Научная статья на тему 'Проблема олигархизации власти в современном мире (на примере Кыргызстана)'

Проблема олигархизации власти в современном мире (на примере Кыргызстана) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
933
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / БОГАТСТВО / ОЛИГАРХИЯ / ОЛИГАРХ / "ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАКОН ОЛИГАРХИИ" / КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ЛОББИРОВАНИЕ / КОРРУПЦИЯ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / POWER / WEALTH / OLIGARCHY / OLIGARCH / "IRON LAW OF OLIGARCHY" / KYRGYZ REPUBLIC / LOBBYING / CORRUPTION / FIGHT AGAINST CORRUPTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Султанбеков Кубатбек Черикчиевич

В статье рассматривается олигархия как форма государственного строя, при которой государством управляют представители финансово-промышленного капитала, предпринимательства и бизнеса. Утверждается, что любое государство современности в той или иной степени является олигархией. Устанавливается степень олигархизации власти в современной Кыргызской Республике и делается вывод, что сращивание власти с бизнесом приводит к ухудшению положения простого народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLIGARCHIZATION OF POWER IN THE MODERN WORLD (CASE STUDY OF KYRGYZSTAN)

The article discusses oligarchy as a form of political system, in which the state is ruled by representatives of financial and industrial capital, entrepreneurship and business. The author believes that any modern state is the oligarchy to a greater or lesser extent. The paper assesses the degree of power oligarchization in the modern Kyrgyz Republic. It is concluded that merging of government and business leads to the deteriorating quality of lives of common people.

Текст научной работы на тему «Проблема олигархизации власти в современном мире (на примере Кыргызстана)»

УДК 321.153(575.2)

Султанбеков Кубатбек Черикчиевич

кандидат политических наук, доцент, старший научный сотрудник Института философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Кыргызской Республики

ПРОБЛЕМА ОЛИГАРХИЗАЦИИ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (НА ПРИМЕРЕ КЫРГЫЗСТАНА)

Sultanbekov Kubatbek Cherickchievich

PhD in Political Science, Assistant Professor, Senior Research Associate, Institute of Philosophy and Political and Legal Researches of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic

OLIGARCHIZATION OF POWER IN THE MODERN WORLD (CASE STUDY OF KYRGYZSTAN)

Аннотация:

В статье рассматривается олигархия как форма государственного строя, при которой государством управляют представители финансово-промышленного капитала, предпринимательства и бизнеса. Утверждается, что любое государство современности в той или иной степени является олигархией. Устанавливается степень олигархизации власти в современной Кыргызской Республике и делается вывод, что сращивание власти с бизнесом приводит к ухудшению положения простого народа.

Ключевые слова:

власть, богатство, олигархия, олигарх, «железный закон олигархии», Кыргызская Республика, лоббирование, коррупция, борьба с коррупцией.

Summary:

The article discusses oligarchy as a form of political system, in which the state is ruled by representatives of financial and industrial capital, entrepreneurship and business. The author believes that any modern state is the oligarchy to a greater or lesser extent. The paper assesses the degree of power oligarchization in the modern Kyrgyz Republic. It is concluded that merging of government and business leads to the deteriorating quality of lives of common people.

Keywords:

power, wealth, oligarchy, oligarch, "iron law of oligarchy", Kyrgyz Republic, lobbying, corruption, fight against corruption.

Власть и богатство тесно связаны, поскольку во все времена верховная власть в государстве принадлежала богатым. Даже выдающиеся мыслители-философы, ратующие за правление мудрых и справедливых, не могли не обращать внимания на то обстоятельство, что богатые люди во власти нужны. Например, Аристотель утверждал: «...в политике же только элементы, составляющие государство, должны быть мерилом при соперничестве. Поэтому вполне основательно притязают на честь в государстве лица благородного происхождения, богатые (выделено нами. - К. С.), свободнорожденные.» [1, т. 4, с. 469]. Представители политической мысли Востока также относились к богатству как к обязательному спутнику власти, возможно, не всегда положительному: «Что касается благ, то они знают лишь те из них, которые только по видимости слывут во мнениях людей за блага. таковы телесное здоровье, богатство (выделено нами. - К. С.), наслаждения, свобода предаваться своим страстям, почести и величие» [2, с. 322], либо выказывали полную уверенность в том, что «тот, у кого много имущества, лучше всех подходит для управления. Если правитель останется с пустыми руками, ему будет трудно собрать людей» [3, с. 345].

