УДК 338.13
DOI: 10.18384/2310-6646-2018-3-112-119
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С УЧЁТОМ ИНФЛЯЦИИ
Тарасова НВ, Лаврова ЛА., Гоешневикова НА.
Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию ценовой политики машиностроительных предприятий в отношении выпускаемых товаров. Рассмотрены факторы, от которых она зависит, даны рекомендации по прогнозированию ценовых изменений и инфляционного ожидания с учётом индексации стоимости всех ресурсов предприятия. В заключении работы предложены основные положения разработки рациональной ценовой политики предприятия в условиях инфляции и алгоритм анализа экономических диспропорций в цене товаров, вызванных инфляцией.
Ключевые слова: ценовая политика, товарный ассортимент, ценовые изменения, прогнозирование цены товара, инфляция.
METHODICAL ASPECTS OF PRICING STRATEGY DEVELOPMENT AT MACHINE-BUILDING ENTERPRISES REGARDING INFLATION
N. Tarasova, L. Lavrova, N. Greshnevikova
Moscow Aviation Institute (National Research University) 4, Volokolamskoye highway, Moscow, 125080, Russian Federation
Abstract. The article presents a complex study of pricing strategy concerning the released products of machine-building enterprises. The authors consider the factors influencing the choice of strategy and give recommendations for price changes and inflationary expectation forecasting taking into account indexation of the cost of all resources of the enterprise. In the conclusion, some basic provisions for the development of rational pricing strategy of the enterprise in the conditions of inflation and the algorithm of analysis of economic price disparities caused by inflation are suggested.
Key word: pricing policy, range of products, price changes, price forecasting, inflation.
При обосновании стратегии развития машиностроительных предприятий огромное значение имеет их ценовая политика в отношении выпускаемых товаров. Основными факторами, от которых зависит ценовая политика предприятия, являются конъюнктура цен на материалы и комплектующие изделия, стоимость трудовых ресурсов и энергоносителей, уровень инфляции в экономике страны, уровень государственного управления ценами на товары и услуги в промышленности, курсы иностранных валют при международной торговле по
© CC BY Тарасова Н.В., Лаврова Л.А., Грешневикова Н.А., 2018.
V11V
экспорту и импорту и др. [4, с. 131]. Ценовая политика машиностроительных предприятий в значительной степени определяет ценовую политику практически всех отраслей народного хозяйства, которые используют эту продукцию. В связи с этим предприятиям важно иметь обоснованный прогноз изменения цен на выпускаемые товары и приобретаемые ресурсы. Прогнозирование ценовых изменений необходимо делать как на ближайшую перспективу, так и на долгосрочную. Изменение инфляции в экономике необходимо учитывать при прогнозировании [8, с. 50]:
- цен и ценовой политики при работе производителя на каждом рынке;
- положения предприятия на каждом рынке и по каждому товару;
- технико-экономических показателей предприятия;
- уровня прибыльности и развития инвестиционных возможностей;
- выбора наиболее оптимальной структуры производства (производственной программы);
- уровня оплаты труда работающих и возможности их роста;
- финансовой устойчивости предприятия.
При прогнозировании инфляционного ожидания целесообразно использовать как оценки специалистов предприятия, так и внешнюю информацию, в качестве которой выступают [5, с. 28]:
- прогноз экономического и социального развития страны;
- проект Федерального бюджета Правительства РФ;
- данные Центрального банка о возможных темпах инфляции;
- данные опросов специалистов, проводимые различными организациями и публикуемые в средствах массовой информации и специальной литературе;
- оценки экспертов и результаты исследований научных организаций.
В отечественной и зарубежной практике прогнозирование цены товара с поправкой на инфляцию осуществляется с учётом индексации стоимости всех ресурсов, используемых при его производстве по формуле [9, с. 196]:
f k m Л
ЦПл = Ц
Zv . и +у у • И + у • И + у • Исрок + У
3 мi м 1 ^ Z-I ком j j ^ 3 ЗП ЗП ^ O.K. Т 3 пр.
J 1 где
где Цпл - прогнозируемая цена товара в планируемом периоде; Цб - цена товара в базисном периоде; Ум . - удельный вес 1-го материала в базисной цене товара; Им . - индекс цены 1-го материала; Уком . - удельный вес .-го комплектующего изделия в базисной цене товара; И. - индекс цены .-го комплектующего изделия; Уам -удельный вес амортизации в базисной цене товара; И0Рк - средний индекс цен на основной капитал предприятия; УЗП - удельный вес заработной платы в базисной цене товара; ИЗП - индекс заработной платы планируемой предприятием; Упр - удельный вес прочих расходов, инфляцию которых можно не учитывать.
