Научная статья на тему 'Проблема основания города Кунгура во второй половине XVII века'

Проблема основания города Кунгура во второй половине XVII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
450
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТОПИСЬ / ОБРОК / ВОТЧИНА / СЕЛЕБНАЯ КНИГА / ЧЕЛОБИТНАЯ / КОЛОНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калугин Анатолий Михайлович

В XVII веке территории Урала начали активно заселяться русскоязычным населением. При этом возникали сложности, связанные с постройкой городов. Кунгур город на юго-западе края, был заложен в XVII веке, имеет несколько дат основания. Правительство России столкнулось с множеством проблем в регионе, например, коренное население этих земель препятствовало колонизации. Город нужен был для обеспечения безопасности окрестных поселений, который имел бы гарнизон, для подавления восстаний, чтобы русскоязычное население чувствовало себя в безопасности. В статье пойдет речь о процессе освоения территорий для города Кунгура и о социально-экономических задачах, которые были решены после его постройки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема основания города Кунгура во второй половине XVII века»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОБЛЕМА ОСНОВАНИЯ ГОРОДА КУНГУРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА Калугин А.М.

Калугин Анатолий Михайлович - студент магистратуры, специальность: инновационные процессы в образовании и гуманитарных науках, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Аннотация: в XVII веке территории Урала начали активно заселяться русскоязычным населением. При этом возникали сложности, связанные с постройкой городов. Кунгур - город на юго-западе края, был заложен в XVII веке, имеет несколько дат основания. Правительство России столкнулось с множеством проблем в регионе, например, коренное население этих земель препятствовало колонизации. Город нужен был для обеспечения безопасности окрестных поселений, который имел бы гарнизон, для подавления восстаний, чтобы русскоязычное население чувствовало себя в безопасности. В статье пойдет речь о процессе освоения территорий для города Кунгура и о социально-экономических задачах, которые были решены после его постройки.

Ключевые слова: летопись, оброк, вотчина, селебная книга, челобитная, колонизация.

УДК 908

После покорения Казанского ханства в середине XVI века, часть татар стало заселять район реки Сылвы и ее приток Ирень, в надежде найти много пустых, никем не занятых земель. Они смешались с коренным населением - остяками, вогулами. Процесс колонизации шел с запада, с той же стороны, с какой пришли татары [1, 56]. Если рассматривать карту Приуралья, то место, где был построен Кунгур располагается на Северо-восточной окраине Осинской Башкирии. Башкиры стали претендовать на земли Сылвенско-Иненского поречья намного позже, чем татары, отяки и вогулы. В 1623 - 1624 годах писец Михаил Кайсаров провел первую перепись инородцев [1, 126]. Однако русское люди с его слов населили Стефаново городище и Кунгур не ранее 1648-1649 годов [1, 56].

Краткая летопись Пиликиных указывает на то, что город Кунгур был основан «Лета: 7156 - 7157/1648 - 1649 по обыску Чердынских и Усольских воевод, думнаго дворянина Прокопья Елизарова да стольника князя Петра Прозоровскаго да Семена Кондырева, по писцовым Чердынским и Усольским книгам» [7, 1], на земле, которую русским продали татары, но за нее оброка никто не платил. На территории уезда располагалось 26 деревень и 10 починков [6, 61]. Первое основание города Кунгура потерпело неудачу. Этого стоило ожидать, так как до закладки города мы прослеживаем борьбу за эти земли между различными группировками, как мирными, так и агрессивными методами.

Более раннее проникновение русских в места, лежащей по рекам Сылве и Ирени, можно отнести ко времени завоевания Ермаком Тимофеевичем Сибири. Именно в 1582 году Ермак отправился из Строгановских вотчин с дружиной для завоевания Сибири по р. Чусовой [2, 41].

Дальнейшие важные события, предшествующие основанию города, и проникновению туда русского населения связаны с конфликтом татар и Келарем Вознесенского Соликамского монастыря, который в 1641 году попросил у царя Алексея Михайловича земли в оброк, находящиеся по рекам Кунгурке и Ирени. Царь отправляет указ, чтобы выяснить закреплена ли территория за кем-либо. Подьячий Хорька Тарутин и посадский человек Евстихейка Свалов, были направлены провести

розыск по указу царя, выяснили, что земля «от верховья р. Кунгура вниз до р. Ирени и по обе стороны реки на десять верст принадлежит Карьевским татарам, и записана за ними в писцовых книгах Кайсарова» [9, 58]. Хотя сами татары показывали им, что земли принадлежат на 12 верст по обеим рекам, а далее земли пустующие. По свидетельству монахов, Михаил Федорович издал указ о передаче земли в пользу Вознесенского монастыря в оброк по 4 рубля за год [9, 58]. Далее начинается переписка татар с царем, и келаря с царем по поводу того, что эти земли были пожалованы им ранее. Царь грамотой назначает комиссию, которая в 1643 году устанавливает исконно-принадлежавшие земли обоим истцам, только Вознесенскому монастырю отписываются еще пустопорожние земли в соседство с татарами. Татары в свою очередь не унимаются, продолжают писать царю, нападать на приписных монастырских крестьян.

