УДК 347.4 Ефименко И.А., Собенина М.А.
Ефименко И.А.
магистрант
Российский государственный гуманитарный университет
(г. Москва, Россия)
Научный руководитель: Собенина М.А.
канд. юрид. наук, доцент кафедры предпринимательского права Российский государственный гуманитарный университет
(г. Москва, Россия)
ПРОБЛЕМА ОГРАНИЧЕНИЯ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ
Аннотация: в работе исследованы нормы законодательства о территориях опережающего социально-экономического развития и условия соглашений об осуществлении деятельности в качестве резидентов. Автором обосновано расширение существующих видов экономической деятельности предпринимателей, которое влечет за собой развитие предпринимательской деятельности на территории опережающего развития.
Ключевые слова: ТОР, резидент, управляющая компания, ВЭД.
В 2014-2015 годах в мировой экономике возник валютный кризис, вызванный падением цен на сырую нефть, в том числе на российскую, в связи с этим наша экономика теряла валютные доходы, данная ситуация не могла не затронуть экономику страны и грозила перейти на внутренний финансовый рынок. Иностранные инвесторы начали выводить из бизнеса в Российской Федерации свои активы. Возникла зависимость от товаров, работ и услуг, поставляемых из-за рубежа. Это негативно сказывалось на внутреннем рынке. В
связи с этим возникла объективная потребность в развитии социально-экономической и инвестиционной составляющей отдельных территорий и всего нашего государства, требовались решения, позволяющие поднять и укрепить экономику страны.
В конце декабря 2014 года, был принят Федеральный закон №2 47Э-ФЗ «О территориях опережающего развития в Российской Федерации» [1]. По нашему мнению, в первую очередь, появление на свет данного законодательного акта должно было стать привлекательным для активных, предприимчивых граждан и способствовать их участию в развитии бизнес проектов на территории Российской Федерации, позволить упрочить положение лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и упростить их переход из индивидуального предпринимателя в малый и средний бизнес, дать возможность выхода на более широкий рынок товаров, работ, услуг, предоставить за счет мер государственной поддержки развитие отраслей, где мало используется или не развита должным образом предпринимательская деятельность.
Таким образом, государство обозначило важную проблему в бизнесе и предложило пути её решения, создавая на законодательном уровне форму взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности и государства на определенной территории, за счет реализации различных проектов участников предпринимательской деятельности. При этом, законодатель предполагал, что с применением данного законодательного акта должны решаться стоящие перед государством и обществом проблемы развития экономики страны, за счет развития предпринимательской деятельности, которые мы уже ранее упомянули в тексте статьи. Введя в действие указанный Федеральный закон, законодатель за столь короткий период его действия, уже внес более двадцати раз изменения. Это говорит о том, что при применении данного Федерального закона возникают отдельные проблемы, которые подлежат регулированию и которые необходимо решать на уровне государства.
Принимая Федеральный закон № 47Э-ФЗ «О территориях опережающего развития в Российской Федерации» в 2014 году государство установило
определенные нормы и ограничения в главе 4 Федерального закона, регулирующие правовое положение резидентов территории опережающего социально-экономического развития и особенности осуществления ими деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития.
Приобретая статус резидента территории опережающего развития, к которым, согласно Федерального закона № 473-ФЗ «О территориях опережающего развития в Российской Федерации» относятся индивидуальные предприниматели и коммерческие юридические лица, бизнес вступает в отношения с определенным Правительством Российской Федерации акционерным обществом (управляющей компанией), которое представляет интересы государства и осуществляет функции по управлению конкретной территорией опережающего развития.
Порядок приобретения статуса резидента территории опережающего развития определяет необходимость заключения соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента территории опережающего развития.
Данное соглашение является результатом рассмотрения управляющей компанией заявки претендента на получение статуса резидента, в которую вносятся сведения о видах экономической деятельности предполагаемого резидента на территории опережающего развития.
Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, на данный момент, количество видов экономической деятельности, которые вправе осуществлять субъект предпринимательской деятельности составляет 99 видов, имеющие самые различные направления по своей сути.
Виды экономической деятельности потенциального резидента обуславливают отрасль деятельности субъекта предпринимательства на данной территории, конечная цель которой заключается в извлечении прибыли.
