Научная статья на тему 'Анализ выбросов автотранспорта в г. Железногорске'

Анализ выбросов автотранспорта в г. Железногорске Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
158
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Алексеева А. В., Савицкая Н. А., Князев Е. Н., Герасимова Л. А.

Приведен результат исследования влияния автотранспорта на экологическую ситуацию на некоторых участках дорог Железногорска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ выбросов автотранспорта в г. Железногорске»

Секция

«ЭКОЛОГИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

УДК 504.056:656

А. В. Алексеева, Н. А. Савицкая, Е. Н. Князев Научный руководитель - Л. А. Герасимова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Железногорск

АНАЛИЗ ВЫБРОСОВ АВТОТРАНСПОРТА В Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСКЕ

Приведен результат исследования влияния автотранспорта на экологическую ситуацию на некоторых участках дорог Железногорска.

Загрязнения от автотранспорта ежедневно оказывают отрицательное влияние на здоровье миллионов россиян. И это влияние, мы зачастую недооцениваем. А ведь, согласно статистике, до 85 процентов заболеваний современного человека связано с неблагоприятными условиями окружающей среды. В условиях современного города, такие болезни, как атеросклероз, различные нарушения сердечнососудистой системы, рак легких и др. можно заработать, просто вдыхая воздух на улице. Длительное воздействие побочных продуктов загрязненного воздуха приводит к перегрузке защитных систем человека. И в результате развиваются болезни дыхательной системы: аллергическая астма, рак и эмфизема легких, хронические бронхиты, в головном мозге начнутся процессы, которые легко могут привести к параличу. Человек теряет управление собой, его действия ему уже не принадлежат [2].

А когда снижается видимость, становится трудно пользоваться глазами. Серая пыль и сизый дымок из выхлопных труб обязательно попадают в глаза. Чтобы это предотвратить, мы прищуриваемся. Таким образом, напрягаются мышцы, и это становится привычкой. Через непродолжительное время перенапряженные мышцы лица и органы зрения начинают давать сбой в работе. Активные загрязняющие вещества попадают в глаза, происходит химическая реакция, и идёт интенсивная потеря зрения. Кроме того, происходит раздражение слизистой и кожи. Загрязняющие вещества из воздуха попадают к нам не только вовнутрь, но и атакуют снаружи. Кожа и слизистые оболочки подвергаются также сильному воздействию, суть которого - стрессовая реакция пораженных участков. В течение короткого (10-15 мин) времени теряется чувствительность, и скорость реакции падает. Это, кстати, является одной и основных причин аварий на дорогах. Этот эффект накапливается, так как в городе нет рекреационных зон, в которых бы воздух помогал вам отдохнуть и расслабиться. И организм входит в общий перманентный стресс. А ведь все эти болезни и эффекты не сразу проявляются, а со временем, поэтому люди не всегда понимают первопричину этого. [2]

Поэтому мы решили оценить экологическую ситуацию в нашем городе, площадь которого 45 667 га, а численность составляет 102 169 человека. Мы рас-

смотрели два участка дорог в нашем городе, по улице Матросова и 60 лет ВЛКСМ. Исследование проводилось путем подсчёта машин за каждый час в сутки буднего дня.

По полученным данным мы по имеющейся методике [1] провели расчет выбросов для разных групп автомобилей по следующим веществам: оксид углерода (СО), - диоксид серы (802), оксиды азота ^Юх углеводороды (СН), формальдегид, бенз(а)пирен.

Полученные данные говорят о том, что содержание вредных веществ в воздухе превышает предельно допустимую концентрацию на обоих участках. Это отмечается преимущественно в час пики. Наибольший наплыв машин на обоих участках наблюдается в утренние часы (6:00-10:00) и вечерние (16:00-21:00).

Население, проживающее вблизи автодорог, испытывает вредное воздействие высоких концентраций токсических веществ, выбрасываемых в атмосферу транспортом. Вблизи дороги по улице 60 лет ВЛКСМ находятся магазин, школа, детский сад. А, как известно, за последние несколько лет очень многие болезни значительно «помолодели». Улица Матросова - это частный сектор, где вдоль дороги расположены одно и двухэтажные дома, многие из которых деревянные, а также огороды - открытые участки. Поэтому токсичные вещества оказывают ещё большее влияние на людей, проживающих в этом месте.

По нашим подсчётам, количество выбросов превышает норму на участке дороги по улице Матросова, а, значит, здоровье людей в этих местах стоит под угрозой. И это происходит в городе численностью всего около 100 тыс. человек. И мы считаем, что проблема концентрации вредных выбросов требует пристального внимания.

