Научная статья на тему 'Метафорическая репрезентация олигархии в российском медиадискурсе ХХI века'

Метафорическая репрезентация олигархии в российском медиадискурсе ХХI века Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
204
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАДИСКУРС / MEDIA DISCOURSE / КОНЦЕПТ / CONCEPT / МЕТАФОРА / METAPHOR / ЛИНГВОКУЛЬТУРА / LINGUISTIC CULTURE / ОЛИГАРХИЯ / OLIGARCHY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кондратьева Ольга Николаевна

Рассматривается специфика функционирования политических концептов в средствах массовой информации, во многом определяющих изменения в сознании значительной части рядовых носителей языка. Представлен детальный анализ особенностей метафорической репрезентации политического концепта ОЛИГАРХИЯ в российских масс-медиа XXI века. Выбор данного концепта определяется его актуальностью для российской лингвокультуры на современном этапе ее существования, а также высокой степенью его лингвоспецифичности. В процессе исследования был установлен набор метафорических моделей, активно используемых для создания образа отечественной олигархии. Наиболее продуктивными в указанный период являются пространственные, строительные, медицинские, фитоморфные, зооморфные и милитарные метафоры. Анализ перечисленных метафор позволил эксплицировать когнитивные механизмы, задействованные в осмыслении феномена олигархии, установить его оценку, формируемую в медиадискурсе и транслируемую рядовым носителям языка, а также выявить национально-специфичные черты в образе отечественной олигархии. Установлено, что российские средства массовой информации создают достаточно негативный образ олигархии как некой силы, угрожающей нормальной жизни общества, регулярно подчеркивают необходимость жесткого контроля над данным явлением и указывают на необходимость его преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metaphorical Representation of Oligarchy in Russian Media Discourse of XXI Century

The article considers the specifics of functioning of political concepts in the media, determining a change in the consciousness of a significant part of ordinary native speakers. The detailed analysis of the metaphorical representation of the political concept of OLIGARCHY in the Russian mass-media of the XXI century is presented. The choice of this concept is determined by its relevance to the Russian linguistic culture at the modern stage of its existence, as well as a high degree of its linguospecifics. In the research process a set of metaphorical models was suggested used to create the image of the domestic oligarchy. Most productive in this period are the spatial, construction, medical, phitomorphic, zoomorphic and military metaphors. A closer look at these metaphors allowed to explicate cognitive mechanisms involved in understanding of the phenomenon of oligarchy, to set the rating generated in the media discourse and broadcasted to ordinary native speakers, and to identify the national-specific features in the image of the domestic oligarchy. It is established that the Russian mass media create a negative image of the oligarchy as a force that threatens the normal life of the society, regularly stress the need for strict control over this phenomenon and point to the need to overcome it.

Текст научной работы на тему «Метафорическая репрезентация олигархии в российском медиадискурсе ХХI века»

Кондратьева О. Н. Метафорическая репрезентация олигархии в российском медиади-скурсе XXI века / О. Н. Кондратьева // Научный диалог. — 2016. — № 9 (57). — С. 47—57.

ERIHJMP

Журнал включен в Перечень ВАК

и I к I С н' s

PERKXMCAIS DlRiOORY -

УДК 811.161.1'373.612.2:070

Метафорическая репрезентация олигархии в российском медиадискурсе ХХ! века1

© Кондратьева Ольга Николаевна (2016), доктор филологических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Кемеровский государственный университет» (Кемерово, Россия), [email protected].

