Научная статья на тему 'Повышение эффективности реализации программы Министерства финансов РФ "открытый бюджет" с применением цифровых технологий (на примере Челябинской области)'

Повышение эффективности реализации программы Министерства финансов РФ "открытый бюджет" с применением цифровых технологий (на примере Челябинской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / ОТКРЫТОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / BUDGET PROCESS / OPEN BUDGET PROCESS / REGIONAL BUDGET / DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барчукова Т.А.

В статье представлены результаты аналитического исследования динамики открытости бюджетного процесса РФ и бюджетного процесса Челябинской области. На основе анализа выделены проблемы открытости бюджета Челябинской области, которые позволили сформулировать ряд мероприятий по повышению открытости регионального бюджета и росту инициативности граждан в аспекте рассматриваемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF THE MINISTRY OF FINANCE OF THE RUSSIAN FEDERATION "OPEN BUDGET" WITH THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES (ON THE CHELYABINSK REGION EXAMPLE)

The article presents the results of an analytical study of the dynamics of openness of the budget process of the Russian Federation and the budget process of the Chelyabinsk region. Based on the analysis, the problems of openness of the budget of the Chelyabinsk Region are highlighted, which allowed to formulate a number of measures to increase the openness of the regional budget and increase the initiative of citizens in the aspect of the problem under consideration using digital technologies.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности реализации программы Министерства финансов РФ "открытый бюджет" с применением цифровых технологий (на примере Челябинской области)»

Раздел 4. Теория и практика управления

УДК 366

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ «ОТКРЫТЫЙ БЮДЖЕТ» С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Барчукова Т.А.

ФГБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Уральский филиал, 454084, г. Челябинск, ул. Работниц, 58, е-mail: avdeeva1306@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты аналитического исследования динамики открытости бюджетного процесса РФ и бюджетного процесса Челябинской области. На основе анализа выделены проблемы открытости бюджета Челябинской области, которые позволили сформулировать ряд мероприятий по повышению открытости регионального бюджета и росту инициативности граждан в аспекте рассматриваемой проблемы.

Ключевые слова: региональный бюджетный процесс, открытость бюджетного процесса, цифровые технологии.

ВВЕДЕНИЕ

В Российской бюджетной политике Открытость бюджета - одно из приоритетных направлений. Властные структуры каждого уровня государственного и муниципального управления в последние годы значительное внимание выделяют росту открытости, прозрачности и доступности бюджетного процесса для представителей активных граждан, общественных организаций. Тем самым населению даются инструменты принять участие в разработке значимых для них вопросов и решений.

Однако все действия органов власти, предпринятые в последние годы, не привели обозначенному Минфином целевому результату - по-прежнему открытая для граждан информация явно недостаточна для эффективного привлечения населения к бюджетному процессу.

Выделим наиболее проблемные вопросы, требующие на наш взгляд, первостепенного разрешения в проблеме открытости бюджета. Практически закрыты данные об фактических расходах, использовании расходной части бюджета; результаты контрольных проверок степени эффективности расходов бюджетных средств практически не выставляются в открытое пользование в большинстве регионов и муниципальных образований страны. Лишь в нескольких регионах организованы и реализуются программы по бюджетной грамотности граждан.

Решению обозначенных и ряда других проблем способствует механизм двухсторонней связи между населением территории и органами власти с использованием информационно -коммуникационных цифровых технологий.

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ

Результаты исследований инструментов механизма двухсторонней связи между населением и органами региональной власти, в том числе в области инициативного бюджетирования отражены в работах В. А. Яговкиной, В. В. Вагина [7, 14]. Авторами сформулировали ряд понятий в сфере открытости бюджета и поддержки инициативного бюджетирования. Раскрытие инновационных технологий и цифровых инструментов в повышении открытости и доступности регионального бюджетного процесса рассмотрено в трудах таких российских ученых, как: Н. В. Гаврилова, Фадейкина [8, 14]. Однако, четко выделяется проблема проведения конкретных исследований относительно органов власти субъектов РФ в связи с нестабильной динамикой открытости бюджетного процесса в регионах страны.

ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования - на основе сравнительного анализа динамики уровня открытости регионального бюджетного процесса Челябинской области, предложить систему мероприятий по оптимизации реализации программы Министерства финансов «Открытый бюджет» с помощью

инструментов цифровых технологий. Объект исследования - механизм регионального бюджетного процесса Челябинской области.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

«Бюджет для граждан - это информация о проекте бюджета (утвержденном бюджете), внесении изменений в него или годовом отчете об исполнении бюджета, характеризующая его основные положения в понятной для широкого круга граждан форме» [6].

Реализация открытости бюджета создает возможность значительно повысить эффективность управлению бюджетом, способствует созданию регулярной связи с гражданами по достаточно сложному для населения вопросу, повысить качество расходования бюджета, создает эффект прозрачности и достоверности отчетных документов бюджетного процесса [13].

Развитие цифровых технологий и их практическое использование в деятельности органов власти свидетельствует о недостаточности простого размещения утвержденного бюджета в СМИ. Однако, практика показывает, что чаще всего, особенно на уровне муниципального управления, органы власти ограничиваются лишь публикацией информации об утверждении очередного бюджета.

Перед проведением анализа динамики показателей открытости бюджетного процесса, рассмотрим изменения в законодательстве России за 2018 год по проблеме повышения доступности для граждан информации о деятельности региональных органов власти и привлечению населения к участию в бюджетном процессе.

Отметим, что данные изменения характеризуются расширением аспектов деятельности региональных органов власти, к которым необходимо привлекать местное население и общественные группы.

Так, ряд рекомендаций закреплен Приказом Минфина России от 04.12.2018 № 249н «О внесении изменений в Методические рекомендации по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 сентября 2015 г. № 145н».

Так, в соответствии с п. 4.7, с 2019 года мнение граждан, выявленное в ходе опросов, необходимо учитывать при разработке бюджета для граждан.

Например, законодатель рекомендует определять информацию, которая необходима гражданам в структуре бюджета для граждан, выяснять позицию населения уже обнародованному бюджету для граждан. Кроме этого, следует ориентироваться в степени доступности и полноты информации в указанном документе. Для этого наиболее приемлемы форматы социологического исследования в форме анкетирования, либо использования методик ранжирования [2].

При этом, для достижения цели, региональным органам власти рекомендуется использовать цифровые коммуникационные технологии, публикуя весь необходимый материал на том же информационном ресурсе (официальном сайте органа власти или специально созданном информационном портале), на котором размещается бюджет для граждан. При этом, наиболее эффективный вариант - организация опроса мнения населения в то же время, когда будет размещен на сайте бюджет для граждан.

Использование ИТС «Интернет» дает возможность заинтересованному гражданину высказать свое мнение, разместив свой комментарий на портале, а также познакомиться с мнением других граждан. Социальные сети - еще один коммуникационный ресурс, который рекомендуется использовать в Постановлении для проведения опроса среди населения по обозначенным ранее актуальным вопросам.

Отдельные изменения в Постановлении Правительства РФ касаются деятельности финансовых органов региональной и муниципальной власти. В первую очередь они касаются рекомендаций по дополнению существующих (если они есть) опросов мнения населения с целью выделения определенной целевой группы граждан, к которой принадлежит конкретный пользователь [2].

В соответствии со ст. 27.6 документа в структуру опросника рекомендовано внести следующие разделы: «вопросы в целом по структуре бюджетов для граждан как для определения наиболее приоритетных для граждан сфер расходования бюджетных средств (здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, социальное обеспечение), так и для определения

видов агрегирования бюджетных данных, в том числе с учетом интересов целевых групп населения, по государственным программам субъектов Российской Федерации (муниципальным программам), по разделам и подразделам классификации расходов бюджета и в разрезе видов расходов, общественно значимых проектов» [2].