В писцовых Чердынских и Усольских книгах есть информация, что в 1623 - 1626 годах за татарами были записаны дачи, но что это значит, и каковы конкретные размеры этих угодий установить сложно. Более того, если мы посмотрим челобитные из монастыря царю, то в них написано, что «.. они, татарове, те свои земли потеряли сами продажею своею и закладом» [9, 154]. Келарь Сергий, в челобитной 1644 года царю, докладывает, что татары вообще прибыли из Казанского уезда, и оброк за землю не платили [9, 64]. Скорее всего, земли, все-таки были пустующими: «пустые земли с сенными покосами, что по Кунгуру речке с устья вверх по обе стороны по шти верст в гору, а от Кунгура по 5 верст, а от Степанова городища вниз по Иреню по левой стороне на 6 верст, а в гору на 4 версты...» [9, 64, 65]. Именно с этих земель царю с 1644 года Вознесенский монастырь начинает платить оброк, независимо от того, чьи это были земли ранее. Так как начинают платить налоги, то очевидно, что русские проникают в Сылвенско-Иреньское поречье. Татары все это время пытаются завладеть этой территорией, нападая на крестьян.

Первоначальное переселение крестьян по государеву указу на место будущего города Кунгура было поручено воеводе Елизарову в 1647 году [9, 83]. В 1648 году был основан город Кунгур и в этом же году из вотчин Строгановых, Елисеевых, Суровцева и Пыскорского и Вознесенского монастырей на р. Сылве и ее притоках были выведены в государственное ведение 1222 человека [3, 60]. Их освободили от всех налогов. Политика по заселению региона продолжалась. В 1651 году из разных вотчин вновь было выведено и поселено крестьян в самом городе и ближайших деревнях уезда 104 семьи, а людей 428 человек [2, 45]. Эту информацию мы узнаем из Селебных книг, в которые записывалось число душ мужского пола.

«Вывезены из Спаса Пыскорского монастыря прихлжие крестьяна Вятчана Котельнича города Куземка Игнатьев сын Черепанов с детьми со Стафейком, да с Ваською и поселены на Кунгуре; земли им дано под дворы и под огороды и под пашню три чети в поле, а в дву потомуж, да сенных покосов вверх по Ирене от Кунгура на тридцать копен.» [2, 43].

Царское правительство рассчитывало, что город и люди, которыми его населили, решат социально-экономические проблемы региона, однако пришельцы столкнулись с локальными проблемами такой же направленности. С одной стороны, такое количество людей должно чем-то питаться. Есть легенда о том, что когда люди переселились, на полях не выросли колосья, тогда они питались пистиками, когда их не стало на полях, употреблять в пищу стали огородные растения, каковы: щавель обыкновенный и татарский, дикий чеснок, молочко-трава, при срывании и т.п.; потом появились пиканы. «Между тем, во время петрова поста появилось будь-то бы таковое множество клубники по все окрестностям их селений, какого потом никогда не было» [2, 45]. С другой стороны, приобретенные обманным путем земли у башкир передавались заселенным крестьянам. Поэтому бунты со стороны первых были частыми. Воеводы не успевали подавить один бунт, как начинался другой. Нападения

взбунтовавшихся коренных народов бывали не только на беззащитные селения, но и на крепости. Такая участь постигла в 1662 году и Кунгурский острог [3, 60].

В 1661 году уфимские башкиры объединившись с кунгурскими татарами захватили город Кунгур, сожгли его, и разграбили деревни в окрестностях. После погрома часть жителей спаслась в лесах, расположенных по берегам рек Сылвы и Ирени [9, 670]. Уже в следующем 1662 году Алексей Михайлович приказывает «отыскать способное при реке и удобное для укрепления место и на нем построить новый город Кунгур и иметь от Башкирцев великое спасение» [9, 670, 671]. Место для нового города выбрали в 17 верстах ниже разоренного Кунгура - село «Мыс». В 1663 году, его отстроили посадские люди и уездные крестьяне, спасшиеся из «первого Кунгура» на высоком каменистом мысе, недалеко от слияния рек Сылвы и Ирени (С юга и юго-запада около самой горы протекала Ирень, с севера Сылва). Высокий и крутой подъем представлял естественную защиту при нападении. На вершине горы 1673 году был построен деревянный кремль. Он имел форму неправильного пятиугольника протяженностью 323 сажени и занимал территорию современной Пугачевской площади. В кремле находились: «часовня деревянная в клетки рубленная, а близ часовни воеводский дом и приказная изба, да тюрьма, да застенок каменный, сарай деревянный, пушечной и пищальной, в нем же 9 пушек чугунных, да пищалей 11, да 8 фузей, винный подвал деревянный» [6, 61]. К концу XVII века Кунгурский посад достиг значительных размеров. Кроме кремля создаются еще две линии обороны с восточной стороны.

