Е. В. Кустов а
монастырская колонизация в кунгурском уезде пермского края во второй половине
xvii в.*
В статье впервые на материалах как опубликованных источников, так и Государственного архива древних актов рассматриваются вопросы монастырской колонизации в Кунгурском уезде Пермского края в последней трети XVII в., способы расширения земельных владений, проблемы взаимодействия монастырей с местным русским и татарским населением. Основными объектами анализа выступают Тохтаревская Богородицкая пустынь и Сылвенские монастырские вотчины — Рождественская пустынь Пыскорского монастыря и Воздвиженская пустынь Соликамского монастыря.
Ключевые слова: монастыри, колонизация, Пермский край, Кунгурский уезд, вотчины, татары.
Активная колонизация русскими центральной и южной части Пермского края происходила в XVI-XVII вв. Основные потоки переселенцев двигались с севера на юг и с запада на восток. Эти процессы еще в XVI в. охватили междуречье Сылвы и Ирени. Нижнее течение р. Сылвы в 1568 г. вошло во владения Строгановых. В 1620-1640-е гг. здесь образовались вотчины Ф. Елисеева и И. Суровцева, которые привлекали к себе крестьян льготными условиями1.
Проводя политику укрепления восточных границ государства, правительство в 1648 г. создало в Среднем Приуралье Кунгурский уезд. Первоначально он существовал, скорее, формально: кунгурские воево-
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ и Правительством Кировской области научного проекта №14-11-43003.
1 Чагин Г. Н., Шилов А. В. Уездные провинции Кунгур, Оса, Оханск. Пермь, 2007. С. 10.
© Е. В. Кустова, 2014
179
ды стали назначаться сюда только с 1668 г.2, когда Кунгурский уезд окончательно выделился из Соликамского3.
Его центром стал острожек, построенный на «порожней земле», купленной у иренских татар чердынскими и соликамскими воеводами П. Елизаровым, П. Прозоровским и С. Кондыревым в 2 верстах от впадения р. Ирень в р. Кунгур (совр. с. Троицк) и в 17 верстах от современного г. Кунгура. Городок был отстроен к 1649 г.
Для быстрого заселения новых обширных территорий правительство в 1647 г. издало указ о переселении в Кунгурский уезд «новопри-ходцев» (зачастую беглых) крестьян и посадских из посадов и уездов Соли Камской и Чердыни, а позднее — Соли Вычегодской, Великого Устюга, Кайгородка, Вятки. В 1648-1651 гг. было вывезено и поселено на Кунгуре, в Степановском городище, по р. Сылве и р. Ирене 647 семей. Под огороды, пашню и дворы им были выделены в Чердынском уезде 1656 чети и 17791 копна сенокосов4.
Жизнь крестьян-переселенцев была крайне тяжелой. Об их положении в 1648-1650 гг. сообщалось, что «построены на Кунгуре и в Кунгурском уезде крестьяне жильем, а место де на Кунгуре украинное и проезжия дороги у них в Сибирь нет, леса черные и заломные, и места топкия, и грязи и болота большия»5.
Переселенцы в 1651 г. обратились к воеводе с просьбой передать им пустующие земли по р. Сылве, Телесу, Иргине, которые татары считали своими вотчинами, но грамот на них не имели. После того как воевода им отказал, они обратились к государю. Последний указал отвести крестьянам пустые закладные татарские земли, а вотчинникам в их правах на эти земли по закладным и купчим отказать. После этого в 1652 г. крестьянам были переданы некоторые земли из частных владений Строгановых, Т. Елисеева, И. Суровцева, Соликамского монастыря, купленные или взятые ими под залог у татар6.
2 Кунгурские акты XVII в. (1668-1699 г.). / ред. А. А. Титов. СПб., 1888. С. XXII (в книге Чагина и Шилова указан 1671 г. (с. 13)).
3 Непосредственное размежевание Кунгурского и Соликамского уезда произошло еще позднее — в 1686 г. (РГАДА. Ф. 281. Оп. 17. Д. 11433. Л. 1).
4 Шишонко В. Н. Пермская летопись: в 7 т. Пятый период. Ч. 2. Пермь, 1887. С. 36-37.
5 Шишонко В. Н. Пермская летопись: в 7 т. Третий период. Пермь, 1884. С. 99, 110.
6 Пономарев П., свящ. Описание церквей и приходов Кунгурского уезда Пермской гу-
Освоение новых земель русскими происходило через тесное взаимодействие с местным татарским населением. Русские активно скупали, а порой и захватывали татарские земли. В 1621 г. возник земельный спор Федора Елисеева, Андрея и Петра Строгановых с сылвенскими и иренскими татарами, причем царская власть решила его в пользу последних7. В то же время, царь Алексей Михайлович указом 1653 г. постарался защитить правовое положение русских переселенцев. По челобитью «новоселебных крестьян и иренских татар и черемисы» было указано пустые и закладные земли, которые татары продали вотчинникам, отвести русским переселенцам по уложению, а землями, которые в писцовых землях записаны за татарами, с которых они платили ясаки, если они не отданы в заклад, татарам владеть по-прежнему, а кунгурцам посадским и крестьянам Степанова городища «в те земли не вступатца и селитца не велено». Если татары, записанные в писцовых книгах, сами продали или заложили свои земли, эти земли числились за кунгурцами, «потому что они, татара, те свои земли потеряли продажею своею и закладом»8.
По мере продвижения русского населения на юго-восток усиливалось напряжение в отношениях пришлого населения и местных народов. Препятствием для широкого заселения и освоения русскими Кун-гурского уезда являлась постоянная угроза нападения со стороны татар и башкир. Они были недовольны покупкой русским населением земель, которые считали своими, а также сбором ясака и злоупотреблениями чиновников. Они опасались потерять вследствие российской экспансии вотчинные права на земли, полученные по условиям присоединения к России. Возникновение Кунгурского острожка они восприняли как желание царской администрации окончательно завладеть их землями9.
В результате вспыхнуло восстание 1662-1664 гг., которое охватило обширный регион, в т. ч. и Кунгурский уезд. Восставшие сожгли г. Кун-гур, разорили Степановский острог, Воздвиженскую и Рождественскую Сылвенские пустыни, разграбили русские села и деревни по р. Сылве. Население погибло или было уведено в плен. Против ногайских и казанских башкир правительство направило крупные силы во главе с ка-
бернии. Кунгур, 1896. С. 237-238.
7 Там же. С. 40-41.
8 Шишонко В. Н. Пермская летопись: в 7 т. Пятый период. Ч. 2. С. 36-37.
9 Чагин Г. Н., Шилов А. В. Уездные провинции. С. 11.
