Ключевые слова: инновации, изобретения, маркетинговые исследования, емкость рынка, сельскохозяйственная техника

Аннотация

Предмет. В настоящее время большое внимание уделяется инновационной составляющей развития в аграрном секторе, обеспечению импортозамещения как конечной продукции отрасли, так и средств для ее производства. Тем не менее основная причина низкой конкурентоспособности отечественного аграрного производства по-прежнему состоит в нехватке техники, несовершенстве технологий, отсутствии надежных и эффективных отечественных машин. С методологической точки зрения внедрение на рынок инновационной техники связано с необходимостью новых научных подходов к проведению маркетинговых исследований.

Цели. Разработка методических приемов, позволяющих оценить емкость рынка инновационной техники для сельского хозяйства, а также обоснование фактической и потенциальной потребности в машинах для уборки льна.

Методология. Для анализа и обработки статистической информации о состоянии и динамике развития отрасли льноводства использовался экономико-статистический метод. Путем абстрактно-логических заключений были выделены показатели, формирующие потенциальную емкость рынка машин. На основе обобщения существующих методов разработана авторская методика, проведена ее апробация на примере оценки емкости рынка прицепных теребилок льна.

Результаты. Предложенный методический подход к обоснованию емкости рынка техники направлен на реализацию стратегии импортозамещения на рынке сельскохозяйственной продукции и машин для ее производства. Выяснено, что расчетный способ определения потенциального ежегодного объема продаж инновационной техники является работоспособным, что подтверждено на примере машин для уборки льна. Уточнены фактическая емкость рынка новых прицепных теребилок льна для Российской Федерации и потребная площадь посева для самообеспечения страны продукцией льноводства. Выводы. Представленная методика позволила спрогнозировать текущие и потенциальные ежегодные объемы продаж новых машин для уборки льна. Она применима и для оценки потребности рынка в другой инновационной технике для сельского хозяйства.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Каждая страна должна развивать те отрасли производства и земледелия, для которых природой и историей созданы благоприятные условия. Лен -истинно русская культура. Россия доказала свои права на мировое производство и переработку этого замечательного материала: большая Нечерноземная зона, Приуралье, Сибирь России с умеренным прохладным климатом - это историческая территория возделывания льна. Россия традиционно являлась льняной державой. Доля страны в мировом сборе льна в 1909-1915 гг. составляла 82-91%. В начале прошлого века Россия экспортировала более 35 тыс. т льноволокна и являлась основным поставщиком

льняного сырья для стран восточной и западной Европы.

В последние годы наблюдается системная стагнация льноводства. За четверть века (с 1990 по 2014 г.) посевы льна в Российской Федерации сократились в 7 раз (табл. 1).

Посевная площадь льна-долгунца в 2015 г. составила немногим более 50 тыс. га. Лидирующие позиции занимают Тверская, Омская, Вологодская области, Удмуртская Республика. Урожайность в последние годы достигла достаточно высокого уровня, однако отсутствие стабильности ее по годам свидетельствует о низком уровне

агротехники. Имеет место дисбаланс между выращиванием, переработкой льна и производством готовых тканей. Льноволокно, производимое в Российской Федерации в настоящее время, низкого прядильного качества, выпуск длинного волокна, необходимого текстильной промышленности, составляет менее 30% от общего количества льна, производимого в стране. В итоге потребности текстильной индустрии приходится удовлетворять за счет привозного импортного сырья, основными поставщиками которого являются Бельгия, Голландия, Франция.

Основная причина низкой конкурентоспособности отечественного льноводства состоит в несовершенстве технологий, нехватке техники, отсутствии надежных и эффективных отечественных машин. Обеспеченность самоходными теребилками в расчете на фактическую, то есть минимальную за все последние годы площадь посевов, составляет 45%, комбайнами - 55% (табл. 2). При этом велика доля импортных машин: на зарубежную технику приходится 78% парка самоходных теребилок, произведены за границей все работающие на российских полях самоходные льнокомбайны и пресс-подборщики (рис. 1).

