Научная статья на тему 'Проблема определения коэффициента экологической безопасности городских почв'

Проблема определения коэффициента экологической безопасности городских почв Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
300
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Багрянцев Д.Ю., Власов Е.В., Чижевская М.В.

Определена актуальность разработки численного коэффициента, являющегося показателем экологического благополучия селитебных почв. Данный критерий необходимо использовать при расчете стоимости земельных участков, реализуемых для частного пользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема определения коэффициента экологической безопасности городских почв»

Секция «Экологияпромышленности»

сей, которые способствуют более интенсивному выбросу вредных веществ, а также использование различных автофильтров. Замена старых автомобилей. Конечно, не каждый автовладелец на сегодняшний день имеет возможность поменять свой старый автомобиль на новый. Здесь опять же уместны государственные программы и проекты, а также привлечение в это общественности, спонсоров для проведения акций.

Очищению воздуха от вредных веществ способствуют зелёные растения, значит стоит уделять внимания на озеленение города. В нашем городе, к счастью, есть такие зелёные зоны и лесные участки, но строительство расширяется и важно не забывать, какую роль эти участки несут для жизни горожан.

При строительстве, следует на наш взгляд оставлять большее расстояние от дороги до близстоящих домов, а так же располагать подальше от дорог детские сады, школы и больницы.

И каждый из нас, конечно должен подумать о своём здоровье, хотя бы проветривая помещения не в периоды «час пика». Особенно это следует учитывать в детских садах и других общественных учреждениях.

Конечно, на всё это нужно время и средства, но проблема решалась бы быстрее, если бы общество полностью осознавало какой большой вред здоровью и жизни человека наносят выхлопы в таких количествах. Поэтому, со стороны правительства, муниципальных органов власти, СМИ, на наш взгляд должна идти пропаганда борьбы с выхлопами. Должны проводиться программы, которые бы информировали население о нюансах проблемы, о уже существующих путях решения (например, выбор более экологичного вида топлива или по выбору автотранспорта), а также привлекали общественные организации для её решения.

Библиографические ссылки

1. Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов. М., 1999.

2. Выхлопы автомобилей вредны для здоровья. URL: http://www.ooo-ikar.narod.ru/vred.html.

© Алексеева А. В., Савицкая Н. А., Князев Е. Н.,

Герасимова Л. А., 2011

УДК 332.642

Д. Ю. Багрянцев, Е. В. Власов Научный руководитель - М. В. Чижевская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ГОРОДСКИХ ПОЧВ

Определена актуальность разработки численного коэффициента, являющегося показателем экологического благополучия селитебных почв. Данный критерий необходимо использовать при расчете стоимости земельных участков, реализуемых для частного пользования.

В условиях цивилизованных экономических отношений, потребитель имеет право не только знать о потенциальной опасности приобретаемого участка земли, но и платить за землю, с учетом ее экологическое безопасности.

В настоящее время отсутствуют полноценные методики, которые бы включали в механизм оценки стоимости земель, оценку состояния почвенного покрова и выполняемые им функции в городе. При этом во всех используемых методах вычисления стоимости земли при установлении земельных платежей не закладывается экологический фактор, который особенно важен в городе.

В условиях роста популярности среди городского населения проживания в пригородной зоне, становится актуальным введение в систему расчета стоимости городских и пригородных земель поправочного коэффициента, отражающего их экологическую безопасность для здоровья человека.

К экологическим показателям относятся показатели, характеризующие уровень загрязнения воздуха, воды, почвы, воздействия на биосферу и отражающие совместное влияние различных видов антропогенной деятельности на природу [1].

Уровень экологической безопасности объектов окружающей среды оценивается путем сопоставления фактических и нормативных значений экологических и экологически значимых показателей, выражаемых в количественной или качественной форме.

В настоящее время существует несколько видов показателей, используемых для оценки экологической безопасности окружающей среды.

В экономических расчетах используются коэффициент экологической ситуации (Кэс) и коэффициент экологической значимости территорий (Кэз), учитывающие состояние водных объектов и атмосферного воздуха. Коэффициент экологической ситуации (Кэс) для Красноярского края, бассейн р. Енисей равен 1,02, коэффициент экологической значимости (Кэз) по состоянию водных объектов Красноярского края равен 1,31. Коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территорий по состоянию атмосферного воздуха для Красноярского края равны 1,2.