SPIN-code: 4483-6931

Рассматривается специфика функционирования политических концептов в средствах массовой информации, во многом определяющих изменения в сознании значительной части рядовых носителей языка. Представлен детальный анализ особенностей метафорической репрезентации политического концепта ОЛИГАРХИЯ в российских масс-медиа XXI века. Выбор данного концепта определяется его актуальностью для российской лингвокультуры на современном этапе ее существования, а также высокой степенью его лингвоспецифичности. В процессе исследования был установлен набор метафорических моделей, активно используемых для создания образа отечественной олигархии. Наиболее продуктивными в указанный период являются пространственные, строительные, медицинские, фитоморфные, зооморфные и мили-тарные метафоры. Анализ перечисленных метафор позволил эксплицировать когнитивные механизмы, задействованные в осмыслении феномена олигархии, установить его оценку, формируемую в медиадискурсе и транслируемую рядовым носителям языка, а также выявить национально-специфичные черты в образе отечественной олигархии. Установлено, что российские средства массовой информации создают достаточно негативный образ олигархии как некой силы, угрожающей нормальной жизни общества, регулярно подчеркивают необходимость жесткого контроля над данным явлением и указывают на необходимость его преодоления.

Ключевые слова: медиадискурс; концепт; метафора; лингвокультура; олигархия.

1. Введение

Российская политическая терминология находится в настоящий момент в процессе семантической модификации, переоценки и стилистической переориентации, причиной чего послужили многочисленные преоб-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке фонда РГНФ, проект 15-04-00311 «Линг-вокогнитивный анализ конфликтов в сфере обыденной политической коммуникации».

разования, произошедшие в начале XXI века во всех сферах жизни российского общества. Происходящие изменения не успевают фиксироваться в словарях, но они характеризуют языковое сознание современного носителя языка. За каждым политическим термином стоит концепт, включающий всю совокупность знаний о фрагменте политической реальности, характерную для представителей лингвокультуры в конкретную эпоху. Соответственно, задача лингвистов — не только описать основные политические концепты и способы их языкового воплощения, но и определить их лингвокультурное своеобразие.

Особый интерес, на наш взгляд, представляет функционирование политических концептов в средствах массовой информации, которые не только оперативно реагируют на происходящие в жизни общества и в национальном сознании изменения, но и посредством определенной интерпретации происходящего во многом предопределяют изменения в сознании значительной части рядовых носителей языка, достаточно восприимчивых к транслируемой масс-медиа идеологии.

Важным средством интерпретации и оценки событий, явлений и фактов в СМИ традиционно является метафора, в которой уже давно перестали видеть лишь стилистический прием, средство украшения речи, признав за ней функцию когнитивного механизма и мощного инструмента политических манипуляций. Именно метафора «способна вскрыть общественно-политические и идеологические изменения в обществе и одновременно обнаружить их влияние на семантические процессы в лексике» [Валгина, 2003, с. 95]. Более того, посредством анализа метафор можно обнаружить особенности соответствующей лингвокультуры на определенном временном срезе (см. подробнее [Кондратьева, 2014]).

Для демонстрации данного тезиса рассмотрим особенности метафорической репрезентации политического концепта ОЛИГАРХИЯ в российских средствах массовой информации XXI века. Выбор данного концепта определяется его актуальностью для российской лингвокультуры на современном этапе ее существования, а также высокой степенью его лингво-специфичности.

Концепты ОЛИГАРХИЯ и ОЛИГАРХ длительное время не были востребованы российским обществом, в советскую эпоху они воспринимались как далекая и чуждая реалия капиталистического мира, в 2000-ых происходит постепенное внедрение названных концептов в активный обиход. Политологи, историки, лингвисты единодушно отмечают, что «олигархия» и «олигархи» — это «понятия (или псевдопонятия?), которые войдут в историю становления новой России» [Кива, 2000, с. 18], буквально

за несколько лет они «обрели статус концептообразующих, вербализующих новую для России реальность власти» [Кушнир, 2012, с. 290].

Актуальность и лингвоспецифичность понятия «олигархия» для России наглядно иллюстрируется данными, содержащимися в «Торгово-промышленных ведомостях». В частности, поисковая система сайта газеты «The Guardian» выдает 96 000 контекстов употребления слова олигарх, и показательно, что в 40 процентах случаев оно образует сочетание со словом российский. Кроме того, сайт дает 1600 отсылок к российским олигархам, лишь 7 — к американским олигархам и 2 — к британским олигархам, что позволяет заключить: «в западных СМИ россияне предстают скорее как олигархи, нежели как предприниматели, а понятие олигархии связано с национальностью (выделено нами. — О. К.)» (Торгово-промышленные ведомости, 2015). В отношении успешных бизнесменов других стран и их сословной характеристики используется другой термин — предпринимательство, обладающий совершенно иной коннотацией.

