Научная статья на тему 'Проблема основных обязанностей человека и гражданина сквозь призму христианства'

Проблема основных обязанностей человека и гражданина сквозь призму христианства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООТНОШЕНИЕ / ОБЯЗАННОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / ТЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шестопалов Михаил Андреевич

В настоящей статье представлен анализ юридической конструкции правоотношений, даны понятия его элементов. Доказывается, что обязанность выступает первичным по отношению к праву элементом. Имеется соотношение юридических обязанностей с иными обязанностями человека. Раскрывается христианский теологический подход к пониманию природы и классификации обязанностей человека. Отмечена общность основной направленности религиозных и юридических обязанностей. Приведён анализ международных и национальных нормативных правовых документов, содержащих основные права человека, выявлены юридические обязанности. Рассмотрены проекты всеобщей декларации обязанностей человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема основных обязанностей человека и гражданина сквозь призму христианства»

УДК 341.01

Шестопалов Михаил Андреевич

преподаватель.

Гуманитарно-правовой колледж Юридического института Московского городского педагогического университета shestopalov@live.ru

Mikhail A. Shestopalov

teacher.

Humanitarian and legal college of Legal institute of

the Moscow city pedagogical university shestopalov@live.ru

Проблема основных

обязанностей человека и гражданина сквозь призму христианства

Аннотация. В настоящей статье представлен анализ юридической конструкции правоотношений, даны понятия его элементов. Доказывается, что обязанность выступает первичным по отношению к праву элементом. Имеется соотношение юридических обязанностей с иными обязанностями человека. Раскрывается христианский теологический подход к пониманию природы и классификации обязанностей человека. Отмечена общность основной направленности религиозных и юридических обязанностей. Приведён анализ международных и национальных нормативных правовых документов, содержащих основные права человека, выявлены юридические обязанности. Рассмотрены проекты всеобщей декларации обязанностей человека.

Ключевые слова: правоотношение, обязанность, международные стандарты, теология.

The problem of

main obligations of man and citizen through christianity prize

Annotation. This article presents an analysis of the legal construction of legal relations, and gives the concepts of its elements. It is proved that the duty is the primary element in relation to law. There is a correlation of legal duties with other duties of a person. A Christian theological approach to understanding the nature and classification of human responsibilities is revealed. The generality of the basic orientation of religious and legal duties is noted. The analysis of international and national normative legal documents containing basic human rights is presented, legal obligations are revealed. The drafts of a universal declaration of human responsibilities are considered.

Keywords: legal relationship, duty, international standards, theology.

В юридической науке категория обязанности традиционно рассматривается в числе наиболее важных наряду с правом и ответственностью. Существует достаточно большое количество научных работ, посвященных теме юри-. -

мать обусловленную законом необходимость должного поведения [3, с. 528]. Категория юридической обязанности неоднородная, имеет ,

компонентов. По мнению проф. М.Н. Марченко [4, с. 589] к ним относятся предписания совершить определенные действия в пользу управо-, -

шения запрещенных нормами права действий. Проф. Л.П. Рассказов дополняет структуру необходимостью реагировать на законные требования, не препятствовать управомоченному субъекту пользоваться благом, а также нести ответственность за неисполнение законных требований [6, с. 376].

При соотношении юридических обязанностей с субъективными правами участников правовых отношений становиться очевидной неразрывная

связь обозначенных категорий. Субъективное право, неподкрепленное обязанностью, не способно действовать само по себе. Оно как бы лишается юридических гарантий тех возможностей, которые предоставляются законом. Вместе с тем нарушение права или неисполнение обязанности должно неизбежно влечь для виновной стороны юридическую ответственность. О необходимости исполнения обязанностей с особым

трепетом писали древнеримские юристы. Так, ,

может дать повода человеку прервать исполнение какой бы то ни было из его обязанностей [9, с. 33].

ядром содержательной стороны правоотношения.

