Научная статья на тему 'К проблеме одиночества человека в информационном пространстве: положительные и отрицательные аспекты'

К проблеме одиночества человека в информационном пространстве: положительные и отрицательные аспекты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
539
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / LONELINESS / ЧЕЛОВЕК / MAN / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / PERSONALITY / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Прохоров-Малясов Георгий Сергеевич

Одиночество - это не только феномен экзистенции человека, но и важнейшая антропно-социальная проблема, требующая постоянного философского, социологического, психологического и антропологического осмысления с учетом происходящих социокультурных трансформаций. В качестве примера одной из таких трансформаций необходимо рассматривать современное информационное пространство, которое существенным образом меняет наше представление об одиночестве человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of human loneliness in the information space: positive and negative aspects

Loneliness is not only a phenomenon of human existence, but also an important anthropic and social problem requiring constant philosophical, sociological, psychological and anthropological comprehension, taking into account the ongoing sociocultural transformations. As an example of one of such transformations, it is necessary to consider the modern information space, which significantly changes our concept of human loneliness.

Текст научной работы на тему «К проблеме одиночества человека в информационном пространстве: положительные и отрицательные аспекты»

Г.С. ПРОХОРОВ-МАЛЯСОВ канд. филос. наук, доцент кафедры истории и философии

Казанского государственного архитектурно -строительного

*

университета

К проблеме одиночества человека в информационном пространстве: положительные и отрицательные аспекты

Проблема одиночества человека на протяжении длительного времени остается значимой и рассматривается в философии с позиции ценностного подхода, выраженного чаще всего в экзистенциально-феноменологическом смысле. Данная проблема существовала во все времена бытия человека, однако особую актуальность она приобрела на рубеже XIX-XX столетий в период признания ценности единичного человека с его осознанием индивидуальной ответственности и значительными возможностями познания. Это произошло вследствие глобального изменения реальности, существенного изменения картины мира (под воздействием развития науки и техники), в дальнейшем - автоматизации и информатизации, затронувших почти все социальные группы, что привело, в первую очередь, к дефициту межличностного общения, социальной отчужденности, к изменению ценностей и потребительскому отношению человека к природе и себе подобным. Все это в конечном итоге повлияло на изменения во внутреннем мире человека (мире трансцендентального), в котором одиночество стало неотъемлемой экзистенциальной составляющей, что, в свою очередь, существенно усилило осознание одиночества как неизбежного положения человека в мире. Формируется понятие «феномен одиночества».

Несмотря на тот факт, что в западной философской традиции феномен одиночества стал предметом подробного и масштабного анализа в XX в., упоминание и, позднее, осмысление проблемы одиночества человека можно найти в Античности в рассуждениях представителей двух эллинистических школ (стоицизма и эпикуреизма, у Сенеки и Эпикура соответственно), а позднее у Плотина. В Средние века проблема одиночества присутствует в философских исканиях Августина Блаженного, в Новое время - в трудах Б. Паскаля. Большое внимание феномену одиночества уделял Н.А. Бердяев. По мнению отечественного философа, одиночество - это тоска по общению. Его преодоление заключается во встрече с дру-

* __

Прохоров-Малясов Георгий Сергеевич, e-mail: georpromal@mail.ru.

гим. Но человек часто воспринимает это событие, как встречу с объектом, телом, а не душой и личностью. И здесь происходит столкновение, своеобразный конфликт, который философ именует «неверной отраженностью в другом»1.

Интерес к проблеме одиночества во многом определяется особенностями каждой отдельной эпохи, а усиление внимания к ней, как правило, связано с переломными и кризисными ситуациями в бытии индивида и социума.

Процесс глобализации с его почти «неограниченной свободой передвижений, самореализацией примордиальности, нескончаемыми поисками идентичности и виртуализацией сферы потребления по-новому высветила и проблему одиночества»2. При этом «безграничность личностной динамики оборачивается внутренней

о

пустотой и безразличием мотивации»3.

В эпоху прогрессивных технологий в информационном пространстве человек все чаще остается наедине с собой. Человек, не смотря на то, что имеет большое количество друзей в различных социальных сетях, в сущности, испытывает одиночество, постепенно утрачивая ценность живого общения. Применительно к индивиду в этой ситуации проявляются такие явления как анонимность, социальная отчужденность, и вследствие этого, у человека появляется желание избежать общества. В современном мире стремительно сменяя друг друга, формируются идеи и знания, техника и технологии, мода и увлечения, и, как правило, человек просто теряется в этом многообразии. Каждый день в головной мозг человека поступает большое количество информации, при этом человек, ставший одновременно её носителем и потребителем желает получать еще больше, но, к его сожалению, это ему не посильно, и он постепенно осознает сводимую к минимуму индивидуальность. Именно в такой момент человек способен испытывать потребность в одиночестве, для того, чтобы разобраться со своими мыслями и привести их в порядок, сконцентрировать волю и восстановить духовные силы, обрести индивидуальность. В данной ситуации возникает сомнение по поводу истинности суждения о том, что одиночество носит негативный оттенок. А что если человек напрасно избегает одиночества и чтобы достичь внутренней гармонии ему необходимо быть наедине с самим собой, с собственными мыслями и чувствами? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос примем во внимание отдельные мнения выдающихся мыслителей прошлого.

