Научная статья на тему 'Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях'

Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1506
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПОТРЕБНОСТЬ / СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ACTIVITIES / CREATIVE ACTIVITY OF A PERSONALITY / DIRECTIONALITY / NEED / PERSONAL CHARACTERISTICS AND QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонова Вероника Борисовна

Статья посвящена изучению различных подходов к определению понятия «творческая активность личности». Исследователи, занимавшиеся разработкой этого понятия, условно разделены на четыре группы. Автором предложено своё определение «творческой активности личности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of determining the personal creative activity in pedagogic researches

The article is devoted to the study of various approaches to the definition of concept «creative activity of personality». Researchers who explored this concept are arbitrarily divided into four groups. The author suggests her own definition of creative personal activity.

Текст научной работы на тему «Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях»

ART 14626

научно-методический электронный журнал

УДК 371

скои активности личности в педагогических исследованиях // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 10. -ART 14626. - 0,32 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14626.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Филимонова В. Б. Проблема определения творче-

Филимонова Вероника Борисовна,

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой гуманитарно-социальных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», г. Киров, г. Киров 261QverGnlka261Q@maii.ru

Аннотация. Статья посвящена изучению различных подходов к определению понятия «(творческая активность личности». Исследователи, занимавшиеся разработкой этого понятия, условно разделены на четыре группы. Автором предложено своё определение «(творческой активности личности».

Ключевые слова: творческая активность личности, потребность, направленность, деятельность, свойство личности, качество личности. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

К изучению проблемы активности обращались многие известные педагоги: А. Дистервег, Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий и др. В современной психолого-педагогической литературе вопросами общей активности занимались Ю. П. Азаров, В. Ф. Бехтерев, Е. В. Бон-даревская, А. В. Зосимовский, Т. Н. Мальковская, В. Л. Хайкин. В исследованиях Н. Д. Левитова, Н. С. Лукина, В. И. Селиванова изучены социально-психологические условия формирования волевого аспекта активности. Такое количество работ по проблеме активности создаёт впечатление её серьёзной проработанности. Но, к сожалению, учёными до сих пор не разработана целостная система путей формирования и развития активности учащегося как личности.

В исследование проблемы творчества значительный вклад внесли представители разных наук. Философы: Платон, Аристотель, Р. Декарт, А. Бергсон, Н. А. Бердяев, Н. А. Лосский и др. Психологи: Л. С. Выготский, В. Н. Дружинина, А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев и др. В современной педагогической науке рассмотрены механизмы творческой деятельности учащихся: Б. З. Вульфовым, И. П. Колошиной, Б. И. Коротяевым, И. Я. Лер-нером, А. П. Тряпициной и др.; технологии творчества Г. С. Альтшуллером, И. П. Волковым, И. П. Ивановым. Феномен творчества более века интересует российских и зарубежных философов, психологов, педагогов. В настоящее время сложилось довольно полное и однозначное его определение и механизмы формирования в деятельности. В работах Т. В. Кудрявцева, А. Н. Лука, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарёва, В. А. Советова раскрыты вопросы творческого мышления, структуры и динамики развития творческой деятельности. Д. Б. Богоявленской, Ф. Кликсом, Г. Нойнером исследованы соотношения рационального и интуитивного мышления в процессе творческой деятельности.

Однако, в науке нет определённости с творческой активностью личности. Несмотря на то, что понятие «творческая активность» применяется в различных сферах человеческой деятельности (социальной, педагогической, научной, производственной и др.), отдельные вопросы, связанные с этим феноменом, изучены не полностью. Так, например, нет однозначного, общепризнанного учёными определения.

Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях

f\j ■Л f\j

ART 14626

научно-методический электронный журнал

УДК 371

Филимонова В. Б. Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 10. -ART 14626. - 0,32 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14626.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Педагогов-исследователей, занимавшихся разработкой понятия «творческая активность личности» можно условно разделить на четыре группы. Первая группа учёных понимает творческую активность как стремление, потребность, направленность на:

- деятельностное разрешение познавательных гипотез (Г. А. Коровкина) [2];

- внесение элементов новизны в способы выполнения заданий, на применение новых приёмов в решении задач (Г. И. Патяко) [6];

- перенос знаний и умений в новые ситуации, что проявляется в самостоятельности и способности преобразовывать структуру объекта (Т. М. Смирнова) [5].

Здесь выделяется очень важный структурный элемент творческой активности личности - направленность на внесение элементов новизны в способ выполнения задания или в продукт труда. Но упускается из вида то, что любая технология или объект могут быть изменены не «просто так», а только лишь с целью их улучшения.