Прицепных теребилок льна в настоящее время ни отечественная, ни зарубежная промышленность не выпускает.

Несмотря на экономический кризис, который переживает российское льноводство, анализ передового опыта льняных компаний свидетельствует, что при должной организации бизнеса льноводство может быть весьма прибыльным. Возрождение русского льноводства способно улучшить и оздоровить условия жизни населения, предоставить дополнительные доходы и рабочие места в сельском хозяйстве и промышленности, обеспечить экономическую, медицинскую и оборонную независимость нашей страны.

Потенциальные масштабы отрасли льноводства, а, следовательно, и потребность в технике, обусловлены потребностью страны в льноволокне, которая в перспективе в условиях импортозамещения должна быть обеспечена за счет внутренних ресурсов. Основными потребителями льняного волокна являются текстильная промышленность, медицина, строительство, а перечень государственных заказчиков (Министерство обороны Российской Федерации, МВД России, Министерство здравоохранения Российской Федерации) подтверждают стратегическую роль отрасли в экономике страны. Можно утверждать, что

льноводство является стратегической отраслью, в связи с чем самообеспечение ее продукцией так же необходимо, как обеспечение продовольственной независимости.

Говоря о самообеспеченности тем или иным видом сельскохозяйственной продукции нельзя забывать и о средствах для ее производства. Самообеспеченность продукцией нельзя считать достигнутой, если она производится пусть и внутри страны, но с использованием импортных машин, оборудования, семян и других ресурсов [1, 2].

Для исправления положения в отрасли аграрная политика в льноводстве должна быть направлена на формирование эффективного конкурентоспособного производства, способствующего безопасности страны и обеспечивающего его интеграцию на мировые рынки льнопродукции. Увеличение производства конкурентоспособной продукции невозможно без повышения технологического уровня отрасли. Технико-технологическая модернизация в льняном подкомплексе агропромышленного комплекса подразумевает достижение наиболее полного соответствия технических средств требованиям технологий в целом и отдельных технологических операций при условии минимизации эксплуатационных издержек, последовательного наращивания объемов производства конкурентоспособной отечественной льнопродукции.

Успешная реализация но вых направлений в льноводстве требует активизации научного обеспечения, создания инновационных машин и внедрения новых машинных технологий. Отечественная наука и зарубежный опыт установили, что раздельная технология в льноводстве, ориентированная на получение длинного волокна и высококачественных семян, должна получить свое развитие в регионах, где для этого имеются необходимые усло вия (Вологодская, Костромская, Ивановская, Ярославская, Новосибирская области, Алтайский край и ряд других регионов). При этом основное направление развития производства должно быть основано на интеграции всех его циклов: на повышении качества льняного сырья, снижении затрат и энергоемкости технологических операций. Раздельная уборка льна является неотъемлемым элементом технологии возделывания и в сравнении с комбайновой она позволяет повысить качество волокна и получить семена, пригодные для посева, при меньших материальных и денежных затратах [3, 4]. Несмотря на очевидные преимущества, в настоящее время по

ряду причин, в том числе и из-за отсутствия надежной и недорогой техники отечественного производства, раздельная уборка льна в нашей стране практически не применяется.

Решению задач эффективной технологизации инженерно-технологической сферы льняного подкомплекса посвящены исследования ряда российских ученых в сфере инженерных наук [3-5]. Учеными Костромской государственной сельскохозяйственной академии уже в течение нескольких лет ведется разработка комплекса машин для раздельной уборки льна [5]. Разработан проект по налаживанию промышленного производства установочной серии прицепной прямоточной теребилки льна, аналогов которой нет ни в отечественном, ни в зарубежном машиностроении. При экономическом обосновании этого инновационного инвестиционного проекта ученые столкнулись с необходимостью разработки и применения новых научных подходов к проведению маркетинговых исследований. Для разработки бизнес-плана необходимы были количественные характеристики объема рынка предлагаемых к выпуску машин. В этой связи для решения прикладной задачи и возникла необходимость собственных методических подходов к обоснованию потенциальной емкости рынка инновационной техники.