Лингвокультурная специфика концепта ОЛИГАРХИЯ в XXI столетии, анализ произошедших в его структуре семантических модификаций уже привлекали внимание лингвистов [Вепрева, 2005; Воронцова, 2005; Гусейнова, 2015; Кушнир, 2012], однако особенности метафорической репрезентации данного концепта еще не становились объектом специального изучения.

2. Методика исследования

В процессе анализа метафорических моделей, репрезентирующих российскую олигархию, использована предложенная А. П. Чудиновым [Чу-динов, 2001] методика, предполагающая характеристику сфер-источников метафорической экспансии и сферы-мишени (олигархии), выявление компонентов, которые связывают первичные и вторичные значения охватываемых данной моделью единиц, определение прагматического потенциала анализируемых метафорической модели, то есть того эмоционального впечатления, которое она формирует у адресата. Эмоциональный фон метафорических моделей зачастую связан с отношением сообщества к исходной понятийной сфере и варьируется в зависимости от эпохи и типа дискурса.

Под метафорической моделью мы понимаем устойчивое соотношение между областью источника и областью мишени, зафиксированное в языковой и культурной традиции этноса и хранящееся в памяти носителей языка [Резанова, 2010, с. 37; Чудинов, 2001, с. 27]. Метафорическая модель характеризуется единством тематической отнесенности номинативных и переносных метафорических значений, типа ассоциативного уподобле-

ния и является языковой репрезентацией типового соотношения соответствующих понятийных сфер [Резанова, 2010, с. 37].

Несомненно, что увеличение или сокращение числа метафорических моделей, восходящих к определенной сфере-источнику, на соответствующем этапе развития общества сопряжено с историко-культурной ситуацией эпохи, с особенностями национального мировидения в данный период.

3. Результаты и обсуждение

В процессе исследования текстов российских средств массовой информации 2000—2016 гг., извлеченных методом сплошной выборки из газетного подкорпуса Национального корпуса русского языка, а также из систем и сайтов, предоставляющих доступ к архивам современных СМИ (Интегрум, Polpred.com, East view и др.), был установлен набор метафорических моделей, активно используемых для создания образа отечественной олигархии. Наиболее продуктивными в указанный период являются пространственные, строительные, медицинские, фитоморфные, зооморфные и милитарные метафоры. Анализ перечисленных метафор позволил эксплицировать когнитивные механизмы, задействованные в осмыслении феномена олигархии, установить его оценку, формируемую СМИ и транслируемую рядовым носителям языка, а также выявить национально-специфичные черты в образе российской олигархии.

Пространственная метафорическая модель. Финансовое благополучие представителей олигархии, принципиально иной уровень жизни, попытки занять главенствующее положение в стране метафорически регулярно передаются в средствах массовой информации посредством пространственных метафор, при этом олигархия устойчиво соотносится с понятиями высоты, верха: Понимая весь этот ужас пирамиды многочисленных агентов, восходящих к зияющим высотам финансовой олигархии, цивилизованный капитализм строит какие-то лакуны относительной свободы, в которые предпочитает не вторгаться (Известия, 2012); Правящая олигархическая верхушка во время президентского марафона жила по принципу «последнего дня», форсировала незаконные и сомнительные приватизационные сделки и коньюктурные административные решения (Комсомольская правда, 2004). Подобные метафоры полностью соответствуют высказанному Дж. Лакоффом и М. Джонсоном тезису, согласно которому «обладание властью или силой ориентирует вверх, а подчинение власти или силе — вниз» [Лакофф и др., 2004, с. 37].

