Научная статья на тему 'Проблема оптимизации затрат предприятия в кризисных условиях'

Проблема оптимизации затрат предприятия в кризисных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
840
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕБЕСТОИМОСТЬ ТОВАРА / ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барсова Татьяна Николаевна, Путятин Александр Евгеньевич, Орлова Ольга Викторовна

В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на затраты предприятия. Анализируются различные виды классификации затрат предприятия: внутренние и внешние, планируемые и случайные, основные и второстепенные. Описывается комплексный подход к анализу возможности снижения затрат по статьям себестоимости товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барсова Татьяна Николаевна, Путятин Александр Евгеньевич, Орлова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF OPTIMIZATION OF EXPENSES OF AN ENTERPRISE IN CRISIS CONDITIONS

The article examines the main factors that influencе on the costs of enterprise. Various types of classification of expense are analyzed: internal and external, planned and accidental, primary and secondary. A comprehensive approach to the analysis of the possibility of reducing the costs for cost of goods describes.

Текст научной работы на тему «Проблема оптимизации затрат предприятия в кризисных условиях»

ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 338.5 Т.Н. Барсова А.Е. Путятин О.В. Орлова

Tatyana Barsova Alexandr Putyatin Olga Orlova

ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на затраты предприятия. Анализируются различные виды классификации затрат предприятия: внутренние и внешние, планируемые и случайные, основные и второстепенные. Описывается комплексный подход к анализу возможности снижения затрат по статьям себестоимости товаров.

Ключевые слова: себестоимость товара, оптимизация затрат.

THE PROBLEM OF OPTIMIZATION OF EXPENSES OF AN ENTERPRISE IN CRISIS CONDITIONS

Annotation. The article examines the main factors that тАтте on the costs of enterprise. Various types of classification of expense are analyzed: internal and external, planned and accidental, primary and secondary. A comprehensive approach to the analysis of the possibility of reducing the costs for cost of goods describes. Keywords: cost ofproduct, optimization of costs.

Современные кризисные условия в национальной экономике приводят к необходимости особого внимания к ценовой политике предприятий в целях сдерживания инфляционных процессов и, следовательно, внимания к оценке собственных затрат, определяющих уровень прибыльности предприятий и перспективность их деятельности [3].

Оптимизация затрат предприятия является одним из наиболее важных направлений повышения эффективности производства, поскольку предусматривает их минимизацию с учетом различных факторов.

Структура затрат предприятия, прежде всего, зависит от:

- специализации предприятия, т.е. его отраслевой принадлежности;

- уровня кооперации с другими хозяйствующими субъектами;

- направлений диверсификации производственной деятельности;

- степени инновационной активности;

- особенностей географического местоположения предприятия;

- удаленности поставщиков материальных ресурсов и потребителей продукции;

- наличия длительных хозяйственных связей с партнерами;

- объема и сроков проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- макроэкономических условий функционирования (отраслевых приоритетов, доступности инвестиционных ресурсов, денежно-кредитной и таможенной политики государства, реальных инфляционных процессов, геополитической обстановки) [3; 4].

Классификация факторов, влияющих на затраты предприятия, осуществляется по многим признакам, главными из которых являются следующие признаки [1; 4].

Место возникновения. По этому признаку выделяют внешние по отношению к предприятию и внутренние факторы.

© Барсова Т.Н., Путятин А.Е., Орлова О.В., 2016

К внешним факторам следует отнести:

- конъюнктуру цен на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, используемые для производства продукции;

- темпы научно-технического прогресса в отрасли и в целом в промышленности;

- стоимость денежно-кредитных ресурсов;

- желание инвестора вкладывать денежные средства в те или иные проекты предприятия;

- темпы инфляции;

- налоговые льготы и др.

Внутренние факторы определяются:

- приобретением и использованием новых средств труда;

- возможностями сокращения трудоемкости производства и повышения качества выпускаемой продукции на основе автоматизации основных и вспомогательных производственных процессов;

- перспективами совершенствования организации производства;

- возможностями сокращения потерь рабочего времени и уменьшения длительности производственного цикла изготовления продукции;

- использованием новых, более совершенных технологических процессов, уменьшением заделов и межоперационного пролеживания обрабатываемых деталей и узлов;

- устранением или сокращением брака при производстве продукции;

- оптимизацией управленческих расходов и др.

Внутренние факторы, в свою очередь, можно разделить на:

- определяющие научно-технический уровень производства;

- отражающие уровень организации производства и качество управления;

- связанные с изменением номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, а также масштабов ее выпуска;

- социальные факторы стимулирования труда работников.

Если внутренние факторы в наибольшей степени поддаются управлению, то внешние прогнозировать зачастую достаточно сложно в постоянно изменяющихся рыночных условиях.

Время проявления. По этому признаку факторы целесообразно разделить на планируемые и неожиданные (случайные).

К планируемым факторам можно отнести:

- установление долговременных хозяйственных связей с поставщиками материальных ресурсов и потребителями основной продукции;

- введение в эксплуатацию нового оборудования, технологических процессов;

- подготовка производства новой продукции с использованием прогрессивных материалов;

- изменение кооперации производства и др.