Ко второй группе экологических показателей можно отнести отраслевые показатели и нормы экологической безопасности, например для автомобильных дорог (ОДН 218.5.016-2002). Для оценки воздействий автотранспорта на почвы учитываются концен-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

трации ряда загрязняющих веществ (бенз(а)пирен, бензин, свинец, медь, цинк и др.).

В третью группу входят комплексные коэффициенты оценки территорий, предложенные различными авторами. Приведем некоторые из них.

Комплексный показатель оценки экологического состояния почв (Pe):

Pe = £ (ВШу)/£ К]

где Вi - оценка отдельных i-х диагностических показателей свойств городских почв; К/] - весовой коэффициент значимости отдельных i-х диагностических показателей свойств городских почв на ]-й территории города; ^Кч - сумма весовых коэффициентов значимости показателей свойств городских почв, участвующих в расчете; п - количество учитываемых в конкретном случае оценки диагностических показателей свойств городских почв. Экологическое состояние городских почв:

Ом = Вм (Б - Б8) + ВмБ3Ке

где ОМ - итоговая стоимостная оценка земельного участка; ВМ - базовая величина земельных платежей для земельного участка; Б - общая площадь земельного участка; Ке - корректировочный коэффициент учета экологического состояния городских почв, зависит от значения комплексного показателя [2].

Суммарный показатель опасности:

К =

= ^ мт// Ш1 ,

где п - количество учитываемых факторов опасности; Mi - количественная характеристика i-го фактора; mi - пороговая величина /'-го фактора; Bi - коэффициент относительной опасности /-го фактора [3]. К достоинствам данного показателя относится то, что ранжирование осуществимо при наличии согласованной сово-

купности оценочных показателей. Недостатки: приведенные показатели разнородны.

Обобщенный показатель степени опасности территорий:

и = и1КЭК + и2 КТХ + и3КБС

Щ, и2, и3 - весовые коэффициенты, определяемые экс-пертно, КЭК - суммарный показатель экологической нагрузки, ШТХ - суммарный показатель техногенной опасности, ШБС - суммарный показатель биологосоци-альной опасности [4]. К недостаткам относится мно-гокритериальность показателя, что снижает уровень достоверности получаемых результатов. Достоинства метода: точно оценивает стоимость земель с учетом экологического состояния.

На настоящий момент нет официально утвержденного критерия, позволяющего достоверно и объективно рассчитывать плату за землю, поэтому вопрос о разработке адекватного коэффициента экологической безопасности почв городских и пригородных территорий остаётся актуальным.

Библиографические ссылки

1. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. Ростов н/Д, 2003.

2. Строганова М. Н., Прокофьева Т. В., Прохоров А. Н. и др. Экологическое состояние городских почв и стоимостная оценка земель // Почвоведение. 2003. № 7.

3. Еремин М. Н. Ранжирование территорий и объектов по показателям опасности // Вестник ОГУ. 2002. № 5.

4. Тунакова Ю. А., Жданова Г. Н., Иванов Д. В., Буданов А. Р. и др. Комплексное районирование территории по степени экологического неблагополучия // Безопасность жизнедеятельности. 2001. № 1.

© Багрянцев Д. Ю., Власов Е. В., Чижевская М. В., 2011

/=1

УДК 332.368

В. В. Головков, Р. С. Зубарев Научный руководитель - М. В. Чижевская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ХИМИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОЧВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (2000-2009 гг.)

Приведен анализ данных за последнее десятилетие по химическому загрязнению почв промышленных и сельскохозяйственных районов Красноярского края. В ходе работы использованы официальные данные, представленные в ежегодных Государственных докладах о состоянии окружающей среды в Красноярском крае.

В середине ХХ столетия резко обострились проблемы, связанные с химическим загрязнением биосферы, нередко приводящим к острым токсико-экологическим ситуациям.

Загрязнение почвы и накопление в ней токсикантов приводят к ухудшению физико-химических свойств, нарушению биологической активности и процессов

самоочищения, изменению сроков выживания патогенных микроорганизмов и яиц гельминтов.

Цель нашей работы - анализ динамики химического загрязнения почв Красноярского края за последнее десятилетие.

К основным химическим загрязнителям почвы относятся: пестициды; токсичные отходы производства,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.