Изучение и обобщение классических трудов основоположников методологии маркетинговых исследований и ряда работ современных авторов [6-9] позволили классифицировать методы определения емкости рынка на расчетные и аналитические. Аналитический подход к определению емкости рынка базируется на анализе имеющейся статистической информации или иных эмпирических данных об объемах потребления товара и измеряется в натуральном или стоимостном выражении. Расчетный метод предполагает построение детерминированной модели и определение емкости рынка расчетным путем с использованием ряда взаимосвязанных и определяющих ее показателей.

В современных работах, касающихся теоретических и практических аспектов емкости рынка [9-12], она подразделяется, как правило, на потенциальную, фактическую и доступную. Потенциальная емкость рынка - это размер рынка с максимальным уровнем спроса на товар. Фактическая или реальная емкость рынка - размер рынка, основанный на текущем уровне спроса на товар или услугу, фактическом объеме продаж. Доступная емкость рынка - характеризуется размером рынка, на который может претендовать

130 http://fin-izdat.

конкретный производитель на основе имеющихся у него ресурсов.

Взаимосвязь видов емкости рынка и методов оценки состоит в том, что аналитический подход наиболее применим к оценке фактической, а расчетный - к определению потенциальной емкости рынка. Так, в исследованиях продовольственных рынков [13, 14] потенциальная емкость зачастую определяется расчетным путем на основе рекомендуемых норм потребления того или иного продукта и численности населения региона, страны. При отсутствии фактических статистических данных об объемах потребления товара расчетным путем может быть определена и фактическая емкость того или иного товарного рынка в виде объема производства продукта внутри страны, суммированного с объемами импорта и уменьшенного на величину экспорта данного продукта.

Многие исследователи [15-18] единодушно отмечают специфику спроса, конкуренции и методологических подходов к анализу инновационных рынков и рынков интеллектуального продукта. Тем не менее в процессе проведения исследования выявлены теоретические противоречия в применении общепринятых категорий емкости рынка применительно к инновационным маркетинговым исследованиям. По нашему мнению, понятие фактической емкости рынка по инновационному продукту должно отличаться от общепринятого. Фактическая емкость по товару, которого нет на рынке, не может быть оценена текущим объемом продаж. В этой связи нами введено уточненное определение: фактическая емкость рынка для инновационного продукта - это ожидаемый объем спроса на планируемый к выпуску инновационный продукт при фактически сложившихся условиях.

В зависимости от специфики инновационного продукта следует учитывать тот или иной набор из комплекса многообразных условий: производственных, экономических, социальных, демографических, природных и др. В работах, посвященных изучению рынка сельскохозяйственной техники, предлагаются те или иные способы для прогнозирования парка машин [19-21], обоснования спроса сельскохозяйственных товаропроизводителей на технику и оборудование [22-24]. В отличие от имеющихся научных разработок авторами предложен подход к прогнозированию потенциального объема рынка на основе потенциальной потребности страны в том или ином виде сельскохозяйственной продукции, а, следовательно, и техники для ее

производства, опираясь на реализацию стратегии импортозамещения.

Абстрактно-логическим методом была построена детерминированная модель, включающая комплекс факторов емкости рынка техники. Фактический объем рынка определенного вида техники в растениеводстве обусловлен следующими показателями:

• площадью посева соответствующей культуры;

• долей площадей, подлежащих обработке с использованием необходимой техники;

• уровнем фактической обеспеченности машинами;

• коэффициентом ежегодного обновления парка машин;

• производительностью машины (нормативная годовая или сезонная наработка).

При определении фактической емкости рынка инновационной отечественной техники, в частности, теребилок для раздельной уборки льна, следует учитывать также уровень фактической обеспеченно сти машинами, выполняющими подобные функции, а также ожидаемый спрос на инновационную технику, обусловленный наличием и конкурентоспособностью импортных аналогов.

