Научная статья на тему 'ПЕРЕЖИВАНИЕ ПОДРОСТКАМИ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА В СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ'

ПЕРЕЖИВАНИЕ ПОДРОСТКАМИ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА В СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
422
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / TEENAGER / ОДИНОЧЕСТВО / LONELINESS / СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ / SOCIAL ROLES / РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА / REFERENCE GROUP / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Магомедова С. М.

Статья посвящена обостряющейся у подростка потребности в автономии и самоопределении, которая ведет к некоторому конфликту внутри семьи или, по меньшей мере, к усилению потребности обсудить с родителями трудные вопросы. Реакция на развод родителей может выражаться в бунте против условностей, школы, против самих родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teenagers’ loneliness resulting from parents’ divorce

This article defines the teenager’s increasing need for autonomy and self-determination, which leads to a conflict in the family or, at least, to the growing need to discuss their problems with parents. The reaction to parents' divorce can be expressed in the rebel against conventions, school, or their own parents.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕЖИВАНИЕ ПОДРОСТКАМИ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА В СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ»

УДК 159.9.072 С.М. Магомедова

Переживание подростками чувства одиночества в ситуации развода родителей

Дагестанский государственный университет; [email protected]

Статья посвящена обостряющейся у подростка потребности в автономии и самоопределении, которая ведет к некоторому конфликту внутри семьи или, по меньшей мере, к усилению потребности обсудить с родителями трудные вопросы. Реакция на развод родителей может выражаться в бунте против условностей, школы, против самих родителей.

Ключевые слова: подросток, одиночество, социальные роли, референтная группа, идентичность.

Подростковый возраст является одним из важнейших этапов психосоциального развития человека, несущим особую нагрузку в становлении личности. В этот период происходят значительные изменения в физиологии подростков, в эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной и когнитивной сферах личности, изменяются взаимоотношения с семьей, сверстниками, учителями, меняется отношение подростков к обществу.

Именно в этом возрасте под влиянием окружающей среды происходит формирование будущей социальной позиции подростка, его нравственных норм и идеалов, закладываются основы мировоззрения, идет активный процесс обретения личностью самотождественности, выделения своего «Я», которое, с одной стороны, индивидуально и неповторимо, а с другой - объединяет все социальные роли, соответствующие социальным ожиданиям, а также отвечает требованиям и представлениям референтной группы. Это возраст пытливого ума, энергичности, активности, стремления к познанию. Здесь реализуются результаты накопления социального опыта, роста рефлексии, самоконтроля, самооценки, развития самосознания, которые приводят к изменению личных стандартов, мотивов и потребностей подростков, трансформации социальной позиции от «Я хочу» к «Я могу» [1, с. 82].

Возникает чувство взрослости, которое «...выражается в том, что уровень притязаний подростков предвосхищает будущее их положение, которого они фактически не достигли. Именно на этой почве у подростков и возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и самими собой» [1]. Внезапно обостряющаяся у подростка потребность в автономии и самоопределении ведет к некоторому конфликту внутри семьи или, по меньшей мере, к усилению потребности обсудить с родителями трудные вопросы.

Таблица 1. Типичные кризисы подросткового возраста

Возрастные особенности Типичные проявления Взаимосвязь с переживанием одиночества

Кризис идентичности 1. Сложность в гармонизации основных механизмов формирования идентичности: идентификации и обособления, заключающаяся в том, что подростку трудно примерить противоречивые, на пер- 1. «Перевес» одного из механизмов приводит к возникновению одиночества. В случае если процесс идентификации преобладает над обособлением, то происходит «растворение в другом», потеря своего «Я», сопровождаемое переживанием никчемности и потерей

вый взгляд, тенденции и выбрать «золотую середину» выделив свое «Я», с одной стороны индивидуальное и неповторимое, а с другой -соответствующее социальным нормам

2. Конфликт между самосоз-нием и самопроявлением (демонстрация социально желательного поведения при внутреннем несогласии с ним - разделение «Я-внешнего» и «Я-внутреннего»).

3. Мораторий на идентичность: постоянный поиск себя на протяжении подросткового и юношеского возраста.

4. Диффузная («спутанная») идентичность, характеризующаяся смешением ролей, неспособностью подростка определить, кто он, чего он хочет и что для этого необхо димо сделать.

5. Негативная идентичность (идентификация с негативными нормами, правилами, «отрицательными героями»).

6. Нарушения на различных уровнях идентичности

самоуважения (самоотчуждающее одиночество) [1, с. 9]. Если же процесс обособления преобладает над идентификацией, то происходит чрезмерное отделение от окружающих, отказ от построения близких отношений и общения (отчуждающее одиночество) 2. Уверенность в том, что «истинное» внутреннее «Я» не будет понято и принято окружающими, порождает отчуждение от собственных чувств и собственного «Я», которое сопровождается переживанием одиночества.

3-4. В обоих случаях нарушения идентичности отсутствует чувствование себя, подросток переживает неуверенность, неопределенность, страх и одиночество.

