МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
АМЕРИКАНСКОЕ ВОЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ НА ОКИНАВЕ
л
Жанна Михайловна БАЖЕНОВА, аспирантка Института истории ДВО РАН
Самая южная префектура Японии Окинава включает в себя около 120 островов (из которых обитаемых всего 44) общей площадью 2 276 кв. км, протянувшихся от южной оконечности о-ва Кюсю до северной оконечности Тайваня. Южная часть этой островной дуги образует архипелаг Рюкю, а его центральным и наиболее значительным островом является Окинава.
После поражения Японии во второй мировой войне острова Окинава с 1945 г. вплоть до момента возвращения под японскую юрисдикцию в 1972 г. находились под административным контролем Соединенных Штатов Америки. Однако острова перешли под юрисдикцию Японии вместе со всеми американскими базами и полигонами. Именно их присутствие, по мнению большинства окинавцев, является основной причиной того, что Окинава на сегодняшний день — самая бедная и экономически отсталая префектура в Японии.
В 1996 г. на острове доход на душу населения был самым низким в Японии, а безработица, достигшая 6%, — самая высокая (общенациональный уровень безработицы в Японии в 1996 г. составил 3,4%)'. Остров живет лишь за счет массированных финансовых вливаний из национального бюджета. С 1972 по 2000 г. в хозяйство Окинавы было «впрыснуто» более 5 трл. йен. Но и сегодня самостоятельно держаться на плаву остров не может. Он, как наркоман, «сидит на игле» трансфертов из Токио2. Под военные базы США заняты тысячи гектаров плодородных земель, что мешает развитию фермерства, а также базы практически разместились во всех удобных морских бухтах, что препятствует развитию рыболовства и судоходства.
Но у медали, как известно, две стороны. Среди жителей префектуры немало тех, чье существование напрямую зависит от присутствия военных баз. Это получающие арендную плату владельцы используемых армией частных земель, служащие на базах, местные предприниматели, заключающие подряды на строительные работы на их территории. По мнению ряда специалистов, сейчас работа на американских базах на Окинаве с экономической точки зрения является наиболее привлекательной. Кроме того, для местного населения важную статью дохода составляет продажа американским военным потребительских товаров. И все-таки большинство жителей Окинавы уже не одно десятилетие активно борется за удаление американских военных с острова.
Необходимо отметить, что стратегический интерес США к островам Рюкю впервые проявился еще в начале XIX в. Во время англо-американской войны 1812 г. один из лучших американских морских офицеров, командир фрегата «Эссекс» капитан Дэвид Портер первым из американских моряков обогнул мыс Горн и успешно действовал против английских судов в Тихом океане. На своем опыте он убедился в необходимости усиления американских позиций на Тихом океане и предложил Вашингтону послать официальную американскую экспедицию в Японию для установления с ней официальных отношений. (Напомним, что в то время Япония проводила политику полной изоляции страны, поддерживая торговые отношения только с Голландией, открыв для этой цели единственный порт Нагасаки). Но правительству США в то время было не до далекой экзотической страны. Речь шла о самом существовании
США как независимого государства, поэтому планам Портера не суждено было осуществиться.
Кроме США интерес к скорейшему «открытию» Японии проявляли еще три крупнейшие западные державы: Россия, Франция и Великобритания. Россия шла к Японии с севера, Франция и Англия стремились к расширению границ своих империй, двигаясь из Юго-Восточной Азии, интересы США наплывали с востока. Япония же в свою очередь стремилась не допустить проникновения западных держав.
