Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ОБЪЕКТОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К БЕСТЕЛЕСНОМУ ИМУЩЕСТВУ'

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ОБЪЕКТОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К БЕСТЕЛЕСНОМУ ИМУЩЕСТВУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
413
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСТЕЛЕСНЫЕ ВЕЩИ / ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ / ВЕЩНЫЕ ПРАВА / ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПРАВА / КОРПОРАТИВНЫЕ ПРАВА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аблятипова Н.А., Федоровский М.А.

В данной статье совершена попытка систематизировать наиболее популярные в цивилистической науке точки зрения на перечень объектов гражданских прав, относящихся к бестелесным вещам. В результате исследования были выработаны критерии отнесения объектов гражданских прав к бестелесным вещам, а также предложена дефиниция категории «бестелесные вещи», сформулированная на основе критериев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DETERMINING THE LIST OF OBJECTS RELATED TO DISEMBODIED PROPERTY

This article attempts to systematize the most popular points of view in civil science on the list of objects of civil rights related to disembodied things. As a result of the study, possible criteria for attributing objects of civil rights to disembodied things were developed, and a definition of the category “disembodied things” was proposed, formulated on the basis of criteria.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ОБЪЕКТОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К БЕСТЕЛЕСНОМУ ИМУЩЕСТВУ»

РАЗДЕЛ II. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Аблятипова Н.А.

кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист РК, доцент кафедры гражданского права Крымский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», г. Симферополь, Россия Федоровский М.А.

студент, Крымский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», г. Симферополь, Россия

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ОБЪЕКТОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К БЕСТЕЛЕСНОМУ ИМУЩЕСТВУ

Аннотация. В данной статье совершена попытка систематизировать наиболее популярные в цивилистической науке точки зрения на перечень объектов гражданских прав, относящихся к бестелесным вещам. В результате исследования были выработаны критерии отнесения объектов гражданских прав к бестелесным вещам, а также предложена дефиниция категории «бестелесные вещи», сформулированная на основе критериев.

Ключевые слова: бестелесные вещи, объекты гражданских прав, вещные права, обязательственные права, корпоративные права, интеллектуальные права.

Ablyatipova N.A.

PhD in law, Associate Professor, Honored lawyer of the Crimea Republic Associate Professor of the Department of Civil Law, Russian University of Justice (Crimean Branch)

Fedorovsky M.A.

Student,

Russian University of Justice (Crimean Branch)

THE PROBLEM OF DETERMINING THE LIST OF OBJECTS RELATED TO DISEMBODIED PROPERTY

Abstract. This article attempts to systematize the most popular points of view in civil science on the list of objects of civil rights related to disembodied things. As a result of the study, possible criteria for attributing objects of civil rights to disembodied things were developed, and a definition of the category "disembodied things" was proposed, formulated on the basis of criteria.

Keywords: disembodied things, objects of civil rights, property rights, rights of obligations, corporate rights, intellectual property rights.

Актуальность вопроса об определении круга объектов гражданского права, которые относятся к бестелесному имуществу, на сегодняшний день обусловлена развитием информационных технологий, за счет чего гражданский оборот периодически обретает новые формы объектов права, которые не обладают материальным воплощением, например, безналичные деньги, бездокументарные ценные бумаги. Эта особенность оставляет категорию «бестелесного имущества» достаточно дискуссионной среди ученых-цивилистов.

В данной работе мы проанализируем различные точки зрения, касающиеся данной проблематики, разработаем критерии отнесения объектов гражданского права к бестелесному имуществу и сформулируем собственное определение этой категории.

Свое начало понятие «бестелесные вещи» берет из Дигестов Юстиниана. Римский юрист Гай классифицировал вещи на телесные (res corporales) и бестелесные (res incorporales). Гай пишет, что телесные

вещи являются осязаемыми, например, участок земли, человек (раб), золото, серебро и другие неисчислимые вещи. К бестелесным вещам Гай, напротив, относит вещи, которые не могут быть осязаемы, а также заключаются в праве (состоят из права, являются правами). В качестве примера приводятся наследство, узуфрукт, обязательства, заключенные каким-либо образом. Затем Гай расширяет перечень и отмечает, что право наследования, право пользования вещью, право извлекать плоды из вещи, право ограниченного пользования чужим имуществом, то есть сервитут, и само право обязательства также относятся к бестелесным вещам [1, с. 143].

