Научная статья на тему 'Правовые проблемы регулирования труда работников на территориях опережающего социально-экономического развития'

Правовые проблемы регулирования труда работников на территориях опережающего социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ КОДЕКС / LABOR CODE / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТОСЭР) / TERRITORY OF ADVANCING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT (TASED) / РЕЗИДЕНТ / RESIDENT / РАБОТНИКИ / EMPLOYEES / ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FEATURES OF LABOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Земцова Ольга Владимировна

Введение: в статье рассматривается понятие территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), преимущества создания таких тер риторий и существующие проблемы регулирования труда работников, работающих у резидентов ТОСЭР. Цель: проанализировать законодательство, регулирующее труд лиц, работающих на территориях опережающего социально-экономического развития и предложить рекомендации по корректировке нормативно-правовых норм данного законодательства. Методы: общенаучный метод системного подхо да, а также частноправовые методы: историко-правовой, сравнительно-правовой и формально-юридический. Результаты: обобщено законодательство, регулирующее деятельность на ТОСЭР. Вывод: на законодательном уровне присутствуют про белы в нормативно-правовой базе, регламентирующие трудовую деятельность лиц, работающих у резидентов ТОСЭР. Разрешение таких проблем позволит правомерно регулировать трудовые отношения с работниками, работающих у резидентов на таких территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROBLEMS OF REGULATION OF LABOR OF WORKERS IN THE TERRITORIES OF THE ADVANCED SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Background: the article deals with the notion of the territory of the advanced social and economic development, the advantages of creating such territories and the existing problems of regulating the labor of workers working for TASED residents. Objective: the author of the article intends to analyze the legislation regulating the work of people work ing in the areas of the advanced social and economic development and to suggest recom mendations for adjusting the legal norms of this legislation. Methodology: in doing the research the author used the following methods of study: the general scientific method of the system approach, private legal methods: historical legal, comparative legal and formal legal methods. Results: the legislation regulating activities in the territories of advanced development was summarized, it can be noted that at the legislative level there are gaps in the regulatory framework that regulates the labor activity of persons working for TASED residents. The solution of such problems will allow to regulate labor relations with employees working with residents in such territories. Conclusion: the author of the article argues that at the legislative level, there are gaps in the regulatory framework governing the employ ment of persons working for residents of TOSER. The resolution of such problems will allow to legally regulate labor relations with employees working for residents in such territories.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы регулирования труда работников на территориях опережающего социально-экономического развития»

2. Скачкова Г.С. Охрана труда и специальная оценка его условий // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. № 2. С. 27-31.

3. Сергеенко Ю.С. О роли руководителей и их профессиональной подготовке в сфере охраны труда // Практика применения трудового законодательства в современных условиях: сборник научных трудов. Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2016. С. 62-64.

References

1. Shesteryakova I.V. Labor Protection of Athletes and Coaches as a Necessary Component of the Concept of Decent Activity of Workers: Setting the Problem // Vestnik of Saratov State Law Academy. 2015. No. 6 (107). Р. 203-207.

2. Skachkova G.S. Protection of Labor and the Special Assessment of Its Conditions // Labour law in Russia and abroad. 2014. No. 2. Р. 27-31.

3. Sergienko Yu.S. About the Role of Managers and Their Professional Training in the Field of Labor Protection // Practice of application of labor legislation in modern conditions: collection of scientific works. Saratov, Publishing house of the «Saratov State Law Academy law», 2016. Р. 62-64.

УДК 349.23(470)

О.В. Земцова

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ НА ТЕРРИТОРИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Введение: в статье рассматривается понятие территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), преимущества создания таких территорий и существующие проблемы регулирования труда работников, работающих у резидентов ТОСЭР. Цель: проанализировать законодательство, регулирующее труд лиц, работающих на территориях опережающего социально-экономического развития и предложить рекомендации по корректировке нормативно-правовых норм данного законодательства. Методы: общенаучный метод системного подхода, а также частноправовые методы: историко-правовой, сравнительно-правовой и формально-юридический. Результаты: обобщено законодательство, регулирующее деятельность на ТОСЭР. Вывод: на законодательном уровне присутствуют пробелы в нормативно-правовой базе, регламентирующие трудовую деятельность лиц, работающих у резидентов ТОСЭР. Разрешение таких проблем позволит правомерно регулировать трудовые отношения с работниками, работающих у резидентов на таких территориях.