Таким образом, фактическая емкость рынка планируемых к производству машин Qф может быть определена на основе следующей формулы:

_ S ф K т K обн K спр Kфор

_ W

(1)

технологией К = 0,5. Ежегодное обновление, исходя из нормативного срока службы планируемой к производству теребилки 8 лет, составляет 12,5% или в виде коэффициента -0,125. Коэффициент спроса потребителей на прицепную технику для раздельной уборки льна обусловлен возможной конкуренцией с самоходными машинами, спрос на которые н е в е л и к и предъявляется преимущественно со стороны крупных, экономически сильных сельхозорганизаций. В связи с этим принимаем коэффициент спроса равным 0,95.

Коэффициент формирования парка машин должен учитывать необходимость доведения количества имеющихся машин до нормативного уровня и может быть получен путем математического преобразования коэффициента обеспеченности:

Кфор = 1 + 1 (1 - Кобес), (2)

где Кобес - коэффициент обеспеченности техникой.

Используя привычный показатель обеспеченности техникой, формула для определения фактической емкости рынка машин приобретает вид:

вф _

Sф Kт K обн Kспр ( 2- Kобес )

W

(3)

где £ф - фактическая площадь посевов, га;

Кт - коэффициент охвата технологией;

Кобн - коэффициент обновления;

Кспр - коэффициент спроса на технику;

Кфор - коэффициент формирования парка машин;

W - нормативная сезонная загрузка машины, га.

Исходя из проведенного анализа состояния льноводства, фактическая площадь посевов льна-долгунца в Российской Федерации в 2015 г. была минимальной за всю историю развития отрасли и составила 50,4 тыс. га (5ф = 50,4 тыс. га). Доля площадей льна, подлежащих раздельной уборке, по рекомендациям специалистов [3, 4] оптимальна на уровне 50%, то есть коэффициент охвата

По расчету фактическая емкость рынка машин в рассматриваемом проекте для всей Российской Федерации составляет 46 шт. в год: Qф = 50 400 х 0,5 х 0,125 х 0,95 х (2 - 0,45)/100 = 46.

Потенциальная емкость рынка обусловлена потребностью страны в льноволокне, которая в перспективе в условиях импортозамещения должна быть обеспечена за счет внутренних ресурсов государства. Годовой прогноз потребности в льноволокне с учетом госзаказа составляет 351,4 тыс. т (табл. 3).

При фактической средней по Российской Федерации урожайности льноволокна,

составляющей 9 ц/га, потребная площадь посева льна составит 390 тыс. га, то есть в 7,7 раза больше, чем в настоящее время.

Потенциальная емкость рынка планируемых к производству машин Qn может быть определена следующим образом:

Qn = ^ Кт К обн К Спр/N (4)

где $п - потенциальная площадь посевов льна, га.

Формула (4) потенциальной емкости отличается от формулы (3) тем, что в расчет включена не фактическая, а потенциальная площадь,

основанная на удовлетворении потребностей страны. При этом коэффициент обеспеченности техникой исключен из расчета, так как предполагается, что потенциально этот уровень составит 100%.

На примере рассматриваемого проекта потенциальная емкость рынка теребилок льна составляет 232 шт. ежегодно:

Qn = 390 000 х 0,5 х 0,125 х 0,95/100 = 232.

Таким образом, увеличение производства конкурентоспособной продукции невозможно без повышения технологического уровня отрасли. Стратегическое развитие льняного аграрного комплекса на современном этапе должно

Таблица 1

Состояние отрасли льноводства в России в 1990-2015 гг.

