Научная статья на тему 'Проблема определения понятия территориальной целостности государств'

Проблема определения понятия территориальной целостности государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1613
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ГРАНИЦЫ ГОСУДАРСТВА / СУВЕРЕНИТЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Остроухов Н. В.

в статье автором рассматриваются вопросы территориальной целостности государств, дается понятие территориальной целостности, признаки и содержание данной категории. Также анализируются такие понятия как границы и суверенитет государства, дается характеристика субъектам нарушений территориальной целостности государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема определения понятия территориальной целостности государств»

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ

ГОСУДАРСТВ

Н.В. ОСТРОУХОВ,

кандидат юридических наук

Аннотация. в статье автором рассматриваются вопросы территориальной целостности государств, дается понятие территориальной целостности, признаки и содержание данной категории. Также анализируются такие понятия как границы и суверенитет государства, дается характеристика субъектам нарушений территориальной целостности государства.

Ключевые слова: территориальная целостность государства, границы государства, суверенитет.

Обеспечение территориальной целостности государств является одной из актуальных проблем современности. История свидетельствует о многочисленных случаях распада государств на составные части, попытках отделения от государств части их территории. Распад СССР, прекращение существования такой державы, стал своего рода катализатором многих подобных процессов в современном мире. Продолжающееся дробление бывшей Югославии на множество государств, непрекращающиеся зарубежные попытки по отделению Чеченской Республики от России, сложная ситуация в Молдове и Азербайджане, отделение Южной Осетии и Абхазии от Грузии и многие другие современные территориальные проблемы свидетельствуют о продолжающемся процессе изменений в мире, затрагивающих основной принцип международного права — принцип территориальной целостности.

Впервые обозначенный в Уставе ООН 1945 г. принцип территориальной целостности, отразивший наиболее важное качество любого государства, получил дальнейшее развитие в ряде международных договоров, Декларации принципов международного права 1970 г., Заключительном акте СБСЕ 1975 г., закрепление во многих других международных документах. Международное право стоит на страже принципа территориальной целостности государств, не поощряет сепаратизм и иные посягательства на данный принцип.

Однако в российской юридической практике уяснению самого понятия территориальной целостности не уделяется должного внимания. Данный вопрос не нашел отражение и в международных документах. В то же время определение дефиниции территориальной целостности имеет важное прикладное значение для мирового сообщества, его нормального функционирования. Оно является той точкой опоры, от которой необходимо отталкиваться при понимании, реализации и обеспечении принципа территориальной целостности — основного принципа международного права.

Согласно сложившемуся пониманию этого термина, целостность — это обобщенная характеристика объ-

ектов, обладающих сложной внутренней структурой. Понятие целостности выражает интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их противопоставленность окружению, связанную с их внутренней активностью. Оно характеризует их качественное своеобразие, обусловленное присущими им специфическими закономерностями функционирования и развития. Иногда целостностью называют и сам объект, обладающий такими свойствами, — в этом случае это понятие употребляется как синоним понятия «целое». Указанные характеристики следует понимать не в абсолютном, а в относительном смысле, поскольку сам объект обладает множеством связей со средой, существует лишь в единстве с ней. Кроме того, представления о целостности какого-либо объекта исторически преходящи, обусловлены предшествующим развитием научного познания данного объекта. Методологическое значение представления о целостности состоит в указании на необходимость выявления внутренней детерминации свойств целостного объекта и на недостаточность объяснения специфики объекта извне. В современной науке понятие целостности выступает как один из основных компонентов системного подхода. В то же время не всякое целое способно порождать и обладать целостностью.