Соответственно, стремление сократить степень влияния олигархии на политическое и экономическое развитие в России репрезентируется

в СМИ метафорами изменения положения в пространстве, в частности, метафорами движения вниз: Так называемое «дело ЮКОСа», по сути, оттеснение олигархии с командных высот в политике и экономике, нельзя было осуществить ни в рамках действовавших на тот момент либераль-но-коррупционно-медийных процедур, ни путем избирательных репрессий (Комсомольская правда, 2005).

Театральная метафорическая модель. Мировая олигархия, обладающая значительным политическим и экономическим влиянием, предстает в средствах массовой информации как опытный сценарист, определяющий развитие ситуации на планете, профессиональный кукловод, ловко управляющий чиновниками и политиками-марионетками, выполняющими ее указания: Мировой олигархии это неинтересно, потому что не по их сценарию... (Вечерний Томск (Томск), 2015); ... Они — марионетки мировой финансовой олигархии, живущей по принципу: «Ничего личного — только бизнес» (Голос России, 2012); Создается впечатление, что марионетки финансовой олигархии, возглавляющие ведомства, которые курируют .... (Международная жизнь, 2016). Показательно, что в отношении российской олигархии не зафиксированы подобные метафоры, что отражает ситуацию в стране, сложившуюся после завершения политики «равноудаления олигархов».

Строительная метафорическая модель. Традиционно данные метафоры обладают положительным прагматическим потенциалом, реализуя идею созидания. Мировая олигархия в западных СМИ предстает как некий бастион, надежный оплот, применительно к российской и украинской олигархии отечественные СМИ из сферы «строительство» используют преимущественно метафоры разрушения и демонтажа, акцентируя тем самым внимание на необходимости уменьшения влияния представителей данного класса в стране: ... реформы должны включать «демонтаж олигархии и демонополизацию экономики», создание двухпалатного парламента и расширение полномочий местного самоуправления, введение двух национальных языков (украинского и русского), реформу бюджетного процесса для обеспечения достойного уровня жизни на местах (Известия, 2014); Как заметил один из экспертов, это позволит федеральной власти напрямую управлять региональными делами и разрушить многочисленные политико-экономические олигархии регионов, которые мешают достижению социально-экономических целей Путина (Новый регион 2, 2004).

Фитоморфная метафорическая модель. На страницах российских СМИ олигархия предстает как растение, укоренившееся в благодатной почве и захватывающее пространство, по сходству с тем, как олигархия после развала

Советского Союза распространялась и неуклонно расширяла сферы своего влияния: ... сомнительное мероприятие, пошатнувшее положение государства, приведшее к разрастанию партийной олигархии (Культура, 2016).

Интенсивное развитие олигархии, рост ее политического и экономического влияния интерпретируется в СМИ как фаза существования растения, его расцвет: Эти события положили начало расцвету олигархии, поскольку при такой приватизации не только укрепилась власть последней, но и исчезла возможность создать большое количество мелких акционеров (Вопросы экономики, 2013); Коммунисты дали жёсткую оценку 25-летию либеральных реформ в России, которые создали благоприятные условия для разграбления страны, расцвета олигархии в тандеме с бюрократией, бросили в нищету десятки миллионов наших сограждан (Наш голос (Тамбов), 2015).

Стремление к контролю над олигархией и ограничению сферы ее влияния репрезентируется СМИ посредством метафор искоренения: Нашей стране нужен настоящий боец во главе, который победит коррупцию и искоренит олигархию из власти (РИА Новости, 2014).

Зооморфная метафорическая модель. Достаточно часто характеристика олигархии дается в СМИ посредством косвенного указания на животное, воспринимающее страну исключительно как источник пищи, как свою кормушку: ...Но всем понятно, что «оранжисты» — это все та же олигархия, отодвинутая от кормушки... (Родина (Ставрополь), 2015); В стране, которая не является кормушкой мировой олигархии ... (Правда Приморья (Владивосток), 2015).

Несомненной лингвокультурной спецификой обладают метафоры, представляющие олигархию как зооморфного персонажа русских народных сказок — Змея Горыныча: Это трехглавая олигархия, каждая голова которой означает преступность, коррумпированное чиновничество и сырьевой бизнес. (Известия, 2007). Для усиления эффекта названный образ выносится в заголовок статьи — «"Родина" против Змея Горыныча».