Кроме данных разделов, законодатель рекомендует включать вопросы по специфичным разделам расходной части бюджета с целью наиболее подробного определения пожеланий граждан.

Важными в данном аспекте выделено также направление изучения мнения о более удобных для пользователей формах размещения и публикации бюджетов для граждан.

Несомненно, актуальным является указание на возможность граждан, при проведении опроса (заполнении анкеты), не только выбрать предложенные варианты, но и высказать свое мнение посредством комментария по волнующим население вопросам.

Результаты интерактивных опросов граждан законодатель рекомендует предоставлять для ознакомления на порталах органов региональной и муниципальной власти (или специализированных сайтов) с использованием ИКТ сети Интернет.

Для анализа степени открытости регионального бюджетного процесса Челябинской области в работе использованы данные результатов рейтинга, систематически проводимого Минфином России.

При проведении исследования учитывался факт ежегодного изменения методики расчета бальной оценки субъектов России по представлению региональных и местных бюджетов и отчетных материалов в доступной для населения формате [2].

По данным Рейтинга Научно-исследовательского финансового института (далее - рейтинг), в 2018 году Челябинская область вошла в «Группу 3: средний уровень открытости бюджетных данных (40-59,9% от максимально возможного количества баллов)», сохранив свои позиции, в сравнении с рейтингом 2017 года.

Регион в общем рейтинге занимает 56 место из 85. Учитывая результаты рейтинга 2017 года, с позицией 62 места, можно обозначить незначительную позитивную динамику [9]. Та же тенденция подтверждается и по показателю общего количества баллов, которые получил регион в общей оценке открытости бюджетных данных - 78,5 (в 2017 году - 68,50 баллов) [9]. Отметим, что в данном аспекте следует учитывать изменение максимального значения балльной оценки в связи с введением дополнительных критериев оценивания: в 2018 году максимальное количество баллов составляло 141 балл, а в 2017 году - 129 баллов.

В целях определения уровня открытости бюджетных данных Челябинской области, мы систематизировали данные Рейтинга субъектов России по уровню открытости за 2018 год в сравнении с 2017 годом. При этом выделим следующие категории: место в общем рейтинге, баллы, и процент от максимального количества баллов по системе рейтинга Минфина.

Для более детального анализа рассмотрим данные Челябинской области по всем разделам Рейтинга субъектов России за 2017-2018 годы. Результаты сравнительного анализа отражены в таблице 1.В результате обозначим изменение показателя «процент от максимального количества баллов 2018 года по отношению к 2017 году».

Проведенный анализ позволяет выделить позиции, по которым рейтинг региона значительно повысился, то есть повысился уровень открытости и доступности участия граждан в региональном бюджетном процессе. При этом четко выделилось значительное снижение позиций региона в общем рейтинге, что обозначает негативные тенденции.

Результаты проведенного анализа показали, что стабильно сохраняется, с тенденцией повышения в рейтинге, высокий уровень открытости данных по первоначально утвержденному бюджету. По данному показателю определен росп на 8,3 % в 2018 году в сравнении с 2017 годом [6].

Обозначим положительные изменения в уровне открытости и доступности участия граждан в региональном бюджетном процессе Челябинской области. Прежде всего значительно изменился показатель по разделу «Публичные сведения о деятельности гос. учреждений субъекта РФ». На 46,7% по основным показателям стали доступнее для населения данные о работе региональных органов государственной власти.

Таблица 1.

Сравнительные показатели открытости бюджетных данных Челябинской области за 2017-2018 годы [6, 9]

Разделы Рейтинга субъектов Российской Федерации 2018 год 2017 год Динамика % от max кол-ва баллов 2018 г. к 2017 г.

