Научная статья на тему 'Обоснование направлений стратегии ценообразования предприятия машиностроения'

Обоснование направлений стратегии ценообразования предприятия машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / ИНФЛЯЦИОННОЕ ОЖИДАНИЕ / ТОВАРНЫЙ АССОРТИМЕНТ / ПЛАНИРОВАНИЕ ЦЕНЫ ТОВАРА / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / STRATEGY OF PRICING / INATIONARY EXPECTATION / COMMODITY RANGE / PLANNING OF THE PRICE OF GOODS / PRICE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барсова Татьяна Николаевна, Орлова Ольга Викторовна, Тарасова Наталья Владимировна

Рассмотрена проблема формирования ценовой политики, как одной из составляющих общей стратегии предприятия машиностроения. Особое вни-мание уделено учету инфляционных процессов при планировании цен на выпускае-мые товары, а также прогнозированию инфляционного ожидания. Планирование цены товара с поправкой на инфляцию осуществляется авторами статьи с уче-том индексации стоимости всех ресурсов. Представлены основные направления разработки рациональной ценовой политики предприятия в условиях инфляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барсова Татьяна Николаевна, Орлова Ольга Викторовна, Тарасова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of formation of price policy as one of components of the general strategy of the enterprise of mechanical engineering is considered. Special attention is paid to accounting of in ationary processes when planning the prices of the released goods and also to forecasting in ationary expectation. Planning of the price of goods adjusted for in ation is carried out by authors of article taking into account indexation of cost of all resources. The main directions of development of rational price policy of the enterprise in the conditions of in ation are presented.

Текст научной работы на тему «Обоснование направлений стратегии ценообразования предприятия машиностроения»

СТРАТЕГИИ И ИННОВАЦИИ

УДК 338.4 JELD24

DOI10.26425/1816-42 77-2018-9-42-45

Барсова Татьяна Николаевна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», г Москва e-mail: [email protected]

Орлова Ольга Викторовна

доцент, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», г. Москва e-mail: [email protected]

Тарасова Наталья Владимировна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», г. Москва e-mail: [email protected]

ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИИ СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Аннотация. Рассмотрена проблема формирования ценовой политики, как одной из составляющих общей стратегии предприятия машиностроения. Особое внимание уделено учету инфляционных процессов при планировании цен на выпускаемые товары, а также прогнозированию инфляционного ожидания. Планирование цены товара с поправкой на инфляцию осуществляется авторами статьи с учетом индексации стоимости всех ресурсов. Представлены основные направления разработки рациональной ценовой политики предприятия в условиях инфляции. Ключевые слова: стратегия ценообразования, инфляционное ожидание, товарный ассортимент, планирование цены товара, ценовая политика.

Barsova Tatyana

Candidate of Economic Sciences, Moscow aviation institute (national research university), Moscow e-mail: [email protected]

Orlova Olga

Assistant professor, Moscow aviation institute (national research university), Moscow e-mail: [email protected]

Tarasova Natalya

Candidate of Economic Sciences, Moscow aviation institute (national research university), Moscow e-mail: [email protected]

JUSTIFICATION OF THE MECHANICAL ENGINEERING ENTERPRISE PRICING STRATEGY DIRECTIONS

Abstract. The problem offormation ofprice policy as one of components of the general strategy of the enterprise of mechanical engineering is considered. Special attention is paid to accounting of inflationary processes when planning the prices of the released goods and also to forecasting inflationary expectation. Planning of the price of goods adjusted for inflation is carried out by authors of article taking into account indexation of cost of all resources. The main directions of development of rational price policy of the enterprise in the conditions of inflation are presented.

Keywords: strategy of pricing, inflationary expectation, commodity range, planning of the price of goods, price policy.

