Научная статья на тему 'Проблема однополых браков: миф или реальность?!'

Проблема однополых браков: миф или реальность?! Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
577
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДНОПОЛЫЕ БРАКИ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЬИ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ГОМОСЕКСУАЛЬНЫЕ СЕМЬИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема однополых браков: миф или реальность?!»

Костян, И.А. Сокращения в условиях финансового кризиса / И.А. Костян // Трудовое право. - 2008. - №12.

Минкина, Н.И. Проблемы трудового права: законодательство, практика, обучение / Н.И. Минкина // Трудовое право. - 2007. - №12.

Пахомова, И.А. Права работника: как свои интересы во время кризиса / И.А. Пахомова. - М., 2009.

Сенников, Н.М. Влияние финансового кризиса на трудовые отношения / Н.М. Сенников // Трудовое право. -2009. - №1.

Павлова М.А., Пермский институт экономики и финансов Научный руководитель: к.ю.н., доцент Л.Ю. Мхитарян

Проблема однополых браков: миф или реальность?!

Однополые браки - непростой вопрос для тех, кто сам не является гомо-сексуалом. Происходит столкновение двух глубоко укоренившихся моральных суждений. Во-первых, отношение к браку и семье, которые всегда поощрялись обществом и государством, имели больший социальный статус, чем холостая жизнь, и были исключительно позитивны с точки зрения морали. Во-вторых, отношение к гомосексуальности, которая считалась аморальной, подвергалась насмешкам и унижениям, преследовалась, или, в лучшем случае, стигматизировалась. Брак символизирует верность и ответственность: гомосексуальность же часто связывается с понятием свободной любви и потаканием низменным желаниям. Поэтому однополые браки для большинства людей - это сочетание противоположностей: морали и аморальности, верности и свободной любви. В этом одна из основных причин столь яростного сопротивления.

Согласно Брокгаузу и Ефрону, «брак (брачный союз) — постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода». Люди, состоящие в браке, называются супругами или супружеской парой. Мужчина — муж, женщина — жена. Однако для однополых браков нельзя определить такое четкое распределение ролей. Мужем может быть и женщина, а мужчина - женой...

На современном этапе растет огромный разрыв между мужчиной и женщиной. Если вы посмотрите, что происходит в современном информационном поле, то отношения между М и Ж напоминают поле битвы, войну, нежели стремление друг к другу. Т.е. мужчины неосознанно бояться женщин, а женщины бояться мужчин. Если это война, то врагу отдаться не хочется, страшно. Поэтому проще построить отношения однополой любви, нежели постоянно бороться за власть.

На сегодняшний день, женщины стали мужественнее и воинственнее, а мужчины мягче и женственнее. Многие теряют свою истинную идентичность. Феминизм наступает и кастрирует мужчин.

И еще, сама сексуальность, как телесное переживание не имеет признаков пола или ориентацию, поэтому во все древние времена сексуальные утехи были свободны от наших страхов и запретов, это всегда существовало. В популяции человечества всегда был определенный процент гомосексуалистов, и никого это не беспокоило. Человек - существо бисексуальное, об этом было очень давно известно.

Большая роль в легализации прав лиц сексуальной нетрадиционной ориентации отводится Каирской международной конференции ООН по народонаселению и развитию 1994 г., РФ являлась участницей данной конференции. В соответствии с принятой на конференции Программой, закреплены равноправие и равноценность разных типов половых союзов, включая однополые.

А теперь рассмотрим, каким образом данная проблема решается в зарубежных странах. Первым государством, узаконившим однополые союзы, была Дания, принявшая 7 июня 1989 г. Датский акт о зарегистрированном партнерстве. Союзы однополых лиц по датскому законодательству, тем не менее, имеют отличия по правовому статусу от брачных союзов мужчины и женщины. Прежде всего, это ограничения в вопросах усыновления (удочерения) и искусственных репродуктивных методов.

Несмотря на возможность создания нетрадиционной семьи в тех странах, где такое право предоставлено, подавляющее большинство населения остается приверженцами традиционной семьи - союза между мужчиной и женщиной.

Но все же движение за равноправие традиционных и нетрадиционных форм отношений набирает силу, и в него вовлекаются все новые страны.

Дальше всех по пути либерализации брачно-семейных отношений продвинулись Нидерланды, которые внесли соответствующую поправку в Гражданский кодекс: «брак может быть заключен между двумя людьми разного или одного и того же пола». Между однополым и обычным браком остаются лишь два юридических отличия. Во-первых, однополая пара может усыновить только голландского (а не любого) ребенка. Во-вторых, если ребенок рождается у женщины, состоящей в браке с мужчиной, мужчина автоматически признается отцом ребенка, и это правило не распространяется на женщину, состоящую в браке с женщиной. Сначала, в 1998 г., здесь были легализованы партнерства, но затем было решено дать таким партнерствам право зарегистрировать брак как символ более высокого уровня ответственности друг перед другом и дающий партнерам некоторые юридические преимущества.

Удивительно, но такие же широкие права были предоставлены для однополых браков в этом году и в католической Испании, хотя и не без борьбы. Естественно, католическая церковь в Испании, как и в Канаде, где более 40% населения придерживаются католического вероисповедания, выступает против признания однополых союзов, но, видимо, ее роль в жизни общества уже не так велика, а само общество становится толерантным все больше и больше.

