УДК 347.61/.64
Цацкина Анна Вадимовна
курсант I курса
Пермский институт Федеральной службы исполнения и наказания, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РАМКАХ РОССИЙСКОГО СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА СОЗДАНИЯ
ОДНОПОЛЫХ СОЮЗОВ
Anna V. Tsatskina
Cadet of the I course Perm institute of the federal penal service of Russia, Perm, Russia, e-mail: [email protected]
PROBLEMS OF PRESERVING TRADITIONAL FAMILY VALUES WITHIN THE FRAMEWORK OF RUSSIAN FAMILY LAW: LEGAI ASSESSMENT OF THE SAME-SEX MARRIAGE
Аннотация. В статье отражена одна из ключевых проблем современного поколения в области семейно-брачных отношений. Каким образом тенденция в создании однополых союзов завоевывает место в либеральном сознании граждан Российской Федерации и находит ли свое отражение непосредственно в семейном законодательстве? Представляется целесообразным не только рассмотреть социально-психологические и ценностно-ориентирующие факторы, но и дать реальную правовую оценку существованию однополых союзов в России, учитывая исторически сложившуюся правовую политику традиционализма в вопросах семьи и брака.
Ключевые слова: семейное законодательство, традиционные ценности, однополый союз, гомосексуализм, общество.
Abstract. The article reflects one of the key problem of the modern generation in the sphere of family relationships. How does the trend in creating same- sex marriage find a place in the families of Russia? Necessary to consider social and psychological factors and give a real legal assessment of the sex-marriage in Russian Federation.
Keywords: Family legislation, traditional values, same-sex marriage, homosexuality, Russian society.
Семья - это, бесспорно, уникальный институт общества, оказывающий значительное влияние на жизнь и деятельность любого человека как с психологической и социологической, так и с формально-юридической точки зрения. Современные российские, а также зарубежные ученые-юристы наряду
© Цацкина А.В., 2017
со специалистами иных научных отраслей предпринимают попытки через дефиниции установить сущность брака. Значимость института семьи и брака является исторически обоснованной, но несмотря на множество существующих концепций заключения брачных отношений, его сущность, впрочем, как и стандартный вид, остается неизменной в рамках семейного права: семья есть брачный союз мужчины и женщины и, как следствие, основной целью которого является совместное рождение и воспитание детей. Однако, несмотря на сформировавшиеся семейные традиции и ценности, правовую регламентацию брачных отношений, в современных условиях более острой становится проблема появления нетрадиционных (однополых) семей. Разумеется, на сегодняшний день деформация традиционного вида семьи также коснулась и Российской Федерации.
Закономерен вопрос: возможна ли легализация однополых браков в рамках российского законодательства на данном этапе развития страны.
В рамках данного вопроса неоднократно проводились социологические опросы среди населения. Согласно последним данным опроса общественного мнения, проведенным Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 80 % россиян (86 % мужчин и 75 % женщин) выступают против предоставления однополым парам права на вступление в брачные союзы. Полностью или скорее согласны с тем, что пары геев и лесбиянок должны иметь право создавать официально зарегистрированную семью - 8 % респондентов, еще 6 % опрошенных заявили, что отчасти согласны (право на создание семьи должно охраняться государством, несмотря на сексуальные предпочтения в выборе партнера), а отчасти не согласны (однополые отношения нарушают биологическое равновесие и наносят вред демографии страны). Остальные 6 % граждан затруднились ответить. Исследование также показало, что 41 % россиян считают, что государство должно преследовать лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, с целью искоренить это явление как таковое. Согласно опросу, мнение 32 % россиян основывается на убеждении о том, что невмешательство государства в вопросы личной жизни граждан
является наилучшим выходом. Лица нетрадиционной сексуальной ориентации в свою очередь обязаны не афишировать свои предпочтения в выборе партнера. С тем, что сексуальная ориентация является частным делом каждого, а различия с традиционными и нетрадиционными взглядами на секс проводить не следует, согласны 22 % россиян. При этом 15 % признают, что гомосексуалы -нормальные люди, однако иметь личный контакт с ними не хочется. Гомосексуализм считают психологической болезнью нового поколения 35 % граждан России [1].
Какая же цель на сегодняшний день стоит перед семейным законодательством Российской Федерации: тотальное ограничение прав и свобод людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией или же обоснованное закрепление их права на создание семьи?
В последние годы исходя из идеи равноправия граждан в значительном количестве государств, а также в отдельных внутригосударственных территориальных образованиях легализованы однополые союзы, а в части этих стран - и воспитание ими детей. Причем число такого рода государств растет в геометрической прогрессии. Большую роль в легализации однополой семьи сыграла Каирская международная конференция ООН по народонаселению и развитию 1994 г., участником которой была Российская Федерация. В соответствии с принятой на конференции программой, закреплено равноправие разных типов половых союзов, в частности однополых. Первый однополый союз был зарегистрирован в 2001 г. в Нидерландах. Политикой семейного законодательства Нидерландов были учтены мнения участников Каирской конференции и признаны установленные за ней принципы в отношении представителей сексуальных меньшинств.
В настоящее время список стран, где легализованы нетрадиционные семьи на государственном и местном уровнях, значителен: Дания [10], Швеция [11], Исландия [9], Венгрия [5], Бельгия [7], Франция [8], Испания [6], Канада [2] и др.
Иные формы законного сожительства (партнерства) лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией, предусмотренные зарубежным законодательством, отличаются от стандартных брачных союзов между
мужчиной и женщиной. Несхожесть в основном связана с личными неимущественными правами, например, отсутствием права на общую фамилию, либо с запретом на усыновление детей, применением искусственных методов репродукции и др.