К пониманию территориальной целостности можно подходить как с межгосударственных, так и с внутригосударственных позиций, доктрин, сложившихся на международном и внутригосударственном уровнях. Особый интерес представляет международный подход. Воздействия извне на государство нередко приводят к тем или иным территориальным изменениям. Хотя и внутригосударственные процессы, не связанные с внешним воздействием, также могут привести к нарушению территориальной целостности государств. Ю.И. Белавина, рассматривая государство как социальное явление, утверждает, что, выступая в качестве территориальной системы, оно прежде всего характеризуется признаками: целостностью, структурой, управлением, связями, самоорганизацией, целями. Поэтому при рассмотрении государства как системы первоочередному анализу подлежат вопро-

сы его внутреннего построения. По ее утверждению, территориальная система государства предполагает единство и взаимосвязь отдельных его составных частей независимо от их размеров, различий в правовом статусе или организации их внутреннего устройства. В свою очередь, целостность территории как элемент целостности государства есть непременное условие стабильности, устойчивости, соответствующего социума1.

Чтобы разобраться в научном вопросе, что же все-таки понимать под территориальной целостностью, являющейся составной частью понятия «государственная целостность», следует рассмотреть понятие государственной территории согласно международному праву, его характеристику, о целостности которого следует говорить. Согласно Конвенции «О правах и обязанностях государств», которая не вступила в силу, территория является важной чертой государства как субъекта международного права наряду с такими его элементами, как постоянное население, правительство, способность вступать в отношения с другими государствами.

По мнению С.Н. Бабурина, территория государства возникает в силу действия естественноисторических закономерностей и развивается по социальным законам, является материальным отражением уровня развития общества и находит свое воплощение в том или ином территориальном устройстве2. В то же время в доктрине упускается, что формирование территории связано и с отношением к представлению суверена о своей территории, других и прежде всего сопредельных государств.

Государственная территория — это не некоторая плоскость, это объем, в пределах которого распространяется суверенитет государства, который ограничивается его границами. Принято считать, что государственная территория имеет четкие границы, — это идеальная модель. Однако на практике это не так.

Как известно, государственная территория включает в себя сухопутную территорию, водную территорию, воздушное пространство над ним и недра.

Государственные границы сухопутной и водной территорий, как правило, устанавливаются на основе международных договоров и международных обычаев. Они определяются координатами или проходят с учетом рельефа местности (по рекам, хребтам гор и т.п.).

Однако на практике нередки исключения. Границы сопредельных государств на отдельных участках в правовом отношении могут быть и не установлены. Тому причиной могут быть или организационные причины, в силу которых границы между государствами не установлены, или территориальные споры между государствами по поводу прохождения таких границ. При территориальном споре каждая из сторон придерживается своего варианта прохождения границы. Предметом спора могут быть как небольшие участки, так и значительные территории.

Границы могут быть и подвижными. Такое возможно при прохождении государственной границы по рекам. Имеют место договоры, в которых указывается, что граница проходит с учетом изменения русла реки.

При разграничении территорий сопредельных государств морские границы проводятся согласно международным договорам, а при их отсутствии — по срединным линиям. Хотя каждая из сторон может оспаривать их прохождение.

Морская территория государства ограничивается внешним пределом территориального моря, который согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. не должен превышать 12 морских миль. Обычная норма международного права по данному вопросу еще не сложилась. Однако ряд государств (Аргентина, Бразилия, Сомали и некоторые другие) в одностороннем порядке установили внешний предел своей территории на удалении в 200 морских миль, что не признается большинством государств мирового сообщества.

Говорить о четких границах государства в пределах его воздушного пространства, недр также не приходится.

Как известно, воздушная территория государства — это воздушный столб над его воздушной и водной территориями, в пределах которого оно осуществляет свой суверенитет. Верхний предел территории государства до сих пор не установлен, и принято считать, что он находится условно на высоте 100—110 км. В практике государств этот предел нередко нарушается (например, при запуске баллистических ракет).

Предел недр также не установлен. Теоретически недра государства простираются в глубь Земли к ее центру, и они представляют своеобразный конус верхней частью которого являются сухопутная и водная территории государства. Каких-либо международных договоров и обычаев, подкрепляющих данный подход, в настоящее время нет. Государства на законодательном уровне описывают, что они рассматривают в качестве недр.