занским воеводой. Прибыв в Уфу, последний обратился к башкирам с призывом прекратить борьбу. Чтобы успокоить восставших, русское правительство официально подтвердило вотчинные права башкир на землю. Новому воеводе было предписано рассмотреть челобитные башкир о захвате земель пришлым русским населением и удовлетворить их требования. Правительство обещало также покончить со злоупотреблениями сборщиков ясака10.
Выжившие после набегов кунгурцы в 1662 г. попросили царя разрешить построить новую крепость, поскольку «...от татар и башкир селиться не смеют, потому что у них острогу и ружья! на Кунгуре нет». В ответ пришла грамота, велевшая «.на Кунгуре, отыскав место, где крепь, и в крепи устроить острожек». В 1663 г. Кунгурский острог был заложен вновь, но уже на другом месте — в междуречье Ирени и Сылвы, где находилось с. Мыс (Мысовское). Высокий и крутой подъем создавал естественную защиту при нападении. Кунгур стал опорным пунктом для дальнейшей колонизации11.
Но еще до начала широкого переселения в эти места крестьян и основания здесь русских городков в междуречье Сылвы и Ирени началась монастырская колонизация. Первыми пришли на эти земли крупные монастыри Перми Великой — Пыскорский и Соликамский, которые обустроили здесь свои вотчины-пустыни.
Наиболее крупной была Сылвенская Воздвиженская пустынь Соликамского Вознесенского монастыря. В. В. Зверинский называет ее Кун-гурской, т. к. она располагалась на месте нынешнего Кунгура. Сылвенская земля была дана царем Соликамскому монастырю в качестве руги. Игумен Максим и братия в 1632 г. жаловались государю, что «Вознесенской-де монастырь внове, пашни и крестьян за ними нет, и руги им не идет», и просили им дать в Усольском уезде по р. Сылве вверх от Мечкина озера до Частых островов пустошь «со всем угодьем. на церковное строение»12. Государь Михаил Федорович велел соликамскому воеводе передать эти земли монастырю на оброк: «.на строение божиим церк-
10 Подробнее см.: Устюгов Н. В. Башкирское восстание 1662-1664 гг. // Исторические записки. Т. 24. М., 1947; Акманов И. Г. Башкирские восстания XVII — начала XVIII вв. Уфа, 1998.
11 Чагин Г. Н., Шилов А. В. Уездные провинции. С. 11.
12 Шишонко В. Н. Пермская летопись: в 7 т. Второй период. Пермь, 1882. С. 335.
вам <...> вместо воску, и фимьяну, и вина церковнаго, и на всякую церковную утварь»13. В грамоте указывается, что пустые земли располагались по обоим сторонам р. Сылвы (до устья р. Ирени и до Частых островов) и по р. Татарке, которая впадала в р. Бабку. Вместе с землей монастырю отошли 645 душ крестьян, часть которых работала на монастырь, а другая часть платила ему оброк. Это были свободные люди, которых монастырь вскоре лишился. По царскому указу 1647 г. многие из этих крестьян были выведены на жилье в строящийся Кунгурский острожек и Степаново городище, после чего деревни в монастырской вотчине опустели. По ходатайству 1641 г. в 1644 г. монастырь получил вдобавок к своим оброчным землям пустые земли по обе стороны р. Кунгура и по р. Ирени от Степанова городища с пашенными и сенокосными участками, лесами и рыбными ловлями. В 1644 г. по царскому позволению игумен Сергий построил на р. Бабке колесную мельницу. В 1679 г. игумен Соликамского монастыря Ермил приобрел у Богдана Онохова половину мельницы для пустыни на р. Шакве. Примечательно, что на мельнице хранились 3 пищали: турка и 2 казачьи14.
Постепенно складывалась не только хозяйственная, но и духовная жизнь монастырской вотчины. Монахи «.на той земле поселились, своими трудами поставили церковь во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, да в приделе Николая Чудотворца, и в них божественные службы совершались.»15 Вскоре на р. Сылве образовалась монастырская слободка, где находился монастырский двор с домом для приезда игумена, жил причт, вкладчики и служки Вознесенского монастыря. В 1658 г. в этой слободке упоминаются вознесенский поп Алексий Бурдин с семьей и дьячок Стенька Пономарев с семьей16.
Практически одновременно с Воздвиженской на р. Сылве возникла Рождественская пустынь (вотчина) Пыскорского монастыря. Центром стало с. Рождественское (Сылвенское), расположенное в западной части Кунгурского уезда, на высокой каменной горе, у подножия
13 Шишонко В. Н. Пермская летопись: в 7 т. Третий период. С. 991.
14 Пономарев П., свящ. Описание церквей и приходов Кунгурского уезда. С. 230-232, 240-241, 245.
15 Зверинский В. В. О православных монастырях в Российской империи. Т. 3. СПб., 1897. С. 40-41.
16 Пономарев П., свящ. Описание церквей и приходов Кунгурского уезда. С. 263.
которой протекает р. Сылва. Как образовалась эта вотчина? В 1635 г. настоятель Пыскорского монастыря Гермоген подал царю челобитную, в которой просил пожаловать монастырю вместо взятых у него под «государево рудное дело» р. Камгорку с мельницей пустые места, лежащие по р. Сылве — на правой стороне вниз от р. Шаквы до р. Мечки, на левой стороне — от межи Вознесенского монастыря (р. Бабка) до межи татарина Кочебахтина на 6 верст в ширину. Также он просил Ногаевой пустоши, которой никто не владел. В 1636 г. прошение Гермогена было удовлетворено: Ногаева пустошь и р. Мечка были отданы во владение Пыскорского монастыря. В Ногаевой пустоши было «дикого поля» 80 дес., леса 100 дес., сенных покосов на 3 тыс. копен а также озера с небольшими рыбными ловлями. Здесь же находились татарские борти и охотничьи угодья, которые, правда, за ними не были закреплены. Государь позволил монастырю новыми вотчинами «владеть и крестьян селить». Таким образом, начинается заселение этого участка русскими17. В 1647 г. в монастырских вотчинах, находящихся на речках Каме, Кондасе, Сирье, Сылве, Мечке, Шакве и Бабке, насчитывалось до 365 дворов, в которых проживало «крестьян и их детей, и братей, и племянников, и сосед, и захребетников, и подворников, и чердынцев, и усольцев 1136 человек»18.
