Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОТКРЫТОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ДАННЫХ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ'

ПРОБЛЕМА ОТКРЫТОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ДАННЫХ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ ДАННЫЕ / ОТКРЫТОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ / БЮДЖЕТ / OPEN BUDGET DATA / INFORMATIONAL DATA / RANKING / BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронцова А.А., Хандус М.Ю.

В статье рассматривается проблема открытости бюджетных данных, влияние цифровых технологий на решение данной проблемы. Проводится анализ результатов оценки открытости бюджетных данных Архангельской области, а также ее место в национальном рейтинге по данному показателю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воронцова А.А., Хандус М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF OPEN BUDGET DATA AND PUBLIC FINANCE

The article is devoted to the problem of open budget data and the meaning of technologies in public sector. Here there is analyzes of the assessment of the openness of the budget data of Russia and the place of Archangelsk region there.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОТКРЫТОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ДАННЫХ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ»

УДК 336.146

Воронцова А.А. студент 2 курса магистратуры

Хандус М.Ю. студент 2 курса магистратуры Северный (Арктический) федеральный университет

Россия, г. Архангельск ПРОБЛЕМА ОТКРЫТОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ДАННЫХ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Аннотация: В статье рассматривается проблема открытости бюджетных данных, влияние цифровых технологий на решение данной проблемы. Проводится анализ результатов оценки открытости бюджетных данных Архангельской области, а также ее место в национальном рейтинге по данному показателю.

Ключевые слова: бюджетные данные, открытость, информационные данные, бюджет.

Vorontsova A.A. Khandus M. Y. students

Northern (Arctic) Federal University Russia, Arkhangelsk PROBLEM OF OPEN BUDGET DATA AND PUBLIC FINANCE

Abstract: The article is devoted to the problem of open budget data and the meaning of technologies in public sector. Here there is analyzes of the assessment of the openness of the budget data of Russia and the place of Archangelsk region there.

Keywords: open budget data, informational data, ranking, budget.

Развитие цифровых технологий в настоящее время оказывает влияние на все отрасли хозяйства, повышая их эффективность. Это касается и сектора государственного управления. Главной целью информационных систем является стимулирование развития гражданского общества, а также принятие эффективных управленческих решений, основанных на взаимодействии между государством, бизнесом, а также физическими лицами.

Открытость государственного управления, как один из целевых ориентиров развития системы власти, закреплён в Указе Президента Российской Федерации № 601 от 7.05.2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [1].

Внедрение информационных систем обусловлено международными стандартами. Следует отметить, что Российская Федерация стабильно показывает высокие оценки в международных рейтингах по данному направлению. В обзоре открытости бюджета на 2017 год (Open Budget

Survey) Россия заняла 15 место среди 102 стран - участников рейтинга [2], а в Индексе развития электронного правительства на 2016 год (UN Global E-Government Development Index) заняла 35 место из 192[3].

Наибольшие требования открытости и доступности предъявляются к информации о бюджетном процессе. В статье 26 Бюджетного кодекса РФ прозрачность (открытость) определена как основополагающий принцип бюджетной системы [4].

В данной статье определим, как менялся уровень открытости бюджетных данных в Архангельской области и оценим место региона в ежегодном рейтинге открытости бюджетных данных. Результаты рейтинга позволяют оценить уровень прозрачности бюджетов различных субъектов РФ, увидеть, какая информация и в каком объёме предоставляется для граждан на разных этапах бюджетного процесса. Информационная база данного исследования основана на опубликованном рейтинге уровня открытости бюджетных данных регионов.

Оценка уровня открытости бюджетных данных в субъектах Российской Федерации осуществляется Научно-исследовательским финансовым институтом. В рамках повышения уровня открытости бюджетной сферы в РФ реализуется проект «Бюджет для граждан», направленный на предоставление в понятной и доступной форме информации о параметрах бюджетной системы РФ и результатах использования бюджетных средств. Регионами-лидерами по уровню открытости бюджетных данных являются Оренбургская область, Московская область, Омская область, Краснодарский край [5].

Для оценки открытости бюджетных данных субъекта РФ применяется 9 показателей, по каждому из которых определяются баллы. В таблице 1 показано, сколько процентов от максимального балла по каждому показателю имеет Архангельская область [6].