Таким образом, в целом границы государства определяют пределы распространения его суверенитета, его территорию. Это определение в большей степени соответствует представлению государства, его желанию распространить свой суверенитет на некоторую территорию. Такую «предписательную» модель суверенитета государства закрепляют в своем законодательстве. Реальное же пространство, в пределах которого государство может реализовать свой суверенитет, может существенно отличаться от указанной модели, а в отдельных случаях в пределах некоторых областей может вступать в коллизию с пределами «предписательного» суверенитета сопредельного государства. Это создает предпосылки к тому, что территория государства изначально не представляет собой целостное образование с четко обозначенными границами. Ввиду этого в решении данного вопроса резко возрастает роль международного права, своего рода арбитра в территориальных спорах. Границы

территории государства должны быть установлены в соответствии с международным правом.

Что же представляет собой понятие территориальной целостности? Данный термин находит отражение во многих международных документах и законодательстве государств.

В доктрине международного права, в высказываниях российских ученых существует множество мнений по поводу того, что понимать под данным термином.

Известный специалист по территориальным вопросам Б.М. Клименко считает, что целостность государственной территории означает запрещение насильственного расчленения территории какого-либо государства или отторжения и захвата части его территории3. Однако это охватывает лишь запрет внешнего воздействия, направленного на нарушение территориальной целостности, «расчленение» территории государства.

По мнению P.M. Кочкарова, категория «территориальная целостность» включает понятие «суверенитет проживающего в составе данного государства народа, который продолжает оставаться хозяином своей территории, и никто не имеет права распоряжаться ею» и рассматривает территориальную целостность в качестве принципа, гарантирующего территориальное верховенство государства от посягательств извне4.

Д.А. Ковачев считает, что «территориальная целостность» означает незыблемость границ государства и целостность общества, живущего на территории этот государства5.

С.Н. Бабурин относит территориальную целостность к составным элементам безопасности территории. При этом безопасность территории рассматривается им как условие существования и развития государства в рамках неприкосновенности границ и правового режима. По его утверждению, безопасность территории представляет собой определенную систему параметров-элементов, в том числе пространственную безопасность (территориальную целостность), политико-правовую, социально-экономическую, экологическую и культурную безопасность территории. При этом территориальную целостность предлагается определять через понятие «правовой режим территории государства», установленный актами органов государственной власти, принимаемыми в соответствии с компетенцией и в порядке, предусмотренном правом6.

А.А, Чинчиков отмечает, что территориальная целостность выступает условием существования государства как системы, выражением всех иных его признаков7.

М.Б. Рожков рассматривает «территориальную целостность» как основной объект безопасности государства, ссылаясь при этом на ст. 1 Закона РФ «О безопасности», и приводит в качестве примера триаду «личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его

конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность»8.

Можно согласиться с Ю.И. Белавиной, что наряду с такими основными элементами «территориальной целостности», как территория, целостность, выступают также смежные взаимосвязанные категории, такие, как суверенитет, самоопределение народов, территориальная неприкосновенность и другие9. Заметим, что государственный суверенитет предполагает независимость государства во всех сферах его деятельности, а также независимость государственных решений. Самоопределение народов может повлиять на изменение конфигурации государства при наличии конфликта с проживающими на территории государства народами или с государственной властью в целом. Нарушение территориальной неприкосновенности может повлечь территориальные изменения, но не обязательно.

По мнению Ю.И. Белавиной, при рассмотрении категории «территориальная целостность» основное внимание обычно уделяется описанию элементов, составляющих принцип территориальной целостности. При этом не рассматриваются признаки, характеризующие понятие «территориальная целостность»10.

Таким образом, в понятие территориальной целостности многие ученые вкладывают тот или иной смысл в зависимости от того, какие стороны этого явления они хотят осветить.

Основой территориальной целостности является, прежде всего, единство сухопутной и водной территорий. Именно они рассматриваются как объект территориальных притязаний со стороны сопредельных государств. Никогда на практике не рассматривают воздушное пространство и недра как объект посягательства на территориальную целостность. Эти пространства являются взаимосвязанными.

