5. Толстой Л. Н. Повести и рассказы. М.: Худож. лит., 1993. С. 104.
6. Толстой Л. Н. Война и мир. Харьков, 1998. С. 608.
7. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. М.: Изд-во «Правда», 1991. Т. 1. С. 112-113.
8. Франс А. Собр. соч. М.: Худож. лит., 1984. С. 196.
9. Гюго В. Собор Парижской богоматери. Хабаровск: Хабаров. книж. изд-во, 1988. С. 467.
10. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. М.: Изд-во «Правда», 1991. Т. 2. С. 314.
УДК 152.32:11
И. П. Полякова, Т. С. Батракова, М. Ю. Копытина
ВЛИЯНИЕ ОДИНОЧЕСТВА НА ВНУТРЕННИЙ МИР ЛИЧНОСТИ И ЕЁ ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ
В статье рассмотрен феномен одиночества и его влияния на внутренний мир личности и её повседневную жизнь с позиций социальной философии, дифференцированы и описаны основные объективные и субъективные аспекты одиночества, его позитивные и негативные стороны, а также отдельные аспекты внутреннего мира личности, связанные с переживанием чувства одиночества в повседневной жизни.
In the article the phenomenon of loneliness and its influence on the inner world and daily life of the person are considered in the realm of social philosophy. The authors reveal objective and subjective aspects of loneliness, its positive and negative qualities, and also separate aspects of internal world of the person connected with experiencing the feeling of loneliness in daily life.
Ключевые слова: одиночество, внутренний мир личности, повседневная жизнь, личность, индивид, изоляция, уединение, повседневное самосознание.
Keywords: loneliness, inner world of the person, daily life, person, individual, isolation, solitude, daily self-consciousness.
Личность чувствует себя одновременно и подкидышем природы, брошенным, подобно нежеланному ребенку, на произвол судьбы, и изгоем посреди шумного человеческого мира.
М. Бубер
Сложные и противоречивые коллизии XX в. выдвинули на первый план целый спектр социальных и экзистенциальных проблем, к числу которых, несомненно, принадлежит проблема одиночества. Человек XXI в. чувствует себя все более изолированным от себе подобных, заброшенным в чуждый ему, быстро изменяющийся мир. В сфере глобальных политических и экономических взаи-
© Полякова И. П., Батракова Т. С., Копытина М. Ю., 2009
моотношений личность и ее внутренний мир теряют свое первостепенное значение по сравнению с общественными интересами. В связи с этим особо актуальным становится рассмотрение феномена одиночества и его влияния на внутренний мир личности и её повседневную жизнь с позиций социальной философии.
Человек как существо социальное немыслим без взаимодействия с окружающим его миром и людьми. Это двусторонний процесс, в котором общество отчасти воздействует на внутренний мир личности и его повседневную жизнь, а общество развивается благодаря ряду функций, осуществляемых его членами. Это взаимовлияние может быть как положительным, так и отрицательным. Быстрые темпы глобализации, с одной стороны, ведут к объединению людей, стиранию границ между государствами, но с другой - отдельный индивид в этом глобальном мире остается наедине со своими проблемами, а следовательно, становится все более одиноким.
Проблема одиночества существовала всегда, но в условиях современного постиндустриального общества она стала одной из наиболее актуальных проблем.
Поиск путей решения данной проблемы, да и отношение к ней в целом менялись на протяжении истории. С древнейших времен проблема одиночества волновала выдающихся мыслителей человечества и играла значительную роль в развитии философской мысли. Представители разных отраслей научного знания и искусства пытались дать определение этому феномену, разобраться в его особенностях, найти пути его преодоления либо обосновать его необходимость.