Отечественное право признает лишь разнополые браки, не признавая иных союзов, закрепляющих как их семейно-правовой, так и гражданско-правовой статус. Семейное законодательство Российской Федерации упоминает о принадлежности лиц, вступающих в брак к разному полу [2], однако в число оснований недействительности брака, перечисленных в статьях 27-28 Семейного кодекса РФ, принадлежность к одному полу не включает. Несмотря на то что семейное законодательство тождественность пола супругов формально не рассматривает как условие для признания брака недействительным, такое условие подразумевается. Толерантности к афишированию однополых отношений и, соответственно, их правовая формализация в России не предусмотрена ни официальным законодательством, ни менталитетом самого государства. В настоящее время с точки зрения российского семейного законодательства гомосексуальные партнеры -формально посторонние друг другу люди, отношения которых не несут за собой никаких семейно-правовых последствий и обязанностей. Более того, государство формирует социальное и правовое отношение общества к людям нестандартной сексуальной ориентированности. После отмены уголовного наказания за мужеложство (3 июня 1993 г.) попытки законодательного запрета пропаганды гомосексуализма в России предпринимались как на федеральном, так и на региональных уровнях с 2000-х гг. 11 июня 2013 г. Государственная дума в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей [3] в окончательном чтении приняла закон, дополняющий КоАП РФ статьей 6.21, устанавливающей ответственность за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». Также целесообразно упомянуть ряд отмененных властью Российской Федерации митингов в целях защиты гомосексуальных отношений в ряде городов, что вполне можно расценить как позицию государства в отношении лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Однако государственная политика не может игнорировать реальное положение в отношении однополых союзов. Относительно правового регулирования не зарегистрированного в качестве брака семейного союза однополых лиц в отечественной доктрине выдвинут ряд идей:
- предоставить разнополым сожителям право регулировать свои имущественные отношения с помощью договора наподобие брачного;
- оформлять их фактический брак договором при одновременном определении в законодательстве взаимных прав и обязанностей его сторон, включая законодательное закрепления возникновения совместной собственности, а в случае прекращения союза фиксировать этот факт также договорным способом;
- при условии, что никто из сожителей не состоит в зарегистрированном браке и союз существовал длительный период, предусмотреть возможность устанавливать факт семейных отношений в судебном порядке после смерти кого-либо из указанных лиц с целью получения одного из сожителей прав на имущество, вплоть до наследственных. Судебный порядок установления фактических брачных отношений (при отсутствии договора) предлагается ввести в более широком кругу случаев (при жизни их участников после прекращения указанных отношений) или же более ограниченно - лишь при утрате возможности зарегистрировать брак вследствие гибели одного из лиц в результате вооруженного конфликта и иных чрезвычайных обстоятельств [4].
Включение данных положений в действующий кодекс на данный момент рассматривается исключительно в рамках теоретических разработок, формально не несет юридического закрепления.
На наш взгляд, одним из правовых решений данного вопроса является установление права создавать партнерства, так как изменение сексуальной направленности и подавление социальной потребности в создании семьи невозможно путем пропаганды и запрета. Возможно создание института «партнерства», закрепляющего личные имущественные и гражданско-правовые права и свободы лиц, находящихся в союзе такого рода. Стоит отметить, что
институт партнерства, созданный на базе института семьи и брака в традиционном его понимании, не будет иметь с ним полного социального и юридического отождествления.
Несмотря на отказ России легализировать однополые браки, подобные союзы, на законных основаниях или нет, активно создаются. Несут ли гомосексуальные «семьи» реальную угрозу социально-демографическому равновесию, а также национально-культурному уровню граждан той или иной страны, на данном этапе сказать трудно. На сегодняшний день можно смело заявить, что российская семья есть и будет одним из тех институтов общества, ценности, история и устои которого будут охраняться Российской Федерацией на культурном, религиозном, а так же законодательном уровнях. В ряде стран однополые семьи приняты обществом и считаются нормой, в России же гомосексуальные союзы, на наш взгляд, никогда не будут восприниматься как прогрессивный вид брачных отношений и терпимость к таким родам союзов на фоне всеобщего стремления к толерантности не появится.
Список литературы
1. Опрос Всероссийского центра исследования общественного мнения [Электронный ресурс]. URL: http://demoscope.ru (дата обращения: 22.06.2015).
2. Семейный кодекс РФ ст. 1 п. 3 и ст. 12 п. 1от 29.12.1995 N 223-Ф3 (ред. от 30.12.2015 № ЗбЗ-ФЗ) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
3. ФЗ о внесении изменений в ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
4. Хамбриева Т.Я., Тихомиров Ю.А. Научные концепции развития российского законодательства // Концепция развития семейного законодательства. 2015.Вып. 1. С. 145-167.
5. Hungary Legalizes Common-Law Gay Marriage. ILGA-Europe, Euroletter. 1995. March. No. 32 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
6. Law Reform (2000) Act, An Act to Comply with Certain Court Decisions and to Modernize and Reform Laws in the Province, Chapter 29 of the Acts 2000, Bill No. 75 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
7. Loi instaurant la cohabitation legale, 23 Novembre 1998. The text of the law passed by the Belgian parliament on January 30, 2003, opening civil marriage to same-sex couple. It went into effect June 1, 2003 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
8. Pact civil de solidarite (PACS), Mode d'emploi № 99-944. 15/11/1999. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
9. Partnership Law in Iceland. ILGA Euro-Letter. 1996. June. No. 42 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
10. The Danish Registered Partnership Act, Act 372 of 7 June 1989 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
11. The Registered Partnership Act (Lag om registrerat partnerskap) 1994. Act No. 1994: 1117 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».