В 1641 г. на Сылве столкнулись интересы Соликамского и Пыскорского монастырей. Но земельный спор по вопросу сенных покосов по р. Сылве и ее притоку р. Шакве был решен без суда, как тогда было принято говорить, «полюбовно». В 1644 г. монастыри сумели найти компромиссное решение и подписали «мировую запись», которую подтверждали и в последующие годы. По этой записи луг по р. Сылве от Алтамы-шева городища до Долгого озера остался за Пыскорским монастырем, а остальные луга закрепились за Вознесенским. Чтобы не было желания возобновить споры у последующих настоятелей, в конце «мировой записи» следовало предупреждение: если кто вступится в чужие земли, будет чинить «насилства и обиды», взять с него 500 руб.19
Во время «Башкирского восстания» монастырские вотчины на Сыл-ве были разорены. Как вспоминали потом оставшиеся в живых крестья-
17 Пономарев П., свящ. Описание церквей и приходов Кунгурского уезда. С. 38, 42-43.
18 Словцов И. Пыскорский Преображенский ставропигиальный 2-го класса монастырь // Пермские епархиальные ведомости. 1867. №14. Отд. неоф. С. 217-218.
19 РГАДА. Ф. 281. Оп. 17. Д. 11406. Л. 1-4.
не, «в прошлом де во 170 (1662) году, Сылвенские татары и Уфимские башкирцы воевали Вознесенскаго монастыря Сылвенскую Воздвиженскую пустынь, церковь Божию, и кельи, и дворы, и анбары с хлебом, и крестьянские и бобыльские дворы и мельницу сожгли без остатку, а старцов, и стариц, и вкладчиков, и монастырских работников, и крестьян, и бобылей с женами побили и в полон поимали, и скот всякий отогнали». Из 25 дворов Воздвиженской пустыни уцелело только 4, остальные были разрушены, а крестьяне ограблены20. Позднее «...игумен с братьею, по прежним грамотам, тое Воздвиженскую пустыню завели вновь, церковь и про монастырской обиход мельницу построили»21.
Тяжелые дни пришлось пережить и Рождественской пустыни Пы-скорского монастыря. В 1662 г., по словам очевидцев, «Кунгур весь повоевали татара, и башкирцы, и мордва, и черемиса, и чюваша, и русских людей посекли, а стоят де те татара на Сылве под Спаским монастырем (Рождественской пустынью. — Е. К.), а в Спаском монастыре сидят руские многие люди в осаде, а выручить де их некому, а крестьянские дворы на Сылве все вызжены... Татаровя, повоевав Кунгур, ставят себе острог, а стреляют де те татаровя, против немецкаго, чинеными ядрами»22. По сведениям метрики, хранившейся в Сылвенско-Преображенской церкви, «жившие здесь монахи с приходскими людми приготовлялись к обороне и защите храма от разорения бунтовщиков, вырыли с южной стороны церкви ров для засады глубиною около 50 саж. В благодарное воспоминание освобождения здешняго края от нашествия бунтовщиков и поныне перед часовнею на церковной площади в 10-е воскресенье по Пасхе ежегодно совершается молебствие»23. В результате нашествия «сылвенские татары и уфимские башкирцы того монастыря крестьян и бобылей посекли (28 человек. — Е. К.), а иных в полон поимали, и на те де изменников наимывали оне служилых людей мо-настырьскою казною и издержали болши тысечи рублев, да тем служилым людем что было пороху <.> издержали без остатку»24.
20 Шишонко В. Н. Пермская летопись: в 7 т. Третий период. С. 705-706.
21 Зверинский В. В. О православных монастырях в Российской империи. С. 41.
22 Шишонко В. Н. Пермская летопись: в 7 т. Третий период. С. 688.
23 Метрика для получения верных сведений о древне-православных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах // Пономарев П., свящ. Описание церквей и приходов Кунгурского уезда. С. 45-46.
24 РГАДА. Ф. 281. Оп. 17. Д. 11375. Л. 1, 3.
Правда, после этого серьезных конфликтов в XVII в. в отношениях татар и пустыней не возникало, за исключением случая 1668 г., когда татарин Аскир Пахомов украл у священника Рождественской пустыни Ивана Иосифова лошадь25.
Восстановить пустыни после разорения помогали основные монастыри, а также решение правительства не собирать налоги с разоренных и уничтоженных дворов. В грамоте государя соликамскому воеводе от 23 мая 1665 г. говорилось, чтобы полоняничные, на даточных людей и иные подати «...имать с живущих 4 дворов, а с разоренных с 21 двора имать не велел»26.
Аналогичную грамоту от царя с позволением не собирать налоги с разоренных крестьянских и бобыльских пустых дворов в 1665 г. получила и Рождественская пустынь по ходатайству 1663/64 г. архимандрита Пыскорского монастыря Пафнутия27.
Насколько сумели пустыни восстановиться за 15 лет? К 1678 г. в Сылвенской Воздвиженской пустыни было 4 церковных двора для духовенства и причта и 18 монастырских дворов, в которых было 79 вкладчиков. Всего же в Сылвенской вотчине Соликамского монастыря было 73 двора и изба, в которых жило крестьян, бобылей и нищих 215 человек, не считая служек монастырских и церковных причетников. Для сравнения: в 1647 г. до выселения крестьян в Кунгур и башкирского разорения в Сылвенской вотчине за Вознесенским монастырем числилась слободка с 4 причетническими и 8 монастырскими дворами, в которых проживали 8 причетников и 77 вкладчиков и служек, также в слободке и 21 деревне числилось 220 крестьянских дворов, в которых проживало 754 человека28.
Восстановив хозяйство после башкирского нападения, монастырские вотчины столкнулись с интересами русских крестьян, переселившихся в эти земли. В 1672-1676 гг. шел спор монастыря с усольцем Тиш-кой Поповым, который ложным челобитьем на несколько лет получил в оброк монастырскую мельницу на р. Бабке29. В 1674 г. игумен Соли-
25 Пономарев П., свящ. Описание церквей и приходов Кунгурского уезда. С. 56.
26 Шишонко В. Н. Пермская летопись: в 7 т. Третий период. С. 705-706.
27 РГАДА. Ф. 281. Оп. 17. Д. 11375. Л. 1-3.
28 Пономарев П., свящ. Описание церквей и приходов Кунгурского уезда. С. 247.
29 Там же. С. 244.
камского Вознесенского монастыря Сергий с братией жаловался царю, что их сылвинскими землями, нарушив установленные межи, завладели кунгурские крестьяне и чинят им, старцам, «изгон и насилие»: «Вотчина стала под Кунгурский присудок и кунгурские де крестьяне обидят и изгоняют и на той их Сылвенской земле своим насилством, изгоняючи их, хлеб пашут и сено косят на себя, и рыбныя ловли, и всякия угодья пустошат... и от кунгурцев де им чинятся насильсва большия». Старцы просили царя восстановить прежние межи, чтобы сохранить их от захвата, «чтоб от их кунгурскаго насильства в конец не погибнуть и врозь не разбрестися и голодом не помереть». Царь указал кунгурскому воеводе произвести расследование и размежевать по справедливости по царским грамотам и по переписным книгам с предоставлением права владения всеми угодьями старцам Вознесенского монастыря. К февралю 1676 г. межевание было произведено. При этом кунгурским крестьянам было запрещено «на их монастырской Сылвенской земле на себя хлеб пахать и сено косить, в монастырскую Сылвенскую землю въезжать, и в реках и в озерах рыбы ловить, лес сечь, а всякия монастырския угодья пустошить»30.