Одиночество в западной философии стало приобретать статус значимой философской категории только на рубеже ХУШ-Х1Х вв. В философии романтизма на первый план вышло противопоставление индивидуального бытия коллективному, а следовательно, произошла актуализация отрыва индивидуума от социума и возвышение человека над обществом. Противопоставление «человек-толпа» приобрело особую остроту именно в эту эпоху. До этого феномен одиночества не имел столь значительного осмысления в философии, хотя упоминание о проблемах одиночества встречается в трудах Платона, Аристотеля, Боэция, М. Монте-ня, Б. Паскаля и др. Философы XIX - начала XX вв. И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше представили одиночество как самостоятельную категорию, требующую философского осмысления.
В XX в. одиночество стало одним из значительных объектов исследования философии (Э. Гуссерль, С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер, Н. Аббаньяно, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Э. Левинас и др.), психологии (3. Фрейд, Э. Фромм,
Д. Перлман, К. Роджерс, С. Салливан, И. Ялом и др.) и социологии (Д. Рисмен, П. А. Сорокин, Э. Тоффлер и др.).
Проблемам одиночества уделялось внимание и в рамках отечественной философии (П. Чаадаев, И. Аксаков, А. Хомяков, А. Герцен, В. Соловьев, Н. Бердяев, Л. Шестов, С. Франк, И. Ильин, М. Мамардашвили). В настоящее время одиночество получило статус междисциплинарной проблемы и широко исследуется в русле социологии, психологии, культурологи, однако именно в рамках социальной философии возможно наиболее целостное видение данной сложной и многоаспектной проблемы [1].
Исследуя данный вопрос, необходимо дать определение понятию «одиночество», а также понятиям «изоляция» и «уединение» как его производным формам. Одиночество - это состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной депривации. Одиночество может выступать как форма осознанного и неосознанного протеста, «бегства от действительности» и «внутренней эмиграции».
Негативной формой одиночества является изоляция. Изоляция влияет на внутренний мир личности и вызывает появление острых эмоциональных реакций (тягостных переживаний, тревожности, депрессии, деперсонализации), изменение сознания и самосознания, индивидуальных и личностных особенностей человека. Изоляция от других людей является свидетельством разрыва социальных связей, отсутствия значимого для личности общения. В основном проявляется в трех формах: обыденной, экстремально-ситуативной и искусственной (экспериментальной и лечебной). Например, профессиональная деятельность космонавтов - это добровольная изоляция, имеющая в конце благополучное разрешение и возвращение личности в свое социальное бытие. Другим примером является заключение под стражу - это принудительная изоляция [2].
Позитивной стороной уединения является возможность человека побыть наедине с собой, вслушаться в себя, понять лучше собственное «Я» и свои потребности. Позитивный смысл уединения (одиночество как ресурс) заключается в том, что оно является неотъемлемой частью становления индивидуальности человека и процесса социализации в целом. Положительный потенциал уединения реализуется в следующих его функциях: функция самопознания; функция становления саморегуляции; функция творчества и самосовершенствования; функция стабилизации психофизического состояния; функция защиты «я» человека от деструктивных внешних воздействий. Это лекарство от изнеможения, информационных перегрузок, столь характерных для современных темпов жизни. Ещё в старину одиночество использовали как способ
прислушаться к внутреннему «Я», чтобы попросить совета у своей интуиции или высших сил, которые невозможно расслышать в шуме и суете повседневной жизни. И тогда появляется возможность узнать себя - понять, что я - это часть бесконечной Природы. Как только человек становится лицом к лицу со своим одиночеством, принимает его, то оно меняет окраску, качество, вкус. Оно становится единством. И тогда оно не изоляция, оно - уединение. Изоляция несет в себе несчастье; уединение содержит в себе наполненность повседневной жизни радостью и счастьем.
Специфическое отношение «личность-общество» менялось как на протяжении всей истории от коллективизма к индивидуализму, так и на уровне жизни индивида от слияния со значимыми людьми в детстве до стремления к обособлению и автономии, причем это явление имеет последовательный цикличный характер.