Следовательно, античные юристы относили к числу бестелесных вещей имущественные права, которые вытекают из отношений по поводу телесных вещей. Однако стоит отметить, что право собственности означало полное господство над вещью и, по представлению римлян, было неотделимо от самой вещи, а, следовательно, относилось к телесным вещам. Е.А. Суханов в своем очерке отмечает популярное мнение среди романистов, что Гай классифицировал не вещи, а права, входящие в состав имущества, чтобы провести грань между вещами, над которыми возможно полное господство на праве собственности и неосязаемыми частями имущества, то есть иными вещными правами, которые исключают установление полного господства [2, с. 73]. Следуя данной логике, можно заключить, что римляне с помощью приведенной классификации отграничивали право собственности от иных вещных и обязательственных прав.

Отметим, что само наименование категории «бестелесная вещь» или «бестелесное имущество» как совокупность вещей является несколько парадоксальным, поскольку основным признаком вещи как объекта гражданского права является ее материальность, физическая осязаемость, а прилагательное «бестелесная» сводит на нет перечисленные характеристики. Возможно, что наиболее целесообразно в отношении данной категории использовать термин «бестелесный объект». С точки зрения философии под объектом понимается не только то, что существует в реальной действительности и обладает материальным воплощением, но и то, что не обладает возможностью быть физически осязаемым, а существующее в сознании субъектов. Однако в данной работе мы все же будем оперировать понятием «бестелесные вещи», поскольку оно широко распространено в работах ученых-цивилистов.

Чтобы прийти к пониманию, что включает в себя категория «бестелесные вещи» и сформулировать обобщенное толкование, рассмотрим наиболее распространенные точки зрения правоведов по данному вопросу.

Существует мнение, что понимание римлянами категории «вещь» аналогично понятию имущества, закрепленному в статье 128 Гражданского кодекса РФ [3, с. 523]. Эта точка зрения вполне основательна. Гай классифицировал вещи на телесные и бестелесные, в то время как в действующем Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) понятие имущество включает в себя две категории: вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги) и иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права) [4]. Тем самым, можно утверждать, что категории «телесные вещи» тождественно современное понятие «вещи», а категории «бестелесные вещи» сходно понятие «имущество, в том числе имущественные права».

Ю.С. Гамбаров был сторонником концепции бестелесных вещей как объектов интеллектуальной собственности и причислял к ним научные, художественные, промышленные и другие результаты духовной деятельности [5]. То есть автор причисляет к числу бестелесных вещей перечисленные в статье 128 ГК РФ «охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации» [4]. Данная концепция имеет место быть, в силу того, что результат интеллектуальной деятельности не обладает материальным воплощением и становится объектом исключительных прав, которыми обладает автор и которые не зависят от вещных прав. Результат интеллектуальной деятельности может быть распространен при помощи материальных носителей, на которых он выражен, лишь в этом случае их оборот будет регулироваться положениями о вещных правах.

Р. Саватье называет бестелесными вещами «абстрактные права, имеющие определенную стоимость, выраженную в деньгах» и причисляет их к категории «имущество» [6, с. 53]. К таким «абстрактным правам» автор относит право изобретателя требовать вознаграждения от всех тех, кто использует его изобретение (то есть интеллектуальные права), право участников товарищества участвовать в ведении дел товарищества, в его доходах, пока оно существует, а после прекращения товарищества - получить часть при распределении его актива (то есть корпоративные права) [6, с. 88-89].

Д.В. Мурзин относит к числу бестелесных вещей бездокументарные ценные бумаги [7, с. 67-68]. Его позиция заключается в том, что с исчезновением документа, бланка ценной бумаги исчезает двойственность ценной бумаги: остается только «право из бумаги». Законодатель придерживается этой же точки зрения. Так, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 142 ГК РФ, под бездокументарными ценными бумагами понимаются обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона [4].

