Литература
1. Воронков М.Г. Кремний и жизнь / М.Г. Воронков, Г.Н. Зелчан, Э.Я. Луцкевиц// Рига: Зинатне, 1978. 578 с.
2. Дистанов УГ. Перспективы нетрадиционного минерального сырья // Химизация сельского хозяйства, 1989. № 12. С. 37 - 41.
3. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта. - М.: Агропромиздат, 1985.
4. Куликова А.Х. Роль высококремнистых пород в повышении продуктивности и получении экологически безопасной продукции сельскохозяйственных культур// Современное развитие АПК: региональный опыт, проблемы, перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Ульяновск - 2005. С. 50 - 54.
5. Кцоев Б.К., Ермолаев А.А. Кремний, почва, урожай. Орджоникидзе: Ир, 1990. 142 с.
6. Матыченков В.В. Комплексное кремний-фосфорное удобрение/ В.В. Матыченков, В.М. Дьяков, Е.А. Бочарникова// 1997.
7. Самсонова Н.Е. Научное обоснование эффективности фосфорных удобрений пониженной растворимости и кремнийсодержащих соединений на почвах Центрального Нечерноземья: Автореф. дис. ... д-ра с.-х. наук. М.: СХИ, 2001. 45 с.
8. Тарановская В.Г. Силикатирование субтропических питомников и плантаций// Советские субтропики. 1939. №7. С. 32 - 37.
9. Тарановская В.Г. Значение силикатирования для цитрусовых, тунга и сидератов// Советские субтропики. 1940. №5. С. 38 - 43.
УДК 332
МОНИТОРИНГ И ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Р.С. Голомолзин, Н.В. Хвостов, к.с.-х.н., Ульяновская ГСХА С.Н. Куличков - начальник отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора по Ульяновской области
За последние десятилетия резко возросло воздействие человека на окружающую среду. Анализ состояния современных агроэкосистем показывает, что наметилась устойчивая тенденция деградации почв: усиление эрозионных процессов, дегумификация, сокращение мощности гумусового горизонта и т.д. Бесконтрольная эксплуатация человеком природы приводит к неблагоприятным последствиям. Все более опасный характер приобретает захламление и загрязнение земель сельскохозяйственного назначения несанкционированными свалками промышленных и
бытовых отходов.
В связи с этим возрастает необходимость получения детальной информации о состоянии природной среды, и в частности земельных ресурсов, так как сведений о состоянии земель и развитии негативных процессов, имеющихся в настоящее время, недостаточно для принятия необходимых управленческих решений.
Систему наблюдений, оценки и контроля состояния окружающей человека природной среды называют мониторингом. Основные задачи мониторинга земель: своевременное выявление
и оценка изменений состояния земель; прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и устранении последствий негативных процессов; информационное обеспечение государственного земельного кадастра, землеустройства, государственного контроля использования и охраны земель.
Одним из компонентов мониторинга является расчет размера ущерба нарушения сельскохозяйственных земель, стоимостное выражение которого позволяет сформировать обоснованные претензии по фактам нарушения целостности сельскохозяйственных угодий ресурсопользова-телям или лицам, причастным к причененному ущербу.
Расчет размера ущерба от деградации почв определяется по следующей формуле:
Ущ = (Нс X $ X Кэс X Кэз X Кп X Кс) + (Дх X $ X
Кв), [1]
где Ущ - размер ущерба от деградации почв, руб.;
Нс - норматив стоимости почв, руб.;
$ - площадь деградированных почв, га;
Кэс - коэффициент экологической ситуации территории;
Кэз - коэффициент экологической значимости территории;
Кп - коэффициент для особо охраняемых территорий;
Кс - коэффициент пересчета в зависимости от изменения степени деградации почв и земель;
Дх - годовой доход с единицы площади,
руб.;
Кв - коэффициент пересчета в зависимости от периода времени по восстановлению деградированных почв.
Размеры ущерба от загрязнения почв определяются исходя из затрат на проведение полного объема работ по очистке загрязненных земель. В случае невозможности оценить указанные затраты, размеры ущерба от загрязнения почв рассчитываются по следующей формуле:
П = Л (Нс X $ X Кв X Кз X Кэс X Кэз X Кг),
-1 1 [2]
где П - размер платы за ущерб от загрязнения земель одним или несколькими (от 1 до п химическими веществами, руб);
Нс - норматив стоимости земель, руб;
Кв - коэффициент пересчета в зависимости
от периода времени по восстановлению загрязненных земель;
$ . - площадь земель, загрязненных химическим веществом 1 -го вида, га;
Кз,- коэффициент пересчета в зависимости от степени загрязнения земель химическим веществом 1-го вида;
Кэс - коэффициент экологической ситуации территории;
Кэз - коэффициент экологической значимости территории;
Кг - коэффициент пересчета в зависимости от глубины загрязнения земель.
Размеры ущерба от загрязнения почв несанкционированными свалками отходов определяются по формуле:
п
П = ^ (Нп. X МX Кэс X Кэзx 25 X Квx Кинд),
-1 г г [3]
где П - плата за ущерб от загрязнения земель несанкционированными свалками отходов;
Нп - норматив платы за захламление земель 1 тонной (м3) отходов 1-го вида, руб;
М. - масса (объем) отхода 1-го вида, т (м3);
Кэс - коэффициент экологической ситуации территории;
Кэз - коэффициент экологической значимости территории;
25 - поправочный коэффициент за загрязнение земель отходами несанкционированных свалок;
Кв - коэффициент пересчета в зависимости от периода времени по восстановлению загрязненных земель;
Кинд - коэффициент индексации (равен
80).
После расчетов ущерба от загрязнения земель химическими веществами составляется акт о загрязнении земель.
