Научная статья на тему 'Проблема открытия Японии коммодором М. К. Перри'

Проблема открытия Японии коммодором М. К. Перри Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1483
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
американская эскадра / Япония / Североамериканские Соединенные Штаты / мирный договор / японский император / the American fl eet / Japan / North American United States / a peace Treaty / the Japanese Emperor

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуринов Сергей Леонидович

Статья рассматривает завершение самоизоляции Японии после визита американской эскадры под командованием коммодора Г.К. Перри. Кроме того, уделяется внимание истории мировой внешней политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF OPENING JAPAN COMMODORE M.C. PERRY

The article focuses on the completion of the self-isolation of Japan after the visit of the American squadron under the command of Commodore G.K. Perry. In addition, attention is paid to the history of world foreign policy.

Текст научной работы на тему «Проблема открытия Японии коммодором М. К. Перри»

УДК 359:947.08 ББК 68.53 (2) 5-1

ПРОБЛЕМА ОТКРЫТИЯ ЯПОНИИ КОММОДОРОМ М.К. ПЕРРИ

Гуринов Сергей Леонидович,

кандидат исторических наук, доцент Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I (г. Воронеж)

Аннотация. Статья рассматривает завершение самоизоляции Японии после визита американской эскадры под командованием коммодора Г.К. Перри.

Кроме того, уделяется внимание истории мировой внешней политики.

Ключевые слова: американская эскадра, Япония, Североамериканские Соединенные Штаты, мирный договор, японский император.

THE PROBLEM OF OPENING JAPAN COMMODORE M.C. PERRY

Gurinov S.L.,

candidate of history, assistant professor of Voronezh state agrarian University name of Emperor Peter I (Voronezh)

Abstract. The article focuses on the completion of the self-isolation of Japan after the visit of the American squadron under the command of Commodore G.K. Perry. In addition, attention is paid to the history of world foreign policy.

Key words: the American fleet, Japan, North American United States, a peace Treaty, the Japanese Emperor.

Открытие коммодором М.К. Перри Японии для международного сотрудничества принадлежит к общеизвестным историческим фактам. Однако представляется интересным сам процесс принуждения японцев к вхождению в мировое сообщество. Еще в 1852 г. коммодор получает инструкцию от американских владельцев пароходств, где говорится, что Япония нужна для правильного судоходства по всему земному шару. От японцев нужен уголь для американских пароходов по стабильно низким ценам [1, с. 519]. Опять же нельзя забывать,

как утверждал секретарь морского Управления Североамериканских Соединенных Штатов (далее - САСШ) Г. Грагам, о выгоде китобойного промысла. В 1849 г. у тихоокеанского побережья вели промысел 154 китобойных судна. Данный вид промысла приносил невиданный доход, и количество судов в китобойных флотилиях постоянно увеличивалось. Несмотря на это, из-за неизученности рельефа дна ежегодная убыль китобойных судов тоже являлась значительной. Фактически под угрозой находился крупный американский бизнес, прино-

- 151 ■

сивший огромные доходы за короткие сроки. Представители китобойного бизнеса надавили на правительство САСШ и заставили его принять меры для сохранения стабильных прибылей. Конечно, в подобной ситуации было просто необходимо задействовать американские военно-морские силы как инструмент дипломатического и силового давления на японцев. Тем более, не будем забывать, что японцев американское правительство воспринимало на уровне туземного народа.

На основе американских выгод японцам предлагалось заключить дружественный мирный и торговый договор. Кстати, утверждалось, что японцы даже не способны ощутить для себя всю его полезность [1, с. 521]. Дело в том, что Япония слишком много провела времени в изоляции и не может понять выгоды жизни в «цивилизованном мире». Правительство САСШ и американские деловые круги решили, что все выгоды японский император и его народ смогут оценить впоследствии. В результате коммодор Г.К. Перри должен был «осчастливить» японскую сторону мирным и торговым договором помимо ее желания.

Формальным поводом для визита коммодора М.К. Перри стала доставка домой японцев, спасенных судном «Аукленд». Дело в том, что представители японской власти просто не стали бы вести переговоры с иностранцами. Однако коммодор был готов применить при необходимости силу своих современных кораблей. В то же время официальным прикрытием вооруженной экспедиции назвали гидрографические работы, проводившиеся ради пользы международного мореплавания. Главная польза от гидрографии состояла в сокращении потерь судов американских китобойных флотилий.

Всего коммодор Г. К. Перри потратил на пребывание в Японии со своей эскадрой 71 день. При этом он продемонстрировал японцам электрический телеграф и маленькую железную дорогу общей протяженностью 400 м [3, с. 394]. В свою очередь, японские подданные удивили американских моряков своими произведениями искусства.