Нарушение территориальной целостности может иметь формы распада государств на два или большее число государств, отделения от государства части его территории и образования самостоятельного государства, отделения от государства части его территории и присоединения ее к другому государству. Эти негативные последствия потери части территории государства являются нарушениями его территориального единства. Позитивные изменения, т.е. приращение части территории государства, на практике не рассматриваются как нарушение его территориальной целостности.

Субъектами нарушения территориальной целостности государства являются государства, противоправные действия которых могут выражаться в захвате и оккупации части территории другого государства, установлении или поддержании антиправительственных к прежнему государству правительств, присоединении оккупированной территории к своей территории (аннексия). Однако любые территориальные приобретения не должны считаться

законными, если они явились результатом угрозы силой или ее применения. Действия государства могут выражаться в создании условий в другом государстве путем осуществления политических, экономических, организационных и иных мер, которые могут привести к дестабилизации обстановки в государстве и его дальнейшему распаду.

Субъектами нарушения территориальной целостности могут быть и силы, находящиеся в пределах самого государства, действия которых могут привести к его распаду. Ими могут быть различного рода сепаратистские силы, народы, борющиеся за самоопределение. Они могут установить контроль над определенной частью территории, однако это не означает, что суверенитет государства в ее пределах перестает действовать и оно потеряло часть своей территории до наступления значимых в соответствии с международным правом событий. Любое отторжение территории, противоречащее международному праву, ничтожно изначально. В таких случаях следует говорить об угрозе территориальной целостности государств.

Считается, что территориальная целостность государства не нарушается, если распад (деление) государств на составные части осуществляется на основе соглашения правительств, контролирующих соответствующие территории. Такое согласие оформляется, как правило, в договорной форме.

Таким образом, по нашему мнению, территориальная целостность проявляется в единстве территории, на которую распространяется суверенитет государ-

ства. Это качественная характеристика государства. Территориальная целостность определяется его способностью сохранять свою территорию в пределах, установленных в соответствии с международным правом границ, противодействовать внешним и внутренним угрозам, направленным на изменение территории государства.

1 См.: Белавина Ю.И. Конституционные основы обеспечения единства Российской Федерации и ее территориальной целостности (12.00.02): Дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2002. С. 23.

2 См.: Бабурин С.И. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. — М., 1997. С. 57.

3 См.: Клименко Б.М. Государственная территория. — М.: Международные отношения, 1974. С. 38.

4 См.: КочкаровP.M. Конституционные основы суверенитета народов и нации и единство российской государственности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1997. C. 13.

5 См.: Ковачев Д.А. Федерация в зарубежных странах: актуальный опыт / Договорные принципы и формы федеративных отношений. — M., 1999. С. 141.

6 См.: Бабурин С.Н. Указ. соч. С. 65.

7 См.: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1996. С. 355.

8 См.: Рожков М.Б. Объект конституционной безопасности государства: конституционный строй или основы конституционного строя. — М., 2003. С. 3.

9 См.: Белавина Ю.И. Указ. соч. С. 15.

10 См.: Там же. С. 12.

ВЕЩНОЕ ПРАВО ПРОЖИВАНИЯ

Р.С. РУБЛЕВСКИЙ,

аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы»

Аннотация. В настоящей статье анализируется сущность права проживания в силу завещательного отказа как вещного права. С этой целью определяются ключевые признаки вещных прав в целом и ограниченных вещных прав в частности. Право проживания в силу завещательного отказа сопоставляется с данными признаками и делается вывод о его вещно-правовой природе.

Ключевые слова: право проживания, завещательный отказ, признаки вещных прав, следование, вещные иски, право собственности.

PROPERTY RIGHT OF RESIDENCE

R.S. RUBLEVSKIY,

а post-graduate of the department of civil-law disciplines, FGOU VPO «Volgograd Academy of Public Administration»

The summary. This article examines the essence of the right of residence because of legacy as property law. To that end, defines the key attributes of real rights in general and limited real rights in particular. The right of residence by virtue of testamentary rejection compared with those signs and concludes its proprietary-legal nature.

Key words: the right of residence, legacy, signs of property rights, adherence, property claims the right to property.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.