Что касается отношений с местными властям, конфликтов Сыл-венских пустыней и кунгурских чиновников в XVII в. не отмечалось. Более того, последние даже выступали в роли вкладчиков. Так, в описи Воздвиженской пустыни числились ризы камчатые — приклад кунгурского воеводы Феодора Ивановича Сухотина (1692-1694 гг.)31.
И Рождественскую, и Воздвиженскую пустыни монастырями можно назвать только условно: на протяжении почти всей своей истории они оставались вотчинами своих монастырей. Только на рубеже XVII-XVIII вв. Воздвиженская пустынь сумела стать приписным монастырем, получившим свое собственное управление32. В 1702 г. здесь упоминается строитель (настоятель) монах Феоктист (Угрюмовых), казначей монах Евфимий; в пустыни даже была больница, где находились немощные
30 Шишонко В. Н. Пермская летопись: в 7 т. Третий период. С. 991-992, 1004.
31 РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 55. Л. 704 об.; Кунгурские акты XVII в. С. XXIII.
32 В тоже время в синодике Рождественской пустыни упоминаются строители, вероятно, самой этой пустыни: монах Геласий убиенный, монах Иннокентий, монах Дорофей. Геласий упом. в пустыни в 1654 г. и, вероятно, был убит в башкирском бунте 1662 г. (Пономарев П., свящ. Описание церквей и приходов Кунгурского уезда. С. 55, 57).
старцы33. Правда, к 1710 г. монастырь вновь превратился в вотчину: «В Усольском уезде вотчин Вознесенского монастыря на р. Сылве слободка Здвиженская, а в ней церковь деревянная во имя Воздвижения Честнаго Креста во ограде деревянной», у той церкви поп, диакон, дьячок, пономарь, «во ограде келия на приезд игумену, а живет в ней посельной старец». В слободке находился монастырский двор, где жили 23 монастырских служки и вкладчика со своими семьями, также 15 крестьянских дворов, остальные 49 дворов, указанные в переписной книге 1678 г., «лежат в пусте»: кто-то умер, многие уехали в Сибирь. Даже «двор на приезд игумену з братьею и тот двор весь розвалился»34. В 1710 г. упоминается и Рождественская вотчина Пыскорского монастыря с двумя церквами: «.одна холодная во имя Рождества Пресвятыя Богородицы другая теплая во имя святаго пророка Илии древянные». Духовенство и причт церкви — 6 человек — были из бельцов. «Да в ограде келья на приезд архимандриту з братьею а в той келье живут посельные старцы». В вотчине также проживали 45 вкладчиков и монастырских служек со своими семьями, практически все — уроженцы вотчин Пыскорского монастыря35. Также здесь сохранялись монастырская слободка и несколько деревень, принадлежавших монастырю до 1763 г.36
Помимо вотчин в Кунгурском уезде возникла Тохтаревская (Кун-гурская) Богородицкая (Одигитриевская, Неопалимой Купины) пустынь. Вопрос о времени ее основания остается открытым. По сведениям В. Шишонко, она была основана в с. Тохтаревском в 1645 г.37 Он, в свою очередь, взял сведения из справочного издания 1864 г.38 Однако источники эту информацию не подтверждают. Первая грамота, данная монастырю, датируется 4 декабря 1670 г.: крестьяне во главе с земским судьей и земским старостой «сего мирского совету приговорили есми Пресвятой Богородице Одигитрии по обещанию своему по челобитью старца Ивана з братьею за место из оброчной земли в Кунгурском уез-
33 РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 55. Л. 687, 693, 705 об. - 706.
34 Там же. Ф. 214. Оп. 1. Д. 1538. Л. 337 - 340 об.
35 Там же. Д. 1149. Л. 28 - 31 об.
36 Пономарев П., свящ. Описание церквей и приходов Кунгурского уезда. С. 47-48.
37 Шишонко В. Н. Пермская летопись: в 7 т. Второй период. С. 502.
38 Мозель Х. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба, Пермская губерния. Ч. II. СПб., 1864. С. 740.
де... вверх Сылвы на Тохтареве поле пустыню и под церковь и под кельи и под пахоту земли Тохтарева поля». Также крестьяне дали пустыни рыбные ловли по р. Кустарке, Суксун и Шамке (?) в Кунгурском уезде39. Именно этот год может считаться временем основания монастыря. В любом случае, пустынь возникла после 1662 г. Об этом свидетельствуют обстоятельства основания обители, о которых говорится в грамоте 1698 г.: «Преж сего в том месте бывала деревня. Тохтарева, и тоя-де татара тое деревню со всякими угодьями продали беломесцам, а их тех де беломесцев та деревня Тохтарева и иные деревни отведены по уложению, и велено владеть им кунгурцам; и до башкирского раззорения в том месте было село Петровское и церковь верховных апостолов Петра и Павла, а в башкирское-де раззоренье (1662-1664 гг. — Е. К.) то село Петровское от башкирцев раззорено; и после-де башкирскаго раззоре-нья тем местом Тохтаревым, где было село Петровское, поступились кунгурцы для поминовения душ крестьянских, которыя от башкирцев побиты, и в вечный поминов, Пресвятей Богородице Неопалимой Купине — что ныне слывет монастырь Тохтаревская пустынь — пашенных земель и сенных покосов, что в той пустыни приличилось вблизи»40.
Следует обратить внимание и на именование пустыни. Если в первых грамотах 1670 и 1672 гг. она именуется в честь иконы Божией Матери Одигитрии41, то в 1671 и 1678 гг. — в честь образа Богородицы «Неопалимая Купина»42. По описи 1702 г., в пустыни было два деревянных храма: ветхий во имя Богородицы Одигитрии с деревянным крестом и «церковь Пресвятыя Богородицы Неопалимая Купина об одной главе, на ней крест древяной, глава обита лемехом»43. Чтобы не выделять никакой из храмов, ее чаще именовали Ново-Богородицкой (1677, 1678)44 или просто Богородицкой (1702)45.
Название одного из храмов было связано с иконой Божией Матери «Неопалимая Купина», почитание которой в этих местах сохранилось
39 РГАДА. Ф. 281. Оп. 11. Д. 5850. Л. 1-2.
40 Шишонко В. Н. Пермская летопись: в 7 т. Пятый период. Ч. 2. С. 231-232.