Весьма интересны впечатления американских моряков об особенностях экономики изолированного государства: «...Во время поездок, совершенных на берег, и которым японцы

нисколько не препятствовали, все убедились, что земледелие и в особенности цветоводство - на высшей степени совершенства, чем в Китае; что земледельческий класс гораздо богаче, лучше одет, лучше питается и гораздо опрятнее в своих привычках, нежели в Китае» [3, с. 395]. Офицеров американского флота поразил уровень интеллектуального развития островитян: «... Что касается до умственных способностей, все наблюдения, сделанные американцами, доказывают, что они имели дело с самым смышленым и образованным народом Азии. Между чиновниками, посланными к американцам, нашлись умеющие читать, писать и говорить по-голландски и по-английски. Хотя уже прошло два века с тех пор, как они закрыли свои гавани для иностранных флагов и прервали все сношения с народами европейского происхождения, исключая голландцев, присылающих в Нагасаки, средним числом, два корабля в год, японцы, однако ж, удивительно знают все то, что делается в мире. Голландцы доставляют им газеты, обзоры книг и проч., которые изучаются в училищах, и посредством этого правительство ознакомливается со всеми важными событиями современной истории. В Японии есть люди, знающие английский, французский, голландский и, вероятно, немецкий» [3, с. 396].

Получается, что не только японцы открывали для себя европейцев. Иностранные моряки уже на тот момент воспринимали островитян как самый деятельный и предприимчивый народ в Азии. Жители островов выигрывали в сравнении с Китаем. Несмотря на это, японцы все равно оставались для американских моряков туземцами.

Японское правительство устроило пышную встречу и праздник в честь экипажей американских судов. Однако сами переговоры продвигались медленно. В стране, просуществовавшей столетья в изоляции от окружающего мира, никто не спешил открывать порты для иностранных судов и участвовать в международной торговле.

Достаточно привести письмо американского моряка с парохода «Поугатан»: «.По недостатку времени, я могу дать только краткий отчет наших действий в прошедшем месяце. Несмотря на бурную погоду, производимая нами опись залива шла очень успешно. 6-18 апреля «Саратога», снявшись с якоря, отсалю-

товала нам, и при раздавшихся кликах со всех судов оставшейся эскадры отправился по назначению. Прежде отправления эскадры в Си-мода (один из портов, открытых американским судам, по последнему договору), коммодор желал взглянуть на Иеддо; но со стороны японцев это желание встретило большое сопротивление, они были будто громом поражены, от одной мысли видеть наши колесно-огненные суда на якоре, под стенами императорского дворца. Но так как коммодор оставался тверд в своем намерении, некоторые из японцев объявили, что минута отдачи якоря возле дворца будет сигналом для них, распороть себе живот. Мы все были немного взволнованы, когда 8-го апреля утром суда наши тронулись. Несколько японцев находились на флагманском корабле. Они были очень расстроены и испуганы, пока мы шли по заливу. Однако коммодор не встал против дворца, у него слишком доброе сердце» [2, с. 209]. Надо отметить, что коммодор Г.К. Перри встал в заливе так, чтобы избежать самоубийства японских чиновников. Такое ведение переговоров явно свидетельствует о нежелании одной из сторон устанавливать дипломатические отношения.

Собственно проблема состояла в открытом противостоянии среди японцев. С одной стороны, император и региональные представители знати не хотели подписывать договор с САСШ, т.к. поддерживали изоляционистские настроения. С другой стороны, наиболее образованная часть японского чиновничества высказывала желание завершить политику изоляции и видела выгоды от международной торговли с ведущими странами мира.

В сложившихся обстоятельствах коммодору Г.К. Перри пришлось приложить максимум усилий для реализации проекта торгового договора с японцами. Американские дипломаты дали высокую оценку деятельности коммодора Г.К. Перри: «... Нельзя не выразить удивления тому умению, с которым коммодор Перри вел это трудное дело с самого начала. Ему удалось соединить так счастливо достоинство и твердость с добротой и радушием, что он заставил уважать нашу эскадру и наше отечество, не унижая национальной гордости Японии» [2, с. 210].

Несмотря на это, соблюдение японских средневековых церемоний и этикета можно

считать только незначительными уступками со стороны американских моряков и дипломатов. Коммодор Г. К. Перри сочетал силовую дипломатию с уступками, не имевшими никакой практической пользы. Кстати, за свою деятельность коммодор Г.К. Перри был награжден американским Сенатом суммой в 20 тыс. долларов и ему разрешили опубликовать подробный отчет о проделанной им экспедиции. Вероятно, перед нами выражение благодарности крупных американских предпринимателей за охрану их интересов.