Table 1

Flax cultivation industry in Russia in 1990-2015

Показатель 1990 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Площадь посева льна-долгунца, тыс. га 418 77 69,45 51,2 55,5 57,2 55,3 59,82 50,4

Валовой сбор льноволокна, тыс. т 71,3 52,48 52,26 35,2 43,4 46,1 38,1 47,8 45,4

Урожайность льноволокна, ц/га 3 7,8 8,2 8,2 9 9,1 8,3 9 9

Источник: данные Агентства по производству и первичной обработке льна и конопли Source: Agency for Production and Primary Processing of Flax and Hemp "Len"

Таблица 2

Обеспеченность техникой для уборки льна-долгунца в 2015 г. Table 2

Equipment availability for long-flax harvesting in 2015

Наименование техники Потребность, шт. Наличие, шт. Обеспеченность, %

Сеялка льняная 500 260 52

Льнокомбайн 860 470 55

Теребилка самоходная 260 116 45

Оборачиватель лент прицепной 160 96 51

Оборачиватель лент самоходный 170 70 42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рулонный пресс-подборщик 820 410 50

Погрузчик рулонов 376 185 49

Сушилка семенного вороха 150 65 43

Молотилка льняного вороха 130 55 42

Источник: данные Агентства по производству и первичной обработке льна и конопли Source: Agency for Production and Primary Processing of Flax and Hemp "Len"

определяться преобразованием машинно-технологической базы отрасли, разработкой и освоением высокоэффективных машинных технологий производства льнопродукции, гарантирующих устойчивость производства. Представленная методика нацелена на реализацию концепции импортозамещения сельхозпродукции и средств для ее производства, а также позволяет спрогнозировать текущий и потенциальный ежегодный объем продаж новой техники для уборки льна. При определенной трансформации предложенная методика применима для оценки емкости рынка и другой традиционной и инновационной техники и оборудования в сельском хозяйстве.

Таблица 3

Годовой прогноз потребности в льноволокне Table 3

Flax fiber annual demand forecast

Текстиль, млн м2 Медицина, тыс. т Строительство, тыс. т

Потребитель Бельевые ткани, 140 г/м2 Костюмные ткани, 250 г/м2 Брезенты, 450 г/м2 Индивидуальный перевязочный пакет Вата

Минобороны России 30 9 9 30 5 -

МВД России 30 9 3 - 2 -

Минздравсоцразвития России 21 - - - 10 -

Минтранс России (РЖД) 700 - - - - -

Гражданское направление 30 20 3 - 15 60

Всего 811 38 15 30 32 60

В пересчете на льноволокно 162,3 13,6 9,6 46,1 49,2 70,6

В том числе:

- длинное 185,5 -

- короткое - 165,9

Всего льноволокна, тыс. т

351,4

Источник: данные ФНС России Source: FTS of Russia

Рисунок 1

Доля отечественной техники на рынке машин для возделывания и уборки льна, % Figure 1

The proportion of home-produced machines in the machinery market for flax cultivation and harvesting, %

Пресс-подборщики прицепные Пресс-подборщики самоходные Ворошилки лент льна Подборщики-очесыватели Льнокомбайны прицепные Льнокомбайны самоходные Льнотеребилки самоходные Сеялки

:::::::::

69

0

100

65

100

0

22

71

-1-1-[-1-i-1-1-1-1-

10 20 30 40 ■ Отечественные

50

60

70 80 □ Импортные

90

100

Источник: Ю. Ф. Лачуга, Л.С. Орсик, И.И. Круглий и др. Концепция обеспечения предприятий льняного комплекса техникой и технологическим оборудованием по выращиванию, уборке льна и его глубокой переработке на 2008-2012 гг. и на период до 2020 г. М.: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, 2008. 28 с.

Source: Lachuga Yu.F., Orsik L.S., Kruglii I.I. et al. Kontseptsiya obespecheniyapredpriyatii I'nyanogo kompleksa tekhnikoi i tekhnologicheskim oborudovaniem po vyrashchivaniyu uborke l'na i ego glubokoipererabotke na 2008-2012 gg. i na period do 2020 g [The concept of providing the flax enterprises with technology and manufacturing equipment for flax cultivation and harvesting and its advanced processing for 2008-2012 and for the period up to 2020]. Moscow, RF Ministry of Agriculture Publ., 2008, 28 p.