Изначально, перечень видов экономической деятельности для потенциального резидента территории опережающего развития на территориях
моногородов был ограничен, это находило отражение в Постановлении Правительства РФ от 22 июня 2015 г. № 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)». Существование данного ограничения являлось результатом опасений, которые имели место быть, поскольку для всеобъемлющего развития данной формы экономических зон было необходимо установить рамки и ввести в использование все возможные уже созданные территории опережающего развития, которым необходимо было развиваться и увеличивать количество резидентов.
За счет ограничений в выборе видов экономической деятельности для потенциальных резидентов, искусственно создавалась наполненность той или иной определенной территории опережающего развития. Так, субъекты предпринимательской деятельности были вынуждены искать территорию опережающего развития, на которой было бы возможно осуществлять тот вид экономической деятельности, которым они занимаются.
С одной стороны, данное ограничение закрывало потребность определенных территорий опережающего развития в необходимых данному региону коммерческих структурах, производящих отдельные товары, работы, услуги. Однако стоит отметить, что далеко не все территории опережающего развития являются эффективными, поскольку, согласно статистике, на них осуществляют свою деятельности не более одного-двух резидентов. С другой же стороны, это ухудшало положение потенциальных резидентов, поскольку в данном случае им было необходимо исходить из географического положения территории и наличия созданной инфраструктуры для осуществления предпринимательской деятельности.
Данная дилемма существовала довольно продолжительное время, однако Постановлениями Правительства РФ от 21 июля 2023 года №1178 и №1179, перечень видов экономической деятельности для потенциальных резидентов территорий опережающего развития в моногородах был значительно расширен.
Так, с момента утверждения данного постановления, резиденты могут осуществлять практически любую деятельность на территории опережающего развития.
Исключениями же являются производство подакцизных товаров, лесозаготовки, оптовая и розничная торговля, аренда, лизинг и т.д. в общей сложности их 23. Основываясь на перечне видов экономической деятельности предпринимателей, которые все еще являются ограниченными для использования, можно проследить все еще существующее ущемление прав потенциальных резидентов в контексте выбора видов экономической деятельности, а также вероятность создания ситуаций, при которых происходят нарушения действующего законодательства в ходе осуществления предпринимательской деятельности и привлечение субъектов предпринимательской деятельности к ответственности.
Так, например, по одному из недавно рассмотренных споров, Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 5 февраля 2024 г. По делу № А39-5241/2023[3] , суть которого заключалась в оспаривании нарушения резидентом применения налоговых льгот в части понижения налоговых ставок, можно сделать вывод о том, что резиденты сталкиваются с проблемой отнесения доходов от своей деятельности налоговым органом к тому или иному виду, не заявленному резидентом, в следствии чего они несут убытки, которые отражаются на их дальнейшей деятельности в пределах данной территории опережающего развития. В случае же если будут сняты ограничения на все виды осуществления экономической деятельности резидентами территорий опережающего развития, такие виды споров будут из судебной практики -исключены.
При регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица указывается основной вид экономической деятельности, в которой субъект предпринимательства планирует осуществлять свою коммерческую деятельность в дальнейшем.
Данный вид деятельности должен соответствовать Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №2 14-ст и вступившему в силу с 01.01.2015 (ОКВЭД).
При этом, законодательством не запрещается вводить и использовать дополнительные коды видов экономической деятельности, по которым субъект предпринимательства может дополнительно осуществлять свою коммерческую деятельность.
С нашей точки зрения, данная деятельность может не носить постоянный характер, а на нерегулярной основе позволить оказать услуги (работы), которые могут принести определенный доход организации или ИП и являться таким образом страховкой или «финансовой подушкой» на период развития основного производства.
Проанализировав ограничения, введенные для организаций, осуществляющих деятельность на территориях опережающего развития, установленные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, наше внимание привлеки несколько ограничений в деятельности бизнеса на территории опережающего развития, при разрешении которых, это могло бы реализовать вышеуказанную идею. Особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности не действует при осуществлении резидентами территорий опережающего развития при осуществлении следующих видов экономической деятельности, включенных:
- в класс «Операции с недвижимым имуществом»,
- в класс «Аренда и лизинг».