В международном публичном праве и конституционном праве принято выделять особую юридическую область прав и свобод человека. , ,

, . -

временного понимания прав человека послужило учение о естественном законе, в дальнейшем - о . -

ности придает правам человека особое значение. Горят о том, что они принадлежат каждому с рождения, неотчуждаемы, а значит необходимы. Но, как справедливо замечает Э.А. Юнусов, обязанности человека так же естественны и неотъемлемы, как и его права. Без правовых обязанностей не может быть упорядоченных социальных связей и отношений, ответственности человека за свои поступки [8, с. 4]. Следовательно, говоря правах человека не должно забывать о его юридических обязанностях.

О сущностных проблемах понимания обязанности рассуждает французский религиозный мыслитель XX века Симона Вейль (Simone Weil). В одной из своих работ [1, с. 381] она замечает, что реальное осуществление права исходит не от его обладателя, а от других субъектов, признающих себя обязанными по отношению к нему, и приходит к выводу, что обязанность первична по отношению к праву. Данную мысль находим в работах современных ученых. Так, проф. ДА Пашенцев, говоря о неразрывном единстве прав и обязанностей, определяет в этой связке обязанности первичными, а права вторичными [5, с. 197]. Далее Симона Вейль

говорит о сложности определения перечня обя-

, ,

обязанностей должен соответствовать списку жизненных потребностей человека. После она предлагает вовсе революционную идею о том, что право следует заменить понятием обязанности, связанную с человеческими потребностями. Стоит признать, что С. Вейль не даёт отличия

субъективного права от объективного, а соци-( )

обязанности от юридической. В целом автор как бы подталкивает читателя к мысли о необходимости создания всеобщей декларации обязанно,

на систему ценностей, заложенных в христиан.

Изучая Священное Писание, можно обнаружить объемный пласт обязанностей человека, которые могут быть выражены как в воздержании от совершения определённых действий (не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй и т.п.), так и в совершении активных действий (чти родителей, помогай ближнему и т.п.). Данные обязанности не ограничиваются заповедями. Иисус Христос в Евангелии через казуальное изложение религиозных норм раскрывает христианские обязанности: хотел есть и накормили, жаждал - дали пить, был в странствии - дали ночлег, был наг -одели, болел - в больнице посетили, отбывал наказание в тюрьме - навещали (Мф 25, 35-36).

Перечисленные обязанности основаны именно

,

.

обязанностями. Однако из этого не следует, что христианство составляет для нас только систему . -регает нас от этой мысли, когда говорит, что «всё мне позволительно, но не всё полезно»

(1 Кор 10, 23). Именно польза, вернее необходи-

,

.

богатство, говоря «не собирайте себе сокровищ

на земле» (Мф 6, 19) только лишь в силу того, что стремление быть богатым не является жизненной потребностью. Но потребности могут быть не только у человека, но и у государства, , . -стол также говорит о необходимости исполнять обязанности перед государством - покоряйтесь властям и не столько из страха наказания, но по совести. Поскольку государственная власть зависит от налогов, взимаемых с населения, то апостол увещает платить подати государству (Рим 13, 1-7), как и Иисус Христос учил: «Отдайте кесарево кесарю» (Мф 22, 15-22).

Имеется возможность обозначить три основные группы христианских обязанностей. Професор . . « - -стианское нравственное богословие» выделяет и подробно описывает:

1) ,

2) ,

3) .

Основные юридические обязанности человека и гражданина можно обнаружить, подвергнув анализу международные и конституционные документы. Так, Всеобщая декларация прав человека содержит обязанность людей поступать в отношении друг друга в духе братства. Всеобщая

29 ,

человека есть обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное ра звитие его личности.

Конституция Российской Федерации в главе 2 не исключает наличие обязанностей у человека и гражданина пред обществом и государством. Так, установлены обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и ,

исторического и культурного наследия, защи-, -

титься о детях и заниматься их воспитанием, а также обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных .

Из этого следует, что система прав человека

весьма тесно связана с идеей его обязанностей.

