Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА В ФИЛОСОФИИ'

ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА В ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
68
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА В ФИЛОСОФИИ»

Впрочем, чем бы человек ни занимался, какие бы цели не устанавливал, в его полномочие наполнить собственную жизнь правильным истинным чувством - любовью.

Использованные источники:

1.Августин Блаженный [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smysly.ru/pages/484/ - (Дата обращения: 12.11.2015).

2.Виды любви в греческой философии [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_lyubvi_v_grecheskoy_filosofii -(Дата обращения: 12.11.2015).

3.Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия. СПб.: Издательство ДНК, 2001. - 536 с.

4.Фромм Эрих. ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИРОДЫ ЛЮБВИ. Перевод Л. А.Чернышевой. E.Fromm. The Art of loving. An Enquiry into the Nature of Love - М.: Педагогика, 1990. - 64 с.

5.Фромм, Эрих. Психоанализ и этика. Серия: Библиотека этической мысли. -М.: Республика. 1993. - 415c. ISBN 5-250-02353-3

УДК 740

Войтенко В. студент УлГТУ

Ульяновский Государственный Технический Университет

Российская Федерация, г. Ульяновск ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА В ФИЛОСОФИИ

Вопрос одиночества - одна из интересных тем философии. Так какой философский смысл понятия "одиночество"? Обратимся же к философским и историческим взглядам в данном вопросе и проведем анализ.

Такие личности как Б.Паскаль, М. Бубер, Аристотель, Ф.Ницше, Н. Аббаньяно и другие рассматривали этот вопрос. Немалое внимание данной теме в своих работах уделяет религиозный и политический философ Бердяев Николай Александрович.

В учениях Блеза Паскаля, французского математика, физика и философа, весомое место занимает вопрос одиночества. С точки зрения затерянности людей в бесконечном пространстве Вселенной, раскрывает философ эту тему. Он рассуждает об абсолютной "прелести уединения", которое заставляет задуматься о смысле жизни, проанализировать свои действия и поступки. Люди пытаются избегать одиночества посредством развлечений, по мнению мыслителя, так как пугаются пребывать с мыслями в голове один на один. Блез сделал умозаключение, что люди бегут от самих себя, когда ввязываются в авантюры, их подлинное значение не в получении конкретного результата. Какая роль выделяется человеку на этом свете, что есть"я", пытается уяснить Паскаль и спрашивает: "Ибо что такое человек во Вселенной? Небытие в сравнении с бесконечностью, все сущее в сравнении с небытием, среднее между всем и ничем. Он не в силах даже приблизиться к

пониманию этих крайностей - конца мироздания и его начала, неприступных, скрытых от людского взора непроницаемой тайной, и равно не может постичь небытие, из которого возник, и бесконечность, в которой растворяется" [1, с. 192].

Одиночество позволяло людям размышлять о вероятных этапах достижения счастья и о смысле существования - в этом Блез видел преимущество.

В XX столетии известным становится вопрос одиночества. Н.А. Бердяев счел уместным назвать ее основной проблемой человеческой личности и философии человеческого существования. [3, с. 267, 273, 283.]

В своих учениях Николай Александрович приходит к мысли, что в былое время люди находились в незначительном пространстве.

Однако, человек не воспринимал себя потерянными и изолированными, напротив, он считал себя нужным. Это и избавляло людей от чувства покинутости. В нынешней жизни часто возникает острое чувство разобщенности из-за того, что люди неоднократно живут сами по себе, ощущая бессодержательность вокруг себя.

Обособленность «Я» от «Ты» - это процесс самоуничтожения, с позиции мыслителя. Декарт говорил: "Я мыслю, следовательно, существую". Бердяев утверждал иначе:" "я" существую, окруженный темной бесконечностью, и, следовательно, мыслю..."Я" изначально и первично", тем самым не соглашаясь с Рене Декартом.

Можно сделать вывод, что одиночество является "плодом" осмысления. Если человек считает себя чужим, забытым - он одинок. Бердяев объединяет одиночество индивида с его трансцендированием. Он показывает, что данное состояние души гнездится в самом бытии человека, в способе существования "Я".

Есть представление, что чудовищнее ада для людей это одиночество, так как даже грешники в аду пребывают воедино. "В смерти нас пугает не то, что исчезнет сознание, - ведь не боимся же мы засыпать каждую ночь, а то, что мы останемся одни, в совершенной изоляции и полной темноте",-гласил английский писатель Дж. Конрад.

Мартин Бубер - экзистенциальный философ объединяет проблему бытия людей с проблемой одиночества.

В конкретные времена люди не погружались в вопросы своего возникновения, в проблемы сущности бытия, они были уверены, что мир вокруг них отчасти понятен. Но момент, когда люди начнут размышлять о вышних материях, должен наступить. Этот момент настанет тогда, когда они начнут осознавать своё одиночество, в понимании теоретика.