Подобным образом можно охарактеризовать безналичные деньги, однако законодатель не раскрывает это понятие, поэтому обратимся к позиции Конституционного Суда РФ о правовой природе безналичных денег, согласно которой безналичные денежные средства, существующие в виде записи на банковском счете, являются обязательственным требованием к банку, охватываемым понятием имущества [8]. Так, правовая природа бездокументарных ценных бумаг и безналичных денег довольно-таки схожа.

Аналогично с бездокументарными ценными бумага и безналичными деньгами правовую природу

обязательственного права имеют не так давно закрепленные в гражданском законодательстве цифровые права.

Достаточно дискуссионным остается вопрос об определении правовой природы электрической энергии. Одни авторы относят энергию к особому объекту гражданского права, относя ее к категории «иного имущества» по смыслу статьи 128 Гражданского кодекса РФ (В.А. Белов, А.Н. Лысенко и др.), другие определяют энергию как бестелесную вещь, на которую распространяется право собственности (И.В. Елисеев, Д.В. Мурзин и др.), третьи считают энергию особым объектом гражданского права, не причисляя ее ни к правам, ни к вещам (М.М. Агарков, П.Г. Лахно и др.), четвертые делают акцент на том, что энергия не может быть объектом права собственности, а представляет собой объект обязательственного права (Р. Саватье, Н.М. Зайченко и др.) [9].

Нам представляется наиболее оптимальным скомбинировать два подхода из представленных: энергия, по нашему мнению, является бестелесной вещью, относящейся к категории имущества и являющейся объектом обязательственного права, что объясняется наделением потребителя возможностью требовать бесперебойного обеспечения электрической энергией.

Говоря о других неосязаемых объектах, стоит также упомянуть природный газ и атмосферный воздух. Природный газ в его естественном состоянии, добываемый людьми и передаваемый потребителю при помощи трубопроводов, по аналогии с электроэнергией, можно отнести к бестелесной вещи, которая является объектом обязательственного права. Кроме этого, природный газ может быть и предметом товарооборота после его переработки человеком, в частности, распределяться в газовых баллонах.

Атмосферный воздух в его естественном состоянии, в отличие от природного газа не может являться объектом гражданского права. Однако воздух может приобретать иные формы вследствие воздействия на него человеком, например, путем добычи газов через расщепление воздуха на отдельные компоненты, сжатия воздуха в баллонах и так далее. В таком случае атмосферный воздух становится товаром и объектом гражданского оборота.

Результат оказания услуг всегда является неимущественным, нематериальным, а общественная полезность оказания услуги заключается в самом процессе их осуществления, независимо от результата. При этом сама процедура оказания услуги регулируется нормами обязательственного права, следовательно, результат оказания услуги является неосязаемым объектом обязательственного права, в этой связи мы можем его считать бестелесной вещью.

Нематериальные блага являются особым объектом гражданских прав, не относящимся ни к вещам, ни к имущественным правам. Данная категория включает в себя перечень естественных прав, которыми обладает человек от рождения и которые являются неотчуждаемыми и непередаваемыми иным способом (статья 130 ГК РФ). В связи с этим мы не можем отнести эти права к бестелесным вещам.

Важно ответить на вопрос, почему из числа имущественных прав, рассматриваемых в качестве бестелесных вещей, мы исключили вещные права. Это связано с тем, что абсолютно все вещные права тесно связаны с вещами, к которым они относятся. Так, в частности, мы не можем распорядиться правом собственности на недвижимость, не осуществляя при этом никаких юридически значимых действий с самой недвижимостью.

В качестве ограниченного вещного права, приведем пример с сервитутом. Продав земельный участок, являясь собственником, которого мы ограниченно использовали соседний земельный участок, мы не можем оставить себе такое право и использовать его на другом участке. Исходя из этого, рассматривать вещные права как самостоятельные объекты гражданских прав не представляется возможным.