В США интерес к Японии значительно возрос на рубеже 40—50-х годов XIX в. в связи с расширением американо-китайской торговли после подписания договора Ван-ся в 1844 г. Как и другие западные державы, Штаты стремились «открыть»Японию прежде всего для торговли. Эту задачу поставили перед экспедицией под командованием коммодора Перри. Коммодор Мэтью С. Перри в то время был одним из самых выдающихся офицеров военно-морских сил США. Он родился во времена первой администрации Джорджа Вашингтона, период его возмужания пришелся на годы второй войны с Англией (во время которой его старший брат прославился службой на флоте), а сам он отличился в мексиканских войнах. Перри принимал активное участие в реформе по переводу военно-морских сил США с парусного на паровой флот, стремясь поставить технический прогресс на службу все увеличивающимся экономическим и военным интересам Америки. Коммодор справедливо полагал, что Великобритания и Россия станут соперниками США в Северной части Тихого океана и на Дальнем Востоке, поэтому, считал он, необходимо заставить Японию прийти к соглашению. Американское правительство решило, что именно такой амбициозный и дисциплинированный человек с несомненным командирским талантом лучше всего подходит для решения трудной задачи: наладить торговые и дипломатические отношения с Японией по возможности мирным путем, однако имея за спиной мощную военную силу, которая при необходимости могла быть введена в действие.
Коммодор Перри очень тщательно подготовился к выполнению своей миссии, внимательно изучив все имевшиеся в его распоряжении сведения о Японии и островах Рюкю. 14 декабря 1852 г. на пути в Японию Перри отправил депешу в Вашингтон, где подробно обосновал необходимость колоний для США на юге Японии и предложил для этой цели острова Рюкю.
«Я полагаю, — утверждал Перри, — что в настоящий момент оккупация основных портов этих островов для размещения наших военных кораблей и для организации безопасных стоянок торговых судов любой страны будет не только мерой, оправданной строгими законами морали, но и суровой необходимостью; этот аргумент будет подтвержден в дальнейшем с несомненным улучшением условий жизни местных жителей, хотя на них и обрушатся пороки, сопутствующие цивилизации»3.
Ответ Вашингтона для Перри, подготовленный госсекретарем Эдвардом Эве-реттом, последовал незамедлительно: «Президент согласен с Вами, что для достижения выбранной цели желательно использовать острова Лю Чю. Их месторасположение подходит как нельзя лучше; а дружественный и мирный характер местных жителей позволяет надеяться на благоприятный исход вашего визита. Устраивая один или два удобных пункта на этих островах с согласия местного населения, вы должны сами следовать самым дружественным и мирным курсом, такого же поведения должны придерживаться все находящиеся под вашим командованием. Не разрешается брать ни один товар, не заплатив за него самым честным образом. Запрещается грабеж и акты насилия со стороны ваших людей по отношению к этим, как их описывают, простым и миролюбивым людям. Необходимо стараться предотвратить их любой ценой. Дайте сразу понять им, что ваш приход сулит им выгоду, а не зло. Старайтесь не использовать силу, только в случае самозащиты, как последнее средство при нападении»4.
В конце мая 1853 г. эскадра под предводительством коммодора Перри в первый раз бросила якорь в гавани Наха. Во время этого визита коммодор подготовил почву для заключения договора с королевством Рюкю, создал опорную базу для своей эскадры, устроил запасной склад угля и лазарет. Он информировал главу русской миссии в Японии графа Путятина об установлении американского протектората над Рюкю.
Соглашение между США и Королевством Рюкю было подписано 11 июля 1854 г.в Наха. Согласно этому документу местные власти должны были обращаться с гражданами США с большой вежливостью и дружелюбием. Власти Рюкю не имели права вмешиваться в торговлю американцев с жителями королевства. Корабли США в любой гавани Рюкю должны были обеспечиваться водой и лесом, но другие
товары они могли приобретать только в Наха за деньги. Власти Рюкю должны были оказывать помощь в спасении и сохранении жизней и собственности американских граждан, если те потерпят кораблекрушение у побережья королевства. Расходы за это должны были возмещаться правительством США. Американцы получали право свободного передвижения по территории королевства, их не должны были преследовать или следить за ними. Если же они будут совершать незаконные действия, как-то вторжение в жилище, непорядочное поведение по отношению к женщинам или принуждение людей продать им ту или иную вещь, то подлежали аресту. Но и в этом случае с ними должны были обращаться хорошо. Они не подлежали суду королевства. Наказывать их должен был капитан того корабля, с которого они сошли на берег. Таким образом, Перри настоял на введении принципа экстерриториальности для американских граждан. Также правительство Рюкю должно было назначать искусных лоцманов для проводки американских судов в Наха.