Одиночество - необходимое условие для индивидуального самоопределения. Одиночество является ступенью от индивидуума к индивидуальности, усваивая социальные нормы, человек должен соотнести их с собственными потребностями, находя «золотую середину» между частным и общественным. Через момент одиночества рождается личность, ее самосознание, в одиночестве формируется единственность и неповторимость человеческого «Я».
Будучи существом двойственным, человек то стремится к автономии, изоляции и общению с самими собой, то ищет выход вовне, расположен к диалогу. Полная потеря социальных контактов представляет для человека серьезную проблему. В связи с этим человеческое бытие воспринимается как парадоксальное. Человек комфортно переживает одиночество, если у него есть уверенность в том, что в любой момент сможет восстановить социальные связи. Действительно, одиночество как антропологический модус и экзистенциальный опыт человека является сложным конструктом. Оно не сводится исключительно к опыту разрыва или потери социальных связей, оно имеет психологическую природу и представлено на всех уровнях. Одиночество может быть внешним, или вынужденным, т. е. когда личность по тем или иным причинам находится в относительной изоляции, например потеря работы, отсутствие семьи, близких людей и т. д., и также одиночество может выступать в качестве внутреннего состояния личности, при котором личность может активно взаимодействовать со средой, но не чувствовать себя в ней комфортно.
Исследуя проблему одиночества в повседневной жизни человека, мы невольно обращаемся к анализу социальной структуры личности, которую следует рассматривать как систему «внешней» и «внутренней» соотнесенности личности с обществом
или социальным окружением. При этом общественные статусы выражают объективные позиции личности в социальном мире, а самоотношение личности может не иметь ничего общего с реальным положением вещей. Социальные роли и отношение к ним личности опосредуют процессы взаимодействия личности и общества. При удовлетворенности личности своим статусом и социальными ролями взаимодействие человека и общества будет гармоничным, в случае расхождения желаемого и действительного возникает конфликт: внутрилич-ностный или на уровне «человек-общество».
Рассмотрим отдельные аспекты внутреннего мира личности, непосредственно связанные с переживанием чувства одиночества. Структура внутреннего мира личности включает в себя три основных блока: когнитивный (познание себя и мира), морально-нравственный (формирование собственной иерархии ценностей, восприятие нравственных установок того или иного общества) и эмоционально-волевой (чувства, переживания, субъективная реальность личности).
Основными категориями при рассмотрении внутреннего мира выступают рефлексия, сознание и самосознание (когнитивный блок), поскольку именно эти процессы являются функциональной основой конструктивного освоения действительности и выполняют функцию переноса внешней информации во внутренний мир. И. Кант писал, что рефлексия - это осознание отношения личностных представлений к различным ее источникам познания [3]. Более того, рефлексия - это не только знание и понимание субъектом самого себя, но и осознание им того, как он оценивается другими индивидами, то есть рефлексия - это процесс взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя. Следующая категория структуры внутреннего мира - сознание, которое представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов. Именно сознание во многом определяет способность субъекта выделять себя из окружающего мира. Это пласт, в котором осмысливаются, обосновываются и реализуются интересы и представления каждого человека о себе и об обществе в целом. Посредством сознания происходит целенаправленное отражение действительности, где отражение выступает как изменение одного явления под воздействием другого. Самосознание - еще один важный компонент внутреннего мира человека, оно играет решающую роль в формировании личности, поскольку лишь благодаря самосознанию человек способен узнать себя как субъекта.
Обычно различают две категории одиночества: «одиночество от эмоциональной изоляции», вызванное утратой другого человека, и «одиночество от социальной изоляции», порожденное отрывом от круга общения. Поэтому одиночество означает
сигнал тревоги в рамках определенной социоэмо-циональной системы, и важно понять эту систему, чтобы преодолеть одиночество. Психологическое одиночество - комплекс внутриличностных переживаний, связанный с «непохожестью», «инакос-тью», непризнанием, обидой, а также следствие раскола образа «Я». Социальное одиночество является результатом состояния недостаточной социальной организованности, адаптации, а также следствием разрыва значимых социальных связей, отношений. Психологи выделяют два вида социального одиночества: дезадаптивный, или конфликтный, и одиночество «потери» (смерть близкого человека, развод родителей и т. п.).