Непреложная аксиома, что ни один государственный строй невозможно представить без присутствия в нем олигархических элементов, позволила немецкому ученому Р. Михельсу сформулировать в труде «Социология политических партий в условиях современной демократии» (1911 г.) так называемый «железный закон олигархии» (iron law of oligarchy). Последнюю он считал «предустановленной формой человеческого общежития в больших союзах» [4, с. 544], когда любой политической организацией всегда фактически правит олигархическая, элитарная группа. Чем шире эта организация, тем меньше в ней демократических элементов и тем больше олигархических. Как утверждает Р. Михельс, «в условиях современной демократии действует правило: никто не может уклоняться от требований олигархов, ибо в этом случае он грешит против самого себя, своей собственной воли, добровольно переданной представителю» [5, с. 550].

Таким образом, любое правление в реальном воплощении в той или иной степени олигар-хично. Это актуально и для всех современных государств, в том числе «оплота демократии» -Соединенных Штатов Америки. В 2014 г. в Принстонском и Северо-Западном университетах предпринято исследование американской политики в области «элиты, групп интересов и рядовых граждан». М. Гайленс и Б.И. Пейдж на основе использования многофакторного анализа пришли к выводу, что «.американская общественность на самом деле имеет мало влияния на политику нашего правительства. Американцы пользуются многими функциями демократического управления, такими как регулярные выборы, свобода слова и ассоциаций, а также широко распространенные франшизы. Но мы считаем, что если в формировании политики доминируют мощные

бизнес-организации и небольшое число богатых американцев, то притязания Америки на статус демократического общества находятся под угрозой» [6]. В данной работе авторы хотя и прямо не называют современную политическую систему США олигархией, все же приходят к выводу, что организованные группы и бизнес-структуры оказывают на власть существенно большее влияние, чем среднестатистические граждане.

Общеизвестно, что появление олигархов характерно в большей степени для небедных государств, где имеются обширная нефтегазовая отрасль, металлургическая и иная тяжелая промышленность, поэтому олигархами обычно считаются сверхбогатые люди с миллиардным состоянием, владеющие несколькими крупными предприятиями. Естественно, для них чрезвычайно важна защита своих интересов, поэтому они включаются в их лоббирование на уровне всех трех ветвей государственной власти, а также четвертой власти - СМИ. Если в США лоббированием, как отмечено ранее, занимаются крупные бизнес-структуры (ТНК, торгово-промышленные организации, профессиональные ассоциации), то в Европе сращивается с государством преимущественно финансовая олигархия в виде банковских структур.

В России крупная олигархия после нескольких случаев уголовного преследования лидеров потеряла рычаги воздействия на власть. На сегодняшний день из государств постсоветского пространства наиболее олигархическим считается Украина, поскольку ее действующий президент входит в когорту крупной олигархии страны.

Олигархия постсоветского пространства имеет одну особенность: она чрезвычайно тесно переплетена с государственной властью, поскольку, во-первых, после развала СССР чиновники, злоупотребляя служебным положением, путем приватизации государственных предприятий и их передачи в частную собственность смогли значительно поправить свое финансовое состояние, с чем и связывают появление слоя олигархии в постсоветских странах; во-вторых, во многих из них причиной обогащения чиновников высшего ранга стал широкий размах коррупции, что позволило им войти в состав национальных олигархий если не с миллиардным состоянием, то с миллионным. С этой позиции олигархат как власть богатых присущ любому государству СНГ, будь то богатейшие Россия и Казахстан или их более бедные соседи.

Естественно, Кыргызстан в этом плане также не исключение. На сегодня представители бизнеса имеются во всех трех ветвях власти. В 2012 г. СМИ составили рейтинг ста самых богатых людей страны [7], большинство из них - государственные чиновники разного ранга (свыше 70 % из общего списка). Данный рейтинг не может служить источником официальной информации, поэтому ему полностью доверять не стоит, тем не менее он в той или иной степени показывает соотношение власти и бизнеса в стране.