В Германии Закон 2001 г. предоставил возможность лицам сексуальной нетрадиционной ориентации юридически оформлять свои отношения путем заключения пожизненного партнерства. Пожизненное партнерство во многих

отношениях с точки зрения правового положения участников, их взаимных прав и обязанностей приближено к браку. Партнеры признаются родственниками, в силу § 2 ст. 2 Закона 2001 г. они обязаны заботиться друг о друге, как морально, так и материально, а также проживать совместно. Имеют партнеры право на общую фамилию (§ 11 ст. 2 Закона 2001 г.). В соответствии с § 1306 ГГУ если лицо состоит в пожизненном партнерстве, то это является запретом на заключение брака. В правах на имущество, содержание, наследование партнеры уравнены с супругами (§ 1493, 1586, 1608, 1938, 2275, 2279, 2290 ГГУ). Сделка, совершенная одним из партнеров в общих интересах, порождает права и обязанности и для другого супруга (§ 1357 ГГУ).

Кроме того, однополые браки узаконила Бельгия (2003 г.) и Канада (июль 2005 г.), в 2006 г. Южная Африка, а в 2006 г. штат Массачусетс. Еще быстрее растет число стран, легализующих однополые партнерства, не называя их браком.

В Российской Федерации в связи с принятием Уголовного кодекса (1996 г.) мужеложство больше не представляет собой общественно опасное деяние. Сексуальные отношения между женщинами вообще никогда не квалифицировались как преступления. Уголовному преследованию подвергаются насильственные гомосексуальные действия наравне с насильственными гетеросексуальными действиями. Более того, в соответствии с Международной классификацией болезней гомосексуализм исключен из перечня психических заболеваний. Следует сделать вывод, что сексуальные отношения между однополыми партнерами больше не расцениваются противозаконными и не являются патологией, однако при этом права на признание государством и обществом данных отношений у таких партнеров нет.

Но, несмотря на все вышеперечисленное, Российское законодательство признает лишь разнополые браки. Для России основная проблема на сегодняшний день заключается в отсутствии адекватного понимания со стороны общества, так называемые социальные предрассудки. Непризнание на государственном и общественном уровне гомосексуальных союзов основано на презумпции, что это противоречит человеческой природе. Тем не менее, здесь можно возразить, что противоестественными являются и перемена пола человека, и суррогатное материнство, а также иные методы искусственной репродукции. Действительно, трудно сразу перевернуть сознание общества и требовать терпимости к людям сексуальной нетрадиционной ориентации, если на протяжении столетий подобные отношения признавались содомскими грехами и рассматривались как преступления. Однако следует вспомнить, что в истории человечества в связи с брачными правами известны дискриминация по вероисповеданию, запрет межрасовых браков.

Сексуальная ориентация невосприимчива к системе поощрений и наказаний, а также не зависит от общественного мнения. И абсолютно невозможно изменить сексуальную ориентацию путем пропаганды или запрета. Лиц с сексуальной нетрадиционной ориентацией интересует закрепление права на со-

вместное сожительство и возможность «ритуала бракосочетания» в связи с юридическим оформлением (легализацией) их отношений.

Российское общество в целом не готово принять гомосексуальные семьи. В России права лиц с сексуальной нетрадиционной ориентацией почти не обсуждаются ни широкой общественностью, ни правозащитным сообществом. Иногда в юридической литературе высказываются мнения по этому вопросу, являющиеся диаметрально противоположными: «за однополые союзы» и «категорически против». Или встречаются отдельные упоминания, без исследования существа вопроса.

Поскольку проблема однополых «фактических браков» существует, и игнорирование ее государством никак не способствует охране имущественных интересов лиц, состоящих в таких отношениях, гуманная позиция государства, безусловно, изменит и отношение общества к людям «нестандартной» сексуальной ориентации. Показательной по данному вопросу является политика Британского государства, направленная на формирование толерантности к однополым союзам в обществе путем ввода специальной дисциплины в учебных заведениях для детей с раннего возраста.

В целом, появление гомосексуальных браков, как и любое другое социальное изменение, будет иметь ряд последствий, все из которых кажутся для общества скорее прогрессивными и положительными, чем отрицательными. Расширение брака на однополые пары, например, должно постепенно изменить отношение к традиционным тендерным ролям, которые уже не соответствуют жизненным реалиям. Такие вопросы, как развод и опека детей, будут решаться скорее исходя из равенства супругов, чем из общепринятых стереотипов о ролях мужа и жены. Демократические государства смогут, наконец, избавиться от официально закрепленной дискриминации меньшинства, которая основана исключительно на стереотипах. И, наконец, все большее распространение толерантности окажет на общество исключительно позитивное влияние.

Список литературы

СПС Консультант-Плюс

http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2004/20040033.htm

hnp://www.justitie.nl/english/'publications/factsheets/same-sex_marriages.asp http://en.wikipedia.org/ журнала Pediatrics

http://glma.org/ data/n 0001/resources/live/PEDIATRICS%20Article.pdf Андреас Гросс «Юридическое признание однополых браков в Европе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.