Таблица 1 - Показатели открытости бюджетных данных Архангельской области__

В процентах от максимального балла

Показатель (раздел) 2015 2016 2017

Первоначально утверждённый бюджет 63 83 100

Внесение изменений в закон о бюджете 67 40 80

Промежуточная отчётность об исполнении

бюджета 45 32 46

Годовой отчёт об исполнении бюджета 82 42 69

Проект бюджета и материалы к нему 44 54 64

Бюджет для граждан 73 42 67

Финансовый контроль 8 0 0

Публичные сведения о деятельности

государственных учреждений 40 50 60

Общественные советы 18 26 0

Итоговый балл 49,5 40,3 62

Место в рейтинге субъектов РФ по СЗФО 3 9 7

Место в рейтинге субъектов РФ по стране 19 51 48-49

Низкое значение показателя по разделу «Финансовый контроль» связано с несоответствием информации, размещенной на официальном сайте Контрольно-счётной палаты Архангельской области, требованиям, предъявляемым РНФИ области к сведениям о планах мероприятий по осуществлению внешнего контроля бюджетного процесса, а также информации об их реализации.

Как видим из таблицы, место Архангельской области в ежегодном рейтинге в 2016 и 2017 годах понизилось по сравнению с 2015 годом. В 2015 году Архангельская область находилась на 19 месте среди регионов России по уровню открытости бюджетных данных, получив 104 балла из 210 возможных (49,5%), при этом по Северо-Западному федеральному округу она занимала третье место.

В 2016 году Архангельская область замыкала группу регионов со средним уровнем открытости бюджетных данных, набрав всего 40,3% от максимально возможного балла, занимая 51 место по стране и 9 место по Северо-Западному федеральному округу.

В 2017 году Архангельская область находилась в группе с высоким уровнем открытости, занимая 48-49 место по стране и 7 место по СевероЗападному федеральному округу. Следует отметить, что несмотря на увеличение доли итогового балла (в процентах от максимального балла), место Архангельской области в рейтинге 2017 года практически не изменилось по сравнению с рейтингом 2016 года. Это говорит о том, что итоговый балл у других регионов также увеличился.

Таким образом, на примере Архангельской области, можно выявить позитивные тенденции в обеспечении открытости деятельности органов исполнительной власти. С 2015 по 2017 год, оценка Архангельской области по всем критериям устойчиво росла. Учитывая, что место Архангельской области незначительно понизилось в рейтинге, другие регионы Российской Федерации показывают улучшение.

Использованные источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.08.2012 № 601. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // СПС «Консультант- Плюс»

2. UN E-Government Survey 2016 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/Reports/UN-E-Government-Survey-2016 (дата обращения : 12.01.2019)

3. The Open Budget Index-2017 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://survey.internationalbudget.org/#rankings (дата обращения : 12.01.2019)

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СПС «Консультант- Плюс»

5. Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://nifi.ru/ru/rating (дата обращения : 12.01.2019)

6. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://budget.gov.ru/epbs/ (дата обращения : 12.01.2019)

УДК 336.027

Воропаева А. С. студент магистратуры 2 курса программа подготовки «Финансовые рынки и финансовые институты» Кузьмина О.Ю., к.э.н.

доцент

кафедра экономической теории Самарский государственный экономический университет

Россия, г. Самара ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ЛИЗИНГА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация: в статье рассматриваются понятие, сущность, основа применения финансового лизинга как инструмента обеспечения экономических процессов на предприятии. Структурируются видовые признаки лизинга и факторы, воздействующие на возможность применения финансового лизинга на современной этапе функционирования национальной экономики России. Приводятся данные о наиболее надежных лизинговых компаниях. Проанализированы преимущества финансового лизинга в сравнении с банковским кредитом в условиях современного экономического развития.

Ключевые слова: финансовый лизинг, лизинговые платежи, лизингополучатель, лизингодатель, договор лизинга

Voropaeva A. S. master's student 2 course, training program «Financial markets

and financial institutions» Samara State University of Economics

Russia, Samara Kuz'mina O.Yu. Ph. D., associate Professor of economic theory Samara State University of Economics

Russia, Samara

FEATURES OF FINANCIAL LEASING AT PRESENT STAGE

Abstract: the article deals with the concept, essence, basis of application of financial leasing as a tool for ensuring economic processes in the enterprise. The specific features of leasing and the factors influencing possibility of application of financial leasing at the modern stage offunctioning of national economy of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.