Согласно этому рейтингу самым крупным олигархом Кыргызстана является О. Бабанов - бизнесмен, ныне депутат Жогорку Кенеша (парламента), а на момент составления списка - премьер-министр КР (состояние оценивается в 1,0-1,5 млрд долл. США). На втором месте находится известный бизнесмен, владелец крупнейшего рынка Центральной Азии «Дордой» А. Салымбеков (1,01,2 млрд долл. США). На третьем месте - нынешний президент Кыргызстана А. Атамбаев (500-600 млн долл. США), который до 2007 г. являлся руководителем объединения «Корпорация "Кыргызав-томаш"», состоявшего из таких предприятий, как «Автомаш-Энерго», «Автомаш-Экол», «Автомаш-Радиатор», ОАО «Кыргызавтомаш». Сейчас первые две компании принадлежат его сыновьям.

О том, каких финансовых успехов добиваются чиновники страны, можно узнать и из материалов уголовных дел, заведенных в отношении некоторых из них. Так, экс-спикер Жогорку Кенеша КР в 2010-2011 гг. А. Келдибеков, по данным СМИ, всю жизнь работая в государственных структурах и не имея бизнеса, приобрел состояние в 180-200 млн долл. США [8]. В ноябре 2013 г. ему было предъявлено обвинение в коррупции, злоупотреблении служебным положением и нанесении ущерба государству в 40 млн сомов. Бишкекский городской суд 11 марта 2016 г. вместо предлагаемого гособвинителем наказания в виде лишения свободы на 10 лет назначил А. Келдибекову штраф в 10 млн сомов.

Другой подсудимый, бывший депутат Жогорку Кенеша КР, экс-мэр Бишкека Н. Тюлеев также на государственных должностях заработал состояние, определяемое в 400-500 млн долл. США [9]. В августе 2012 г. ему было предъявлено обвинение в коррупции, отмывании денег и нанесении ущерба государству. В декабре 2015 г. Верховным судом КР Н. Тюлеев был приговорен к 11 годам тюрьмы, но 7 мая 2016 г. он был досрочно освобожден в связи с полным погашением нанесенного стране ущерба.

Результаты этих уголовных дел совершенно ясно показывают, что в республике заявленная властью борьба с коррупцией имеет нулевой эффект, поскольку заплатить установленные судом суммы штрафов находящимся под следствием олигархам не составит труда. К тому же в жерло коррупции путем подкупа судей, организации масштабных пиар-акций и других действий втягивается все больше людей.

Таким образом, в Кыргызстане коррупция и злоупотребление служебным положением являются самыми весомыми источниками обогащения чиновников и превращения их в олигархов разных калибров. При этом государственные чиновники и представители бизнес-структур предпринимают попытки продвигать свои интересы и на законодательном уровне, путем лоббирования законов.

Как показывают результаты исследования американских ученых М. Гайленса и Б.И. Пей-джа, чем больше в государстве принимается законов, лоббируемых олигархическими группами, тем олигархичнее само государство. В Кыргызстане к числу подобных «лоббистских» законов и законопроектов можно отнести несколько резонансных актов последних лет. Например, законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, закон «О государственных пособиях в Кыргызской Республике»), окончательная редакция которого была утверждена постановлением Жогорку Кенеша КР от 17.12.2015 г. № 114-VI [10]. По мнению членов Ассоциации НКО, данный законопроект «направлен на поддержку богатых и обеспеченных слоев населения и ущемляет самых бедных граждан нашей страны» [11], ввиду чего президент А. Атамбаев не подписал его и возвратил в Жогорку Кенеш для доработки.

В 2015 г. были подписаны и через полгода, в начале 2016 г., вступили в действие законы КР «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств» (закон об ОСАГО) и «Об обязательном страховании жилых помещений от пожара и стихийных бедствий», которые, по всеобщему мнению, отражают интересы не народа, а частных страховых компаний. После их принятия и осуждения общественностью был инициирован законопроект, предполагавший приостановление введения законов в действие до 2020 г., но под давлением лоббистских групп он не дошел до второго чтения и был отклонен.