,

попытки создания всеобщей декларации обязанностей человека. Так, в 1997 году Международным Советом взаимодействия был подготовлен

и представлен проект Всеобщей декларации

,

и 19 статей. Свой проект в 2003 году представил Всемирный философский форум (World philosophical forum), который предложил 30 статей, содержащих самые неожиданные для правоведов варианты обязанностей. Например, обязанности почитать превыше всего глубокие знания, стать и быть человеком, украшать место своего проживания и т.д. В.Н. Третьяков предложил вместо декларации обязанностей принять всеобщую декларацию ответственности челове-

ка [7], состоящую из 10 статей и содержащую более нравственные аспекты ответственности нежели юридические.

Думается, что при создании всеобщей декларации обязанностей необходимо достаточно подробно проработать теоретическую сторону проблемы обязанностей человека и затем приступать к создаю каких-либо проектов междуна-, ,

ООН носят нормативный характер.

Литература:

1. Weil S. L'enracinement. Prélude à une déclaration des devoirs envers l'être humain / S. Weil. Paris: Les Éditions Gallimard, 1949. 381 pp.

2. /

и Нового завета. M. : Российское Библейское общество, 2010. 1371 с.

3. . . : учебник для юридических вузов. М. : Юриспруденция, 2000. 528 с.

4. . . : . . : , - , 2004.

589 .

5. . .

. -статута прав человека в условиях глобализации современного права и политики: сборник научных трудов по материалам международного научно-праетического круглого стола. Отв. ред. H.H. Кулешова. Рязань : Изд-во «Концепция», 2016. 197 с.

6. Рассказов ПЛ. Теория государства и права: углубленный курс : Учебник. М. : РИОР: ИНФРА-М, 2015. 376 с.

7. . . -

. -ных технологий. URL: http://tvinteltech.narod.ru/ UDHResp. html (дата обращения: 24.03.2017).

8. .. . . -

занностях. Изд-е подг. В.О. Горенштейн и др. . . .. . . : - « »,

1974. 247 с. 9. . .

и гражданина: вопросы теории : дис ... канд. юрид. наук. М., 2008. 156 с.

,

смысле отстает от теологии, которая не только дала строгую классификацию обязанностей, но и достаточно подробно раскрыло их. Имеющийся теологический подход в целом имеет важное методологические значение для построения системы юридических обязанностей человека, которые возможно разделить на несколько групп, таких как обязанности по отношению ко всему обществу, к государству, к коллективам, к семье и к другим индивидам.

Literature:

1. Weil S. L'enracinement. Prélude à une déclaration des devoirs envers l'être humain / S. Weil. Paris: Les Éditions Gallimard, 1949. 381 pp.

2. Bibles / Books of the Scripture of the Old and New testament. M. : Russian Bible society, 2010. 1371 p.

3. Vengerov A.B. Theory of the state and right : the textbook for legal higher education institutions. M. : Law, 2000. 528 p.

4. Marchenko M.N. Theory of the state and right: the textbook. M. : Shopping Mall Velbi, Publishing house Prospectus, 2004. 589 p.

5. Pashentsev D.A. Value of human rights in modern conditions. Concepts of development of institute of human rights in the conditions of globalization of the modern right and policy: the collection of scientific works on materials of the international scientific and practical round table. Отв. Edition N.N. Kule-shova. Ryazan : Kontseption publishing house, 2016. 197 p.

6. Rasskazov L.P. Theory of the state and right: advanced course : Textbook. M. : RIOR: INFRA-M, 2015. 376 p.

7. Tretyakov V.N. Universal declaration of Responsibility of the Person. Institute of intellectual technologies. URL: http://tvinteltech.narod.ru/UDHResp.html (date of the address: 3/24/2017).

8. Cicero M.T. About an old age. About friendship. About duties. Izd-e подг. V.O. Gorenstein, etc. Otv. edition S.L. Utchenko. M. : Nauka publishing house, 1974. 247 p.

9. Yunusov E.A. Legal duties of the person and citizen: theory questions : yew ... edging. sciences. M., 2008. 156 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.