место баллы % от max кол-ва баллов место баллы % от max кол-ва баллов

Первоначально утвержденный бюджет 28-34 12.0 75,0 50-70 8.0 66,7 +8.3

Внесение изменений в закон о бюджете 67-74 2.0 20,0 67-71 4.0 40,0 -20

Промежуточная отчетность об исполнении бюджета 52-56 16.0 66,7 49-52 19.0 79,2 -12.5

Годовой отчет об исполнении бюджета 51-58 10.0 38,5 58-61 8.0 30,8 +7.7

Проект бюджета и материалы к нему 23-25 22.5 70,3 20-28 21.0 75,0 -4.7

Бюджет для граждан 70-81 12.0 41,7 73-82 6.0 66,7 -25.1

Финансовый контроль 25-41 4.0 66,7 63 1.5 25,0 +41.7

Публичные сведения о деятельности гос. учреждений субъекта РФ 54-56 10.0 66,7 59-61 3.0 20,0 +46.7

Общественные советы 45-84 0.0 0.0 47-85 0.0 0.0 0

ИТОГО 56 78,5 55,7 62 68,5 53,1 +2.6

Та же тенденция наблюдается в открытости данных финансового контроля - на 41,7% за год сведения по финансовым контрольным мероприятиям стали доступнее для населения.

К положительным результатам отнесем также данные повышению уровня открытости первоначально утвержденного бюджета (+8.3%), и материалы о годовом отчете об исполнении бюджета (+7.7%) [6, 9].

Рассмотрим негативные изменения открытости бюджетных данных Челябинской области. Наиболее популярный среди населения «Бюджет для граждан» в Челябинской области становится менее открытым. На 25% понизился показатель открытости данных и доступности участия населения по данному разделу.

Понижение показателя открытости, несмотря на требования Правительства РФ и Минфина России, наблюдаются по открытым данным о внесении изменений в Закон о бюджете (-20%), по данным промежуточной отчетности об исполнении бюджета (-12,5%), и размещении в открытую доступность Проекта бюджета и материалов к нему (-4,7%) [6, 9].

Особое внимание акцентируем на стабильном нулевом уровне рейтингового показателя «Общественные советы», что свидетельствует о закрытости деятельности Общественных советов перед населением региона.

В соответствии с темой исследования более детально рассмотрим показатели Челябинской области по показателю, обозначенному в Рейтинге Минфина - «Бюджет для граждан». В данном разделе регион в 2018 году занял позицию «70-81» из 85 субъектов РФ. Это определенно низкая, и при этом стабильная, позиция. Подтверждают негативную тенденцию также показатель «Процент от максимального количества баллов», который в 2018 году составил 41,7%, в сравнении с показателем 2017 года - 66,7% (-25.1%) [6, 9].

Детальный анализ показателей открытости «Бюджета для граждан» выделил разделы, по которым регион полностью закрыл возможности для населения принять участие в региональном бюджетном процессе. Данные свидетельствуют, что при организации публичных слушаний по проекту бюджета субъекта РФ на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, а также по годовому отчету об исполнении бюджета не применялись данные «бюджет для граждан». Кроме этого нет специализированного сайта, предназначенного для размещения бюджетных данных для граждан, и соответственно всех возможностей для жителей с активной гражданской позицией познакомиться и принять участие в важном для них вопросе - формирование составляющих отдельных разделов расходной части регионального бюджета.

Не практикуется в Челябинской области, достаточно распространенный в большинстве субъектов РФ, конкурс инициативных проектов «бюджета для граждан». Таким образом граждане лишены возможности обозначить свою позицию по отношению к формированию и реализации регионального бюджета.

Низкий показатель открытости отмечен в аспекте форм распространения информации и понятности для населения сведений, предоставляемых органами власти об исполнении бюджета субъекта, и проекту бюджета субъекта РФ на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Для выделения причин низкого показателя открытости регионального бюджетного процесса Челябинской области рассмотрим показатели открытости региональных органов государственной власти региона. Рейтинг открытости субъектов государственного управления проводится рядом научно-исследовательских центров. Проанализируем данные публикуемых рейтингов.