Сам Перри, оценивая результаты своей экспедиции, вполне обоснованно считал, что заключенные им договоры открывают лишь начало регулярным официальным отношениям между США и Японией и США и Рюкю, что эти документы носят главным образом политический, а не коммерческий характер. Коммодор полагал, что развитие всесторонних отношений между странами в немалой степени будет зависеть от способности США защитить Японию и Рюкю от посягательств других держав.
Договор с королевством Рюкю был очень скоро забыт в Соединенных Штатах. Успех Перри заслонили сменившиеся один другим политические кризисы, приведшие к гражданской войне и трудным годам восстановления мятежного Юга. В Японии тем временем была проведена реставрация Мэйдзи, положившая начало превращению страны в мощную империалистическую державу, которая поглотила маленькое королевство Рюкю, ставшее в 1879 г. японской префектурой Окинава.
Однако Соединенным Штатам удалось закрепиться в Азиатско-Тихоокеанском регионе при помощи создания военных баз на территории Японии, и прежде всего на Окинаве. Произошло это в конце второй мировой войны в ходе тяжелых боев. После потери Филлиппин японское командование придавало обороне Окинавы особое значение. Гарнизон острова к апрелю 1945 г. был увеличен до 100 тыс. чел. В состав 32-й армии, базировавшейся на Окинаве, входили 1-й и 23-й полевые тяжелые артиллерийские полки, 100-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион, 7-й тяжелый артиллерийский полк, 1-й отдельный полк тяжелых мортир, восемь рот легких минометов, 27-й танковый полк5. В южной части Японии было сосредоточено большинство самолетов, которыми располагали вооруженные силы страны. Всего этого, однако, оказалось мало по сравнению с тем, что подготовил к операции противник. Американский флот, усиленный группой английских кораблей, насчитывал в районе Окинавы 1 317 единиц, в том числе 33 авианосца, 20 линкоров и 32 крейсера. Только на авианосцах находилось свыше 1 700 самолетов. К высадке на остров было подготовлено семь дивизий с многочисленными частями усиления и обеспечения. Всего в захвате Окинавы должно было принять участие 450 тыс. чел.6
Борьба за остров началась 1 апреля, а закончилась лишь 22 июня 1945 г. В ходе боев японское командование прибегло к массовому использованию камикадзе, которым удалось потопить 26 и повредить 164 корабля противника. Всего в боях за Окинаву американцы потеряли около 50 тыс. чел., в том числе 13 тыс. убитыми. Гарнизон острова был большей частью уничтожен, людские потери среди населения, которое, несмотря на голод и болезни, оказывало упорное сопротивление противнику, были огромны — около 150 тыс. чел. После сдачи острова местные жители были заключены в концлагеря. Писатель Б. Горбатов, который побывал на Окинаве в январе 1946 г., писал: «Вокруг была деревня. Жалкие тростниковые, тропического типа хижины. В них в страшной тесноте скучились люди (25 тыс. окинавцев, как я потом узнал). Дети и старики. Женщины и мужчины. Больные и здоровые вместе. Больные заразными и неизлечимыми болезнями — проказой, например, — и больные, вполне поддающиеся лечению. Они копошились все вместе в тесноте и грязи, в пыли и отбросах. Заражая друг друга, гния, голодая и умирая... Умирая каждый день... молча... безропотно... обреченно.
Мне сказали потом, что таких, как эта, «деревень» на Окинаве несколько. Они тоже обнесены колючей проволокой. Запрещено входить в лагерь. Запрещено выходить оттуда. Для крайних случаев есть на острове дорога, по которой могут пере двигаться окинавцы, — дорога № 6.
Белым по ней ездить нельзя. Это — дорога гетто»7.