Основные факторы, от которых зависит ценовая политика российского предприятия - конъюнктура цен на материалы и комплектующие изделия, стоимость трудовых ресурсов и энергоносителей, уровень инфляции в экономике страны, уровень государственного управления ценами на товары и услуги в промышленности, курсы иностранных валют при международной торговле по экспорту и импорту и другие. Ценовая политика машиностроительных предприятий в значительной степени определяет ценовую политику практически всех отраслей народного хозяйства, которые используют эту продукцию. В связи с этим предприятиям важно иметь обоснованный прогноз изменения цен на выпускаемые товары и приобретаемые ресурсы. Прогнозирование ценовых изменений необходимо делать как на ближайшую перспективу, так и долгосрочную. Изменение инфляции в экономике необходимо учитывать при прогнозировании:

- цен и ценовой политики при работе производителя на каждом рынке;

- положения предприятия на каждом рынке и по каждому товару;

- технико-экономических показателей предприятия;

© Барсова Т.Н., Орлова О.В., Тарасова Н.В., 2018

- уровня прибыльности и развития инвестиционных возможностей;

- выбора наиболее оптимальной производственной программы;

- уровня оплаты труда работающих и возможности его роста;

- финансовой устойчивости предприятия [4].

При прогнозировании инфляционного ожидания целесообразно использовать как оценки специалистов предприятия, так и внешнюю информацию:

- прогноз экономического и социального развития страны;

- проект Федерального бюджета Правительства;

- данные Центрального банка о возможных темпах инфляции;

- данные опросов специалистов, проводимые различными организациями и публикуемые в средствах массовой информации и специальной литературе;

- оценки экспертов и результаты исследований научных организаций [2].

В отечественной и зарубежной практике прогнозирование цены товара с поправкой на инфляцию осуществляется с учетом индексации стоимости всех ресурсов [5]. При практических расчетах определения прогнозируемой цены товара могут использоваться только наиболее значительные изменения в ценах материальных затрат предприятия. При определении ценовой политики необходимо расчетное значение планируемой цены товара сопоставить с прогнозируемым уровнем инфляции в стране и с ценовыми показателями рыночной конъюнктуры.

Само по себе увеличение цен на товары и услуги является необходимым, но не достаточным условием развития инфляции и углубления инфляционных процессов. Индексацию цен в экономике необходимо рассматривать с точки зрения изменения (индексации) средней заработной платы или доходов населения. Если при общем росте цен на товары и услуги, индекс «потребительской корзины» или индекс инфляции соответствует индексу средней заработной платы и темп роста средней заработной платы сопоставим с темпами роста минимальной заработной платы, установленной в стране, то можно считать, что инфляция практически отсутствует. В этом случае происходит изменение масштаба цен при проведении эффективной социальной защиты государством работающего и неработающего населения.

Если при общем росте цен индекс «потребительской корзины» значительно превышает индекс средней заработной платы, то происходит поэтапное углубление инфляционных процессов, снижается жизненный уровень населения, происходит постепенный спад производства, обостряется социальная напряженность в стране и на предприятиях. Чаще всего индексация заработной платы происходит редко и не соответствует уровню инфляции. Если при общем росте цен индекс «потребительской корзины» (индекс инфляции) значительно меньше индекса средней заработной платы, то на первом этапе происходит рост благосостояния, появление свободных денег, происходит активное накопление средств, развитие инвестиционных процессов. Однако далее обязательно проявляются диспропорциональные изменения цен на товары и услуги в различных секторах экономики, происходит очередной виток кризисов и инфляции [1]. Основные соотношения для анализа инфляции приведены в таблице 1.

