Манкирова Валерия Николаевна
Калмыцкий Государственный университет им. Б.Б. Городовикова
г. Элиста, РФ
ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ В СЕМЬЯХ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Аннотация
В данной научной статье проводится сравнительный анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме одиночества у подростков в семьях разведенных родителей. Рассматривается влияние развода на эмоциональное и социальное благополучие подростков, а также причины и последствия одиночества. На основе анализа исследований делается вывод о необходимости разработки комплексных программ поддержки подростков, находящихся в семьях разведенных родителей, для сокращения уровня одиночества и улучшения их жизненного качества.
Ключевые слова
проблема одиночества, подростки, семьи разведенных родителей, сравнительный анализ, отечественные и зарубежные исследования, влияние развода, эмоциональное благополучие, социальные последствия, причины одиночества, программы поддержки, жизненное качество,
конфликты родителей, социальная адаптация, социальная поддержка, родительские роли, коммуникация, стресс, тревожность, депрессия, образовательная среда, самооценка, социальные связи.
Mankirova Valeriya V.
Kalmyk State University Elista, Russia
THE PROBLEM OF LONELINESS AMONG TEENAGERS IN FAMILIES OF DIVORCED PARENTS
Abstract
This scientific article provides a comparative analysis of domestic and foreign studies on the problem of loneliness among adolescents in families of divorced parents. The impact of divorce on the emotional and social well-being of adolescents, as well as the causes and consequences of loneliness, is examined. Based on the analysis of research, it is concluded that it is necessary to develop comprehensive programs to support adolescents in families of divorced parents to reduce the level of loneliness and improve their quality of life.
Keywords
The problem of loneliness, adolescents, families of divorced parents, comparative analysis, domestic and foreign research, the impact of divorce, emotional well-being, social consequences, causes of loneliness, support programs, quality of life, parental conflicts, social adaptation, social support, parental roles, communication, stress, anxiety, depression, educational environment, self-esteem.
Проблема разводов и их влияние на детей, особенно подростковый возраст, является актуальной для современного общества. «Несоответствие между ожиданиями и реальностью в семье, развод родителей и все, что с этим связано, часто становятся источниками одиночества и эмоционального стресса для подростков» [4, c. 265] В данной статье будет проведен сравнительный анализ отечественных и зарубежных исследований, чтобы выявить особенности данной проблемы и предложить рекомендации для поддержки подростков в разводных семьях.
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»
Доктор психологических наук Елена Алексеева, профессор Московского психолого-социального института, проводила исследования о влиянии развода на эмоциональное и психологическое состояние подростков, а также о причинах и последствиях одиночества у этой группы.[1, с. 164]
Елена Алексеева проводила исследования, направленные на выявление влияния развода на эмоциональное и психологическое состояние подростков в семьях разведенных родителей. В своих исследованиях она использовала качественные методы, включая глубинные интервью с подростками, фокус-группы с родителями и анализ литературы. С помощью этих методов Алексеева выяснила, что подростки, находящиеся в семьях, где произошел развод, испытывают повышенные уровни тревожности, депрессии и психологического дискомфорта. Они также сталкиваются с повышенными рисками нарушений поведения, проблем в учебе и социальной адаптации. В своих выводах Алексеева рекомендует разрабатывать программы психологической поддержки подростков, находящихся в семьях разведенных родителей, и осуществлять профилактическую работу с родительской парой до развода для снижения негативных эмоциональных последствий для подростков.
Кандидат психологических наук Ольга Лебедева, научный сотрудник Института психологии Российской академии наук, занималась изучением проблемы социальной адаптации подростков в семьях разведенных родителей и выявлением факторов, влияющих на их жизненное благополучие.[5, с. 35-38]
Ольга Лебедева в своих исследованиях занималась проблемой социальной адаптации подростков, находящихся в семьях разведенных родителей, и выявлением факторов, влияющих на их жизненное благополучие. Для данного исследования Лебедева использовала качественные и количественные методы исследования, включая опросы и интервью подростков и их родителей, анализ документации и социальных данных. Результаты показали, что высокая конфликтность отношений между родителями после развода, низкий уровень социальной поддержки и отсутствие активной роли родителей в жизни подростка являются факторами, которые оказывают негативное влияние на их социальную адаптацию. Лебедева рекомендует разрабатывать программы, направленные на улучшение коммуникации между родителями, повышение уровня социальной поддержки и развитие навыков эмоционального и социального саморегулирования у подростков.