По результатам исследований независимого информационно-аналитического агентства «Инфометр» (анализ открытости деятельности органов государственной власти проводится по 14 ключевым показателям), в 2018 году официальный сайт Правительства Челябинской области (http://www.pravmin74.ru/) [12] в рейтинге субъектов РФ находится на 51 позиции по открытости данных и инструментам обратной связи.

Итоговая оценка открытости Правительства Челябинской области составляет 27,7% [11]. В таблице 2 рассмотрим основные показатели оценки открытости Правительства Челябинской области.

Таблица 2.

Основные показатели оценки открытости Правительства Челябинской области [11]

Параметр Оценка Изменение

Наличие площадки для обсуждения ОД региона (чат, форум и т.п.) 0% 0%

Наличие опроса пользователей по открытым данным 0% 0%

ФИО уполномоченного по открытым данным 0% 0%

Контакты уполномоченного по открытым данным 0% 0%

Внутренний регламент работы с обращениями по открытым данным (при наличии) 0% 0%

Публикация на странице, относящейся к набору, комментариев и ответов на них 14% 0%

Информация о результатах выполнения запросов на предоставление информации в виде наборов открытых данных 17% 0%

Инструмент запроса на предоставление информации в виде наборов открытых данных 20% 0%

Возможность прокомментировать каждый набор 20% 0%

Наличие страницы, раздела или сайта с открытыми данными 90% 0%

Реестр наборов открытых данных 38,3% 0%

ФИО лица, ответственного за содержание наборов открытых данных 42,5% 0%

Телефон лица, ответственного за содержание наборов открытых данных 42,5% 0%

Адрес электронной почты лица, ответственного за содержание наборов открытых данных 42,5% 0%

Общая оценка открытости 27,7% 0%

Анализируя данные, систематизированные в таблице 2, сделаем вывод об отсутствии на официальном сайте Правительства Челябинской области значительной части возможностей

ознакомления и взаимодействия граждан с данным органом власти по значимым для населения вопросам и проблемам.

На основе анализа разделов с низким показателем открытости официального сайта, сформулируем ряд предложений, отраженных в таблице 3. Данные рекомендации приведены в соответствии с процентным показателем по каждой категории методики рейтинга открытости, рассматриваемой в данном исследовании ИАА «Инфометр»).

Таблица 3.

Рекомендации по повышению открытости сайта Правительства Челябинской области (в соответствии с процентным показателем по каждой категории методики) [11]

Рекомендация по повышению открытости официального сайта Обоснование в рейтинге, %

Размещение ФИО лица, являющегося ответственным за открытые данные в регионе +9,4%

Размещение контактных данных уполномоченного по открытым данным в регионе - телефон, адрес электронной почты +9,4%

Размещение на странице с данными инструмент их запроса - например экранная форма обратной связи или ета1 и ссылку на общую форму обращений +7,5%

Размещение единого регионального реестра открытых данных для всех наборов исполнительных органов власти уровня региона +5,8%

Указать номер телефона (с кодом города) ответственного за содержание наборов открытых данные +5,4%

Обеспечить возможность комментирования наборов открытых данных на странице каждого набора +5,4%

Размещение информации о результатах выполнения запросов на предоставление информации +5,2%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечить возможность комментирования каждого набора открытых данных. +5,0%

Создать площадку для возможности открытого коллективного обсуждения данных пользователями +3,1%

Создать на региональном портале/странице "Открытые данные" опрос общественного мнения +3,1%

Разместить текст документа, определяющий работу по взаимодействию с пользователями в рамках использования инструментов обратной связи. +3,1%

Итого 62,4%

В целях повышения открытости деятельности Правительства Челябинской области выделим ряд мероприятий. Например, сформировать платформу для публичного обсуждения актуальных для граждан проблем. Оптимальным в данном случае буде использование наиболее распространённых в регионе чатов, например, OpenDataRussiaChat.