Стоит отметить, что с некоторыми бестелесными объектами лица могут совершать сделки, которые регулируются нормами обязательственного права о вещах, имеется в виду, обладающих физической формой. Так, в частности, согласно части 2 статьи 454 ГК РФ, к купле-продаже ценных бумаг (в том числе и бездокументарных) применяются общие положения о договоре купли-продажи, если законом не установлены специальные правила их купли-продажи [4]. В данном случае применяется такой юридический прием как фикция, который используется для успешного осуществления операций с нематериальными объектами и признают их «вещами».

Однако такой прием применятся не ко всем бестелесным вещам, которые могут выступать в гражданском обороте. Например, договор энергоснабжения регулируются положениями о соответствующем виде договора, предусмотренного статьей 539 ГК РФ.

Бестелесные вещи, кроме того, не могут быть объектом права собственности. Данный факт объясняется тем, что лицо, которому принадлежит бестелесная вещь никогда и ни при каких условиях не сможет иметь все три правомочия собственника, которые включают владение, пользование и распоряжение. Лицо лишено правомочия владения бестелесной вещью, поскольку оно подразумевает фактическое обладание вещью, а природа бестелесной вещи противоречит данному требованию.

На основании вышеизложенного сформулируем критерии отнесения объектов гражданских прав к бестелесному имуществу:

1) лишены видимого телесного воплощения во внешнем мире;

2) удовлетворяют потребности субъектов гражданских правоотношений;

3) имеют определенную денежную стоимость;

4) относятся к одной из категории субъективных прав: отдельным видам обязательственных прав, предусмотренных гражданским законодательством (например, бездокументарные ценные бумаги, безналичные денежные средства, цифровые права), корпоративным правам (например, доля в складочном капитале товарищества), интеллектуальным правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства

индивидуализации;

5) либо являются объектами обязательств (например, электроэнергия, природный газ, передаваемый с помощью трубопроводов, результаты оказания услуг).

Таким образом, под бестелесными вещами понимаются лишенные видимого телесного воплощения во внешнем мире объекты гражданских прав, представленные в качестве отдельных видов обязательственных, корпоративных или интеллектуальных прав либо объектов обязательственных отношений, удовлетворяющие потребности субъектов гражданских правоотношений и имеющие определенную денежную стоимость.

Список литературы

1. Дигесты Юстиниана. Том 1. Книги I-IV / Кофанов Л.Л. - 2-е изд., испр. - М.: Статут, 2008. - 584 с.

2. Суханов Е.А. Вещное право: Научно-познавательный очерк: учебное пособие / Е.А. Суханов. - 2017. - 561 с.

3. Павлова Д.А. Понятие и признаки бестелесного имущества / Д.А. Павлова // Право и современная экономика: новые вызовы и перспективы: Сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием юридического факультета СПбГЭУ, Санкт-Петербург, 09 апреля 2019 года / под научной редакцией Н.А. Крайновой. -Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. - С. 522-526.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022 г.) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994 г. № 32. Ст. 3301.

5. Гамбаров Ю.С. Гражданское право. Общая часть / под ред. В.А. Томсинова. - М., 2003. - 816 с.

6. Саватье Р. Теория обязательств: юридический и экономический очерк / Р. Саватье; перевод с французского и вступительная статья доктора юрид. наук Р.О. Халфиной. - М.: Прогресс, 1972. - 440 с.

7. Мурзин Д.В. Ценные бумаги - бестелесные вещи. Правовые проблемы современной теории ценных бумаг / Д.В. Мурзин. - М.: ООО «Издательство «СТАТУТ», 1998. - 176 с.

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.10.2015 № 28-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 836 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан И.С. Билера, П.А. Гурьянова, Н.А. Гурьяновой, С.И. Каминской, А.М. Савенкова, Л.И. Савенковой и И.П. Степанюгиной» // Собрание законодательства РФ. 09.11.2015 г. № 45. Ст. 6311.

9. Свирков С.А. Правовая квалификация энергии как объекта гражданских прав / С.А. Свирков // Lex russica (Русский закон). - 2012. - Т. 71. - № 3. - С. 477-491.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.