1 Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения //Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - С. 480. 230-316.

Покровский Н.Е., Иванченко Г.В. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки. М.: Логос, 2008. - 424 с.

3 Там же.

В частности, Б. Паскаль в своих исследованиях пришел к выводу, что человек избегает возможности оставаться наедине с самим собой. Вместо того чтобы провести время в спокойствии со своими мыслями, люди активно занимаются всевозможной деятельностью. Паскаль предполагает, что причина тяги к развлечениям «коренится в изначальной бедственности нашего положения, в хрупкости, смертности и такой ничтожности человека, что стоит подумать об этом - и уже ничто не может нас утешить»4.

Эту «ничтожность» человек открывает для себя, когда он пытается понять, что такое «я», каково место человека в мире. «Ибо что такое человек во Вселенной?» - спрашивает Паскаль. «Небытие в сравнении с бесконечностью, все сущее в сравнении с небытием, среднее между всем и ничем. Он не в силах даже приблизиться к пониманию этих крайностей - конца мироздания и его начала, неприступных, скрытых от людского взора непроницаемой тайной, и равно не может постичь небытие, из которого возник и бесконечность, в которой растворяется»5.

Религиозный философ-экцистенциалист М. Бубер связывал проблему одиночества с проблемой человеческого существования. В определенное время человеку казалось, что мир вокруг него понятен ему, он изучил его полностью. Человек не задумывался о проблемах своего происхождения, о проблеме смысла жизни. Возможно, тогда еще не пришло время для того, чтобы человек начал задавать подобные вопросы, человечество было недостаточно готовым для этого. По мнению М. Бубера, этот момент настал именно тогда, когда человек оказался способен осознать свое одиночество, что «более всего склонен и наилучшим образом подготовлен к самосознанию человек, ощущающий себя одиноким, т.е. тот, кто по складу ли характера, под влиянием ли судьбы или вследствие того и другого остался наедине с собой и своими проблемами, кому удалось в этом опустошающем одиночестве встретиться с самим собой, в собственном «Я» увидеть человека, а за собственными проблемами - общечеловеческую проблематику. В леденящей атмосфере одиночества человек со всей неизбежностью превращается в вопрос для самого себя...»6. Данное высказывания убедительно доказывает, что бегство от одиночества - это, в какой-то мере, заблуждение, поскольку сущность полноценного существования человека (человека духовно обогащенного) состоит в размышлениях о смысле своего существования. Но эти мысли доступны лишь тогда, когда человек полностью осознал свое одиночество. Следовательно, можно предположить, что одна из воз-

4 Паскаль Б. Мысли. М.: Анима, 2012. - С. 288

5 Там же

6 Бубер М. Два образа веры. /Пер. с нем. Под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, С.В. Ле-зова. М.: Республика, 1995. - С. 462.

можных целей человеческого существования - это одиночество, и попытки избежать его расцениваются как заблуждение, граничащее с безумием. Убегая от одиночества, человек избегает неотъемлемой части собственного существования. Таким образом, одиночество должно присутствовать в жизни человека и интерпретироваться оно должно как своего рода «свобода».

Существует ряд факторов, являющихся причиной состояния одиночества, таких как самооценка, отсутствие общения, возрастной период и др.7 При этом, одиночество можно подразделить на несколько видов: отчуждающее одиночество, самоотчуждающее одиночество, клиническая форма одиночества, а также, особый вид - уединенность, выступающий как позитивное переживание одиночества. Выделяя соотношение одиночества и уединения, следует учитывать их некоторые особенности, трансформирующиеся в их отличия. Природа одиночества имеет в первую очередь ярко выраженный социальный характер, в то время как уединение «увлекает» человека в сферу духовного. Если одиночество является негативным состоянием ума человека, то уединение - позитивным. Одиночество с учетом эмоционального состояния человека - это во многом страдание, а уединение становится блаженством. Одними из первых в философии различия между одиночеством и уединением стали проводить трансценденталисты, в частности Р. Эмерсон. Он уделил особое внимание романтико-поэтической концепции личности и одиночества, придал огромное значение индивидуализму на пути духовного самосовершенствования человека. Представители трансцендентализма считали, что природа человека хранит огромный запас духовного богатства и для полноценного слияния человека со своим духовным богатством ему необходимо уединение. Наилучшим видом уединения, по их мнению, является уединение индивида с природой, «раство-ренность» в ней. Уединение - путь обретения гармонии, одиночество, напротив, источник оторванности от себя и природы.