Ключевые слова: Трудовой кодекс, территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), резидент, работники, особенности трудовой деятельности.

© Земцова Ольга Владимировна, 2018

Аспирант кафедры трудового права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

© Zemtsova Olga Vladimirovna, 2018 188 Postgraduate student of the Labor law department (Saratov State Law Academy)

O.V. Zemtsova

LEGAL PROBLEMS OF REGULATION OF LABOR OF WORKERS IN THE TERRITORIES OF THE ADVANCED SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Background: the article deals with the notion of the territory of the advanced social and economic development, the advantages of creating such territories and the existing problems of regulating the labor of workers working for TASED residents. Objective: the author of the article intends to analyze the legislation regulating the work of people working in the areas of the advanced social and economic development and to suggest recommendations for adjusting the legal norms of this legislation. Methodology: in doing the research the author used the following methods of study: the general scientific method of the system approach, private legal methods: historical legal, comparative legal and formal legal methods. Results: the legislation regulating activities in the territories of advanced development was summarized, it can be noted that at the legislative level there are gaps in the regulatory framework that regulates the labor activity of persons working for TASED residents. The solution of such problems will allow to regulate labor relations with employees working with residents in such territories. Conclusion: the author of the article argues that at the legislative level, there are gaps in the regulatory framework governing the employment of persons working for residents of TOSER. The resolution of such problems will allow to legally regulate labor relations with employees working for residents in such territories.

Key-words: Labor Code, territory of advancing socio-economic development (TASED), resident, employees, features of labor activity.

Во времена РСФСР одним из важных направлений считалось совершенствование планирования усилений комплексного развития автономных республик, краев, областей, городов Москвы и Ленинграда, а также экономических районов страны, распложенных на территории РСФСР и особенно таких крупных регионов, как Нечерноземная зона РСФСР, Сибирь и Дальний Восток. Данное усиление планировалось с целью рациональной специализации хозяйства, углубления общесоюзного разделения труда, а также экономического и социального развития по отраслям перечисленных территорий1. В начале 90-х гг. правительство страны предпринимало шаги и попытки по созданию территорий опережающего развития. Так Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» 1991 г. (утратил силу) определял правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций на территории РСФСР. Существовал особый режим для некоторых иностранных инвесторов, который предполагал упрощенную процедуру регистрации, льготный порядок налогообложения, освобождение от таможенной пошлины и налога на импорт, долгосрочную аренду по невысокой цене. Также данный Закон регулировал трудовые отношения с рабочими и служащими на предприятиях с иностранными инвестициями, социальное страхование таких работников и др. Таким образом, государство стимулировало приток иностранных инвестиций в отечественную экономику. Такое направление получило резонанс в настоящее время.

В 2013 г. Президентом РФ2 было предложено создать сеть специальных территорий опережающего социально-экономического развития с особыми условиями

1 См.: Собр. Постановлений Правительства РСФСР. М.: Юридическая литература, 1987. № 19. С. 442-447.

2 См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. // Российская газета. 2013. 13 дек. 189

с целью организации несырьевых производств, направленных в т.ч. и на их экспорт, а также на взаимное использование ресурсов государства и частного бизнеса на территориях Сибири и Дальнего Востока. Одной из главных целей являются и пятилетние каникулы по налогу на прибыль (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также (что очень важно для высокотехнологичных производств) льготная ставка страховых взносов.

Данные мероприятия получили юридическое закрепление в Федеральном законе от 29 декабря 2014 г. № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (в ред. от 29 декабря 2017 г.) (далее — ФЗ о ТОСЭР, ФЗ от 29.12.2014 № 473-Ф3)3| Данный Закон определяет правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях. Настоящий закон определяет понятие территории опережающего социально-экономического развития (далее — ТОСЭР, ТОР).