Для создания на сайте Правительства страницы с интерактивным опросом мнения населения есть много вариантов и примеров с положительным результативным эффектом. Темы и конкретные вопросы организатор регулирует в соответствии с им же определенной тематикой. Важно соблюдать регулярность и открытость информации полученных данных.

Важным элементом повышения открытости является размещение регламента работы по взаимодействию с обращениями в режиме обратной связи. Необходимым разделом сайта правительственного органа должна быть прямая ссылка на основные информационные сайты регионального значения.

Рассмотрим позицию Законодательного Собрания Челябинской области по вопросу открытости в рейтинге ИАА «Инфометр». Методика рейтинга включает оценку показателей по 31 параметру, прямо или косвенно касающихся тематики исследования. По результатам исследования Законодательное Собрание Челябинской области (Сайт http://www.zs74.ru/) занимает 77 позицию из 85 объектов. Итоговая оценка открытости Законодательного Собрания Челябинской области - 12,0% [10].

Таблица 4.

Оценка открытости Законодательного Собрания Челябинской области, 2018 год [10]

Параметр Оценка

Наличие АСОЗД/САЗД - автомат. системы обеспечения законодательной 0%

деятельности

Визуальный формат текста законопроекта 0%

Тексты по всем созывам (2000-2009) 0%

Тексты по всем созывам (с начала функционирования до 2000 год) 0%

Наличие функции подписки на обновления статуса законопроекта 0%

Перечень НПА субъекта РФ, подлежащих признанию утратившими силу, изменению или принятию в связи с принятием законопроекта субъекта РФ 0%

Заключения по итогам антикоррупционной экспертизы законопроектов 0%

Указание даты внесения законопроекта 0%

Указание регистрационного номера законопроекта 0%

Указание субъекта законодательной инициативы 0%

Указание ФИО депутата (группы депутатов), внесшего законопроект 0%

Указание ответственного комитета 0%

Указание текущего этапа/статуса законопроекта 0%

Хронология рассмотрения законопроекта субъекта РФ 0%

Поиск по названию законопроекта 0%

Поиск по тексту законопроекта 0%

Поиск по диапазону дат внесения 0%

Поиск по регистрационному номеру 0%

Поиск по субъекту законодательной инициативы 0%

Поиск по отдельным депутатам, внесшим инициативу 0%

Поиск по ответственному комитету 0%

Поиск по тематике (отрасль законодательства) 0%

Поиск по этапу/статусу 0%

Описание порядка проведения общес-х обсуждений законопроектов среди граждан 0%

Наличие тех. решения для проведения общ-х обсуждений законопроектов через сайт 0%

Тексты по всем созывам (2010-2018) 20%

Пояснительные записки к законопроектам субъекта РФ 20%

Финансово-экономические обоснования к законопроектам субъекта РФ 20%

Файловый формат текста законопроекта 100%

Указание названия законопроекта 100%

Тексты законопроектов субъекта РФ 76,5%

Общая оценка открытости 12,0%

Анализ данных, систематизированных в таблице 4, позволяет сделать вывод об отсутствии на официальном сайте Законодательного Собрания Челябинской области в 2018 год области значительной части возможностей ознакомления и взаимодействия граждан с данным органом власти по значимым для населения вопросам и проблемам.

На основе анализа разделов с низким показателем открытости официального сайта, сформулируем ряд предложений, отраженных в таблице 5.

Данные рекомендации приведены в соответствии с процентным показателем по каждой категории методики рейтинга открытости, рассматриваемой в данном исследовании ИАА «Инфометр».

Таблица 5.