Неожиданные факторы определяются множеством непредвиденных ситуаций, например, обнаружение брака в партии комплектующих изделий, что снижает ритмичность производства продукции, отказ изделий на испытаниях, задержка поставки необходимых материальных ресурсов.

Уровень значимости. В этом случае факторы можно разделить на:

- основные, которые в наибольшей степени влияют на себестоимость товаров;

- второстепенные, влияние которых на затраты предприятия незначительно.

Комплексный подход к анализу факторов, влияющих на затраты предприятия, позволяет выделить наиболее перспективные и реальные резервы ее снижения.

Необходимо учитывать, что затраты предприятия на производство и реализацию продукции

Экономика: проблемы, решения и перспективы

группируются по экономическим элементам и по статьям калькуляции, следовательно, анализ и оптимизация затрат предприятия, соответственно, осуществляются по:

- смете затрат на производство;

- себестоимости единицы отдельных видов продукции.

При анализе сметы затрат по плану и факту выполняется горизонтальный анализ по элементам затрат и выявляются те элементы, которые в наибольшей степени отличаются от плана, анализируются причины соответствующих отклонений и намечаются мероприятия по минимизации различных видов затрат в соответствии с их необходимостью.

Если рассматривается динамика элементов затрат и общей суммы затрат по годам, то целесообразно анализировать ее совместно с изменением выручки предприятия и номенклатуры выпускаемой продукции.

Анализ себестоимости продукции выполняется по отдельным калькуляционным статьям или группам статей (например, по условно-постоянным и условно-переменным расходам).

Наибольшие резервы снижения затрат, как правило, относятся к условно-постоянным затратам. Величина последних в значительной степени определяет эффект масштаба производства [2].

Целью проведения анализа затрат на производство продукции для их дальнейшей оптимизации является определение:

- направлений изменения себестоимости выпускаемой продукции (увеличения, уменьшения, сохранения имеющегося значения);

- факторов изменения себестоимости;

- причин изменения себестоимости (объективные, субъективные, зависящие от предприятия и не зависящие от него);

- резервов снижения себестоимости продукции предприятия.

При этом необходимо рассматривать возможную экономию затрат по отдельным калькуляционным статьям себестоимости отдельных видов продукции. У одних товаров эти резервы могут быть скрыты в материальных составляющих, а у других - в необходимости совершенствования технологии производства [1].

Снижение материальных затрат обусловлено рациональным, безотходным использованием современных материалов. Особое значение имеет входной контроль качества поступающих на предприятие сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий.

Снижение трудоемкости производства продукции может быть достигнуто на основе:

- механизации и автоматизации производства;

- использования прогрессивных технологий;

- модернизации парка оборудования;

- повышения квалификации работников и др.

Расчет и обоснование оптимальных, запускаемых в производство размеров партий деталей, узлов и изделий позволяет повысить ритмичность производства и загрузку оборудования, снизить продолжительность производственного цикла и, как следствие, уменьшить себестоимость продукции.

Сокращение доли амортизационных отчислений в себестоимости продукции может быть достигнуто путем повышения загрузки функционирующего оборудования, разработки рациональных технологических маршрутов, повышения сменности работы предприятия или его отдельных подразделений, ввода в действие новых производственных мощностей.

Снижение уровня накладных расходов достигается путем оптимизации работы управленческого персонала с соответствующим повышением уровня технического оснащения их труда, повышением квалификации кадров, проведением аттестации всех категорий работников, сокращением

внепроизводственных расходов, которое может быть вызвано завышением бюджета проведения рекламной кампании и неграмотной сбытовой политикой предприятия [1].

Уровень снижения себестоимости по отдельным калькуляционным статьям дает возможность получать объективные данные об эффективности проводимых организационно-технических мероприятий в текущем периоде и намечать возможные резервы снижения на ближайшую перспективу.

В результате снижения себестоимости достигается результат, который дает предприятию возможность повысить эффективность хозяйственной деятельности, так как снижение издержек производства при стабильных ценах позволяет предприятию увеличить прибыль.

Дополнительно полученная прибыль может быть использована на реализацию инвестиционных проектов, связанных с обновлением имеющейся технической базы, разработку и внедрение инновационных технологий по производству конструкционных материалов и другие мероприятия.

Библиографический список

1. Путятина, Л. М. Комплексный анализ затрат машиностроительных предприятий в современных условиях / Л. М. Путятина, А. Н. Шевляков // Менеджмент, финансы, маркетинг инновационных разработок в промышленности. - 2012. -№ 5. - С. 19-31.

2. Путятина, Л. М. Структура и содержание управленческого анализа на предприятиях в современных условиях / Л. М. Путятина, Е. В. Джамай, Н. В.Тарасова // Вестник МГОУ. Серия Экономика. - 2014. - № 4. -С. 136-139.

3. Путятина, Л. М. Ценообразование (отрасль машиностроение) : учебное пособие / Л. М. Путятина, А. Е. Путятин, О. В. Орлова. - М. : МАТИ, 2012. - 125 с. - ISBN 978-5-93271-622-9.

4. Путятина, Л. М. Экономика и финансы предприятия / Л. М. Путятина, В. Б. Родинов. - М. : Экономика и финансы. 2006. - 648 с. - ISBN 5-91069-003-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.