Территория опережающего социально-экономического развития представляет собой часть территории субъекта РФ, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения (п. 3 ст. 2 ФЗ о ТОСЭР). Такие территории создаются сроком на 70 лет по решению Правительства РФ. Однако срок существования этих территорий может быть продлен по решению Правительства РФ.

В настоящее время уже принято около 80 Постановлений Правительства РФ о создании территории опережающего социально-экономического развития. По статистике такие постановления Правительство РФ принимает ежемесячно. Сегодня это не только территории Дальнего Востока и Сибири, но и Центральная и Южная части России.

Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2015 г. № 6144 были утверждены особенности создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований РФ

£ 3 См.: Российская газета. 2014. 31 дек.; Российская газета (специальный выпуск). 2017. 31 дек.

& 4 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № 614 «Об

ч: особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на 8 территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моного-

>1 родов)» (вместе с «Правилами создания территорий опережающего социально-экономического

¡5 развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федера-

° ции (моногородов)», «Требованиями к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами

§ территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых на территориях ^ монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)», «Допол-

1 нительными требованиями к резидентам территорий опережающего социально-экономического

£ развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Рос-

сийской Федерации (моногородов)», «Правилами ведения реестра резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)», «Критериями создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, и на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) со стабильной социально-экономической ситуацией») (в ред. от 26 апреля 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федера-190 ции. 2015. № 27, ст. 4063; 2017. № 19, ст. 2834.

(моногородов). Создание ТОСЭР на территориях моногородов осуществляется в целях содействия развитию моногородов путем привлечения инвестиций и создания новых постоянных рабочих мест, а также для формирования условий отнесения моногородов к числу моногородов со стабильной социально-экономической ситуацией. ТОСЭР на территориях моногородов создаются сроком на 10 лет. Однако этот срок может быть продлен на 5 лет по решению Правительства РФ.

На территориях опережающего социально-экономического развития, создаваемых в субъектах РФ, а также в закрытых административно-территориальных образованиях (например, ТОСЭР «Курилы», «Нефтехимический», «Николаевск», «Саров») применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная правом Евразийского экономического союза, чего нельзя сказать в отношении моногородов.

Развитие территорий опережающего социально-экономического развития — один из национальных приоритетов, ключ к решению многих экономических, социальных, демографических и даже геополитических проблем. Это развитие прямо зависит от того, насколько эффективно будут работать правовые механизмы, предусмотренные для таких территорий, насколько благоприятные условия будут созданы для жизни и работы людей, для инвестиций, для продолжения перспективных проектов, расширения международного сотрудничества. Такие территории будут способствовать процессам интеграции, а, значит и унификации трудового законодательства, регулирующего труд лиц, работающих на территориях опережающего социально-экономического развития. При образовании таких территорий одновременно создаются дополнительные постоянные рабочие места, а также привлекаются инвестиции, которых в связи с введением санкций в России недостаточно. При создании территорий опережающего социально-экономического развития в нашей стране одновременно развиваются текстильное, химическое производства, пищевая промышленность, в сфере логистических услуг, машиностроительные комплексы, сельское хозяйство и иные виды хозяйственной деятельности. В настоящее время это развитие актуально, т.к. активно действует Программа по импортозамещению. Наряду с этим на некоторых территориях опережающего социально-экономического развития реализуются5:

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (например, Республика Саха (Якутия), направленная на приоритетное переселение высококвалифицированных специалистов и квалифицированных рабочих по профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда;

в рамках Государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» наблюдается расширение территорий опережающего социально-экономического развития (например, «Николаевск» Хабаровского края, «Михайловский» Приморского края и др.), что приведет к привлечению частных инвестиций и созданию новых дополнительных рабочих мест. Также осуществляются мероприятия по увеличению финансирования ТОСЭР за счет средств федерального бюджета в общем объеме на 5362, 96 млн руб.

5 См.: Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/ (дата обращения: 17.01.2018).