Регулярно в СМИ используются метафоры медведя, отличительными чертами которого в русской лингвокультуре является сила и мощь, отчасти даже агрессивность, поэтому вполне закономерно, что подобные метафоры демонстрируют силовой характер российской олигархии: на него замахнулась медвежья лапа путинской олигархии, а точнее, её охранки... (Литературная Россия, 2012); Надо вырвать «миграционную дубину» из лап олигархии (Голос труда, 2013).

Метафоры, основанные на образах медведя и коня, вставших на дыбы, подчеркивают независимый характер олигархов, неподконтрольность

официальной власти: Вот тут и встала на дыбы всепланетная олигархия! (Газета Слово, 2015).

Свою задачу руководство страны видит в жестком контроле над олигархией, что представляется в СМИ посредством метафор обуздания и укрощения: Широко обсуждались вопросы экономики, проблемы борьбы с режимом «жёсткой экономии», обуздания олигархии (Правда КПРФ,

2015); Как Владимир Путин смог пошагово укротить эту самую олигархию, во власти которой находился даже первый Президент России Борис Ельцин, хорошо описал в 2012 году еврейский писатель Амирам Григоров, обладающий своим, неподражаемым стилем письма ... (Континенталистъ,

2016).

Медицинская метафорическая модель. Усиление позиций олигархии в государстве, угрожающее господствующему строю, СМИ метафорически представляют на своих страницах как развитие заболевания, нарушающего нормальное течение жизни в стране: Другое дело, что крупная олигархия внезапно вздулась, как флюс при больном зубе (Голос (Биробиджан), 2016); На первый взгляд, совершенно удивительно, что в стране, столь возмущенной экономическими итогами почти былинных девяностых с их распухшей олигархией, эта информация по-прежнему остается почти незамеченной (Московская правда, 2016). Нормализация ситуации соответственно предстает как преодоление недуга, восстановление болевшей страны: Только Россия оправилась от олигархии, когда кучка скопила миллиарды, а миллионы стали нищими (Комсомольская правда, 2007).

Милитарная метафорическая модель. Одним из главных направлений политики России в XXI веке стало «равноудаление олигархии», то есть уменьшение ее политического влияния, что проявилось в активном использовании военной метафорики. Средства массовой информации, в полном соответствии с заявленной идеологией, приступили к созданию образа олигархии, окопавшейся на завоеванной территории и угрожающей благополучию страны: А олигархия у нас окопалась в правительстве (Известия, 2014); План олигархии был так же прост, как план какого-нибудь завоевателя вроде Аттилы, — территории предстояло захватить, покорить, унизить, разорить, высосать из них все соки, а население обратить в вечное рабство. (Комсомольская правда, 2013).

Сражение с таким противником необходимо выиграть, освободить измученную страну из плена: . когда инициативная группа экспертов, политологов, бывших депутатов и прежних госчиновников, а также журналистов и юристов решила плотно заняться политикой и, как они пишут в своем манифесте, поставила задачу «освободить страну из плена кор-

румпированной олигархии» (Санкт-Петербургские ведомости, 2015); Освобождение государства от пут укоренившейся в Москве бюрократии и олигархии — аргумент более «доходчивый (РБК Daily, 2004).

Битва с олигархией разворачивается с переменным успехом: правительство наступает, олигархия вооружается, идет в контратаку: Безусловно, будущий конфликт будет выглядеть, как атака против сырьевой олигархии, которая сейчас очень тесно инкорпорирована в государство, и против силовой бюрократии со стороны других гражданских элит... (Новое время, 2016); Олигархия вооружается (Московская правда, 2013); Олигархия контратаковала, его называли красным коммунистом и даже Сталиным (Комсомольская правда, 2007).