41 РГАДА. Ф. 281. Оп. 11. Д. 5850. Л. 1; Д. 5869. Л. 3.
42 Там же. Д. 5855. Л. 1; Д. 5849. Л. 1.
43 Там же. Ф. 237. Оп. 1. Д. 6346. Л. 10, 20 об., 22.
44 Там же. Ф. 281. Оп. 11. Д. 5853. Л. 1; Д. 5854. Л. 1.
45 Там же. Ф. 237. Оп. 1. Д. 6346. Л. 10.
до сегодняшних дней. В рамках православной традиции считается, что этот богородичный образ сохраняет от пожаров.
В. Зверинский сообщает, что «в церкви села особенно чтится по всему уезду древняя икона Божией Матери Неопалимыя Купины, писанная по преданию для монастыря вятским архиепископом Ионой в конце XVII в.»46 Он, вероятно, как и В. Шишонко, опирался на сведения справочника 1864 г.47 Однако принадлежность иконы вятскому владыке маловероятна: пустынь именовалась в честь этого образа, начиная с 1671 г., а преосв. Иона прибыл в Вятскую и Великопермскую епархию только в 1675 г.
В с. Тохтарево и расположенном недалеко от него пос. Суксуне до сегодняшнего дня существуют разные предания о появлении этого образа. Одно из них сообщает, что вскоре после основания обители ее постигает разорение: «Иноверцы нападают на село Петровское и сжигают его дотла вместе с Петропавловской церковью. На погорелом месте после пожарища, как гласит народное поверие, случилось видение. иконы Богородицы Неопалимой Купины. Икона проплывала по реке Сылве и никак не могла покинуть место пожара. Образ представлял собой несгораемый зеленый куст, окаймленный восьмиконечной звездой (восьмериком), в центре которой находилась Богородица с Младенцем на руках. Глубоко прочувствовав это явление, старцы воздают образу, святому восьмерику, все почести Православия и закладывают на месте пожара мужской монастырь. А икона-хранительница. занимает почётное место в храме. Крестьяне поклоняются Неопалимой Купине как небесной заступнице от пожаров, огня и разной природной стихии. Поверие гласит, что в момент явления иконы на территории Тохтарёвской пустыни стали пробиваться в разных местах источники, имевшие в дальнейшем целебное значение, а урожаи трав и хлебов в угодиях стали богатыми. Суксунцы стали с особым вниманием относиться к воде, стали называть её кормилицей, а восьмиконечную звезду (восьмерик) — заступницей»48.
46 Зверинский В. В. О православных монастырях в Российской империи. С. 180.
47 Мозель Х. Материалы для географии и статистики России. С. 740.
48 Олина Г. А. Отчет о работе комиссии по определению гербовых символов и созданию территориального герба пос. Суксун. Суксун, 1999. // Сайт «Heraldicum». URL: http:heraldicum.ru/russia/texts/1999_suksun.doc (дата обращения: 27.07.2014).
Существует и иной вариант предания о местной иконе: «Местноч-тимая святыня чудесным образом приплыла по реке Сылве к татарину Тохтарю. Это случилось более трехсот лет тому назад. В те времена на территории современного Суксунского района проживали татары, марийцы, русские. Последние часто скупали земли у присылвенских татар, брали для обработки в залог. Так в 1645 г. на тохтаревских землях была основана тохтаревская мужская пустынь.
Татарин Тохтарь, как рассказывают старики, промышлял рыбной ловлей. В это время и приплыла к нему икона. Он не придал этому значения и толкнул ее вниз по течению. Каково же было его удивление, когда на другой день он вновь увидел плавающую икону! Взял Тохтарь икону, пошел к православным, в монастырь. "Ваш Бог замаял меня", — сказал татарин. монахи соорудили на берегу часовню и стали поклоняться иконе, видя в ее явлении Божие знамение. Впоследствии от иконы стали являться чудеса и исцеления. В 1694 г. в Тохтарево была построена Бого-родицкая церковь, куда и была перенесена святыня. Тохтаревские жители считали ее своей Заступницей»49.
Среди первых строителей (как называли настоятелей в сане иеромонахов) известны следующие: Симеон (1671), Питирим (1677), Герасим (1683), Иаков (1688), Тихон (1690-1699, 1702, 1708, 1717)50.
Как происходила колонизация земель Тохтаревским монастырем? Пустынь получала земельные владения через покупку, вклады и заклады, причем как от русского, так и от татарского населения.
грамоты позволяют проследить, как развивались отношения монастыря с русскими переселенцами в последней трети XVII в. В 1670 г. по мировому приговору кунгурцы дали место под пустынь, как указывалось выше, вверх р. Сылвы — Тохтаревское поле, пахотные земли и рыбные ловли по р. Суксун, Кустарка и Шамка (?)51. В 1672 г. по духовному завещанию кунгурец Семен Давыдов Попов дал в качестве вклада половину мельничного пруда52. В 1680 г. крестьяне Петр Зубарев и Максим
49 Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» в пос. Суксун // URL: http://www. eparhia.permonline.ru/snts/ikon-suk.html (дата обращения: 5.11.2012).
50 Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 946.
51 РГАДА. Ф. 281. Оп. 11. Д. 5850. Л. 1; Д. 5869. Л. 4.
52 Там же. Д. 5869. Л. 3.
Карсанов продали — каждый свою долю — мельничное место и пруд в Кунгурском уезде выше Торговишного острога на р. Чиса53. В следующем году монастырь заключил с Иваном Кузнецовым договор о совместной постройке и владении на этом месте двухколесной мельницей с условием совместного платежа за нее оброка54. Правда, в 1683 г. крестьянин Левка Юрьев Демин подал челобитную царю, что монастырь его мельницу на устье р. Сыры «потопил своею монастырскою мельницею», лишив его возможности молотить на ней зерно и платить за нее оброк по 2 гривны в год. Дело закончилось «мировой записью». Строитель пустыни Герасим, признавший свою вину, пообещал ежегодно платить за него об-рок55. В 1687 г. крестьян Яков Заганов построил для монастыря колесную мельницу на р. Чисе и такую же на р. Шакве. В 1688 г. монастырь разделил с ним общие владения: мельница Чисовка отошла монастырю, а Шаквинская — кунгурцу. Если же Яков хотел в будущем претендовать на монастырскую мельницу, с него полагалось взять штраф в пользу монастыря в 500 руб.56 В 1696 г. кунгурский пушкарь Клим Казанец приложил иером. Тихону и келарю старцу Сергию «по обещанию своему» к той пустыни «двор свой со всеми хоромы» за полные три вклада — за себя, за жену «Олену Григорьеву дочь» и за сына Евфимия. Двор располагался на горе близ монастырской башни над р. Иренью57. В том же 1696 г. кунгу-рец Моисей Игушев (по фамилии, вероятно, крещенный из народа коми) поступился в пользу пустыни мельничной плотиной на реках Герчице и Шаркучовке58. В 1700 г. Ирина Кузнецова завещала передать после смерти «на помин души ее» мельницу на устье р. Суксун59.
