Научная статья на тему 'Анализ современных методов определения себестоимости выпускаемой продукции'

Анализ современных методов определения себестоимости выпускаемой продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
599
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕБЕСТОИМОСТЬ ТОВАРА / МЕТОД КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ / МЕТОД ПОКРЫТИЯ / МЕТОД ОБРАТНОЙ КАЛЬКУЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Путятина Людмила Михайловна, Барсова Татьяна Николаевна, Тарасова Наталья Владимировна

В статье рассматриваются основные методы определения себестоимости продукции: метод общей калькуляции, метод покрытия, метод обратной калькуляции. Анализируются особенности использования различных методов в экономической практике. Отражено влияние себестоимости на ценовую политику предприятия и показатели его хозяйственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MODERN METHODS OF DETERMINING OF THE COST OF MANUFACTURED PRODUCT

The main methods of determining cost of production, for example, total costing method, coating method, method of return calculation are discussed in this article. Pecularities of using of different methods in economic practice are analyzed. Influence of prime cost on the pricing policy of the enterprise and the performances of its business activities is reflected.

Текст научной работы на тему «Анализ современных методов определения себестоимости выпускаемой продукции»

УДК 338.5

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются основные методы определения себестоимости продукции: метод общей калькуляции, метод покрытия, метод обратной калькуляции. Анализируются особенности использования различных методов в экономической практике. Отражено влияние себестоимости на ценовую политику предприятия и показатели его хозяйственной деятельности.

Ключевые слова: себестоимость товара, метод калькулирования, метод покрытия, метод обратной калькуляции.

ANALYSIS OF MODERN METHODS OF DETERMINING OF THE COST OF MANUFACTURED PRODUCT

Annotation. The main methods of determining cost of production, for example, total costing method, coating method, method of return calculation are discussed in this article. Pecularities of using of different methods in economic practice are analyzed. Influence of prime cost on the pricing policy of the enterprise and the performances of its business activities is reflected.

Keywords: cost of product, method of calculation, method of coating, method of inverse calculation.

Повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия непосредственно связано с необходимостью соизмерения его затрат по производству и реализации продукции с существующим платежеспособным спросом со стороны потребителей, с одной стороны, и ценовой политикой основных конкурентов, с другой стороны.

Определяющим в конкуренции является возможность производителя оптимально управлять себестоимостью производимой продукции путем минимизации издержек [1].

Затраты предприятия на производство и реализацию продукции группируются по:

- экономическим элементам (в этом случае составляется смета затрат на производство);

- калькуляционным статьям для расчета себестоимости единицы продукции.

В смете затрат на производство отражаются совокупные затраты на приобретение материальных ресурсов, затраты на оплату труда всех категорий работников, взносы в государственные внебюджетные социальные фонды, амортизационные отчисления, прочие денежные затраты предприятия независимо от их производственного назначения и распределения по видам продукции. Составление сметы обеспечивает баланс затрат по отдельным производственным подразделениям предприятия и по видам продукции.

Калькуляция себестоимости позволяет определить необходимые материальные ресурсы, затраты на оплату труда производственных рабочих, взносы в государственные внебюджетные социальные фонды, которые являются прямыми расходами, а также косвенные расходы, связанные с производством и реализацией одной единицы каждого вида выпускаемой продукции. В случае, если предприятие грамотно переносит затраты на себестоимость выпускаемой продукции независимо от метода ее расчета, должен соблюдаться определенный баланс затрат, который записывается следующей формулой:

З = t СiNi ? (1)

i=1

Л.М. Путятина Т.Н. Барсова Н.В. Тарасова

Lyudmila Putyatina Tatyana Barsova Natalya Tarasova

© Путятина Л.М., Барсова Т.Н., Тарасова Н.В., 2016

где З _ общая сумма затрат предприятия в соответствии с годовой сметой затрат на производство и реализацию продукции, руб.; N1 _ годовой объем производства продукции 1-го вида, шт.; С; - себестоимость единицы продукции 1-го вида, руб.; к _ число наименований выпускаемой продукции.

Себестоимость товара _ денежное выражение текущих затрат предприятия, связанных с его изготовлением и реализацией.

Себестоимость товаров является наиболее важным показателем деятельности предприятия, поскольку от нее в значительной степени зависят такие результирующие показатели, как прибыль, рентабельность, оборачиваемость денежных средств, эффективность использования всех видов ресурсов как материальных, так трудовых.

В экономической теории и практике используются следующие основные методы определения себестоимости [3; 4]:

_ метод общей калькуляции;

_ метод покрытия;

_ метод обратной калькуляции.

Метод общей калькуляции основан на расчете полной себестоимости товара по определенной номенклатуре статей без разделения затрат на постоянные и переменные затраты. Этот метод имеет наибольшее распространение на отечественных предприятиях. Себестоимость рассчитывается на определенный объем выпуска товара и считается величиной постоянной в пределах планируемого периода.

В этом случае цена товара (Ц) определяется следующим образом [4]:

Ц _ споЛн + ПР, (2)

где Сполн _ полная себестоимость единицы продукции, руб.; ПР _ прибыль на единицу продукции, руб.