Рекомендации по повышению открытости сайта Законодательного Собрания Челябинской области (в соответствии с процентным показателем по каждой категории методики)

Рекомендация по повышению открытости официального сайта Обоснование в рейтинге, %

Разместить тексты законопроектов в виде текстового документа на сайте, обеспечив возможность ознакомления без необходимости скачивания файлов +3,6%

Разместить итоги антикоррупционной экспертизы законопроекта +3,6%

Разместить данные об инициаторе - субъекте законодательной инициативы +3,6%

Разместить информацию об ответственном за законопроект комитете +3,6%

Указать информацию о текущем статусе законопроекта (например: внесен, рассмотрен в 1 чтении, принят, отозван). +3,6%

Обеспечить возможность ознакомления с финансово-экономическим обоснованием законопроекта +3,6%

Разместить информацию о регламенте проведения общественных обсуждений законопроектов среди населения +2,4%

Обеспечить возможность проведения общественных обсуждений законопроектов через сайт +2,4%

Итого 26,4%

В целях повышения открытости деятельности Правительства Челябинской области выделим ряд мероприятий. Например, разместить тексты законопроектов в виде текстового документа на сайте, обеспечив возможность ознакомления без необходимости скачивания файлов; разместить на странице законопроектов итоги антикоррупционной экспертизы законопроекта (если официальный предварительный анализ законопроекта на коррупционные факторы не проводился, предлагаем внести информацию по итогам проведения независимой экспертизы); разместить на странице законопроекта данные об инициаторе - субъекте законодательной инициативы (дополнительно рассмотреть возможность публикации данных депутата или группы депутатов, внесших законопроект).

Размещение информации о регламенте проведения общественных обсуждений законопроектов среди населения соответствует реализации принципов открытости региональных органов государственной власти по обеспечению деятельности открытого правительства [5].

Данные принципы необходимо реализовывать, например, за счет внедрения и применению таких механизмов и инструментов открытости, как создание условия понятности правового и нормативного регулирования процесса, вовлечения активных граждан и общественных объединение в процесс разработки и реализации проектов и решений, организацию общественного обсуждения с использованием современных цифровых и информационно -коммуникационных технологий через официальный или специализированный информационный портал.

При разработке мероприятий по повышению открытости регионального бюджетного процесса необходимо учитывать, что данные о бюджете будут считаться открытыми при условии, что гарантируется возможность найти эти данные. Кроме этого, при оценке открытости необходимо учитывать и временной фактор, то есть количество времени на осуществления поиска документа. Несомненно, что в данном вопросе значительную роль играет уровень организации данных о бюджете, их четкая систематизация.

Обратим внимание на ряд особенностей, которые значительно помогают пользователю в получении информации, повышая ее открытость. Во-первых, понятный для простого пользователя поэтапный переход по ссылкам от главной страницы к необходимому документу. Во-вторых, четкое соответствие заголовка документа его содержанию. Кроме этого, необходимо, чтобы пользователь мог найти необходимый документ, находясь на разных разделах информационного портала, или даже с нескольких порталов, размещающих информацию о региональном бюджетном процессе.

ВЫВОДЫ

Таким образом, мы раскрыли основные итоги исследования динамики открытости регионального бюджетного процесса в Челябинской области, проведя детальный анализ изменения показателей открытости региона как в общем рейтинге Минфина, так и в аспекте критериев «Бюджета для граждан». Проведенный анализ позволил выделить ряд существенных проблем и негативных тенденций в области открытости бюджета Челябинской области, на основе которых сформулированы мероприятия по повышению открытости и доступности регионального бюджетного процесса с использованием цифровых технологий.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Развитие цифровых технологий и их практическое использование в деятельности органов власти свидетельствует о недостаточности простого размещения утвержденного бюджета в СМИ. Однако, практика показывает, что чаще всего, особенно на уровне муниципального управления, органы власти ограничиваются лишь публикацией информации об утверждении очередного бюджета. Исследование перспектив использования инновационных технологий и цифровых инструментов в обозначенном аспекте может оказать практическую поддержку органам власти.