Рассматриваемая нами проблема на сегодняшний день и касается каждого из нас.

Уменьшение вредных выбросов в атмосферу, на наш взгляд, могут поспособствовать следующие действия.

Выбор наиболее экологически чистого топлива. Сейчас проводятся в нашей стране программы, в частности и на государственном уровне, по переводу автотранспорта на природный газ. Конечно, это процесс долгий и решаться должно на государственном уровне, но сейчас есть возможность выбирать топливо, содержащее меньшее количество серных приме-

Секция «Экологияпромышленности»

сей, которые способствуют более интенсивному выбросу вредных веществ, а также использование различных автофильтров. Замена старых автомобилей. Конечно, не каждый автовладелец на сегодняшний день имеет возможность поменять свой старый автомобиль на новый. Здесь опять же уместны государственные программы и проекты, а также привлечение в это общественности, спонсоров для проведения акций.

Очищению воздуха от вредных веществ способствуют зелёные растения, значит стоит уделять внимания на озеленение города. В нашем городе, к счастью, есть такие зелёные зоны и лесные участки, но строительство расширяется и важно не забывать, какую роль эти участки несут для жизни горожан.

При строительстве, следует на наш взгляд оставлять большее расстояние от дороги до близстоящих домов, а так же располагать подальше от дорог детские сады, школы и больницы.

И каждый из нас, конечно должен подумать о своём здоровье, хотя бы проветривая помещения не в периоды «час пика». Особенно это следует учитывать в детских садах и других общественных учреждениях.

Конечно, на всё это нужно время и средства, но проблема решалась бы быстрее, если бы общество полностью осознавало какой большой вред здоровью и жизни человека наносят выхлопы в таких количествах. Поэтому, со стороны правительства, муниципальных органов власти, СМИ, на наш взгляд должна идти пропаганда борьбы с выхлопами. Должны проводиться программы, которые бы информировали население о нюансах проблемы, о уже существующих путях решения (например, выбор более экологичного вида топлива или по выбору автотранспорта), а также привлекали общественные организации для её решения.

Библиографические ссылки

1. Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов. М., 1999.

2. Выхлопы автомобилей вредны для здоровья. URL: http://www.ooo-ikar.narod.ru/vred.html.

© Алексеева А. В., Савицкая Н. А., Князев Е. Н.,

Герасимова Л. А., 2011

УДК 332.642

Д. Ю. Багрянцев, Е. В. Власов Научный руководитель - М. В. Чижевская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ГОРОДСКИХ ПОЧВ

Определена актуальность разработки численного коэффициента, являющегося показателем экологического благополучия селитебных почв. Данный критерий необходимо использовать при расчете стоимости земельных участков, реализуемых для частного пользования.

В условиях цивилизованных экономических отношений, потребитель имеет право не только знать о потенциальной опасности приобретаемого участка земли, но и платить за землю, с учетом ее экологическое безопасности.

В настоящее время отсутствуют полноценные методики, которые бы включали в механизм оценки стоимости земель, оценку состояния почвенного покрова и выполняемые им функции в городе. При этом во всех используемых методах вычисления стоимости земли при установлении земельных платежей не закладывается экологический фактор, который особенно важен в городе.

В условиях роста популярности среди городского населения проживания в пригородной зоне, становится актуальным введение в систему расчета стоимости городских и пригородных земель поправочного коэффициента, отражающего их экологическую безопасность для здоровья человека.

К экологическим показателям относятся показатели, характеризующие уровень загрязнения воздуха, воды, почвы, воздействия на биосферу и отражающие совместное влияние различных видов антропогенной деятельности на природу [1].

Уровень экологической безопасности объектов окружающей среды оценивается путем сопоставления фактических и нормативных значений экологических и экологически значимых показателей, выражаемых в количественной или качественной форме.

В настоящее время существует несколько видов показателей, используемых для оценки экологической безопасности окружающей среды.

В экономических расчетах используются коэффициент экологической ситуации (Кэс) и коэффициент экологической значимости территорий (Кэз), учитывающие состояние водных объектов и атмосферного воздуха. Коэффициент экологической ситуации (Кэс) для Красноярского края, бассейн р. Енисей равен 1,02, коэффициент экологической значимости (Кэз) по состоянию водных объектов Красноярского края равен 1,31. Коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территорий по состоянию атмосферного воздуха для Красноярского края равны 1,2.

Ко второй группе экологических показателей можно отнести отраслевые показатели и нормы экологической безопасности, например для автомобильных дорог (ОДН 218.5.016-2002). Для оценки воздействий автотранспорта на почвы учитываются концен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.