Согласно ОКВЭД к данным видам деятельности относятся разделы, включающие различную деятельность для поддержки основной деятельности организаций. Группировка включает в себя прокат и аренду материальных и нематериальных активов, включая широкий список товаров, включая автомобили, компьютеры, широкий круг товаров конечного и производственного потребления, предоставляемые клиентам за периодическую
арендную плату или лизинговый платеж, а также аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
Разрешив использовать резидентам территорий опережающего развития данный вид деятельности, они смогли бы более эффективно управлять своим имуществом, в случае их простоя или отсутствия необходимости в использовании на данном этапе предпринимательской деятельности данного имущества и сдавать его в аренду (лизинг) без потери правового статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития в этой части.
Стоит отметить, что данные виды экономической деятельности, к выбору которых потенциальным резидентом существуют ограничения, не являются запрещенными для осуществления субъектом предпринимательства на территории Российской Федерации за пределами территорий опережающего развития, то есть не противоречат законодательству, а в таком случае, могут быть разрешены для выбора потенциальным резидентом территории опережающего развития.
Исходя из вышесказанного, по нашему мнению, необходимо внести изменение в законодательство в части исключения п.4 ч.7 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего развития в Российской Федерации», согласно которому претенденту должно быть отказано в заключении соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента на территории опережающего развития.
Нельзя не сказать и о территории опережающего развития Дальнего Востока и Арктики, выделенных в Федеральном законе в отдельную главу, в контексте ограничительных мер, касающихся выбора вида экономической деятельности как потенциальных, так и уже осуществляющих свою деятельность на территории опережающего развития резидентов.
Первоначально, территории опережающего развития появились на Дальнем Востоке, это был пилотный проект, благодаря которому законодатель анализировал все положительные и отрицательные моменты, выявленные в
процессе деятельности на данных территориях и исходя из этого, вносил необходимые изменения в законодательные акты.
Пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего развития в Российской Федерации» установлено, что решение Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего развития принимается в форме постановления, которое предусматривает определение перечня видов экономической деятельности, при осуществлении которых не предоставляется особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2023 года №1179 [2], перечень видов экономической деятельности был расширен для потенциальных резидентов территории опережающего развития на территории моногородов, а для территорий опережающего развития Дальнего Востока и Арктики, перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых не предоставляется особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на территории опережающего развития все так же остается в прежнем виде. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, которыми создаются данные территории опережающего развития, так и содержат Приложения, в которых содержится перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых не предоставляется особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.
Таким образом, возможные для осуществления виды экономической деятельности на Дальнем Востоке и Арктике изменяются от одной конкретной территории опережающего развития к другой, имея свой перечень видов, при осуществлении которых не предоставляется особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.
Данная ситуация нам видится несправедливой, поскольку, как уже нами озвучивалось ранее, в данном случае, в выборе территории опережающего развития, на которой осуществлять свою деятельность, потенциальный резидент
не сможет руководствоваться исключительно дополнительными факторами, способствующими развитию производства, которое будет способствовать реализации тех самых проблем и вопросов, которые стояли перед государством в части развития социально-экономической ситуации в стране.
В связи со всем вышеперечисленным, полагаем, что для решения выделяемой нами проблемы субъектов предпринимательской деятельности на территории опережающего развития, касающейся ограничения видов экономической деятельности осуществляемой ими, необходимо внести изменения в действующее законодательство о территориях опережающего развития, в части исключения п.4 ч.7 ст. 13 и п.1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего развития в Российской Федерации», а также в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регламентирующие ограничение видов экономической деятельности резидента территории опережающего развития на территории моногородов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон «О территориях опережающего развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 № 473-ФЗ;
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2023 г. № 1179;
3. Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 5 февраля 2024 г. По делу № А39-5241/2023;
4. Сиднева А.М. Правовое регулирование осуществления предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития: Автореф. Дис. ... канд. Юрид. Наук. М., 2022. 198 с.
Efimenko I.A., Sobenina M.A.
Efimenko I.A.
Russian State University for Humanities (Moscow, Russia)
Scientific advisor: Sobenina M.A.
Russian State University for Humanities (Moscow, Russia)
PROBLEM OF LIMITING TYPES OF ECONOMIC ACTIVITY OF ENTREPRENEURS IN TERRITORY OF ADVANCED DEVELOPMENT
Abstract: work examines the norms of legislation on territories of rapid socio-economic development and the terms of agreements on the implementation of activities as residents. The author substantiates the expansion of existing types of economic activity of entrepreneurs, which entails the development of entrepreneurial activity in the priority development area.
Keywords: advanced development territory, resident, management company, economic
activity.