Таблица 1

Основные экономические соотношения анализа инфляционных процессов

Соотношения Расшифровка Выводы и следствия

И = И пк зп ср. Т = Т зп ср. зп mm Индекс потребительской корзины Ипк соответствует индексу средней заработной платы Изп Темп роста средней заработной платы Т соответствует темпу роста минимальной зп ср. ^ ^ 1 заработной платы Т А зп И]! Инфляция отсутствует, осуществляется эффективная социальная защита государства

И >>И пк зп ср. (разрыв между показателями имеет тенденцию к увеличению) Индекс потребительской корзины Ипк значительно превышает индекс средней заработной платы И зп ср. Поэтапное углубление инфляционных процессов, снижение жизненного уровня, спад производства, социальная напряженность в стране и на предприятии. Индексация заработной платы происходит редко и не соответствует уровню инфляции

Вестник университета № 9, 2018

Окончание таблицы 1

На первом этапе происходит рост благосостояния, появление свободных денег, накопление средств, развитие инвестиционных процессов. а втором этапе проявляется диспропорциональное изменение цен на товары, виток кризисов и инфляции

Составлено авторами по материалам исследования

Для предприятий и фирм инфляционные процессы имеют глубокие экономические и социальные последствия, такие как потеря технического и инновационного потенциала производства; отраслевые и региональные диспропорции в ценах на различные товары и услуги; ограничение платежеспособного спроса на продукцию; инфляционное налогообложение; снижение социальной защищенности рабочих и служащих; снижение основных показателей финансово-хозяйственной деятельности; ослабление экономических стимулов к труду и многие другие.

Основой разработки рациональной ценовой политики предприятия в условиях инфляции является:

- определение и анализ основных диспропорций в ценах на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и конечную продукцию предприятия;

- определение экономических возможностей предприятия для устранения возникших диспропорций;

- повышение достоверности прогнозирования цен (индексов цен) на все виды используемых материальных и трудовых ресурсов;

- повышение достоверности прогнозирования развития конкурентной среды и другие факторы [3].

Анализ основных экономических диспропорций в цене товаров, вызванных инфляцией, методически

можно осуществлять в следующей последовательности.

1. Анализ сложившейся динамики цен за рассматриваемый период времени на все виды материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов, энергоресурсы, заработную плату основных производственных рабочих и средней заработной платы по предприятию, основные средства, динамику себестоимости и цены продукции.

2. Расчет и анализ индексов цен на основные ресурсы, себестоимость и цен на основную продукцию. При этом анализируют индексы:

- цен на все виды материалов, составляющих физическую основу товара, а также вспомогательные материалы;

- цен на комплектующие изделия и полуфабрикаты, в том числе при смене поставщиков или переходе предприятия на собственное производство;

- цен на энергоресурсы;

- балансовой стоимости основных средств, пересчитанной в соответствии с действующим положением и соответствующих амортизационных отчислений, рассчитываемых в соответствии с проводимой предприятием амортизационной политикой;

- заработной платы различных категорий промышленно-производственного персонала;

- себестоимости продукции;

- оптовой и отпускной цены товара.

3. Сравнение индексов материальных и трудовых затрат с индексами себестоимости и цены. В первом приближении необходимо сопоставить:

- индексы материальных ресурсов с индексами себестоимости и цены;

- индексы материальных ресурсов с индексами комплектующих изделий и заработной платы;

- индексы стоимости основного капитала с индексами себестоимости и темпами инфляции;

- индексы заработной платы различных категорий промышленно-производственного персонала с темпами инфляции в стране;

- индексы цен и себестоимости товара;

- индексы цен с общим индексом инфляции.

4. Определение основных экономических диспропорций между индексами всех видов материальных ресурсов, себестоимостью и ценой товара. Особенно важно определить причины сложившихся диспропорций и перспективы их устранения. Объективно обусловленные диспропорции между отдельными видами затрат необходимо выявить и при разработке и реализации ценовой политики постоянно контролировать.

5. Прогнозирование изменения цен на все виды материальных и трудовых ресурсов осуществляется на основе:

- ретроспективного анализа динамики цен на все виды ресурсов;

- учета современных тенденций изменения инфляционных процессов в соответствии с государственной политикой (например, не экстраполяцией, а введением коэффициентов торможения);

- оценки чувствительности цены товара к инфляционного изменения отдельных видов затрат;

- использования аппарата теории вероятностей и накопленной предприятием экономической статистики.