Рисунок 2

Взаимосвязь коэффициентов обеспеченности и формирования парка машин Figure 2

Correlation of the coefficients of availability and formation of a machine population

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Список литературы

1. Водянников В.Т., Середа Н.А. Воспроизводство технического потенциала сельского хозяйства в условиях инновационного развития: монография. Караваево: Костромская ГСХА, 2014. 228 с.

2. Середа Н.А. Необходимость регулирования рынка сельскохозяйственной техники в условиях ограничения импорта продовольствия // АПК: Экономика, управление. 2014. № 11. С. 51-56.

3. Поздняков Б.А., Ковалев М.М. Организационно-экономические аспекты технологизации льняного комплекса: монография. Тверь: Тверская областная типография, 2006. 208 с.

4. Лачуга Ю.Ф., Ковалев М.М., Поздняков Б.А. Повышение экономической эффективности технологизации инженерно-технологической сферы льняного подкомплекса: монография. М.: Росинформагротех, 2006. 28 с.

5. Зинцов А.Н., Смирнов Н.А., Соколов В.Н. Раздельная уборка льна-долгунца и машины для ее реализации // Достижения науки и техники АПК. 2006. № 9. С. 25-26.

6. Беляевский И.К. Статистика в маркетинге // Вопросы статистики. 2013. № 9. С. 19-27.

7. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 1998. 416 с.

8. Григорьев Д.А., Суслова Ю.Ю. Теоретические и методические подходы к изучению рыночного потенциала и его емкости // Проблемы современной экономики. 2014. № 2. С. 234-237.

9. Моисеенко И.В., Носкова Е.В. Классификация методов определения емкости рынка на основе применяемой маркетинговой информации // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 6. С. 23-31.

10. Катаев А.В. Емкость рынка: Методология и процедура идентификации // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2014. № 4. С. 278-289.

11. Казакова Г.А. Емкость товарного рынка как объект маркетингового исследования // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2010. № 4. С. 49-52.

12. Короткое А.В. Один подход к оценке размера и емкости рынка // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2013. № 6. С. 52-55.

13. Рудой Е.В., Афанасьев Е.В. Система показателей для стратегического анализа развития аграрного производства и продовольственного рынка // Журнал экономической теории. 2009. № 1. С. 273-275.

14. Гомелько Т.В., Никитина А.А. Емкость продовольственного рынка: факторы, методы оценки // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2009. № 1. С. 176-179.

15. Кузьмина С.Н., Силантьева О.А. Развитие системы бизнес-инкубирования в интересах малого промышленного бизнеса: условия и маркетинговые подходы // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 18-27.

16. Волкова Т.И. Рынок интеллектуальных продуктов: теоретические основы анализа // Журнал экономической теории. 2008. № 4. С. 12-28.

17. Серпер Е.А., Сосунова Л.А. Эволюция товарных рынков и спрос на инновации // Российское предпринимательство. 2011. № 4-1. С. 40-44.

18. Соколова Е.В. Конкуренция на инновационных рынках: особенности определения и анализа // Вопросы экономики. 2012. № 9. С. 126-138.

19. Кузьмин В.Н. Тенденции развития рынков сельскохозяйственной техники // Труды ГОСНИТИ. 2012. Т. 110. № 1. С. 10-14.

20. Ларионов А.В. Региональный рынок сельскохозяйственной техники: методические аспекты анализа и вариант развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 8. С.63-67.

21. Лядов В.И. Рынок сельскохозяйственной техники: какой прогноз у нас сегодня... // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2014. № 1. С. 3-4.

22. Мустафаева С.Р. Исследование спроса на рынке сельскохозяйственной техники Украины // Экономика промышленности. 2012. Т. 59-60. № 3-4. С. 158-164.

