Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
управление / управленческое решение / образование / management / management decision / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перминова А. Е., Салаватова А. М.

Предметом рассмотрения в данной статье является менеджмент в образовательном учреждении. Актуальность данного вопроса обусловлена современной ситуацией в системе общего образования. В связи с этим в статье представляется анализ некоторых исследований, на основании которых возможно оптимизировать процесс принятия управленческих решений в общеобразовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF OPTIMIZING MANAGEMENT DECISION-MAKING PROCESS IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATION

The subject of consideration in this article is management in an educational institution. The relevance of this issue is due to the current situation in the general education system. In this regard, the article presents an analysis of some studies on the basis of which it is possible to optimize the process of making managerial decisions in a general education organization.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 37 Перминова А.Е., Салаватова А.М.

Перминова А.Е.

магистрант 1 года обучения Нижневартовский государственный университет (г. Нижневартовск, Россия)

Салаватова А.М.

кандидат педагогических наук, доцент Нижневартовский государственный университет (г. Нижневартовск, Россия)

ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: предметом рассмотрения в данной статье является менеджмент в образовательном учреждении. Актуальность данного вопроса обусловлена современной ситуацией в системе общего образования. В связи с этим в статье представляется анализ некоторых исследований, на основании которых возможно оптимизировать процесс принятия управленческих решений в общеобразовательной организации.

Ключевые слова: управление, управленческое решение, образование.

Важность образовательного менеджмента проявляется в его роли в формировании и реализации управленческих решений для высших учебных заведений. Эта область представляет собой синтез понятий «менеджмент», «образование», а также практик, применяемых в образовании. Позиция Ф. Деккера показывает, что образовательный менеджмент включает структурированный подход к процессам обучения, принимая во внимание факторы производства, культурные и социальные контексты, а также особенности личности. А.И. Барановский сообщает, что образовательный

менеджмент становится самостоятельным направлением среди других управленческих наук и включает в себя научные дисциплины — педагогику, социологию управления, психологию и маркетинг. В свою очередь, Х. Гайслер дополняет это определение, акцентируя внимание на важности стратегического управления образовательными учреждениями, направленного на удовлетворение образовательных потребностей как отдельных учеников, так и образовательных организаций [3].

Будущее образования будет кардинально отличаться от настоящего, в первую очередь, в художестве его вовлеченности. В высшем образовании, действующем сегодня, присутствует централизованная структура, в которой система управления и планирования принимает берут на себя функциональные обязанности от государственного аппарата, прописывая важные ориентиры для учебных заведений по множеству критериев [5].

В России образовательная система характеризуется высокой степенью централизации, в которой основная власть сосредоточена в Минобрнауки. Эта структура диктует учреждениям жесткие целевые установки с заранее установленными стратегическими задачами, допускающими лишь незначительные локальные корректировки. С одной стороны, подобная система упрощает руководство и снижает сложность управленческих процессов, с другой - ведет к шаблонизации образовательного процесса, что приводит к потере индивидуальности учащихся и превращению их в стандартные, неразличимые элементы образовательной системы [2].

Представление образовательных учреждений в качестве организаций, формирующих и распространяющих ценности, соответствует принципам функционирования целенаправленных систем. Основные элементы - это стратегическое управление и распределение полномочий при выполнении поставленных приоритетов. Достижение правильной формулировки целей -важнейшая задача, которую нужно достигать через высокопродуктивный образовательный сервис, исходя из эффективно составленных стратегических

инициатив, прогнозирование которых отвечает специфичным условиям организации [3].

Согласно экспертным исследованиям, образовательные учреждения имеют лишь 10-15% всей полноты управленческих функций, позволяя себе осуществлять собственный управленческий процесс. В этот процесс управления входят такие элементы, как [1]:

1) Для поддержки учебного процесса и сопутствующих функций в нем используется гибкий подход к управлению, который сочетает как строгие, так и более свободные методы, что позволяет оптимально адаптироваться к особенностям образовательного процесса.

2) подбор и расстановка кадров,

3) повышение квалификации педагогических и руководящих работников,

4) определение стоимости платных образовательных услуг,

5) исследование видов компенсационных выплат, которые получают сотрудники за выполнение своих функций, а также выявление финансовых поощрений для повышения мотивации и вовлеченности персонала,

6) составление графика учебного процесса и расписания занятий,

7) работы по организации и контролю качества знаний студентов,

8) планирование текущей учебной и внеучебной работы на факультетах.