Удобное географическое положение, способствовало развитию сельского хозяйства. В междуречье с юга вклиниваются черноземные почвы, а леса отступают на север, запад и восток. Растительность лесостепного характера, водоемы славились рыбными ловлями и бобровыми «гонами», леса - пушным зверьем и бортными угодьями. В горах есть полезные ископаемые, много рек, речек и озер, удобных для перемещения. Сылва принимает крупный приток Ирень, впадает в р. Чусовую и дает выход в Каму. Все это с давних пор было заманчивым для заселения и освоения одного из южных регионов Среднего Приуралья [8, 9].

В конце 1660-х годов кунгурские земли были выведены из состава Соликамского уезда в самостоятельную административно-территориальную единицу. [5, 4] Все большее количество горожан порывало связь с сельскохозяйственным производством и приобщалось к ремеслу. Так, если в 1685 году в Кунгуре насчитывалось 133 крестьянских двора, то в 1698 году их уже вообще не отмечается. В городе очень быстро шел процесс отделения ремесла от торговли. Если в 1685 году имелись 16 торговцев, то в 1698 году их число возросло до 337.

К концу XVII века быстрыми темпами развивались мыльное и винное производство, а в уезде - мукомольное. Кроме того, в уезде началась добыча руд и выплавка металла. Значение Кунгура как опорного военного центра заставляло развивать производство вооружения. В городе было много хороших специалистов-оружейников, которые далеко за его пределами славились своим мастерством. Недаром в 1679 году специальной грамотой царя кузнечных дел мастера Кунгура были вызваны в Москву для изготовления и починки оружия. С развитием ремесла наш край втягивается в единый всероссийский рынок. Кунгурские купцы вели торговлю с Москвой, Астраханью, нижним Новгородом и др. [4, 11].

Несколько дат основания города Кунгура свидетельствуют о том, что в Приуралье второй половины XVII века была сложная, напряженная социально -экономическая ситуация. Коренное население, игнорируя царские приказы, тормозило процесс колонизации региона. Тот факт, что город передвинулся на другое место, свидетельствует о том, что на первый план выдвигалась безопасность поселений вокруг города. Выбирая место для второго основания Кунгура, были учтены прошлые ошибки: русскому населению нужна была защита; выбрано географическое положение города, имеющее естественные укрепления от

27

неожиданных нападений татарского, башкирского населения. После второго основания города в конце XVII века он не был захвачен, а успехи населения в ремеслах свидетельствуют о том, что задача, стоявшая перед ними по экономическому освоению региона, была решена. Посмотрев на карту, мы заметим, что город стал в центре главных водных артерий региона их контролером, что способствовало быстрому социально -экономическому развитию.

Список литературы

1. Дмитриев А.А. Пермская старина. Сборник исторических статей и материалов преимущественно о Пермском крае. Выпуск VIII. К истории Зауральской торговли. Башкирия при начале русской колонизации. Типография Н-ков П.Ф. Каменскаго. Пермь, 1900. 183 с.

2. Золотое Е.Д. Материалы для первоначальной истории города Кунгура и его уезда // Труды Пермской учёной архивной Комиссии. Вып 2. Пермь, 1893. 41-51 с.

3. История Урала. Т. 1, Пермское книжное издательство, 1976. 396 с.

4. Лепихина З.Я. Православный Кунгур ЗАО «ИГ «Энтер-профи»», 1999. 214 с.

5. Мушкалов С.М. Кунгурское земство. Этапы большого пути. Пермь: ООО «ПК АСТЕР», 2015. 83 с.

6. Оборин В.А. Памятники истории и культуры Пермской области. Перм. кн. изд-во, 1976. 396 с.

7. Пиликин Г.И. Краткая летопись г. Кунгура - Пермь, Перм. губ. тип., 1855.

8. Чагин Г.Н., Шилов А.В. Уездные провинции Кунгур, Оса, Оханск. Пермь. Книжный мир, 2007 9 - 228 с.

9. Шишонко В.Н. Пермская летопись с 1263-1881 г. Часть вторая. Период 5, с 16951701 г. Пермь. Типография Губернской Земской Управы, 1887.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.