Вторая группа исследователей связывает понятие «творческая активность личности» с понятием «деятельность».

М. А. Данилов [9] утверждает, что творческая активность - это только лишь живая энергетическая деятельность, направленная на выполнение полученного задания. В этом определении творческий аспект активности не рассматривается вообще.

В. П. Строков [9] понимает уже творческую активность как качество деятельности учащихся в процессе создания субъективно нового продукта, в который они вложили свои знания, умения, навыки в новой для них ситуации и проявили эмоциональное отношение к продукту деятельности. Во-первых, нам думается, что эмоциональное отношение можно проявлять не только к продукту деятельности, но и к самому процессу работы, получая от этого не меньшее удовлетворение. Во-вторых, качество деятельности учащихся по созданию субъективно нового продукта, должно быть обусловлено внешней и внутренней готовностью к такой деятельности, а об этом структурном элементе творческой активности личности в определении ничего не говорится.

В. В. Штепенко [5] делает "шаг вперёд" в определении интересующего нас понятия, рассматривая творческую активность личности не только как качество её деятельности, но и как особое состояние личности, которое характеризуется установкой на поисковые и преобразующие способы деятельности. Однако, исследователь, по нашему мнению, аналогично предыдущему, не полностью характеризует это сложное и многоаспектное качество. Установка на поисковые и преобразующие способы деятельности ещё не означает готовность к такой работе.

К третьей группе учёных мы отнесли тех, кто понимает творческую активность как свойство личности.

Более раннее определение, данное Б. Х. Пикаловым [7], а именно: «Творческая активность - это высший уровень активности и интегральное свойство личности, которое характеризует отношение к творческой учебно-познавательной деятельность и степень включённости человека в творческий процесс», нам видится более полным чем более позднее определение Е. Н. Яковлевой [14]: «Творческая активность - это совокупность свойств личности, которая обеспечивает её включение в творческий процесс». Но, если у Е. Н. Яковлевой не понятно о совокупности каких свойств идёт речь, то у Б. Х. Пикалова неясно, что понимается под «степенью включённости человека в творческий процесс». Кроме этого исследователи упускают из вида, что творческая активность должна рассматриваться не только как характеристика личности, но и как характеристика её деятельности.

Творческую активность как основополагающее интегральное свойство личности, которое проявляется в интеллектуальной, эмоциональной, волевой готовности

ART 14626

научно-методический электронный журнал

УДК 371

Филимонова В. Б. Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 10. -ART 14626. - 0,32 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14626.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

включиться в творческую деятельность и осуществлять её наиболее оптимальными способами, направленными на достижение результатов творчества, определяет Е.А. Ходырева [10]. В этом определении отсутствует важная, на наш взгляд, составляющая творческой активности личности - направленность на совершенствование существующих продуктов или создание новых.

Четвёртая группа исследователей, рассматривает творческую активность как качество личности.

Известные учёные А. Н. Леонтьев [3], И. Я. Лернер [4], Я. А. Пономарёв [8], Г. И. Щукина [12,13], возможно, не ставили задачи дать чёткое определение творческой активности. Они понимали её как высший уровень активности, как качество личности, свидетельствующее об её яркой индивидуальности, процесс развития которой зависит от характера деятельности и возрастных возможностей обучающихся.

Г. И. Щукина рассматривает творческую активность как высший уровень познавательной активности учащихся [12,13]. Это утверждение, на наш взгляд, является не совсем верным. Как познавательную, так и творческую активность объединяет направленность на какой - либо объект. Принципиальная же разница состоит в том, что творческая активность этот объект изменяет, преобразует, трансформирует, а познавательная активность сохраняет его в целостности.

Е. В. Рогалёва [9] определяет творческую активность как интегральное качество личности, которое характеризуется комплексом эмоционально-волевых, интеллектуальных, характерологических свойств, дающих человеку возможность творчества в любом виде деятельности. Из определения ясно, что комплекс перечисленных свойств даёт учащимся возможность заниматься творчеством, но в нём не говорится о желании, потребности в этом. Е. В. Рогалёва, как и некоторые другие исследователи, рассматривая творческую активность как личностное качество, упускает её понимание как характеристику деятельности личности.