Не считая истории с затопленной мельницей 1683 г. и земельного спора 1695 г., о котором будет сказано ниже, отношения монастыря и русского населения были достаточно добрососедскими.
Помимо земельных владений пустынь имела свой двор в Кунгуре, куда приезжали старцы для торговых и иных дел. По переписной книге
53 РГАДА. Ф. 281. Оп. 11. Д. 5869. Л. 6.
54 Там же. Л. 7.
55 Там же. Д. 5857. Л. 1; Д. 5869. Л. 8.
56 Там же. Д. 5858. Л. 1; Д. 5869. Л. 8.
57 Там же. Д. 5869. Л. 14.
58 Там же. Д. 5868. Л. 1.
59 Там же. Д. 5871. Л. 1; Д. 5872. Л. 1.
1679 г.. «двор Новотохтаревской пустыни на приезд, а в нем живет дворники кунгурцы бобыли: Микишка Евсеев с. сапожник, у Никитки с. Гришка 4 л., да Тимошка Никин с. Ладнец, у Тимошки с. Артюшка 14 л.»60.
Обитель имела и небольшие пожалования от государства. В 1692 г., по челобитной строителя иером. Тихона, Тохтаревской пустыни разрешено было владеть землями по указу воеводы Дмитрия Бахметьева «в верх суксунских вершинах», если данные земли пусты61. В 1692 г. воевода стольник Федор Сухотин разрешил иером. Тихону владеть угодьями с устья Суксуна, вверх по Сылве до устья Иргины, далее вверх по Иргине до Сухого оврага и до Баранчинской межи, платя оброк 4 р. 20 к. в год62.
Кроме того, вклады в монастырь делали и местные ясачные татары. Если русские дали первые земли монастырю в декабре 1670 г., то спустя всего лишь полгода, в июне 1671 г., первые вклады в монастырь сделали верхсылвенские татары, приложив в Кунгурском уезде против Тохтарева заречной луг с наволоками и озерами «на корьмление братов при строителе старце Иване», указав владеть им «покемест Бог велит святому месту стоять», а им до того луга «дела нет. ни роду, ни племени». На обороте грамоты стоят родовые знаки (тамги) «Ягитая и Алия Балбековых детей, Истюкая Илгодина сына да Кутлугая Забулатова сына да Узея Ялбыева сына да Андына Ихбардина сына, Мичиная Токомето-ва сына Тогмина Байбекова сына»63. В том же месяце другой татарин, Ягитай с товарищами, дали монастырю за р. Сылвой луг с озерами, с истоками и наволоками64.
В 1677 г. ясашные татары Верхсылвенской чети д. Красного Яру Истекай Илгодин, Естигней Арасланов, Якшауней Илгодин и д. Бай-бековы (Балбековы) Яуштай Байбеков (Балбеков) разрешили строителю Питириму с братией рубить лес в их вотчине для монастырского обихода, а крестьянам и бобылям той пустыни «тес тесать, драницы драть, лыка, и жерди, и дрова сечь в любые годы», кроме Юркана и бортевых деревьев65. В том же 1677 г. татарин Иштай Байбеков вложил
60 Кунгур. Материалы для истории города XVII — начала XVIII столетия. М., 1886. С. 3.
61 РГАДА. Ф. 281. Оп. 11. Д. 5869. Л. 10.
62 Там же. Л. 13.
63 Там же. Д. 5849. Л. 1; Д. 5869. Л. 4.
64 Там же. Д. 5869. Л. 5.
65 Там же. Д. 5853. Л. 1; Д. 5869. Л. 5.
в пустынь лесной участок при истоке р. Сылва66. В 1690 г. в поступной татары д. Красный Яр Сылвенской чети Кунгурского уезда Истекай и Якшауй Илгодиных, Улзей Илбаев, Елчур Актаев, Мансур Ангурчин, Арметь Телотов, Сасыкай и Чейгуз Балбековы, Куллазай и Кендыкай Булатовы, Улюкай Улзеев передали пустыне против устья р. Суксуна за р. Сылвой луг, а также до бора «по совету сея деревни Краснаго Яру татар вечно» с условием «впредь им в тот луг не вступаться»67. В том же 1690 г. той же д. Красный Яр татарин Иштай (Ештай) Байбеков (Бал-беков) передал строителю Тихону за р. Сылвою на лугу против д. Са-сыковы повыше р. Истекайки (которая с истоком впадала в р. Сылву), рыбные ловли68.
В 1692 г. ясашный татарин д. Балбековой Верхнесылвенской чети Кунгурского уезда Сасыкай Балбеков (Байбеков) передал иером. Тихону сенокосный луг ниже устья р. Суксун вниз по р. Сылве и р. Грязнухе с разрешением ставить ему по 100 копен до своей смерти, кроме братьев и иных родственников, «да ему ж Сасыку давать к церкви Пресвятой Богородицы на всякий год по безмену воску, а против поскотного луга к навалоку в гору и в лес по р. Осиновке правая сторона по той поступ-ной — пустыни в той его Сасыковой вотчине на лугах сено ставить и в наволоках хмель драть, и в истоку рыбу ловить, и лес сечь, и лес росчи-щать, и пашни пахать, а на прочистках сено ставить, и владеть строителю с братией тою его Сасыковой поступной вотчиной сенными покосами и лесов и истоками с наволоками и расчистными пашенными землями вечно»69. В 1695 г. Сасыкай Балбеков занял у иером. Тихона 50 руб. до Филиппова заговенья и заложил в своей деревне юрт 2 вежи, амбар, баню, в поскотине землю, сенные покосы, исток за р. Сылвою против своей деревни с условием, что, если не заплатит в срок, угодья перейдут во владение пустыни70.
В 1692 г. пустынь получила поступное письмо ясачного татарина Кураза Кучукова, д. Усть-Медянки Верхиренской чети Кунгурского уезда. «По добродетели» он дал иером. Тихону в своей вотчине по обе сто-
66 РГАДА. Ф. 281. Оп. 11. Д. 5855. Л. 1.
67 Там же. Д. 5859. Л. 1; Д. 5869. Л. 9.
68 Там же. Д. 5860. Л. 1; Д. 5869. Л. 9.
69 Там же. Д. 5863. Л. 1; Д. 5869. Л. 10-11.
70 Там же. Д. 5869. Л. 13.