Жесткость противостояния силам олигархии подчеркивается в СМИ использованием метафор зачистки (освобождение контролируемой территории от противника, вплоть до физического уничтожения): «Птенцы его гнезда» сегодня, выполнив первый этап «зачистки» ельцинской бюрократии и олигархии, просто переходят на другие «площадки» (РБК Daily, 2004); Если зачищенная экс-олигархия отказалась от вмешательства в политику, то бюрократия отнюдь не отказалась от вмешательства в экономику (Советская Россия, 2013).

Во всех средствах массовой информации В. В. Путин предстает как победитель олигархии, что во многом определяет его растущую популярность: При этом, конечно, само дело Ходорковского войдет в историю разгрома прозападной олигархии, так как именно его дело обозначило ту границу, переходить которую Путин и в его лице российское государство больше не позволяло.... (Эксперт, 2015); Путина мы уважаем прежде всего за то, что он в конце 90х — начале 2000-х годов смог победить олигархию в России и спасти свою страну и ее ресурсы от распродажи по частям (Российская газета, 2013).

4. Выводы

Проведенный анализ текстов позволил сделать вывод, что метафорическая репрезентация концепта «олигархия» в российских средствах массовой информации позволяет создать достаточно негативный образ олигархии как некоего субъекта или объекта, мешающего нормальному функционированию общества. Олигархия характеризуется как неуправляемое агрессивное существо, угрожающее благополучию народа, вставшее на дыбы животное, спрут, крепко сжавший Россию в своих щупальцах, укоренившийся и распустившийся на российской почве сорняк, тяжелая болезнь.

С помощью метафор в масс-медиа настойчиво указывается на необходимость жесткого контроля над данным явлением и на необходимость его преодоления, что реализуется с помощью пространственных метафор (низвергнуть олигархию), зооморфных (укротить олигархию), фитоморф-ных (искоренить олигархию), строительных (демонтировать олигархию), милитарных (разгромить олигархию).

Для мирового сообщества характерно уважительное либо нейтральное отношение к национальной олигархии, соответственно, столь негативная оценка отечественной олигархии, метафорически формируемая российскими средствами массовой информации, является характерной чертой русской лингвокультуры начала нового столетия.

Источники

1. Национальный корпус русского языка (газетный корпус) [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.ruscorpora.ru.

2. Интегрум (продукты «Архив СМИ», «Лента» и «Анализ СМИ») [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.integrum.ru.

3. Polpred.com [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://polpred.com/ news/.

4. East view [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// www.eastview. com/.

Литература

1. ВалгинаН. С. Активные процессы в современном русском языке / Н. С. Вал-гина. — Москва : Логос, 2003. — 304 с.

2. Вепрева И. Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху / И. Т. Валгина. — Москва : Олма-Пресс, 2005. — 384 с.

3. Воронцова Т. А. «Ужели слово найдено»? (концепт «олигарх» в современном языковом сознании / Т. А. Воронцова // Новая Россия : новые явления в языке и науке о языке // Материалы Всеросс. науч. конф. / под. ред. Л. Г. Бабенко. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2005. — С. 57—63.

4. Гусейнова Э. Т. Концепт «олигарх» в современном английском языке / Э. Т. Гусейнова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. — 2015. — № 3 (32). — С. 28—31.

5. Кива А. В. Российская олигархия: общее и особенное / А. В. Кива // Общественные науки и современность (ОНС). — 2000. — № 2. — С. 18—28.

6. Кондратьева О. Н. Динамика метафорических моделей в русской линг-вокультуре (XI—XX вв.) : автореферат диссертации ... доктора филологических наук : 10.02.01 / О. Н. Кондратьева. — Екатеринбург, 2014. — 46 с.

7. Кушнир О. Н. Эволюция макроконцепта «власть» как феномен недеструктивного «расщепления» концептосферы / О. Н. Кушнир // Вестник Чувашского университета. — 2012. — № 2. — С. 287—296.

8. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон. — Москва : Едиториал УРСС, 2004. — 256 с.

9. Резанова З. И. Метафорический фрагмент русской языковой картины мира : идеи, методы, решения / З. И. Резанова // Вестник Томского государственного университета. — Сер. «Филология». — 2010. — № 1 (9). — С. 26—43.

10. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале : Когнитивное исследование политической метафоры (1991—2000) : монография / А. П. Чудинов. — Екатеринбург : УрГПУ, 2001. — 238 с.

Metaphorical Representation of Oligarchy in Russian Media Discourse of XXI Century

© Kondratyeva Olga Nikolayevna (2016), Doctor of Philology, professor, Kemerovo State

University (Kemerovo, Russia), [email protected].

The article considers the specifics of functioning of political concepts in the media, determining a change in the consciousness of a significant part of ordinary native speakers. The detailed analysis of the metaphorical representation of the political concept of OLIGARCHY in the Russian mass-media of the xXi century is presented. The choice of this concept is determined by its relevance to the Russian linguistic culture at the modern stage of its existence, as well as a high degree of its linguospecifics. In the research process a set of metaphorical models was suggested used to create the image of the domestic oligarchy. Most productive in this period are the spatial, construction, medical, phitomorphic, zoomorphic and military metaphors. A closer look at these metaphors allowed to explicate cognitive mechanisms involved in understanding of the phenomenon of oligarchy, to set the rating generated in the media discourse and broadcasted to ordinary native speakers, and to identify the national-specific features in the image of the domestic oligarchy. It is established that the Russian mass media create a negative image of the oligarchy as a force that threatens the normal life of the society, regularly stress the need for strict control over this phenomenon and point to the need to overcome it.

Key words: media discourse; concept; metaphor; linguistic culture; oligarchy.

Material resources

Natsionalnyy korpus russkogo yazyka (gazetnyy korpus). Available at: http://www.rus-corpora.ru.

Integrum (produkty «Arkhiv SMI», «Lenta» i «Analiz SMI»). Available at: http://www. integrum.ru.

Polpred.com. Available at: http://polpred.com/news/.

East view. Available at: http:// www.eastview.com/.

References

Chudinov, A. P. 2001. Rossiya v metaforicheskom zerkale: Kognitivnoye issledovaniye politicheskoy metafory (1991—2000): monografiya. Ekaterinburg: UrGPU. (In Russ.).

Guseynova, E. T. 2015. Kontsept «oligarkh» v sovremennom angliyskom yazyke. Izve-stiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Obshchestvennye i gumanitarnye nauki, 3 (32): 28—31. (In Russ.).

Kiva, A. V. 2000. Rossiyskaya oligarkhiya: obshcheye i osobennoye. Obshchestvennye nauki i sovremennost' (ONS), 2: 18—28. (In Russ.).

Kondratyeva, O. N. 2014. Dinamika metaforicheskikh modeley v russkoy lingvokulture (XI—XXvv.): avtoreferatdissertatsii ... doktorafilologicheskikh nauk. Ekaterinburg. (In Russ.).

Kushnir, O. N. 2012. Evolyutsiya makrokontsepta «vlast'» kak fenomen nedestruktivno-go «rasshchepleniya» kontseptosfery. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2: 287—296. (In Russ.).

Lakoff, Dzh. 2004. Metafory, kotorymi my zhivem. Moskva: Editorial URSS. (In Russ.).

Rezanova, Z. I. 2010. Metaforicheskiy fragment russkoy yazykovoy kartiny mira: idei, metody, resheniya Vestnik Tomskogo gosudar-stvennogo universiteta. Ser. «Filologiya», 1 (9): 26—43. (In Russ.).

Valgina, N. S. 2003. Aktivnyye protsessy v sovremennom russkom yazyke: uchebnoye posobiye dlya studentov vuzov. Moskva: Logos. (In Russ.).

Vepreva, I. T. 2005. Yazykovaya refleksiya v postsovetskuyu epokhu. Moskva: Olma-Press. (In Russ.).

Vorontsova, T. A. 2005. «Uzheli slovo naydeno»? kontsept «oligarkh» s sovremennom yazykovom soznanii. In: Babenko, L. G. (ed.). Novaya Rossiya: novyye yavleniya vyazyke i nauke o yazyke: materialy Vseross. nauch. konf. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta. 57—63. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.