Сама экспедиция Г.К. Перри считается одним из важнейших событий в истории Соединенных Штатов Америки. Даже при заключении капитуляции с Японией 2 сентября 1945 г. на борт линкора «Миссури» доставили флаг с корабля коммодора Г. К. Перри.

Собственно коммодор М.К. Перри действовал при помощи силового давления и заставил Японию подписать договор с предоставлением САСШ наиболее благоприятного режима торговли. Американцам нужны были угольные станции, пароходные сообщения и развитие китобойного промысла. Все вышеназванная американская сторона получила в полном объеме. Более того, представители САСШ даже навязали японцам свои общепринятые стандарты: «. Коммодор ожидает императорского комиссара в Симоду, для окончательного приведения в порядок дел: о монетах, весах, почтах и правилах и проч.; с этой целью наши монеты, меры и весы посланы в Иеддо» [2, с. 212].

Интересы японцев не учитывал никто, а главным плюсом для них считалось прекращение политики самоизоляции и вхождение в «цивилизованный мир». Вероятно, до этого японцы не были представителями самобытной древней культуры. Между прочим, в последующие годы «революции Мэйдзи» разрушили именно самобытный японский уклад. Кроме того, последующие исторические события привели к высокой смертности среди островитян по экономическим и социальным причинам. Можно сказать, что для подавляющего большинства японцев знакомство с «цивилизованным миром» привело к семейной и личной трагедиям.

Итог переговоров подвел один из офицеров американской эскадры: «. Все это кончится, когда мы вернемся в Хакодатэ, порт, который,

- 153 ■

впоследствии, вероятно будет важным пунктом нашим китоловам для приобретения запасов; так как Симода, вероятно, будет нашим складочным местом для угля и станция нашей Китайско-Калифорнийской линии пароходов» [2, с. 214]. Непосредственно договор был подписан 31 марта 1854 г. По данному документу Североамериканские Соединенные Штаты обеспечивали угольным топливом в японских портах свои китобойные, транспортные и пассажирские корабли; японцы взяли на себя обязательства спасать команды американских судов в случае катастрофы на море; два японских порта - Симода и Хакодатэ открывались для международной торговли; в Симодэ и Хако-датэ американцы открывали свои постоянные консульства; американские предприниматели получали наиболее благоприятный режим при торговле с Японией. 11 июля 1854 г. коммодор Г.К. Перри подписал практически такой договор с ванством Рюкю. Однако в этом дипломатическом документе отдельно оговаривалась возможность строительства американских поселений на японской территории. Население подобных деревень подлежало исключительно суду американского консульства.

Перед нами классический пример давления на малоразвитое государство со стороны более мощного в военном и экономическом плане соседа. Главной причиной завершения самоизоляции Японии стали доходы крупного американского бизнеса. Именно из-за них эскадра коммодора Г.К. Перри совершила ряд походов к японским берегам. Конечно, все подавалось в европейской прессе как миссия по насаждению цивилизации среди отсталых японцев. При этом все дипломатические формальности были строго соблюдены, но международное право нарушено, т. к. одна из сторон заключила мирный и торговый договор при силовом давлении.

В завершение самоизоляции Японии в 1854 г. просматривается ряд исторических параллелей с современной мировой геополитикой. Просто необходимо поменять некоторые понятия. Например, вхождение в «цивилизованный мир» на знакомство с «западными демократическими ценностями». В остальном внешнеполитические методы Североамериканских Соединенных Штатов и США в начале XXI в. не претерпели существенных изменений. Там, где только обнаруживаются интересы крупного американского бизнеса, которые невозможно реализовать из-за сопротивления национального правительства, начинается насильственное насаждение «демократических ценностей». Национальное правительство объявляется «преступным», а политический режим «недемократичным». После чего привлекается пятая колонна, чтобы потребовать от мирового сообщества навести в государстве «демократический порядок». Затем происходит силовая стадия решения проблемы. Наконец, устанавливается проамериканский политический режим, охраняющий интересы иностранных предпринимателей. Надо отметить, что внутри страны данный режим может осуществлять любую политику, вероятно, до массового геноцида, но оставаться для своих американских хозяев «демократичным» и «легитимным». Получается, что с XIX в. стали изощренней сами методы силового и не силового давления, а основные его принципы были созданы уже в то время.

Литература:

1. Еще об американской экспедиции в Японию // Морской сборник. - 1852. - № 5. - С. 519-528.

2. Письмо из Японии // Морской сборник. - 1854. -№ 10. - С. 209-217.

3. Экспедиция коммодора Перри в Японию // Морской сборник. - 1854. - № 8. - С. 394-399.

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.