роны р. Медянки «с вершины и до устья» до р. Телесу место под мельницу. По условию договора, монастырь должен был вместе с Куразом построить там мельницу на устье одной из рек (Медянки или Телесу). Кураз брал на себя треть расходов и работ, пустынь — две трети. После постройки договорились владеть ею совместно и по третям делить ее доходы. Также Кураз позволил монахам и монастырским крестьянам в этих землях совместно с ним рубить необходимый лес, кроме бортей, огородить поскотину, ловить рыбу, собирать хмель, а также ставить старцам дворы «и владеть ему строителю той куразовой вотчиной вечно»71. Еще одну поступную грамоту от Кураза на мельничное место на р. Медянке монастырь получил в 1696 г. (в феврале оформлена как поступная запись, в сентябре как вкладная)72.
Отношения Тохтаревского монастыря и местного татарского населения можно назвать необычными. С одной стороны, у них не было между собой земельных споров. Более того, в течение 1670-1690-х гг. они сделали в Тохтаревский монастырь не менее 7 вкладов, без каких-либо особо выгодных условий и денежных выплат для себя от монастыря. Подобные примеры в истории Приуралья автору не известны. Это тем более интересно, что ясачные татары, передававшие монастырю свои вотчины, не приняли крещение и не имели целью поминание себя и своих родных в монастыре, чего можно было ожидать от русских. В составе служителей монастыря и в начале XVIII в. не было татарским имен. Считать это результатом силового давления тоже затруднительно: монастырь был небольшим и едва ли имел для этого необходимые средства. К тому же рядом с пустынью располагались вотчины крупных монастырей — Соликамского и Пыскорского, которое могли «надавить» на местное население, но они не имели подобных даров от местных татар. Более того, через эти вклады ясачные татары нарушали царский указ, который запрещал им продавать, закладывать и вкладывать свои земли. В любом случае, если бы это было давление, татары могли пожаловаться царю и имели все основания добиться решения в свою пользу. По мнению А. А. Титова, опубликовавшего документы кунгурского судопроизводства XVII в., «тогдашнее русское правительство (в лице воевод) одинаково внимательно относилось как то к исконно-русскому
71 РГАДА. Ф. 281. Оп. 11. Д. 5869. Л. 11.
72 Там же. Д. 5864. Л. 1; Д. 5866. Л. 1.
люду, так и инородческим племенам. Татарщина Кунгурского уезда признавалась равноправною в делах тяжебных и уголовных с русским населением. Нет в наших документах ни малейших намеков на религиозную нетерпимость. Каждый жил по своему закону, по своей вере. Воеводы не касались религиозных воззрений управляемаго ими люда, лишь бы он. воровских дел не чинил»73. Также следует помнить, что во второй половине XVII в. было немало волнений, связанных с захватом русскими земель, поэтому скорее русское население должно было опасаться татар, а не наоборот.
Могла быть и еще одна причина. Упоминавшийся выше Сасыкай Балбеков, заложивший за 50 руб. свои земли, как оказалось, ими не владел, а принадлежали они русским крестьянам д. Опалихиной. Некогда это была его родовая земля, которую его отец продал жителю Соликамска еще в декабре 1627 г. Но потом земли у усольца были отобраны и переданы правительством кунгурцам. А по царским указам татарам своих ясашных земель и угодий «продавать и закладывать и поступатца никому не велено», а «они-де Балбехтко с товарищи те свои земли потеряли продажею и закладом сами; а ныне сын его Балбехтков Сасычко поступился в Тохтаревскую пустынь воровски <.> есть у них (кунгур-цов. — Е. К.) крепости (на эти земли. — Е. К.)».
По рассмотрении дела земля у пустыни была отобрана и передана кунгурским крестьянам. Что же касается татарина, то его «за ево воровство, что он тяглую землю заложил чрез указы», было велено нещадно наказать батогами «при многих людех, чтоб иные татара того чинить не дерзали — тяглых земель никому не продавали и не поступались и в заклад не давали»74.
Поплатился за свои вклады в монастырь и Кураз Кучуков. Передал он в пустынь «старинную свою вотчину, чем дед и отец его владели» р. Медянкой на постройку мельницы. Но, по словам русских крестьян-челобитчиков, он передал эти земли татарских юртов под дворы и огороды монастырских крестьян «без ведома своей братии татар». А по царскому указу запрещалось и русским людям вкладывать тяглые земли в монастыри и в церкви, равно как и татарам свои ясашные тяглые земли «продавать и закладывать и поступаться». В ходе следствия
73 Кунгурские акты XVII в. С. К-Х.
74 Шишонко В. Н. Пермская летопись: в 7 т. Пятый период. Ч. 2. С. 35-39.
также выяснилось, что еще в 1693 г. били челом государю кунгурские ясашные татары и марийцы всех четвертей на Кураску Кучукова, что он «чинит им. обиды и налоги и раззорения, и пашенныя их земли и сенные покосы и всякия угодья у них татар завладел и всякую скотину поотнимал, и пашенные свои земли продает русским людям, и от того де они татара и черемиса и раззорились вконец». Они просили царя отправить Кураску Кучукова в другой город. По царскому указу была отправлена кунгурскому воеводе грамота с предупреждением, чтобы Кураз обид никому не чинил, денег и земель не отнимал. Если в будущем это продолжится, было указано его отправить «на вечное житье» в г. Тобольск.
По царской грамоте 1698 г. было указано кунгурцам жить на том месте, где они были поселены, а татарина Кураску Кучукова за его «воровство», что он поступился своей вотчиной в Тохтаревскую пустынь, «бить батоги нещадно, чтоб иным его братьем татаром, на то смотря, тяглых своих земель и угодий продавать и закладывать было не повадно — для того, что татаром и мурзам и черемисе своих земель и никаких угодий продавать и закладывать и менять не велено». Землю от р. Медянки и Телеса, которой поступился в Тохтаревскую пустынь татарин Кураско, было указано передать кунгурцам, дворов там пустыни не строить и крестьян не селить, поскольку вклады брать монастырям запрещалось. Крестьян, привезенных из Вятки на Кунгур, указывалось вернуть обратно. А если архиерей их обратно не вывезет, то этих крестьян приписать к кунгур-ским тяглым крестьянам75. Но, несмотря на жесткий приговор, Кураз Ку-чуков в 1702 г. продолжал владеть на паях третьей частью мельницы на р. Большой Телесе, две трети которой принадлежало Вятскому архиерейскому дому, в ведение которого перешел монастырь76.
Однако эти два примера говорят лишь о причинах частных вкладов, но не объясняют фактов, когда вклады в монастырь делали целые татарские деревни.