При расчёте прогнозируемой цены должно выполняться условие:
=1
Vrn;
к т
^У + У У + У + У + У =1
* м 1 ^ Аи * ком I т -1 а^ ; З^ т ; пр 1 1=1 |=1
При практических расчётах определения прогнозируемой цены товара могут использоваться только наиболее значительные изменения в ценах материальных затрат предприятия. При определении ценовой политики необходимо расчётное значение планируемой цены товара сопоставить с прогнозируемым уровнем инфляции в стране и с ценовыми показателями рыночной конъюнктуры [7, с. 73].
Само по себе увеличение цен на товары и услуги является необходимым, но не достаточным условием развития инфляции и углубления инфляционных процессов. Индексацию цен в экономике необходимо рассматривать с точки зрения изменения (индексации) средней заработной платы или доходов населения. Если при общем росте цен на товары и услуги индекс "потребительской корзины" или индекс инфляции соответствует индексу средней заработной платы и темп роста средней заработной платы сопоставим с темпами роста минимальной заработной платы, установленной в стране, можно считать, что инфляция практически отсутствует [2, с. 235]. В этом случае происходит изменение масштаба цен при проведении эффективной социальной защиты государством работающего и неработающего населения.
Если при общем росте цен индекс "потребительской корзины" значительно превышает индекс средней заработной платы, происходит поэтапное углубление инфляционных процессов, снижается жизненный уровень населения, происходит постепенный спад производства, обостряется социальная напряженность в стране и на предприятиях. Чаще всего индексация заработной платы происходит редко и не соответствует уровню инфляции. Если при общем росте цен индекс "потребительской корзины" (индекс инфляции) значительно меньше индекса средней заработной платы, на первом этапе происходит рост благосостояния, появление свободных денег, наблюдается активное накопление средств, развитие инвестиционных процессов. Однако далее обязательно проявляются диспропорциональные изменения цен на товары и услуги в различных секторах экономики, происходит очередной виток кризисов и инфляции [3, с. 260]. Основные экономические соотношения, используемые при анализе инфляционных процессов, приведены в табл. 1.
Таблица 1
Основные экономические соотношения анализа инфляционных процессов
Соотношения Расшифровка Последствия
ИПК = ИЗП ср Т = Т ЗП ср ЗП min Индекс "потребительской корзины" соответствует индексу средней заработной платы. Темп роста средней заработной платы соответствует темпу роста минимальной заработной платы, установленной в стране Инфляция отсутствует, осуществляется эффективная социальная защита государства
V11V
Соотношения Расшифровка Последствия
И >> И ПК ЗП ср (разрыв между показателями имеет тенденцию к увеличению) Индекс потребительской корзины значительно превышает индекс средней заработной платы Поэтапное углубление инфляционных процессов, снижение жизненного уровня, спад производства, социальная напряженность в стране и на предприятии. Индексация заработной платы происходит редко и не соответствует уровню инфляции
ИПК < И ПК ЗП ср Индекс "потребительской корзины" (индекс инфляции) значительно меньше индекса средней заработной платы На первом этапе происходит рост благосостояния, появление свободных денег, накопление средств, развитие инвестиционных процессов. На втором этапе проявляется диспропорциональное изменение цен на товары, виток кризисов и инфляции
Для предприятий и фирм инфляционные процессы имеют глубокие экономические и социальные последствия, такие как потеря технического и инновационного потенциала производства, отраслевые и региональные диспропорции в ценах на различные товары и услуги, ограничение платежеспособного спроса на продукцию, инфляционное налогообложение, снижение социальной защищенности рабочих и служащих, снижение основных показателей финансово-хозяйственной деятельности, ослабление экономических стимулов к труду и многие др. [1, с. 39].
Основой разработки рациональной ценовой политики предприятия в условиях инфляции являются [6, с. 27]:
- определение и анализ основных диспропорций в ценах на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и конечную продукцию предприятия;
- определение экономических возможностей предприятия для устранения возникших диспропорций;
- повышение достоверности прогнозирования цен (индексов цен) на все виды используемых материальных и трудовых ресурсов;
- повышение достоверности прогнозирования развития конкурентной среды и другие факторы.
Анализ основных экономических диспропорций в цене товаров, вызванных инфляцией, методически можно осуществлять в следующей последовательности:
1. Анализ сложившейся динамики цен за рассматриваемый ретроспективный период времени на все виды материалов, все виды комплектующих изделий и полуфабрикатов, энергоресурсы, заработную плату (основных производственных рабочих) и среднюю заработную плату по предприятию, основные средства, а также динамику себестоимости и цены конечной продукции.