Вернуться в свои дома жителям Окинавы было разрешено только в конце октября 1945 г. Оккупировавшие Окинаву американцы захватили построенные японской армией аэродромы и по всему острову разместили склады с боеприпасами и провизией. Спустя всего четыре года после окончания второй мировой войны ситуация в Восточной Азии резко обострилась. Коммунистическая партия Китая одержала победу в гражданской войне с Гоминьданом, и в 1949 г. была образована Китайская Народная Республика. В 1950 г. вспыхнула война в Корее. В этих условиях власти США усилили свои базы на Окинаве, превратив остров в американский бастион в западной части Тихого океана.
По Сан-Францисскому мирному договору 1951г. Япония освобождалась от состояния оккупации и восстанавливала свою независимость. Тем не менее острова Окинава по-прежнему оставались под административным контролем США, т. е. фактически там сохранялся режим оккупации. Чтобы американцы могли продолжать использовать территорию Окинавы под свои военные базы, в 1953 г. был издан документ, согласно которому даже при отказе владельцев земель предоставлять их в аренду американские военные получили право занять их насильственным путем (правда, за арендную плату). Жители Окинавы были возмущены тем, что у них фактически отбираются плодородные участки сельскохозяйственных земель, поскольку арендная плата была весьма символичной и они остаются практически без средств к существованию. Это подхлестнуло антиамериканские выступления против насильственного режима оккупации.
В самой Японии после отмены режима оккупации окинавской проблеме внимания почти не уделялось. Бывший премьер-министр Асида Хитоси, возвращаясь домой после поездки на Окинаву, сделал слишком оптимистичное заявление о том, что «до войны местные жители питались одними кокосовыми орехами и ходили босиком, а теперь, благодаря американцам, они живут хорошо»8. В парламенте Японии проблема военных баз на Окинаве была впервые затронута в 1955 г. Тогдашний премьер-министр Хатояма Итидзиро, отвечая на вопрос оппозиционной партии, выразился очень неудачным образом, сказав, что Окинава находится в «доверительном управлении» у Соединенных Штатов. Хотя чуть позже он постарался исправить свою оплошность, но его заявление о том, что Япония «доверяет» Америке управлять территорией Окинавы, вызвало волну негодования островитян9.
В том же 1955 г. к проблемам Окинавы было привлечено внимание всего японского народа. Толчком к этому послужил доклад представителя международного комитета по правам человека Р. Холдена о том, что на Окинаве американские военные власти насильно заставляют крестьян продавать пахотные земли. Этот доклад он направил в японский комитет по свободе и правам человека с предложением провести переговоры с соответствующими властями после того, как будут собраны все материалы по данному вопросу. После этого Комитет по свободе и правам человека в течение года проводил исследования, и подробный отчет о них был напечатан в газете «Асахи симбун». Таким образом, в борьбу за возвращение Окинавы вместе с островитянами включились и жители основных японских островов. Хотя масштабы этого движения были несравнимы в собственно Японии и на Окинаве. Например, на конгрессе, посвященном проблеме возвращения Окинавы, в апреле 1962 г. в Токио собрались всего 500 чел., из них только 5 жителей острова; а в Наха на аналогичный конгресс собрались около 70 тыс. чел., т. е. примерно треть всех жителей столицы префектуры10.
15 мая 1972 г. состоялась торжественная церемония передачи Японии административных прав на Окинаву. Однако американские военные базы и полигоны остались. США в какой-то мере было выгодно передать часть своих прав и обязанностей японской стороне. За период с 1972 по 1997 г. с территории основных японских островов было эвакуировано 60% американских баз, а с Окинавы — всего 15%. Таким образом, произошло ненормальное явление — на территории, которая занимает 0,6% от площади всех японских островов, оказалось сконцентрировано более трех четвертей американских баз в Японии. И сейчас 11% всей территории префектуры Окинава и 20% о-ва Окинава занимают американские базы. Кроме того, на всех других островах Японского архипелага американские базы на 87% расположены на государственных землях, а частные владения почти не занимают, на Окинаве же под ними занято 33% частных земель11. После передачи Японии административных прав на Окинаву
американская армия постаралась сохранить право на использование частных земельных владений. Японский парламент под давлением Вашингтона в 1972 г. принял «Постановление о временном общественном использовании земель», узаконивающее положение, когда даже те частные земли, которые изначально, согласно условиям японо-американского договора, не были отданы под американские базы, могли быть переданы в их распоряжение на пять лет.