В книге "Два образа веры" религиозный писатель пишет: "Более всего склонен и наилучшим образом подготовлен к самосознанию человек, ощущающий себя одиноким, т.е. тот, кто по складу ли характера, под влиянием ли судьбы или вследствие того и другого остался наедине с собой и своими проблемами, кому удалось в этом опустошающем одиночестве

встретиться с самим собой, в собственном "Я" увидеть человека, а за собственными проблемами - общечеловеческую проблематику. В леденящей атмосфере одиночества человек со всей неизбежностью превращается в вопрос для самого себя..." [2, с. 164]. Таким образом, бегать от одиночества бессмысленно. Смысл полновесного существования индивида, индивида интеллектуально обогащенного, разумного лежит в раздумьях о смысле своей жизни. Эти раздумья делаются понятными, когда приходит осознание о своем одиночестве.

Итак, люди уходят от своего существования, если убегают от одиночества. Тем не менее, люди в своей жизни не могут обойтись без этого состояния души.

XX столетие принесло в жизнь людей много нового. Это и новые идеи, и новые изобретения. Не приходится удивляться, что в таком разнообразии всей новизны, люди весьма часто теряется. Огромный круговорот информации закручивает человека. А дабы прийти к укладу своих мыслей, человеку необходимо одиночество. Здесь весомо различать "одиночество" и "уединение". Трансценденталисты впервые провели в философии отличия между данными понятиями.

Если ли люди, которые ни разу не уединялись с самими собой? Думаю, ответ отрицателен. Вопрос иной, это уединение произвольное или принудительное. Уединение должно быть по доброй воле, чтобы принести человеку значительнее больше пользы. Так как природа - бессмертный источник жизни, человека должно притягивать именно к ней, а не к обществу других людей, по рассуждениям трансценденталистов. Уединение, в этом случае, есть источник гармонии. Одиночество, обратно, является основанием отрешенности человека от природы и от самого себя. И тут появляется расхождение, что одиночество является одним из смыслов бытия человека. Одиночество принимает уже остро выраженный отрицательный характер. Бывает, что человек считает себя отрешенным в окружении большого количества людей, чем в своём домике в уединении.

Одиночество присуще для всех, но проявляется по-разному. Мы не можем связывать человека, который сам отдалился от остальных и человека, находившегося в одиночестве принужденно. Это два разных примера одиночества.

Такой феномен как одиночество непосредственен для людей, тем не менее, большинство опасается его. Человеку бесконечно важно ощущать себя частичкой общества. Но, иногда, этот позыв приводит к понятию "одинокая толпа". Человек видит себя частью целого, ему нравится в толпе, но он является малейшей крупинкой этого целого.

Нам не по душе, когда используют определение "стадо", почему?

Потому что двигаясь за другими, со временем признаем, что это необдуманно. Но мы столь двойственны, что осмыслив большую зависимость от толпы, так и не обходимся без нее.

Все, быть может, думали о том, как здорово размышлять, когда ты в уединении. В толпе нельзя уловить свой потаенный голос, она подавляет в нас личность. Но как только отдаляется человек от толпы, в нем проявляется мыслитель. Только без посторонних можно обдумать самое важное. Человек перекладывает свое обязательство на чужую шею, если убежден, что ему удается обдумывать ключевые моменты в обществе людей. И опять же, не нужно путать значение "уединения" и "одиночества".

Одиночество людей зачастую зависит от того, как они создают свое собственное бытие в окружающей реальности.

Беспомощному человеку, который не ощущает собственной жизненной силы лучше принять охватывающий его мир.

Использованные источники:

1.Паскаль, Б. Суждения и афоризмы / Б. Паскаль. - М.: Политиздат, 1990. - С. 384.

2.Демидов, А.Б. Феномены человеческого бытия / А.Б. Демидов. - Минск: Экономпресс, 1999 - С. 180.

3.Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды. -М.: Флинта, 1999 - С. 312.

4.Философия. В четырех частях. Ч.Ш-1У./Под ред. профессора Беркова В.Ф.: Курс лекций - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003.

5.Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений /под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/Д: "Феникс", 2003.

УДК 316.77:070

Восканян А.С. студент магистратуры Российский университет дружбы народов

Россия, г. Москва БЕСПОРЯДКИ В БАЛТИМОРЕ КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОВОД В статье рассматриваются основные тенденции освещения американского протестного движения в ряде крупнейших мировых СМИ. Автор сопоставляет основные идеи, распространяемые в прессе различных стран. Изучается реакция мировых СМИ на обострившуюся расовую напряженность в США. Предпринимается попытка анализа влияния беспорядков в Балтиморе на формирование образа США в мировом медиапространстве.

Ключевые слова: СМИ, ньюсмейкинг, информационный повод, беспорядки в Балтиморе, расовая дискриминация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.