Ежегодное изменение методики оценки открытости бюджетного процесса свидетельствует о совершенствовании необходимых показателей, обеспечивающих доступность участия населения в принятии важных управленческих решений. Нестабильность показателей открытости конкретного региона обозначает проблему дальнейшей оптимизации требований и их практической реализации в каждом отдельном субъекте России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Методических рекомендаций по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме. Приказ Минфина России от 22 сентября 2015 г. № 145н. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mmfm.m/m/document/?id_4=69561 (дата обращения: 05.04.2019).

2. О внесении изменений в Методические рекомендации по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 сентября 2015 г. № 145н. Приказ Минфина России от 04.12.2018 № 249н. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mmfm.m/m/document/?id_4=126332 (дата обращения: 05.04.2019).

3. Методические рекомендации по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме (утверждены Приказом Минфина России от 22 сентября 2015 г. № 145н) (в ред. Приказа Минфина России от 04.12.2018 № 249н) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186396/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf 518/ (дата обращения: 05.04.2019).

4. Методические рекомендации по открытости бюджетных данных субъектов Российской Федерации. Научно-исследовательский финансовый институт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nifi.ru/images/FILES/Ratings/2018/met_rec_200918.pdf (дата обращения: 01.04.2019).

5. Приложение № 5 к протоколу заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 20 декабря 2017 г. № 6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://irkobl.ru/sites/regpolicy/seminar/Приложение_5_Метод_рекомендации.pdf (дата обращения: 05.04.2019).

6. Аналитическая записка «Результаты оценки уровня открытости бюджетных данных в субъектах Российской Федерации по направлению «Бюджет для граждан» за 2017 год» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nifi.ru/images/FILES/Ratings/2017/2017_6_zapiska.pdf (дата обращения: 05.04.2019).

7. Вагин, В.В. Инициативное бюджетирование в Российской Федерации: основные особенности и результаты // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2015. - №5. - С. 120-122.

8. Гаврилова, Н.В. Зарубежные тренды в сфере партисипаторного бюджетирования // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2016. - № 2. - С. 118— 125.

9. Результаты рейтинга субъектов по уровню открытости бюджетных данных за 2018 год Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский финансовый институт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.nifi.ru/ru/rating (дата обращения: 01.04.2019).

10. Рейтинг открытости законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://system.infometer.org/ru/monitoring/525/rating/ (дата обращения: 02.04.2019).

11. Рейтинг открытости. «Инфометр» информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://system.infometer.org/ru/about/ (Дата обращения: 05.04.2019).

12. Сайт Правительство Челябинской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravmin74.ru/ (дата обращения: 02.04.2019).

13. Фадейкина, Н.В. О внедрении бюджета для граждан в системе нового государственного финансового менеджмента / Н.В. Фадейкина, А.А. Синкина // Сибирская финансовая школа. -2015. - №2. - С.32-40.

14.Яговкина, В.А. Официальные сайты для открытости бюджета. // БЮДЖЕТ^и — интернет-издание о финансовой жизни страны. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bujet.ru/article/227480.php (дата обращения: 01.04.2019).

IMPROVING THE EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF THE MINISTRY OF FINANCE OF THE RUSSIAN FEDERATION "OPEN BUDGET" WITH THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES (ON THE CHELYABINSK REGION EXAMPLE)

Barchukova T.A.

FGBU VPO "Financial University under the Government of the Russian Federation", Urals branch

Annotation. The article presents the results of an analytical study of the dynamics of openness of the budget process of the Russian Federation and the budget process of the Chelyabinsk region. Based on the analysis, the problems of openness of the budget of the Chelyabinsk Region are highlighted, which allowed to formulate a number of measures to increase the openness of the regional budget and increase the initiative of citizens in the aspect of the problem under consideration using digital technologies.

Keywords: budget process, open budget process, regional budget, digital technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.