23. Кормаков Л.Ф., Орсик Л.С. Прогнозирование рынка сельскохозяйственной техники: методология и практика: монография. М.: Росинформагротех, 2006. 268 с.

24. Кузьмин В.Н. Разработка программ технического оснащения сельского хозяйства в рыночной экономике: монография. М.: Росинформагротех, 2014. 304 с.

Региональная экономика: Regional Economics:

теория и практика 10 (2016) 128-137 Theory and Practice

ISSN 2311-8733 (Online) Agro-Industrial Complex

ISSN 2073-1477 (Print)

ASSESSMENT OF THE CAPACITY OF THE MARKET OF AGRICULTURAL INNOVATION MACHINERY IN CONDITIONS OF THE IMPORT SUBSTITUTION STRATEGY REALIZATION

Nadezhda A. SEREDAa% Pavel S. EVGEN'EVb

a Kostroma State Agricultural Academy, Kostroma, Russian Federation sereda_n@mail.ru

b Kostroma State Agricultural Academy, Kostroma, Russian Federation pavelevgenev@yandex.ru

• Corresponding author

Article history:

Received 30 March 2016 Received in revised form 11 April 2016 Accepted 18 April 2016

JEL classification: M31, 031, O33, Q13

Keywords: innovation, invention, market research, market capacity, agricultural machinery

Abstract

Importance The main reason for the low competitiveness of domestic agricultural production is the lack of equipment, reliable technology, and perfect and efficient machines. From a methodological point of view, market launch of innovative technology requires new scientific approaches to marketing research.

Objectives The article aims to develop methods to assess the capacity of the market of innovative technology for agriculture, as well as provide a rationale for actual and potential demand for flax harvesting machines.

Methods For the study, we used an economic-statistical method, abstract and logical conclusions, and the generalization.

Results To achieve the goals of the study, we have developed, and now we are offering our own method tested through evaluation of the flax puller market capacity in the Russian Federation. Our calculation method proposed to determine the potential annual sales of innovative machines is absolutely workable. This is confirmed by the flax harvesting machinery example. Conclusions and Relevance The submitted technique allowed to predict the current and potential annual sales of new machines for flax harvesting. It can be applied to assess market needs in other innovative technology machinery for agriculture.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Vodyannikov V.T., Sereda N.A. Vosproizvodstvo tekhnicheskogo potentsiala sel'skogo khozyaistva v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya: monografiya [Reproduction of technical capacity of agriculture in terms of innovative development: a monograph]. Karavaevo, Kostroma State Agricultural Academy Publ., 2014, 228 p.

2. Sereda N.A. [The need for regulation of the market of agricultural machinery in terms of limiting food imports]. APK: Ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2014, no. 11, pp. 51-56. (In Russ.)

3. Pozdnyakov B.A., Kovalev M.M. Organizatsionno-ekonomicheskie aspekty tekhnologizatsii l'nyanogo kompleksa: monografiya [Organizational and economic aspects of technologization of flax industry complex: a monograph]. Tver, Tverskaya oblastnaya tipografiya Publ., 2006, 208 p.

4. Lachuga Yu.F., Kovalev M.M., Pozdnyakov B.A. Povyshenie ekonomicheskoi effektivnosti tekhnologizatsii inzhenerno-tekhnologicheskoi sfery l'nyanogo podkompleksa: monografiya [An increase of the economic efficiency of technologization of the engineering and technological sphere of flax industry sub-complex: a monograph]. Moscow, Rosinformagrotekh Publ., 2006, 28 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Zintsov A.N., Smirnov N.A., Sokolov V.N. [Separate harvesting of long-flax and the machinery for this purpose]. Dostizheniya nauki i tekhniki APK = Achievements of Science and Technology of AIC, 2006, no. 9, pp. 25-26. (In Russ.)

6. Belyaevskii I.K. [Statistics in marketing]. Voprosy Statistiki, 2013, no. 9, pp. 19-27. (In Russ.)

7. Golubkov E.P. Marketingovye issledovaniya: teoriya, metodologiya i praktika [Marketing research: theory, methodology, and practice]. Moscow, Finpress Publ., 1998, 416 p.