Одиночество - это переплетение различных психических процессов на когнитивном, эмоциональном и деятельностном уровнях. На эмоциональном уровне оно представлено в форме тоски, пустоты, разрыва, отчаяния, отверженности. Важно учитывать, что эмоциональное отношение к своему одиночеству формируется зачастую под воздействием социальных установок и ожиданий, под влиянием той социальной среды, в которую погружен человек. Установки в отношении одиночества всего несколько десятков лет назад были достаточно жесткими. И идеология («Семья - ячейка общества»), и религия («Нехорошо человеку быть одному») навязывали человеку строгую модель семейных отношений, а одиночество всячески порицалось. В настоящее время отношение к одиночеству в современном обществе более толерантное. Одиночество, к примеру, отсутствие семьи -это не порочащий признак, а, скорее, осознанное решение человека быть одному. Напротив, наиболее пугающей выглядит тенденция нашего времени - создание семьи исходя из материальных соображений, а не как союз двух близких по духу, интересам и ценностям людей. В подобной ситуации происходит духовная изоляция (духовное одиночество), в которой номинальное наличие семьи сказывается более негативно на внутреннем мире личности, чем её полное отсутствие.
Возникновению данных эмоций и переживаний личности предшествует когнитивная обработка личного опыта, восприятие сложившейся ситуации, сопоставление ее с идеальным образцом. Осознанное социальное одиночество при этом выступает как фактор стабилизации нарушенного эмоционального фона жизни личности и не оказывает негативного влияния на внутренний мир личности.
Таким образом, влияние одиночества на внутренний мир личности будет зависеть, во-первых, от того, осознанное это решение личности или вынужденное условие, во-вторых, от отношения к самому факту социального или психологического одиночества и, в-третьих, от отношения самой социальной среды к одиночеству как явлению и одиночеству того или иного человека.
Осознание проблемы вместе с отрицательным эмоциональным отношением к ней влечет за собой закономерное поведение: либо еще большую изоляцию от людей, уход в себя, эскапизм, либо навязчивое стремление к людям, расширение круга социальных контактов, избегание уединения. Многочисленными являются причины одиночества: внутренние и внешние, экзистенциальные и патологические и т. д. В связи с этим бывают совершенно различные формы одиночества: одиночество героя, монаха, поэта, философа, покинутого влюбленного, мореплавателя-одиночки и т. д., соответственно и различными будут пути выхода из него. Отношение к себе может быть таким же ценным, многосторонним и удовлетворительным, как и отношение к другим. Кроме того, возможность уединенной жизни дает шанс преодолеть стрессовую зависимость от других.
Полностью устранить одиночество из нашей жизни невозможно, как невозможно обезопасить себя от его появления на разных этапах нашей жизни. 3адачей человека является изменить вызывающие одиночество факторы и обучиться навыкам преодоления одиночества. Каждый человек имеет особенный опыт переживания одиночества: негативный или позитивный. В связи с этим говорят о многоликости одиночества [4]. Исследования в этой области часто затрагивают проблемы вдовцов, разведенных, холостых (в случае негативного опыта переживания одиночества), то есть людей, утративших значимые отношения или испытывающих сложности в их установлении. Другие авторы подчеркивают экзистенциональность, позитивность переживания одиночества. Оно рассматривается как состояние, изначально присущее человеческому существованию, позволяющее рефлексировать, размышлять и испытывать удовлетворение от уединения. Тем самым, феноменология одиночества должна включать разнообразный опыт переживания одиноких субъектов.
Одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его - феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я». Общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами. Из-за этого возникают противоречия между внутренним истинным «Я» индивида и его отношением к другим людям, что приводит к потере смысла существования. Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он тем не менее думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других. И здесь получается замкнутый круг: человек, веря в то, что его истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы не быть отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных «фа-
садов», что приводит к опустошенности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным «Я».
Одна из самых ярких черт одиночества - это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на локальные ощущения, переживания, оно целостно, абсолютно, всеохватно.
В процессе обыденного, повседневного самосознания человек воспринимает себя лишь в определенном отношении к окружающему миру. Он переживает свое состояние в контексте сложной и обширной сети взаимосвязей. Возникновение одиночества говорит о нарушениях в этой сети. Часто одиночество - это ощущение, которое появляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу или потребности просто быть в контакте с кем-либо. Основополагающим моментом в таких случаях выступает осознание отсутствия значимого Другого, чувство потери. Это может быть осознание своей отверженности и неприятия другими. С точки зрения экзистенциальной феноменологии одиночество грозит нарушить целостность и гармоничность личности.
Теоретический анализ философских и психологических концепций одиночества позволяет дифференцировать и описать основные объективные и субъективные аспекты одиночества. Объективная сторона одиночества - это общественные отношения и факты, принимающие в определенных условиях деформированный характер (уединение, аномия, отчуждение, изоляция). Иначе говоря, объективный аспект одиночества - это те условия, которые приводят к одиночеству. Субъективная сторона одиночества - переживание личности, обусловленное деформацией ее связей с различными аспектами действительности, относительно независимое от объективных условий и обладающее негативным потенциалом.
Негативной стороной одиночества является «болезненное осознание внутренней отделенности от других людей и возникающая на этом основании тоска по человеческой связи и придающим жизни смысл отношениям» [5]. При этом количество имеющихся у личности социальных связей не имеет значения - важна степень удовлетворенности личностью ими. Негативное переживание одиночества ощущается особенно остро и болезненно, когда человек переживает свое одиночество среди других, а потребность в глубоких контактах чувствует неудовлетворенной. Негативное одиночество является своеобразным индикатором, сигнализирующим о неадекватных отношениях с окружающими миром и самим собой. Негативный характер одиночества (одиночество как проблема) проявляется следующим образом: одиночество обладает свойством подчинять себе другие психические процессы и состояния; одиночество нарушает внут-
реннюю целостность личности; одиночество может быть механизмом психологической защиты; одиночество ведет к формированию сверхожиданий и переоценке вклада другого человека в собственное развитие [4].
Существуют два базовых способа преодоления внутреннего одиночества: культивирование своего духовного мира через принятие одиночества как уединения и налаживание внешних контактов.
Способы борьбы с одиночеством многообразны, они зависят и от качества самого одиночества, и от индивидуальных особенностей самого человека. К таким способам можно отнести
1. Чувственно направленные реакции: употребление алкоголя, принятие наркотиков, секс.
2. Религиозно ориентированные реакции: молитва, чтение Библии.
3. Поисковые реакции: посещение кинотеатра, игры, танцы, езда на автомобиле.
4. Несоциальная деятельность: чтение, учеба, работа.
5. Рефлектирующее уединение: размышления наедине с собой, одинокие прогулки.
6. Поиски тесных контактов: разговор с другом о своих переживаниях, поход с друзьями и т. д.
7. Пассивная реакция: сон [5].
С изменением отношения общества к феномену одиночества, с признанием права человека на свободный выбор повседневная жизнь одинокого человека стала менее унылой и более разнообразной. Рассмотрим базовые сферы повседневной жизни личности и специфику повседневности одинокого человека.
Повседневная жизнь представлена тремя элементами: трудовой деятельностью, областью быта и сферой досуга. Несмотря на многообразие форм повседневной жизни, они тем не менее ограничены определенными социальными рамками. Жизнь современного человека более поливариантная, а жизнь одинокого человека уже далеко не столь безысходна, как она представлялась ранее.