Одной из важных на сегодня проблем являются пробелы в правовом регулировании особенностей трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов ТОСЭР. В соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ от 29.12.2014 г. № 473-Ф3 резидентом территории опережающего социально-экономического развития является индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития согласно законодательству РФ (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с данным Законом соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития и включены в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития. Соответственно на резидентов ТОСЭР и на лиц, работающих у таких резидентов, автоматически распространяется трудовое законодательство РФ.

С принятием ФЗ о ТОСЭР в Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ)6 Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"» (в ред. от 3 июля 2016 г.)7 была введена новая ст. 351.5 «Особенности трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов территории опережающего социально-экономического развития», в которой говорится о привлечении и использовании иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности у резидентов ТОСЭР. Для иностранных граждан предусмотрены некоторые особенности. В частности, они получают разрешение на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации без учета квот на выдачу таким гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию, а также квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, устанавливаемых Правительством РФ в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Резидентам не требуется получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Таким образом, законодательство разграничивает процедуру осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, работающих у резидентов ТОСЭР, и работающих на основании правовых норм, установленных законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Тем не менее, в ст. 351.5 ТК РФ говорится о том, что при приеме на работу приоритет при прочих равных условиях имеют граждане Российской Федерации.

Далее в качестве особенностей законодатель определяет, что соглашением или коллективным договорам государственные гарантии и компенсации лицам, работающим у резидентов ТОСЭР на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматриваются законодательством РФ для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к

6 См.: Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 3 февраля 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1, ч. 1, ст. 3; Российская газета. 2018. 7 февр.

7 См.: Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»

192 (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Российская газета. 2015. 12 янв.

ним местностях, с письменного согласия таких работников могут быть заменены денежной компенсацией. В ч. 4 ст. 351.5 ТК РФ говорится о том, что оплата труда лиц, работающих у резидентов ТОСЭР в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не может быть ниже прожиточного минимума (за III кв. 2017 г. для трудоспособного населения на всей территории Российской Федерации прожиточный минимум составил 10 842 руб.8) для трудоспособного населения, установленного в субъекте РФ, в котором создана соответствующая территория опережающего социально-экономического развития. Следует отметить, что в ТК РФ содержится самостоятельная гл. 50, посвященная особенностям регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В гл. 5 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ предусмотрены особенности регулирования отдельных отношений, связанных с функционированием ТОСЭР. Статья 18 данной главы регламентирует особенности осуществления трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов территории опережающего социально-экономического развития. Законодатель указал, что особенности трудовой деятельности таких лиц устанавливаются ТК РФ, сделав тем самым норму ст. 18 отсылочной.

Из вышеизложенного следует, что конкретное регулирование труда лиц, работающих у резидентов ТОСЭР, ни в ТК РФ, ни в ФЗ от 29.12.2014 № 473-ФЗ не указано. Соответственно, нормы данных актов в сфере такого регулирования на федеральном уровне не имеют ни теоретического, ни практического значения.

Подводя итог, необходимо отметить, что в настоящее время существует законодательный пробел отдельных нормативно-правовых норм. На наш взгляд, для п

—I

устранения таких пробелов следует провести мероприятия законотворческого к характера, а именно: р

а

в Федеральном законе от 29.12.2014 № 473-ФЗ следует более детально преду- в

п

смотреть процедуру привлечения к труду работников, указать трудовые гаран- | тии и компенсации для некоторых работников, в зависимости от субъекта, на У котором создаются ТОСЭР. Также необходимо конкретизировать особенности п осуществления трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов террито- н рии опережающего социально-экономического развития; 1

изменить положения ст. 351.5 ТК РФ, а именно ч. 3 и 4 данной статьи следует |

д

исключить из нормы ст. 351.5 и ввести в ст. 313 ТК РФ, регулирующую гарантии е и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных | к ним местностям. а

д

ю

ы О И

8 См.: Приказ Минтруда России от 25 июня 2018 г. № 410н «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2018 года» (зарегистрировано в Минюсте России 13 июля 2018 г. № 51598). 193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.