Доктор психологических наук Дэвис П. профессор Университета штата Огайо, проводила исследования о влиянии развода на эмоциональную и психологическую адаптацию подростков, а также о методах поддержки, которые могут помочь им справиться с одиночеством.[6, с. 30-40]
Дэвис П. в своих исследованиях фокусировалась на влиянии развода на эмоциональную и психологическую адаптацию подростков. Она использовала количественные методы, такие как опросы и анкетирование, чтобы собрать данные от большого количества подростков и проанализировать связи между разводом и их эмоциональным состоянием. Результаты показали, что подростки, находящиеся в семьях разведенных родителей, испытывают повышенные уровни стресса, тревожности и депрессии, и их эмоциональное благополучие ниже, чем у сверстников из семей с непрерывным браком. Дэвис П. рекомендует разработать программы поддержки подростков, прежде всего, в рамках школьной среды, которые могут помочь им справиться с эмоциональным стрессом и реализовать свой потенциал.
Доктор психологических наук Амато П.Р., профессор Университета Мичигана, проводила исследования о социальных последствиях одиночества у подростков с разведенными родителями и разрабатывала программы поддержки и вмешательства для улучшения их благополучия. [2, с. 220232]
Амато П.Р. в своих исследованиях занималась анализом социальных последствий одиночества у подростков с разведенными родителями. Для этого она использовала методы наблюдения, интервью,
опросов и анализа данных. Результаты исследования показали, что одиночество у подростков со сложной семейной ситуацией связано с низкой самооценкой, возникновением проблем в установлении и поддержании социальных связей и недостатком поддержки со стороны родителей. Амато П.Р. рекомендует усиление поддержки подростков со стороны родителей, школьной среды и других социальных институтов, а также создание групп и программ, направленных на развитие социальных навыков и поддержку подростков в разводных семьях.
Отечественные и зарубежные исследования показали, что развод родителей оказывает значительное влияние на эмоциональное состояние подростков. Подростки, находящиеся в семьях разведенных родителей, проявляют большую склонность к депрессии, тревожности и ухудшению психологического благополучия. Исследования также выявили социальные последствия одиночества у подростков, такие как нарушение социальных связей, низкая самооценка и недостаток поддержки со стороны родителей.
В отечественных исследованиях особое внимание уделялось роли матери в жизни подростков после развода. В то время как зарубежные исследования акцентировали внимание на поиске новых социальных связей подростков и поддержке со стороны школьной среды. Причинами возникновения одиночества у подростков в обоих исследованиях были названы конфликты родителей, отсутствие внимания, изменения в жизни подростка и его отношений с родителями.
На основе проведенного сравнительного анализа отечественных и зарубежных исследований можно сделать вывод о необходимости разработки комплексных программ поддержки подростков, находящихся в семьях разведенных родителей. Эти программы должны включать в себя поддержку со стороны школьной среды, психологическую помощь, включение в различные социальные группы и организации. Кроме того, родители также должны быть осведомлены о влиянии развода на эмоциональное состояние подростков и быть готовыми предоставить им необходимую поддержку. Таким образом, проблема одиночества у подростков в семьях разведенных родителей является важной и требует дальнейших исследований и разработки эффективных программ поддержки для сокращения уровня одиночества и повышения качества жизни подростков. Список использованной литературы:
1. Алексеева Е. Поведенческое и эмоциональное функционирование подростков из аномальных семей. - сборник Семья и семейные исследования, 2009. 164 с.
2. Амато П.Р. Исследование развода: продолжающиеся тенденции и новые разработки. - Журнал брака и семьи, 2010. 72 (3), 650-666 с.
3. Аро Х.М., и Нурми Дж.Э. Траектории депрессивных симптомов у подростков: связи с семейными и школьными переходами. - Психология развития, 2003. 39 (2), 220-232 с.
4. Бутылина М. Особенности развития подростков из разных типов семей. - сборник Семья и дети: проблемы и перспективы, 2017, - 265 с.
5. Лебедева О. Подростковая субкультура в условиях развода родителей. - изд. Московского психолого-социального института, 2006. 35 - 38 с.
6. Дэвис П. и Виндл М. Гендерно-специфические пути между материнскими депрессивными симптомами, семейными разногласиями и адаптацией подростков. - Психология развития, 2001. 37(1), 30-40 с.
©Манкирова В.Н., 2023