Однако практика показывает, что затраты предприятия имеют разную природу и степень их влияния на себестоимость определенного товара не одинакова. Например, часть затрат, входящих в себестоимость, необходимо отнести к условно-переменным, зависящим в той или иной степени от объемов производства продукции, а другую часть _ к условно-постоянным, т.е. не зависящим от объемов производства. Затраты в связи с производством товара включают прямые расходы, непосредственно связанные с производством конкретного товара, и косвенные (накладные расходы), имеющие общепроизводственное назначение и распределяемые между отдельными видами продукции пропорционально выбранному критерию, например, основной и дополнительной заработной плате производственных рабочих, трудоемкости обработки изделий на оборудовании, стоимости материальных ресурсов, сумме прямых затрат и др. Каждая составляющая косвенных расходов определяется с учетом предварительно определенного коэффициента, который рассчитывается на основе соответствующих смет. Этот коэффициент должен пересчитываться ежегодно в связи с изменением состава и количества используемого оборудования, затрат на его обслуживание, численности персонала производственных подразделений, уровня заработной платы, затрат, связанных с реализацией продукции и др.

Метод покрытия [3] предполагает при расчете полной себестоимости товара разделение затрат на условно-постоянные и условно-переменные:

С _ Зср + Зср (3)

полн пер пост ' V '

При этом средние переменные затраты калькулируются обычным способом, а средние постоянные затраты, приходящиеся на единицу продукции, рассчитываются следующим образом:

З

З ср _ пост (4)

пост Ат , ( )

о N

где Зпост _ сумма постоянных расходов, связанных с производством продукции, руб.

При использовании метода покрытия цена товара определяется по следующей формуле:

ц _ зспрр+п , (5)

где П _ величина покрытия по товару, руб.;

Покрытие в этом случае является суммой средних постоянных затрат и прибыли (ПР):

П _ З1Ст + ПР . (6)

Этот метод имеет наибольшее распространение в западной экономике, однако в настоящее время используется и отечественными предприятиями. При сравнении этих методов необходимо отметить, что при использовании метода покрытия можно реально определить эффект масштаба производства определенной продукции, который проявляется в последовательном снижении себестоимости товара по мере роста объемов его производства. Это снижение обеспечивается уменьшением средних постоянных затрат, приходящихся на единицу продукции, по гиперболической зависимости.

Однако в практической деятельности предприятий, специализирующихся на выпуске продукции широкой номенклатуры, возникает сложность использования этого метода, поскольку все условно-постоянные расходы относятся к деятельности предприятия в целом и не разделяются по видам продукции. В то же время для определения эффекта масштаба производства необходимо их разделить на компоненты, относящиеся к производству различных товаров. Эта задача может быть решена только самим предприятием, поскольку каждое из них имеет свои особенности, к которым относятся имеющийся парк оборудования, периодичность планового обслуживания оборудования, организационная структура управления и др. Критериями разделения общей суммы постоянных затрат предприятия между отдельными товарами могут быть доля товара в себестоимости реализованной продукции, трудоемкость производства годового объема товара и др.

Метод обратной калькуляции предполагает расчет максимально допустимой себестоимости продукции, исходя из цены, сложившейся на рынке в условиях жесткой конкуренции между хозяйствующими субъектами [3]. При расчете себестоимости этим методом из цены товара вычитаются косвенные налоги, включаемые в цену продукции (налог на добавленную стоимость, акциз), и прибыль, средняя норма которой сложилась на предприятии за последний период времени (в течение одного или двух лет).

Определенное значение предельной себестоимости (С1) сравнивается с результатами, полученными одним из предыдущих методов, используемом на предприятии (С2). В случае, если С1 > С2, то предприятие имеет конкурентное преимущество, т.е. расчетное значение себестоимости товара ниже затрат, соответствующих тому значению, которое определяется на основе учета требований рынка. Если С1< С2, то предприятие, для того чтобы соответствовать рыночным требованиям, должно либо снижать уровень прибыльности товара, либо разрабатывать мероприятия по снижению себестоимости продукции.

Независимо от используемого метода расчета себестоимости предприятиям необходимо проводить ее регулярный анализ по следующим направлениям [2].

1. По отдельным видам продукции, что может быть выполнено по калькуляционным статьям или группам статей, по структуре себестоимости, по плану и факту, в сравнении по годам.

2. По себестоимости реализованной продукции.

3. По обобщающему показателю затрат на 1 руб. реализованной продукции.

4. По эффекту масштаба производства по отдельным видам продукции.

Поиск резервов снижения себестоимости является важной составляющей экономической политики предприятия, поскольку создает условия для оптимизации ценовой политики предприятия на рынке в отношении соответствующих товаров и, таким образом, формирования конкурентных преимуществ.

Библиографический список

1. Путятина, Л. М. Комплексный анализ затрат машиностроительных предприятий в современных условиях / Л. М. Путятина, А. Н. Шевляков // Менеджмент, финансы, маркетинг инновационных разработок в промышленности. - М. : МАТИ, 2012. -№ 5. - С. 19-31.- ISBN 978-5-93271-653-3.

2. Путятина, Л. М. Структура и содержание управленческого анализа на предприятиях в современных условиях / Л. М. Путятина, Е. В. Джамай, Н. В. Тарасова // Вестник МГОУ. Серия Экономика. - 2014. - № 4. -С. 136-139.

3. Путятина, Л. М. Ценообразование (отрасль машиностроение) : учебное пособие / Л. М. Путятина, А. Е. Путятин, О. В. Орлова. - М. : МАТИ, 2012. - 125 с. - ISBN 978-5-93271-622-9.

4. Путятина, Л. М. Экономика и финансы предприятия /Л .М. Путятина, В. Б. Родинов. - М.: Экономика и финансы, 2006. - 648 с.- ISBN 5-91069-003-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.