Срок действия этого постановления несколько раз продлевался. В 1987 г. его заменило новое «Постановление о применении специальных мер по использованию земель для гарнизонных войск», согласно которому отвод земель в аренду под базы осуществлялся в принудительном порядке. А в 1997 г. правительство Японии внесло в это «Постановление» поправки, суть которых сводилась к тому, что независимо от положительного или отрицательного решения об использовании земли на период до его принятия срок аренды автоматически продлевается. В результате американские военные получили возможность использовать эти земли практически без ограничения сроков. Всего на Окинаве начитывается 37 строений и баз, занимаемых американскими военными, общая площадь которых составляет 23 498 га.
Соседство с базами создает немало проблем населению. Например, базы Ка-дэна и Футэмма располагаются совсем рядом с густонаселенными районами, что причиняет большие неудобства и даже прямой вред местным жителям: школы из-за рева самолетов вынуждены прерывать занятия, у многих людей развиваются болезни органов слуха. При полетах самолетов происходит много катастроф. Так, со времени возвращения острова в 1972 г. по декабрь 1997 г. произошло 36 падений самолетов, одно столкновение в воздушном пространстве, 25 случаев падения деталей, 49 незапланированных посадок, один случай совершения ошибки при сбросе бомбы и др. — всего 130 авиапроисшествий12. При тренировочных прыжках с парашютом на аэродроме Ёмитан имели место многочисленные случаи приземления американских солдат на возделываемые земли и даже на дома проживающих в окрестностях аэродрома крестьян. Нередко вблизи населенных пунктов и префектуральных шоссе проводятся учения с использованием артиллерии.
Нельзя не упомянуть также проблему загрязнения моря и рек из-за последствий военных учений и строительных работ на базах. Так, в октябре 1990 г. произошел смыв большого количества краснозема в близлежащие реки и море в результате нарушений строительных норм при сооружении зданий, имитирующих населенный пункт, предназначенный для отработки военных действий в городских условиях. Подобный случай произошел и в мае 1992 г. при реконструкции дороги, связывающей военные базы. В ноябре 1995 г. в земле возвращенного Японии участка, занятого до этого под базу, был обнаружен целый «букет» вредных веществ: кадмий, ртуть, свинец, хлорсодержащие соединения, мышьяк и т. д. До полного уничтожения вредных веществ этот участок земли использоваться не может. При этом армия США не обязана восстанавливать загрязненные земли в случае их возвращения Японии.
Все эти негативные последствия дислокации американских военных баз на территории Окинавы вызывают непрекращающиеся протесты общественности страны. Но особенно остро японцы реагируют на многочисленные преступления американских военнослужащих. Число этих деяний в 1972—1996 гг. составило 4 823. Из них 514 — тяжкие преступления: убийства, изнасилования, кражи, стрельба из огнестрельного оружия13. Согласно «Соглашению о статусе американских военных на территории Японии», даже если преступление, совершенное американцем, по тяжести выходит за рамки административного, прокуратура Японии может только возбудить дело, а затем подозреваемый передается в руки американской военной администрации, которая и занимается расследованием.