5. Конфликтное или асоциальное поведение отталкивает окружающих, приводит к социально-психологической изоляции, отказу от общения с подростком. Сознательная идентификация с «героем-одиночкой» и «мазохистское» переживание одиночества приводит к самоустранению подростка от общения.

6. Переживание одиночества связано с несоответствием реального и идеального:

а) нарушения на индивидуальном уровне - неудовлетворенность собой, отсутствие внутренней целостности и, как следствие, переживание одиночества;

б) социальный уровень - чувство одиночества связано с переживанием обособленности от социальной группы, неразделенностью культурных и групповых норм, ценностей;

в) нарушения на уровне психосоциальной идентичности провоцируют переживание никчемности и одиночества, связанные с отсутствием ощущения значимости собственного бытия для окружающих. Поскольку социально-групповое признание часто компенси-

рует неудачи межличностного общения, то при потере первого переживание одиночества становится гораздо сильнее [10]._

Кризис В возрасте 14-15 лет выраба-самооценки тывается дифференцированный подход к себе, сверстникам и ко взрослым, формируется «оперативная самооценка» [11, с. 307], основывающаяся на сопоставлении подростком своих личных особенностей и форм поведения с идеалом - определенными нравственными нормами. В то же время развитие рефлексии, потребность в оценке своих нравственно-психологических особенностей и личностных качеств и качеств других людей в сочетании с обостренным в этом возрасте понятием чувства долга провоцирует критичность подростков по отношению к себе [2, с. 11]. Самооценка отличается неустойчи востью: любая положительная или отрицательная частная самооценка часто приобретает глобальный характер, колеблясь между крайними полюсами «хорошо - плохо» [12, с. 313]._

Неустойчивость самооценки, переживание недовольства собой и излишняя самокритичность приводят к тому, что подростки не только приписывают себе различные недостатки и отрицательные личностные качества, но и проецируют на других подобное отношение к себе, следовательно, повышается уровень агрессивности и тревожности. Любой неоднозначный социальный обмен интерпретируется как негативный, возрастает чувствительность к критике. Поэтому подростки стараются избегать ситуаций общения и взаимодействия, опасаясь испытать разочарование и тем самым получить подтверждение собственной непривлекательности и социальной некомпетентности, и все более замыкаются на собственных недостатках. Образуется замкнутый круг: низкая самооценка и самокритичность приводят к избеганию социальных взаимодействий и отказу от удовлетворения потребностей в общении, принятии, признании и т. п., что в свою очередь приводит к ощущению неудовлетворенности собой и своими социальными контактами, одиночеству и еще большему снижению самооценки.

Д.И. Фельдштейн и другие исследователи отмечают, что в условиях современного экономического и духовного кризиса общества, отсутствия идеалов, позитивных норм и ценностей, утраты духовных связей между поколениями, растущим отчуждением внутри семьи и прочими негативными тенденциями самоопределение подростков крайне затруднено. Поэтому кризис подросткового возраста переживается особенно остро, и помимо обычных негативных проявлений дисгармоничности личности и протестующего характера поведения подростков наблюдаются и новые отрицательные черты: потеря чувства ответственности, инфантилизм, рост цинизма, агрессивности и духовной опустошенности, ведущие к деформации мотивационно-потребностной сферы личности, тревожности, неуверенности и одиночеству. Л.Р. Мадорский и А.З. Зак, основываясь на собственных исследованиях, заявляют о тревожной тенденции роста непонимания и отсутствия доверия в семье, что усиливает у подростков ощущение одиночества [13].

Борьба подростка за идентичность и независимость часто происходит в контексте переходного периода в семье. Принимая во внимание, что почти половина детей живет в семьях, расколотых разводом, или с матерью-одиночкой, характерным признаком детства, отрочества и юности, по крайней мере на время, становится неполная семья. Херингтон считает, что несмотря на распространенное мнение, что младшие дети более чувствительны к заменам, связанным с разводом, чем подростки, заключение разведенными родителями нового брака, по-видимому, все же сильнее всего сказывается на подростке [3].

Семья должна приспосабливаться к растущей независимости подростков по мере того, как они готовят себя к самостоятельной жизни. Насколько благополучно происходит это взаимоприспособление родителей и взрослеющих детей, в большей степени зависит от стиля родительского поведения и динамики семьи. Например, влияние старшего брата, который в детстве пользовался авторитетом у младшего, вероятно, сохранится и в отрочестве; 6-летняя «папина дочка» останется ею и в 16 лет [4]. Хотя союзы между отдельными членами семьи естественны, важно, чтобы родители выступали единым фронтом и соблюдали четкую границу между собой и детьми. «Исключенный» родитель перестает быть посредником социализации и авторитетной фигурой. Проблемы возникают и при других нарушениях равновесия, например при отсутствии одного из родителей в результате развода или раздельного проживания. Когда подросток переживает стресс, примеряет новые роли и борется за достижение новой идентичности, родительский авторитет может подвергнуться суровому испытанию в случае неполной семьи.

Подростки переживают развод родителей часто даже острее, чем младшие дети. Реакция на развод родителей может выражаться в бунте против условностей, школы, против самих родителей. У более взрослых детей - в эмоциональном напряжении. Подростки часто становятся неуправляемыми, агрессивными, проявляют несамостоятельность и тревожность, теряют самоконтроль, устраивают истерики и сцены, плачут, страдают бессонницей, проявляются попытки суицида, либо «уходят» в постоянные контакты со сверстниками.