2. Расчёт и анализ индексов цен на основные ресурсы, себестоимости и цен на основную продукцию. При этом анализируются индексы:
- цен на все виды материалов, составляющих физическую основу товара, а также вспомогательные материалы;
Viisy
- цен на комплектующие изделия и полуфабрикаты, в т. ч. при смене поставщиков или переходе предприятия на собственное их производство;
- цен на энергоресурсы;
- балансовой стоимости основных средств, пересчитанной в соответствии с действующим положением, и соответствующих амортизационных отчислений, рассчитываемых в соответствии с проводимой предприятием амортизационной политикой;
- заработной платы различных категорий промышленно-производственного персонала;
- себестоимости продукции (производственной и полной);
- оптовой и отпускной цены товара.
3. Сравнение индексов материальных и трудовых затрат с индексами себестоимости и цены. В первом приближении необходимо сопоставить:
- индексы материальных ресурсов с индексами себестоимости и цены;
- индексы материальных ресурсов с индексами комплектующих изделий и заработной платы;
- индексы стоимости основного капитала с индексами себестоимости и темпами инфляции;
- индексы заработной платы различных категорий промышленно-производ-ственного персонала с темпами инфляции в стране;
- индексы цен и себестоимости товара;
- индексы цен с общим индексом инфляции.
4. Определение основных экономических диспропорций между индексами всех видов материальных ресурсов, себестоимостью и ценой товара. Особенно важно определить причины сложившихся диспропорций и перспективы их устранения. Объективно обусловленные диспропорции между отдельными видами затрат необходимо выявить и при разработке и реализации ценовой политики постоянно контролировать.
5. Прогнозирование изменения цен на все виды материальных и трудовых ресурсов осуществляется на основе:
- ретроспективного анализа динамики цен на все виды ресурсов;
- учёта современных тенденций изменения инфляционных процессов в соответствии с государственной политикой (например, не простой экстраполяцией, а введением коэффициентов торможения);
- оценки чувствительности цены товара к инфляционному изменения отдельных видов затрат;
- использования аппарата теории вероятностей и накопленной предприятием экономической статистики и т. д.
6. Прогнозирование цены товара осуществляется на основе прогнозирования изменения отдельных элементов затрат, рыночной конъюнктуры, уровня конкуренции, уровня государственного регулирования цен, а также товарных и финансовых рынков.
7. Прогнозирование ценовой политики предприятия по товару на весь стратегический период, которое предполагает учёт всех рассмотренных факторов на
достаточно длительную перспективу. В качестве стратегического периода в зависимости от глобальности экономических целей развития предприятия и прогно-зируемости внешней экономической среды может рассматриваться перспектива от 2 до 10 лет с учётом сменяемости ассортимента рассматриваемых товаров.
1. Арсеньева Н.В. Основные проблемы предприятий машиностроительного комплекса
на современном этапе и перспективные пути их решения // Экономика и управление в машиностроении. 2008. № 1. С. 38-41.
2. Арсеньева Н.В. Основные рекомендации по повышению эффективности деятельно-
сти машиностроительных предприятий в условиях экономического кризиса // Научные труды (Вестник МАТИ). 2010. № 17 (89). С. 234-238.
3. Внучков Ю.А., Шевченко М.И. Стратегия развития логистической системы корпора-
ции // Научные труды (Вестник МАТИ). 2012. № 19 (91). С. 259-264.
4. Демин С.С., Зинченко А.С., Черкасов М.Н. Особенности финансового планирования
производственных процессов на предприятиях машиностроения // Вестник университета (Государственный университет управления). 2016. № 5. С. 130-132.
5. Джамай Е.В., Зинченко А.С., Юдин М.В. Методы оценки организационно-экономиче-
ской устойчивости и управляемости реструктуризируемых предприятий машиностроения // Вестник университета (Государственный университет управления). 2015. № 13. С. 26-29.
6. Джамай Е.В., Анисимов Ю.П., Повеквечных С.А. Исследование проблем оценки эко-
номической эффективности инвестиций в инновационные проекты на предприятиях наукоёмких отраслей промышленности // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2014. № 5. С. 25-31.
7. Желтенков А.В., Юдин Е.Б. Адаптация управления промышленной организацией к условиям функционирования механизма развития: концепции и модели // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2017. № 2. С. 72-78.