Реализуясь в профессиональной деятельности, человек может больше уделять внимания непосредственно своей работе, так как он менее связан обязательствами перед другими людьми, он более мобилен в плане командировок и располагает большим временем для профессионального самосовершенствования: курсов повышения квалификации и прочее. Оборотной стороной является то, что, если его угнетает собственное одиночество, это сказывается существенным образом на его психологическом статусе, отражаясь снижением работоспособности, отсутствием стимула к профессиональному росту, индифферентным отношением к перспективе потерять работу.
Жизнь одинокого человека в плане быта существенно облегчена, для ее поддержания не требу-
ется прилагать столько усилий, сколько уходило на это пару веков назад. Быт одинокого человека более отлажен и ритуализирован, в нем меньше присутствует элемент стихийности. Безусловно, здесь снова важен аспект отношения человека к своему одиночеству, станет ли дом - Домом, оазисом и местом отдыха от трудов, где все рационально продумано и выстроено так, чтобы служить потребностям человека. Либо, напротив, человек, избегая оставаться наедине с собой, старается минимизировать бытовую сферу своей жизни.
Сфера досуга для одинокого человека широко представлена в современном обществе: всевозможные путешествия, туры выходного дня (заполнить временное пространство), кино и видеоиндустрия, огромное количество литературы и телепередач, любые формы досуга на самый разный вкус и достаток. Человек, сумевший принять свое одиночество, выберет путь самореализации и воплощения своих способностей, благо существует широкий диапазон увлечений, среди которых наверняка встретятся отвечающие его внутренним запросам. Человек, находящейся в состоянии внутреннего конфликта, будет выбирать не те способы, которые обеспечат встречу и знакомство с собственным «Я», а те, которые позволят ему «сбежать от себя», хотя бы на время.
Люди опасаются бывать наедине со своими мыслями, и потому ищут спасения от одиночества в развлечении - к такому выводу пришел Блез Паскаль [6]. Он обратил внимание на какую-то несуразицу в поведении людей: вместо того чтобы предаваться праздному покою, о котором нередко приходится мечтать, они неудержимо тянутся к «развлечениям», хлопотным, дорогостоящим и опасным для жизни. Истинным смыслом всех этих авантюр было не достижение мнимых целей, а бегство от самих себя, из страха оказаться в одиночестве. Люди стремятся занимать служебные посты, доставляющие немало хлопот, потому что к ним стекаются посетители, не оставляя времени подумать о себе. Парадокс человеческого существования Паскаль видит в том, что, преодолев препятствия, чтобы достичь покоя, человек начинает тяготиться этим покоем, так как попадает в плен мыслей о бедах нагрянувших или грядущих.
В любом случае, жизнь каждого из нас неотчуждаема, то есть никто не может прожить за нас нашу жизнь: живем ли мы в одиночестве либо постоянно окружены людьми. Мы находимся только в определенном месте и в определенное время и видим наш мир «здесь и сейчас», в этом причина изначального одиночества. Суметь выстроить отношения с окружающим миром и людьми - важнейшая задача каждого человека, только в этом случае мучительное одиночество превратится в желанное эпизодическое уединение.
Примечания
1. Денисова Т. Ю. Одиночество как экзистенциально-социальный феномен: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Новосибирск, 2008. 22 с.
2. Всемирная энциклопедия: Философия / главный науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М.: АСТ; Минск: Харвест: Современный литератор, 2001. С. 1312.
3. Кант И. Сочинения в шести томах / под ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. М.: Мысль, 1963. Т. 1. 378 с.
4. Неумоева Е. В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тюмень, 2005. 26 с.
5. Тихонов Г. М. Феномен одиночества: теоретические и эмпирические аспекты: автореф. дис. . д-ра филос. наук. Нижний Новгород, 2006. 46 с.
6. Паскаль Б. Из «Мыслей» / Ларошфуко и др. Суждения и афоризмы. М.: Политиздат, 1990. С. 192.