Предварительно резюмируя сказанное, необходимо подчеркнуть, что одиночество - это не только феномен экзистенции человека, но и важнейшая антропно-социальная проблема, требующая постоянного философского, социологического, психологического и антропологического осмысления с учетом социокультурных трансформаций. В качестве примера одной из таких трансформаций необходимо рассматривать современное информационное пространство, которое существенным образом меняет наше представление об одиночестве человека. Поскольку в этой среде информационные коммуникации играют ведущую роль, проблема

п

См. Манакова Е.А. Переживание одиночества как вид нарушения психологического здоровья личности [Текст] / Е.А. Манакова // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - Москва: Изд-во «МИИ Наука». 2011. - С. 288-293.

одиночества в настоящее время существенно усложняется в силу стремительно увеличивающей свои масштабы киберреальности, которая, несмотря на снискавшую в свой адрес критику, способна, по мнению автора, повлиять на рассмотрение проблемы одиночества не только в негативном аспекте, но и в позитивном.

С одной стороны, в современном мире человек значительную часть своего времени существует, «проживая» в киберреальности, ведет виртуальный диалог, в котором преобладают короткие вопросы и очень лаконичные ответы. В культуре киберпространства появляются новые знаки и символы (например, «эмодзи»), которые вытеснили традиционные способы высказывания человеком своих чувств. Под влиянием информационных технологий в настоящее время формируется «интерактивное» одиночество человека, связанное с повышенной включенностью индивида в виртуальный мир киберсообщества. Его специфика заключается в вытеснении реальных, очных контактов контактами виртуальными. Складывается парадоксальная ситуация, суть которой заключается в том, что информационное пространство «похищает» человека у самого себя. Чаще всего это связано с дефицитом «живого» общения и безрезультатным поиском единомышленников в глобальном информационном пространстве. Человек оказывается одинок не потому, что он такой сам по себе нелюдимый, он одинок в силу внешних трансформаций, затрагивающих культурные и социальные нормы, сложившиеся этические и эстетические ценности, моду и т.д. Итог - человек не способен найти в себе силы преодолеть подобные внешние изменения и окончательно замыкается в самом себе, демонстрируя одиночество как «потерянность». Проявляется негативный аспект одиночества человека в информационном пространстве.

С другой стороны - человек осознанно обрекает себя на одиночество, демонстрируя удел сильного человека, способного проявить собственную индивидуальность, противопоставляя себя массовым информационным коммуникациям (например, социальным сетям), руководствуясь принципом - не делать как все. В этом случае, одиночество воспринимается как источник внутренних сил человека и, тем самым, является благоприятной возможностью для саморефлексии. Формируется ситуация осмысленной уединенности. Человек погружается в творческую атмосферу, он достигает согласия с самим собой и со своими желаниями, подтверждая на собственном опыте положительный аспект одиночества в информационном пространстве. При этом информационная среда в определенной степени способствует уединенности, так как позволяет, минуя традиционные социальные связи, получать человеку информацию нужного типа.

Необходимо отметить, что современному человеку следует скорректировать свое представление по данной проблеме и нау-

читься использовать одиночество себе во благо, осознанно формируя интеллектуально ориентированное одиночество, воспринимая его как ценность.

Информационное пространство «генерирует» условия для состояния одиночества человека, поскольку в самой этой среде, в силу массовости стандартов, все меньше остается оригинальных интеллектуальных носителей и их определяющих типов. В этом случае важнейшим положительным аспектом одиночества в информационном пространстве является осознание человеком собственной уникальности на пути обретения им антропно-социальной идентичности. И вполне возможно, что осознанное одиночество одного человека окажется благом всего человечества в целом.

Прохоров-Малясов Г.С. К проблеме одиночества человека в информационном пространстве: положительные и отрицательные аспекты. Одиночество - это не только феномен экзистенции человека, но и важнейшая антропно-социальная проблема, требующая постоянного философского, социологического, психологического и антропологического осмысления с учетом происходящих социокультурных трансформаций. В качестве примера одной из таких трансформаций необходимо рассматривать современное информационное пространство, которое существенным образом меняет наше представление об одиночестве человека.

Ключевые слова: одиночество, человек, индивидуальность, информационное пространство

Prokhorov-Malyasov G.S. To the problem of human loneliness in the information space: positive and negative aspects. Loneliness is not only a phenomenon of human existence, but also an important anthropic and social problem requiring constant philosophical, sociological, psychological and anthropological comprehension, taking into account the ongoing sociocultural transformations. As an example of one of such transformations, it is necessary to consider the modern information space, which significantly changes our concept of human loneliness.

Keywords: loneliness, man, personality, information space

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.