В определении Г. В. Гавришиной [1] творческая активность как интегральное качество личности_состоит из единства пяти видов активности: биологическая, психологическая, логико-гносеологическая, надситуативная и социальная, которым присуща своя специализация и функциональная взаимосвязь. На наш взгляд, в данном тексте отсутствует определение, как таковое, в нём только перечисляются виды активности и говорится, что у каждого своя роль и взаимодействие с другими.

Одно из последних определений было дано Л. Н. Шульпиной [11]: «Творческая активность - это устойчивое интегральное качество личности, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей, мотивов, интереса и действий, характеризующееся осознанным поиском творческих ситуаций». В данном определении достаточно хорошо представлена направленность на овладение творческой деятельностью, но отсутствует другой структурный элемент творческой активности, выделяемый многими исследователями - готовность к занятиям творчеством.

На основе анализа различных подходов к определению понятия «творческая активность личности», можно сделать вывод о том, что у исследователей нет единого мнения по её определению. Одни авторы (Е. В. Рогалёва, Е. А. Ходырева) видят проявление творческой активности в готовности включиться в творческую деятельность, вторые (Г. А. Коровкина, Г. И. Патяко, Т. М. Смирнова, В. В. Штепенко, Л. Н. Шульпина) - в направленности на занятия творчеством. Мы же считаем, что и готовность, и направленность на овладение творческой деятельностью являются существенными структурными элементами творческой активности личности. Исследователи М. А. Данилов, В. П. Строков, В. В. Штепенко связывают определение творческой активности

м Q м

КОНЦЕПТ

Филимонова В. Б. Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 10. -ART 14626. - 0,32 п. л. - URL: http://e koncept.ru/2014/14626.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14626 УДК 371

с деятельностью, а другие: Г. В. Гавришина, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, Б. Х. Пика-лов, Я. А. Пономарёв, Е. В. Рогалёва, Л. Н. Шульпина, Г. И. Щукина, Е. Н. Яковлева -понимают её как свойство или качество личности. По-нашему мнению, творческая активность может рассматриваться только как качество одновременно присущее и самой личности, и её деятельности. При уточнении определения мы руководствовались тем, что свойство нельзя сформировать, оно изначально присуще любому объекту как его характеристика. Качество же можно формировать и развивать так же, как и творческую активность.

Предлагаемое нами определение, звучит следующим образом. Творческая активность - это качество личности, выражающее интенсивность её деятельности по созданию новых или совершенствованию существующих продуктов, содержание и устойчивость которой определяется совокупностью направленности и готовности (внутренней и внешней) к осуществлению такой деятельности.

Ссылки на источники

1. Гавришина Г.В. Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла: Дис. ... канд. пед. наук. - Вологда, 2000. - 188с.

2. Коровкина Г.А. Развитие творческой активности подростков в процессе учебно-воспитательной деятельности центра народного творчества: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 170с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186с.

5. Назаренкова Г.Н. Игра как средство развития творческой активности подростков: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1994. - 225с.

6. Патяко Г.И. Педагогические условия развития творческой активности школьников в процессе групповых форм обучения: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 219с.

7. Пикалов Б.Х. Комплексное учебное задание как средство развития творческой активности школьника: Дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 1999. - 170с.

8. Пономарёв Я.А. Психология творения. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж, 1999. - 480с.

9. Рогалёва Е.В. Дидактические основы проектных заданий как средство развития творческой активности учащихся 5-7 классов в образовательной области "Технология": Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 189с.

10. Ходырева Е.А. Игровая среда как фактор развития творческой активности младших школьников в обучении: Дис. ... канд. пед. наук. - Киров, 1998. - 206с.

11. Шульпина Л.Н. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования: Дис. ... канд. пед. наук. - Б. м., Б. г. - 142с.

12. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160с.

13. Щукина Г.И. Актуальные проблемы активизации учебно-познавательной деятельности в свете реформы школы. - Л., 1986.

14. Яковлева Е.Н. Педагогические возможности теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в развитии творческой активности учащихся: Дис. ... канд. пед. наук. - Спб., 2001. - 191с.

Veronica Filimonova,

Candidate of Pedagogic Sciences, head of the chair of the Humanities and Social Disciplines, branch of Moscow State Industrial University in Kirov, Kirov 2610veronika2610@mail.ru

The problem of determining the personal creative activity in pedagogic researches Abstract. The article is devoted to the study of various approaches to the definition of concept «creative activity of personality». Researchers who explored this concept are arbitrarily divided into four groups. The author suggests her own definition of creative personal activity.

Key words: creative activity of a personality, need, directionality, activities, personal characteristics and qualities.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «<Концепт»

ГУ r\J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.