УДК 101.3
Л. В. Прошак
К ПРОБЛЕМЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ РЕАЛЬНОСТИ В МЕДИАПОЛЕ
Основываясь на системе полей П. Бурдье, автор исследует свойства медиаполя, которое вбирает в себя другие поля. В статье анализируется внутренняя структура медиаполя с ее двойственностью, противоречиями, ограничениями, рутиной.
The study based on P. Bourdieu's system of fields dwells upon the features of media-field which incorporates other fields. The interior structure of media-field with its duality, inconsistency, limitations, routine is analyzed in article.
Ключевые слова: медиареальность, медиаполе, темпоральность, дискурс.
Keywords: media-reality, media-field, temporality, discourse.
Медиаполе - пространство, в котором складывается определенная конфигурация сил между ме-диаакторами (журналистами, издателями, учредителями, владельцами) и массмедиа (изданием, издательским домом), а также ньюсмейкерами (в том числе и рекламодателями) - выразителями общественного/публичного интереса. Постепенно авто-номинизируясь, медиаполе постепенно приобретает социальные отношения, цели и средства, свойственные только ему и отличные от других полей.
Оно характеризуется специфическими механизмами капитализации свойственных ему легитимных средств. Но в других полях эти капиталы распределяются неравномерно. У политического поля капитал объемнее, так как может включить элементы всех этих капиталов, сохраняя при этом свою специ-
© Прошак Л. В., 2009
фику и автономию. Поэтому медиаполе, стремясь к капитализации, присваивает себе функции политического поля. Захватывая участки социального пространства, массмедиа уплотняют свое автономное поле, изымая из других полей доступные элементы всех видов капитала. Настоящий медиамагнат концентрирует в своих руках все виды капитала.
3адача других полей - не дать медиаполю произвести эту концентрацию, поэтому провозглашение массмедиа четвертой властью - не серьезнее, чем игра в «Монополию». Но правила те же: каждый стремится сконцентрировать в своих руках все виды капитала, а все вместе не дают произвести эту концентрацию (при полутаропартийной системе это достаточно сложно).
Итак, медиаполе - поле концентрации сил и многоборств, направленное на изменение соотношений этих самых сил в режиме форс-идеи. Но к этому стремятся и другие поля, в первую очередь политическое. Соотношение сил определяет структуру медиаполя в текущий момент, порождая новый медиамиф. Автономия поля - соотношение его открытости и закрытости, которое ведет к дуальности медиаструктуры.
Под натиском обстоятельств медиаполе неотвратимо превращается в поле рынка. Он закрыт, но активно работает. Слияние капиталов, инвестиции, ставки - все достаточно непрозрачно. Логика рынка: спрос рождает предложение. С одной стороны, нужно не утратить доверие и интерес аудитории, с другой - выдать рекламный продукт. Но в этом и состоит основная опасность. Чем больше аудитория отделяется от поля производства, тем выше риск ее потерять.
Массмедийный рынок требует определенной компетенции, которая является функцией медиа-поля и определяет границы медиаполя. «Медиа-компетенция» - прерогатива не только медиаакто-ров, но и аудиторов (читателей, слушателей, телезрителей, пользователей Интернета). Но компетенция медиаактора отгораживает его от аудитории, он знает то, о чем его аудитория только предполагает. Например, о том, что у политической, идеологической цензуры в наше время сильное подкрепление - цензура экономическая, для нее цифры в колонке «Прибыль» важнее «показателей» в виртуальной колонке «Истина». Массмедиа из «машины, делающей богов» превратилась в машину для печатания денег. И это обстоятельство ограничивает универсальность медиаполя. Соображения экономической целесообразности обозначают и пределы проблематики, и пространство занимаемых позиций.
Медиаполе двойственно: с одной стороны, оно безгранично, вбирая в себя информацию других полей, с другой - оно ограничено тем мыслимым или немыслимым, что не является выразимым, доступными массмедиа средствами.