8. Путятина Л.М., Тарасова Н.В., Лаврова Л.А. Комплексный подход к анализу положе-
ния предприятия в отраслевой среде // Вестник университета (Государственный университет управления). 2016. № 3. С. 49-52.
9. Путятина Л.М., Шароватов С.В. Управление экономическим ростом предприятия: уточнение базовых понятий // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2012. № 1.
1. Arsenyeva N.V. [Current Problems of Machine-Building Enterprises and Prospects for their
Solution]. In: Ekonomika i upravlenie v mashinostroenii [Economics and Management in Mechanical Engineering], 2008, no. 1, pp. 38-41.
2. Arsenyeva N.V. [Basic Recommendations for Improving the Efficiency of Engineering Enterprise Performance under Conditions of Economic Crisis]. In: Nauchnye trudy (Vestnik MATI) [Research Papers (Bulletin of MATI)], 2010, no. 17 (89), pp. 234-238.
3. Vnuchkov Yu.A., Shevchenko M.I. [Strategy for Corporation's Logistics Development]. In:
Nauchnye trudy (Vestnik MATI) [Research Papers (Bulletin of MATI)], 2012, no. 19 (91), pp. 259-264.
4. Demin S.S., Zinchenko A.S., Cherkasov M.N. [Features of Financial Planning of Production
Processes at Mechanical Engineering Enterprises]. In: Vestnik universiteta (Gosudarstvennyi
ЛИТЕРАТУРА
С. 195-197.
REFERENCES
universitet upravleniya) [Bulletin of the University (State University of Management)], 2016, no. 5, pp. 130-132.
5. Dzhamai E.V., Zinchenko A.S., Yudin M.V. [Methods of Assessment of Organizational and
Economic Stability and Controllability of Restructured Engineering Enterprises]. In: Vestnik universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya) [Bulletin of the University (State University of Management)], 2015, no. 13, pp. 26-29.
6. Dzhamai E.V., Anisimov Yu.P., Povekvechnykh S.A. [Evaluating Economic Efficiency of Investments in Innovative Projects at High-Tech Enterprises]. In: FES: Finansy. Ekonomika. Strategiya [FES: Finance. Economy. Strategy], 2014, no. 5, pp. 25-31.
7. Zheltenkov A.V., Yudin E.B. [The Adaptation of Industrial Enterprise Management to the
Conditions of Development Mechanism: Concepts and Models]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics], 2017, no. 2, pp. 72-78.
8. Putyatina L.M., Tarasova N.V., Lavrova L.A. [An Integrated Approach to the Analysis of
Enterprise Performance in Industrial Environment]. In: Vestnik universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya) [Bulletin of the University (State University of Management)], 2016, no. 3, pp. 49-52.
9. Putyatina L.M., Sharovatov S.V. [Management of Economic Growth: Clarification of Basic
Concepts]. In: Menedzhment i biznes-administrirovanie [Management and Business Administration], 2012, no. 1, pp. 195-197.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Тарасова Наталья Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга высокотехнологичных отраслей промышленности Московского авиационного института (Национального исследовательского университета); e-mail: tarasova_n@mail.ru
Лаврова Людмила Афанасьевна - старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга высокотехнологичных отраслей промышленности Московского авиационного института (Национального исследовательского университета); e-mail: mati_fac6@mail.ru
Грешневикова Наталья Александровна - старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга высокотехнологичных отраслей промышленности Московского авиационного института (Национального исследовательского университета);
e-mail: mati_fac6@mail.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Natalya V. Tarasova - PhD in Economics, associate professor at the Department of Management and Marketing of High-Tech Industries, Moscow Aviation Institute (National Research University); e-mail: tarasova_n@mail.ru
Ludmila A. Lavrova - senior lecturer at the Department of Management and Marketing of High-Tech Industries, Moscow Aviation Institute (National Research University); e-mail: mati_fac6@mail.ru
Natalya A. Greshnevikova - senior lecturer at the Department of Management and Marketing of High-Tech Industries, Moscow Aviation Institute (National Research University);
e-mail: mati_fac6@mail.ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Тарасова Н.В., Лаврова Л.А., Грешневикова Н.А. Методические аспекты разработки ценовой политики машиностроительных предприятий с учётом инфляции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 3. С. 112-119. DOI: 10.18384/2310-6646-2018-3-112-119
FOR CITATION
Tarasova N.V., Lavrova L.A., Greshnevikova N.A. Methodical Aspects of Pricing Strategy Development at Machine-Building Enterprises Regarding Inflation. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2018, no. 3, рр. 112-119. DOI: 10.18384/2310-6646-2018-3-112-119
\mj