Таким образом, присутствие в высших эшелонах власти Кыргызстана олигархических элементов, а также каналов лоббирования интересов бизнес-структур не подлежит сомнению. В целом сращивание власти и бизнеса привносит в жизнь страны негативный эффект, выдвигая на первый план потребности имущих слоев и оставляя за бортом государственной политики рядовых граждан.

При этом борьба с коррупцией как с основным источником олигархизации государственной власти не дает нужного эффекта. Вместо преодоления первопричин коррупции (низкой заработной платы государственных служащих, низкого уровня обеспечения правовой законности в стране, отсутствия системы жесткого контроля над госструктурами, бездействия судебной, правоохранительной систем и др.) устраняются лишь ее последствия, когда она уже нанесла значительный ущерб государству. По сути существует только видимость борьбы с коррупцией, которая вкупе с высокой степенью непотизма, фаворитизма, круговой поруки во власти дает политической элите широкий простор для удовлетворения частных финансовых интересов.

Ссылки:

1. Аристотель. Сочинения : в 4 т. Т. 4. М., 1983. 830 с.

2. Аль-Фараби, Абу Наср Мухаммад. Философские трактаты. Алма-Ата, 1972. 430 с.

3. Махмуд ал-Кашгари. Диван лугат ат-Турк / пер., предисл. и комментарии З.-А.М. Ауэзовой ; индексы составлены Р. Эрмерсом. Алматы, 2005. 1288 с.

4. Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии // Политология : хрестоматия / сост. проф. М.А. Василик, доц. М.С. Вершинин. М., 2000. С. 540-550.

5. Там же. С. 550.

6. Gilens M., Page B.I. Testing Theories of American Politics: Elites, Interest Groups, and Average Citizens [Электронный ресурс] // Perspectives on Politics. 2014. Vol. 12, no. 3. P. 564-581. URL: http://journals.cambridge.org/down-load.php?file=%2FPPS%2FPPS12_03%2FS1537592714001595a.pdf (дата обращения: 22.06.2016).

7. Во главе ста богачей стоит Бабанов, в конце - Отунбаева? (список самых богатых людей в Кыргызстане) [Электронный ресурс] // Кун Дарек. 2012. 10 апр. URL: http://www.gezitter.org/society/10318_vo_glave_sta_bogachey_stoit_baba-nov_v_kontse_-_otunbaeva_spisok_samyih_bogatyih_lyudey_v_kyirgyizstane/ (дата обращения: 22.06.2016).

8. Там же.

9. Там же.

10. О проекте Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР» («Налоговый кодекс КР», «О государственных пособиях в КР») [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/76576 (дата обращения: 05.06.2016).

11. Законопроект направлен на поддержку богатых и обеспеченных слоев населения и ущемляет самых бедных граждан нашей страны [Электронный ресурс]. URL: http://childrenetwork.kg/2016/03/14/4258/ (дата обращения: 22.06.2016).

References:

Aristotle 1983, Compositions: 4 vols, vol. 4 Moscow, 830 p., (in Russian).

Al-Farabi, Abu Nasr Muhammad 1972, Philosophical treatises, Alma-Ata, 430 p., (in Russian).

Mahmoud al-Kashgar 2005, Divan lugat al-Turk, Almaty, 1288 p., (in Russian).

Michels, R 2000, 'Sociology of the political party in a democracy', Politologiya: a reader, Moscow, pp. 540-550, (in Russian).

Gilens, M & Page, BI 2014, 'Testing Theories of American Politics: Elites, Interest Groups, and Average Citizens', Perspectives on Politics, vol. 12, no. 3, pp. 564-581, viewed 22 June 2016, <http://journals.cambridge.org/down-load.php?file=%2FPPS%2FPPS12_03%2FS1537592714001595a.pdf>.

'At the head of one hundred wealthy Babanov is, in the end - Otunbayeva? (List of the richest people in Kyrgyzstan)' 2012, Kun Darek, April 10, viewed 22 June 2016, <http://www.gezitter.org/society/10318_vo_glave_sta_bogachey_stoit_baba-nov_v_kontse_-_otunbaeva_spisok_samyih_bogatyih_lyudey_v_kyirgyizstane/>, (in Russian).

The bill is aimed at supporting the rich and the poor and violates the poorest citizens of our country 2016, viewed 22 June 2016, <http://childrenetwork.kg/2016/03/14/4258/>, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.