В сентябре 1995 г. произошла грязная история с изнасилованием тремя морскими пехотинцами окинавской школьницы. Инцидент породил целую кампанию протеста против американских баз. Был проведен референдум, на котором десятки тысяч окинавцев выступили за удаление американских военных с острова. Эта широкая волна протеста привела к тому, что США заключили с Японией соглашение о возврате 20% занимаемых земель, включая огромную базу Футэмма. Однако как компенсацию американские власти потребовали построить новый аэродром на севере страны, близ г. Наго. Этот проект среди жителей города нашел как сторонников, так и противников. В декабре 1997 г. состоялся референдум, на котором против строительства проголосовало большинство — 52,8%, в их числе был и тогдашний
губернатор Окинавы Масахидэ Оота, открыто высказавшийся не только против строительства, но и за удаление всех баз к 2015 г. Однако на состоявшихся в феврале 1998 г. выборах мэра г. Наго победил кандидат, выступавший за строительство. Победивший на выборах в ноябре 1998 г. новый губернатор Кэйити Инаминэ предложил использовать новый аэродром и для обслуживания японских гражданских самолетов, а также внести в текст соглашения обещание американской стороны вернуть Японии территорию своей новой базы через 15 лет. Однако такой компромисс не удовлетворил ни ту, ни другую сторону. Японские транспортники отчетливо понимали, что взлет и посадка гражданских самолетов будут возможны лишь в те редкие «окна», когда взлетные полосы и рулежные дорожки не будут заняты военной техникой. Значит, наладить регулярное движение вряд ли удалось бы. Кроме того, американская администрация принципиально не согласна с любыми намеками на ограничение сроков использования баз. Вопрос остался открытым.
Во время саммита «Большой восьмерки», состоявшегося в июле 2000 г. на Окинаве, жители острова не упустили удобного случая и провели многолюдные выступления протеста с требованием вывода американских военных баз. Волна протестов возымела действие — тогдашний президент США Билл Клинтон пообещал публично в течение пяти лет вдвое сократить американский военный контингент. Однако политика новой американской администрации во главе с Д. Бушем-младшим ставит под сомнение выполнение этого обещания.
Но Япония остается верной договоренностям с США. После окончания «холодной войны» и исчезновения так называемой «советской угрозы» она обнаружила, что по-прежнему как бы находится под прицелом. Ее волнует всевозрастающая военная мощь Китая и непредсказуемое поведение Северной Кореи с ее ядерным оружием и новыми баллистическими ракетами. Несмотря на модернизацию и увеличение сил сомообороны, Япония вряд ли имеет сейчас возможность выстроить систему самостоятельной обороны против крупномасштабной агрессии. Гарантию не только своей безопасности, но и стабильного состояния в регионе она видит в американском присутствии на территории Японии.
«Согласно закрытому прогнозу, который был сделан по указанию правительства экспертами Управления национальной обороны Японии, угрозы ухода США из региона в обозримой перспективе не существует»14. А значит, и говорить о возможности вывода американских войск с территории Окинавы в ближайшем будущем не приходится.
1 Левчук А.Н. Японо-американский военный союз: роль Окинавы в отношениях между Токио и Вашингтоном в 90-е гг. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2002. С. 13.
2 Сашин Л. Остров «на игле».// Япония сегодня. 2000, август. С. 10.
3 Cit. in: Kerr George H. Okinawa. The history of an Island People. Tuttle publishing, 2000. P.305.
4 Ibidem. P. 305—306.
5 Такусиро Хаттори. Япония в войне 1941 — 1945. М.: Воениздат,1973. С. 498.
6 Энциклопедия о Японии «От А до Я». М.: Япония сегодня, 2001. С. 84.
7 Цит. по: Горбатов Б.Л. Человек из сословия «эта». М.: Военное издательство, 1953. С. 65—66.
8 Хига Сюнтё Окинава. Токё,1997. С. 3.
9 Там же. С. 4.
10Там же. С. 12—13.
11 Фукуёси Сёдзи. Окинава — «остров-база» // Азия и африка сегодня. 2000. № 10. С. 51 — 52. 12Там же. С. 53.
13 Там же. С. 53—54.
14 Россия и Япония в региональном интерьере // Компас, 2000, № 36. С. 8.
Summary: A post-graduate student of the Institute of History Zh. Bazhenova devoted her article to the problem of the American military presence on the archipelago of Japan — Okinawa. The author considers the circumstances of military presence of the USA on Okinawa since 1945 and till now. In the article there is given an analysis of positive and negative aspects of this fact, there determined the perspectives of such a position.