Сумма ущерба от деградации и загрязнения земель взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических и физических лиц, а также граждан РФ и иностранных граждан, которые в ходе осуществления своей производственнохозяйственной деятельности оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Рис. 1. Нарушение ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ. Самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы
Основным контрольно-надзорным органом в Ульяновской области является отдел земельного контроля УРСХН. По результатам проверок, проведенных в 2008 году по Ульяновской области, в 22 районах было выявлено 127 нарушений земельного законодательства и вынесено 117 постановлений о назначении административного штрафа на сумму 320 500 рублей.
В соответствие с возложенными функциями по государственному контролю за соблюдением земельного законодательства контрольнонадзорные мероприятия проводились по следующим направлениям:
- Использование земель сельскохозяйственного назначения не по целевому назначению (выявлено 93 нарушения, наложено штрафов на сумму 154 тысячи 500 рублей).
В данном случае поля зарастают сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, что в свою очередь приводит к использованию земель сельскохозяйственного назначения не по целевому назначению, а равно невыполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв и предотвращению процессов, ухудшающих качественное состояние земель (рис.1,2).
- Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы (выявлено 18 нарушений, наложено штрафов на сумму 58 тыс. руб.).
Рис. 2. Нарушение ч. 2. ст. 8.6 КоАП РФ Захламление земель с.-х. назначения
Как правило, к таким нарушениям относятся земляные работы по выемке труб оросительных систем на землях сельскохозяйственного назначения без разрешительных документов на проведение земляных работ.
- Уничтожение плодородного слоя почвы, порча земель в результате нарушения правил обращения опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (выявлено 11 нарушений, наложено штрафов на сумму 76 тыс. руб.).
В данном случае одним из примеров является загрязнение и порча земель сельскохозяйственного назначения при розливе нефтепродуктов, что приводит к загрязнению плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения, что является нарушением ч.2 ст.13 и ст.42 Земельного кодекса РФ № 136-Ф3 от 25.10.2001г
- Выявление нарушенных земель, контроль за проведением рекультивации после завершения разработок месторождений полезных ископаемых и иных работ (выявлено 2 нарушения, наложено штрафов на сумму 2 тыс. руб.).
К таким нарушениям относится проведение рекультивации с нарушением ГОСТ
17.5.3.04-83 (требования стандарта, связанные с нарушением земель и их рекультивации), ГОСТ
17.5.3.05-84, ГОСТ 17.4.3.02-85, т.е., на землях сельскохозяйственного назначения имело место
перемешивание плодородного слоя почвы с минеральным грунтом.
- Контроль состояния мелиоративных земель, их инженерных сетей и инженерных сооружений (выявлено 2 нарушения, наложено штрафов на сумму 23 тыс. руб.).
В данном случае на земельном участке сельскохозяйственного назначения допущено повреждение лесомелиоративной системы - вырублено сплошной полосой 2 ряда деревьев (нарушение ч.2 ст.10.10 КоАП РФ). Правоустанавливающие документы на земельный участок, ограниченный полезащитной шестирядной лесной полосой, а также документы, разрешающие производство работ по формированию продуваемой конструкции полезащитной лесополосы отсут-
ствуют.
Таким образом, проведенный мониторинг селькохозяйственных земель позволяет иметь не только достоверную информацию о состоянии земельных ресурсов, но и регулирует нормативноправовую базу в отношении использования земель сельскохозяйственного назначения. Сложившаяся обстановка на территории Ульяновской области в целом характеризуется как удовлетворительная.
В дальнейшем, на основании полученных данных надзора за охраной окружающей среды, будут совершенствоваться методические рекомендации по расчетам ущерба, нанесенного сельскохозяйственным землям с учетом административнотерриториального комплекса.
Литература
1. Кутлияров А.Н. Экономический аспект повышения качества земель сельскохозяйственного назначения / ж. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - М.: ГУЗ, 200. С. 85.
2. Отчет о деятельности отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора по Ульяновской области, 2008.
3. Павлов В.А. Анализ основных методических подходов к решению проблемы формирования платы за загрязнение земельных ресурсов. / ж. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. М.: ГУЗ, 200. С. 82.
4. Хвостов Н.В. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. / УМК. - Ульяновск, УГСХА, 2006, 272 с.
УДК 633.412
ФИТОСАНИТАРНАЯ ОЦЕНКА СОРТОВ СТОЛОВОЙ СВЕКЛЫ
Э.А. Таккель, ФГОУ ВПО «Пензенская ГСХА»
Овощи занимают особое место в продовольственном балансе человека и обеспеченность ими населения во многом определяет здоровье нации. Столовая свекла - одна из главных овощных культур, которая наряду с белокочанной капустой и морковью, дает основной объем получаемой продукции открытого грунта [1]. Культура эта уникальна по содержанию биологически и физиологически активных веществ, витаминов, специфических минеральных солей, ценного пигмента бетанина и азотистого вещества бетаина, найденного только в свекле и обладающего лечебными свойствами (регулятор обмена веществ, способствует усвоению белков, улучшает работу печени)
[3]. Столовая свекла требовательна к плодородию почвы. Лучшими почвами для столовой свеклы являются черноземы среднесуглинистого состава, обеспеченные доступными формами питательных веществ и имеющие близкую к нейтральной слабощелочную реакцию среды (рН сол. 5,6-7,3). Условия Пензенской области являются благоприятными для выращивания этой культуры. Большинство почв характеризуется как среднесуглинистые, отвечают требованиям этой культуры и позволяют получать урожай 30 т/га [2]. На современном этапе развития овощеводства особый интерес представляет внедрение в производство сортов столовой свеклы, обладающих устойчивостью к вредите-