6. Прогнозирование цены товара осуществляется на основе прогнозирования изменения отдельных элементов затрат, рыночной конъюнктуры, уровня конкуренции, уровня государственного регулирования цен, а также товарных и финансовых рынков.

7. Прогнозирование ценовой политики предприятия по товару на весь стратегический период, которое предполагает учет всех рассмотренных факторов на достаточно длительную перспективу. В качестве стратегического периода может рассматриваться перспектива от 2 до 10 лет.

Практическое применение рассмотренного алгоритма инфляционного анализа поможет сформировать оптимальную ценовую стратегию и вывести предприятие на высокий уровень эффективности производственной деятельности.

Библиографический список

1. Внучков, Ю. А. Стратегия развития логистической системы корпорации / Ю. А. Внучков, М. И. Шевченко // Научные труды (Вестник МАТИ). - 2012. - № 19(91). - С. 259-264.

2. Джамай, Е. В. Методы оценки организационно-экономической устойчивости и управляемости реструктуризируемых предприятий машиностроения / Е. В. Джамай, А. С. Зинченко, М. В. Юдин // Вестник Университета. - 2015. - № 13. - С. 26-29.

3. Джамай, Е. В. Исследование проблем оценки экономической эффективности инвестиций в инновационные проекты на предприятиях наукоемких отраслей промышленности / Е. В. Джамай, Ю. П. Анисимов, С. А. Повеквечных // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2014. - № 5. - С. 25-31.

4. Путятина, Л. М. Комплексный подход к анализу положения предприятия в отраслевой среде / Л. М. Путятина,

H. В. Тарасова, Л. А. Лаврова // Вестник Университета. - 2016. - № 3. - С. 49-52.

5. Путятина, Л. М. Управление экономическим ростом предприятия: уточнение базовых понятий / Л. М. Путятина, С. В. Шароватов // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2012. - № 1. - С. 195-197.

References

1. Vnuchkov Yu. A., Shevchenko, M. I. Strategiya razvitiya logisticheskoj sistemy korporacii [Formation of a product portfolio of the enterprise on the basis of indicators of market efficiency of products]. Nauchnye trudy (Vestnik MATI), 2012, I. 19 (91), pp. 259-264.

2. Dzhamaj E. V., Zinchenko A. S., Yudin M. V. Metody ocenki organizacionno-ehkonomicheskoj ustojchivosti i upravlyaemosti restrukturiziruemyh predpriyatij mashinostroeniya [Methods of assessment of organizational and economic stability and controllability of the restructured enterprises of mechanical engineering]. Vestnik Universiteta, 2015, I. 13, pp. 26-29.

3. Dzhamaj E. V, Anisimov Yu. P., Povekvechnyh S. A. Issledovanie problem ocenki ehkonomicheskoj ehffektivnosti investicij v innovacionnye proekty na predpriyatiyah naukoemkih otraslej promyshlennosti [Research ofproblems of assessment of economic efficiency of investments into innovative projects at the enterprises of the knowledge-intensive industries]. FEHS: Finansy. Ehkonomika. Strategiya, 2014, I. 5, pp. 25-31.

4. Putyatina L. M., Tarasova N. V, Lavrova L. A. Kompleksnyj podhod k analizu polozheniya predpriyatiya v otraslevoj srede [An integrated approach to the analysis ofposition of the enterprise in the branch environment]. Vestnik Universiteta, 2016, I. 3, pp. 49-52.

5. Putyatina L. M., Sharovatov S. V. Upravlenie ehkonomicheskim rostom predpriyatiya: utochnenie bazovyh ponyatij [Management of the economic growth of the enterprise: specification of basic concepts]. Menedzhment i biznes-administrirovanie, 2012,

I. 1, pp. 195-197.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.