Что касается дальнейшей истории пустыни, по царскому указу от 27 ноября 1681 г. епископу Вятскому «в довольство» были даны «у Соли Камской. Преображенской да Вознесенской монастыри, а за ними 344 двора. На Кунгуре. дати ему Тахтаровскую (так! — Е. К.) да Воз-
75 Шишонко В. Н. Пермская летопись: в 7 т. Пятый период. Ч. 2. С. 230-239.
76 РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 6346. Л. 30.
движенскую пустыни, а за ними 82 двора»77. Таким образом, пустынь была передана «на кормление» вятскому архиерею.
К 1702 г. монастырь владел четырьмя мельницами (две трети мельницы на р. Большой Телесе; мельница на р. Тисе с ветхим амбаром, у которой жил старец Макарий; мельница на устье р. Тисы с амбаром; половина вкладной мельницы на р. Суксун, второй половиной владел кунгурец Тимофей Сибиряков). Оброчные и стрелецкие деньги монастырь с другими владельцами платил по паям бездоимочно. В подгорной слободке было около 30 дворов. Посельских монахов и приказчиков в пустыни не было, т. к. «все сборы собираются сполна»78.
Однако передача земель в ведение вятского архиерея вызвала недовольство русских переселенцев. В 1695-1699 г. шел земельный спор между кунугрцами и Вятским архиерейским домом. Кунгурские крестьяне утверждали, что они получили эти земли при переселении, и часть их передали новой пустыни, а архиерей привозит и селит в этих землях своих людей с Вятки. В свою очередь вятский владыка утверждал, что это были приписные к монастырю земли вверх Суксунских вершин между лесом и р. Медянкой, протянувшиеся на 40 верст и полученные им от приказной избы безоброчно. Чтобы не было споров, он был готов даже платить за нее оброк по 3 руб. в год. Архиерейский дом предоставил грамоту, по которой пустошь была получена пустынью для пашни в 1692 г., а в 1695 г. монастырь поступился этими землями в архиерейский дом79.
Последним монастырем, решение об основании которого было принято в самом конце XVII в., стала женская обитель в Кунгуре. Сохранился текст грамоты, которая описывает обстоятельства появления первой в этих местах женской обители. Кунгурцы подали челобитную государям Иоанну и Петру Алексеевичам о создании женской обители. В ответ на это 12 декабря 1695 г. был издан царский указ на имя кунгурского воеводы Степана Сухотина, который гласил: «Бил челом нам Великим Государям Кунгурской земской староста Панкрашка Питунин от вовсех кунгурцев место, на Кунгуре де и в Кунгурском уезде многие люди женска пола по-
77 Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел. М., 1828. Ч. 4. С. 393. №128.
78 РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 6346. Л. 30 - 34 об.
79 Шишонко В. Н. Пермская летопись: в 7 т. Пятый период. Ч. 2. С. 234-241.
стригаютца в монашеский образ и живут в мирских домех, а иные живут у мужских монастырей и скитаютца меж дворов, кормятца Христовым именем, а на Кунгуре-де в городе и в уезде девичьих монастырей нет, а по обещанию де их кунгурцов к строению девичья монастыря написана икона местная Пресвятыя Богородицы Одигитрия Тихвинския, а есть де на Кунгуре за городом после землянаго города от Сылвы реки порозжее место и прилично к монастырскому строению и лежит впусте и никто тем местом не владеет, а без Нашего де великих Государей указу и без грамоты того девичья монастыря на том порозжем месте строить не смеют, и нам великим Государем пожаловать б их велеть на том порозжем месте под церковное строение и под огород отвесть земли, и монастырь построить, и о том дать им Нашу Великих Государей грамоту». Государи указали воеводе, если это место пустое «и спору и утеснения им посадцким людем и иных чинов градским жителем впредь не будет, и ты б под весь монастырь и под огород земли отвесть велел сколько пристойно, а что по мере земли отведено будет, и о том для ведома к нам великим государем писать. А о строении монастыря кунгурцам посадцким людем велеть бить челом о благословенной грамоте богомольцу нашему преосвященному Ионе архиепископу Вятскому и Великопермскому, и без повеления архиепи-скопля монастырь строить им не велел»80. Официально монастырь был открыт, вероятно, уже в начале XVIII в., по благословению преосв. Дионисия, епископа Вятского и Великопермского (1700-1718)81. Однако женские монастыри традиционно не имели земельных владений и не играли значительной роли в процессе освоения новых земель.
Таким образом, начиная с 1630-х гг. в кунгурских землях наблюдается процесс активной монастырской колонизации, когда появляются сначала два, а затем и три очага вотчинного землевладения. Инициаторами создания первых вотчин выступили крупнейшие монастыри Перми Великой, имевшие для этого необходимые материальные и людские ресурсы. Тохтаревская же пустынь создавалась по инициативе переселенцев, на средства и пожалования русского и татарского населения Кунгурского уезда. Факт участия татар в формировании монастырского
80 Пономарев П., свящ. Описание церквей и приходов Кунгурского уезда. С. 143-144. Правда, сам автор при публикации документа ошибочно указывает 1696 г., а не 1695 г. (12 декабря 7204 г.)
81 Зверинский В. В. О православных монастырях в Российской империи. С. 180.
землевладения представляет собой яркую особенность указанного региона. Также спецификой монастырской колонизации кунгурских земель является тот факт, что монастырские пустыни нередко заключали договоры на совместную с крестьянами постройку мельниц и дальнейшее долевое их использование.
Активное освоение Сылвенско-Иренского междуречья монастырями приводило к столкновению с черносошным и ясачным крестьянством. При этом следует отметить, что после «башкирского разорения» 1662 г. конфликтов между монастырями и татарским населением не возникало, что нельзя сказать об отношениях с русскими переселенцами. В этом проявилась двойственность отношений монастырей с русскими крестьянами, которые, с одной стороны, были заинтересованы в том, чтобы монастыри обслуживали их духовные интересы, с другой стороны — видели в них своих конкурентов в процессе освоения кунгурских земель.
Что же касается земельных споров между монастырями, несмотря на общие границы и интересы, подобные конфликты почти не возникали, а при появлении решались через взаимные договоренности и компромиссы, без вмешательства верховной власти.
Elena V. Kustova
the monastic colonization in kungur county of the perm region in the second half of the 17th century
This article deals with the monastic colonization in the Kungur county of the Perm region in the last third of the 17th century, the means of expanding the monastery territories, the problems of monasteries interaction with the local Russian and Tatar population. The author studied both published resources and the materials of the State Archive of Ancient Acts. The main objects of the analysis are the Tohtarevskaya Bogoroditskaya Hermitage and the monastic patrimonies of the Sylvensk — Christmas Hermitage of Pyskorsk monastery and the Exaltation Hermitage of the Solikamsk monastery.
Keywords: monasteries, colonization, the Perm region, the Kungur county, patrimonies, the Tatars.