Руководители учреждений образования ответственны за то, чтобы

достигнутые результаты соответствовали заранее установленным критериям, в частности, аккредитационным нормам. Без хорошей управленческой работы невозможно достичь высоких целей. Умение качественно выполнять текущие задачи является важным показателем для успешного завершения масштабных программ учебных заведений. Это включает в себя внедрение новшеств, быструю адаптацию команды к ситуации и постоянное обновление профессиональных подходов [4].

Результативность проведения выборов в образовательных учреждениях целиком зависит от внутреннего законодательства, соответствующего действующим нормам, регулирующим их деятельность. Они включают в себя

разнообразные законодательные документы: организационные положения, критерии к повышению квалификации и управленческие стандарты для высших учебных заведений. Все эти нормы обязательно должны соблюдаться для надлежащего их функционирования [1].

Образовательное управление предлагает строго упорядоченную структуру. В ходе образовательного обслуживания необходим набор инструментов — помимо аналитических и интуитивных подходов, эффективным будет применение систематизированных стратегий. В этом ключе выполнение задач, связанных с разработкой учебных курсов, регулированием нагрузки преподавателей и планированием учёбы, находит своё логическое объяснение и поддержку.

В указанных системах, формальная структуризация взаимоотношений между компонентами существенно упрощена, что затрудняет создание прогнозирующих моделей. Атрибуты данного процесса подвержены воздействию государственной политики и должны учитывать динамическую форму рыночных реалий на этапе интеграции с развивающимися цифровыми трендами. Использование сетей и различных форматов представления данных служит не только стимулом для повышения качества образовательных услуг, но также представляет собой основополагающую трансформацию подхода к образовательному процессу в целом [7].

Автоматизация управления является актуальной задачей высшего образования, стремящейся к оптимизации эффективности управленческих процессов. Основная цель этого подхода — создать целостную информационную сеть для улучшения качества управленческих решений. Переход к современным стандартам требует критической оценки старых методов работы и устранения сопротивления изменениям среди педагогов. Это предполагает внедрение специальных программ повышения квалификации в сфере цифровых технологий, которые помогут педагогам находить общий язык с актуальными методами, включая эффективное применение электронных

образовательных платформ и использование Интернет-коммуникационных систем, в частности, с элементами дистанционного обучения.

Для эффективного руководства проектами применяются различные методики, среди которых ключевыми являются распределение ролей и сетевое планирование. Они обеспечивают формирование четкой структуры для реализации задуманных инициатив. В сетевом моделировании значительное место отводится таким инструментам как сетевые графики, представляющие задачи визуально и отображающие их на временной оси. Это позволяет организовать последовательность действий и установить дедлайны. Распределение функционала представляется в виде матрицы, где строки соответствуют проектам и мероприятиям, а столбцы содержат данные о задействованных специалистах и их ответственности за реализацию [6].

Методы реализации бизнес-процессов заключают в себе элементы, играющие роль в обеспечении выбора. Управление организуется на основе данных, собранных из различных источников и подвергнутых обработке через эффективные ИТ-решения организации.

Таким образом, проблема оптимизации процесса принятия управленческих решений в общеобразовательной организации является важной и актуальной проблемой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Богословская, А. Б. Особенности принятия управленческих решений // Вестник РУДН. Серия: Инженерные исследования. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-prinyatiya-upravlencheskih-resheniy;

2. Бондарь М. А. Методы принятия управленческих решений // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2014. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-prinyatiya-upravlencheskih-resheniy-1;

3. Гладкова, Ю.В. Этапы принятия управленческих решений // Вестник ПНИПУ. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-prinyatiya-upravlencheskih-resheniy;

4. Карачевцева, К.В. Методология принятия управленческих решений // Политика, экономика и инновации. 2017. №2. URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/metodologiya-prinyatiya-upravlencheskih-resheniy;

5. Крупенич Е.А. Стили принятия управленческих решений // Скиф. 2020. №11 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stili-prinyatiya-upravlencheskih-resheniy;

6. Солошенко, В.М. Технология принятия управленческого решения // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-prinyatiya-upravlencheskogo-resheniya;

7. Тихонов Н.Е., Николаев А.А., Миндубаева Н.Р., Мартынова О.Ю. Техника принятия управленческих решений // Форум молодых ученых. 2020. №10 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnika-prinyatiya-upravlencheskih-resheniy

Perminova A.E., Salavatova A.M.

Perminova A.E.

Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russia)

Salavatova A.M.

Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russia)

PROBLEM OF OPTIMIZING MANAGEMENT DECISION-MAKING PROCESS IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATION

Abstract: the subject of consideration in this article is management in an educational institution. The relevance of this issue is due to the current situation in the general education system. In this regard, the article presents an analysis of some studies on the basis of which it is possible to optimize the process of making managerial decisions in a general education organization.

Keywords: management, management decision, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.