8. Grigor'ev D.A., Suslova Yu.Yu. [Theoretical and methodological approaches to the study of market potential and its capacity]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economy, 2014, no. 2, pp. 234-237. (In Russ.)

9. Moiseenko I.V., Noskova E.V. [Classification of methods for determining a market capacity based on the practices of marketing information]. Marketing v Rossii i za rubezhom = Marketing in Russia and Abroad, 2011, no. 6, pp. 23-31. (In Russ.)

10. Kataev A.V. [Market size: a methodology and the procedure for identification]. Marketing iMarketingovye Issledovania, 2014, no. 4, pp. 278-289. (In Russ.)

11. Kazakova G.A. [Capacity of market as an object of marketing research]. Aktual'nye problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii = Actual Problems of Socio-Economic Development of Russia, 2010, no. 4, pp. 49-52. (In Russ.)

12. Korotkov A.V. [An approach to assessing the size and capacity of the market]. Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO, 2013, no. 6, pp. 52-55. (In Russ.)

13. Rudoi E.V., Afanas'ev E.V. [A system of indicators for strategic analysis of the development of agricultural production and food market]. Zhurnal ekonomicheskoi teorii = Russian Journal of Economic Theory, 2009, no. 1, pp. 273-275. (In Russ.)

14. Gomel'ko T.V., Nikitina A.A. [Capacity: food market factors, methods of evaluation]. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava = Herald of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 2009, no. 1, pp. 176-179. (In Russ.)

15. Kuz'mina S.N., Silant'eva O.A. [Business incubation system development for small industrial business: conditions and marketing approaches]. Marketing v Rossii i za rubezhom = Marketing in Russia and Abroad, 2011, no. 2, pp. 18-27. (In Russ.)

16. Volkova T.I. [Intellectual products market: theoretical foundations of analysis]. Zhurnal ekonomicheskoi teorii = Russian Journal of Economic Theory, 2008, no. 4, pp. 12-28. (In Russ.)

17. Serper E.A., Sosunova L.A. [Evolution of commodity markets and the demand for innovation]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2011, no. 4-1, pp. 40-44. (In Russ.)

18. Sokolova E.V. [Competition in innovation markets: characteristics, identification, and analysis]. Voprosy Ekonomiki, 2012, no. 9, pp. 126-138. (In Russ.)

19. Kuz'min V.N. [Agricultural machinery market trends]. Trudy GOSNITI, 2012, vol. 110, no. 1, pp. 10-14. (In Russ.)

20. Larionov A.V. [Regional agricultural machinery market: methodological aspects of the analysis and option development]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2009, no. 8, pp. 63-67. (In Russ.)

21. Lyadov V.I. [Agricultural machinery market: what forecast do we have today...]. Sel'skokhozyaistvennaya tekhnika: obsluzhivanie i remont = Agricultural Machinery: Service and Repair, 2014, no. 1, pp. 3-4. (In Russ.)

22. Mustafaeva S.R. [A study on the market demand of agricultural equipment in Ukraine]. Ekonomika promyshlennosti = Economics of the Industry, 2012, vol. 59-60, no. 3-4, pp. 158-164. (In Russ.)

23. Kormakov L.F., Orsik L.S. Prognozirovanie rynka sel'skokhozyaistvennoi tekhniki: metodologiya i praktika: monografiya [Agricultural machinery market forecasting: a methodology and practice: a monograph]. Moscow, Rosinformagrotekh Publ., 2006, 268 p.

24. Kuz'min V.N. Razrabotka programm tekhnicheskogo osnashcheniya sel'skogo khozyaistva v rynochnoi ekonomike: monografiya [Development of agricultural technical equipment programs in the market economy: a monograph]. Moscow, Rosinformagrotekh Publ., 2014, 304 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.