В силу эгоцентрического восприятия мира подростка пугают перемены, которые могут произойти в его личной жизни: необходимость перемены места жительства, школы, круга общения, возможные перемены в материальном положении. Подростки могут стыдиться своих семейных проблем перед сверстниками. Они могут испытывать гнев и враждебность по отношению к тому из родителей, на которого возлагается вина за развод, или по отношению к обоим. Подросток может обвинять отца или мать в том, что они бросили семью, заявлять, что он их ненавидит, никогда не простит и т. п. У подростка может быть самообвинение.

Некоторые подростки решают, что ответственность за расставание взрослых лежит на них, поскольку они должны были ему воспрепятствовать, или что отец (мать) уходит потому, что дети не оправдали их ожиданий. Мучительные переживания такого рода подросток может тщательно скрывать. Подросток может ревновать. Если кто-то из родителей начинает встречаться с другим человеком и эмоционально привязывается к нему, то подросток чувствует себя одиноким, заброшенным, боится, что он больше не интересен родителю, а его место в родительском сердце будет занято посторонним человеком.

По результатам американского исследования, основанного на данных «Общенационального исследования детей», развод родителей влияет на социальную адаптацию их детей: при учете всех демографических, психологических и экономических обстоя-

тельств дети разведенных родителей в два раза чаще сталкивались с проблемами, чем дети неразведенных. Например, среди 18-22-летних молодых людей, переживших развод родителей, 40 % обращались за помощью к психологу, 25 % бросили школу в старших классах, 65 % находились в плохих отношениях с отцами, а 30 % - с матерью [5].

Развод родителей может оказать влияние и на будущее поведение подростка в его собственной семье. Подростки, чьи родители развелись, впоследствии сами разводятся с большей вероятностью, чем те, кто жил в крепкой семье, что может объясняться формированием более терпимого отношения к разводу, у них может быть понижено чувство ответственности по отношению к супружеским обязанностям. Кроме того, дети, выросшие в разведенных семьях, часто вступают в брак раньше, чем их сверстники из крепких семей, побуждаемые желанием компенсировать недостаток эмоционального тепла, уйти из родительского дома или обрести таким образом свою самостоятельность. Но такие ранние браки часто распадаются. Развод родителей может повлиять на формирование системы ценностных ориентаций подростка. Исследования показали, что иерархии жизненных ценностей 18-19-летних студентов из разведенных семей имели признаки компенсаторности: наблюдалось большее предпочтение ценностей эмоциональной близости, любви, счастливой семейной жизни по сравнению со студентами из полных семей, где важнейшей ценностью наряду с перечисленными являлось «максимальное использование своих возможностей, способностей», то есть ценности саморазвития, самореализации. Вместе с тем ряд исследований показал, что важен не сам по себе факт развода, а характер складывающихся в семье отношений. Так, наблюдения за детьми к концу второго года после развода свидетельствовали о том, что поведение мальчиков из распавшихся семей менее агрессивно, чем детей, чьи родители постоянно конфликтовали и ссорились [5].

Успешность адаптации ребенка во время и после развода родителей зависит от взаимодействия многих факторов.

Семейная атмосфера до развода. Если развод завершает длительный период ссор, тяжелых переживаний, то он может оказать даже положительное влияние. Некоторые подростки указывали, что перенесли развод легче, чем предшествующие ему конфликты, поскольку до развода боялись физической расправы, стыдились родительских скандалов, переживали из-за чередующихся ссор и примирений родителей. В таких обстоятельствах развод воспринимается как облегчение [6].

Характер развода. Наиболее неблагоприятное влияние на подростков оказывает развод в форме «боевых действий», включающий взаимные обвинения супругов, особенно если родители вовлекают в свою борьбу детей, заставляют их принимать чью-то сторону. Подростки страдают от такого положения и не желают делать выбор между родителями. Развод в относительно спокойной форме, без предъявления взаимных обвинений уменьшает вероятность возникновения страданий у подростка, если родители способны объяснить ребенку, что они разводятся друг с другом, а не с детьми и по-прежнему останутся для них любящими и близкими людьми.

Степень адаптации родителей к факту развода. Умение разведенных супругов приспособиться к новой ситуации оказывает решающее влияние на адаптацию подростка, и наоборот, чем больше беспокойства испытывают родители, тем серьезнее нарушено душевное равновесие их детей [7]. После развода у бывших супругов возникает множество проблем: одиночество, изменение привычного круга общения, уменьшение материального достатка, чаще для матери. Родители могут не обсуждать с подростками сам факт развода, считая, что они еще слишком малы и не смогут ничего понять. Шаткое положение семьи, неизвестность и неопределенность будущего, а также

недостаточные навыки выхода из кризисных ситуаций приводят к тому, что подросток чувствует себя крайне неуверенно. В случае развода родителей к кризису подросткового возраста прибавляется семейный кризис, который дезориентирует молодого человека и приводит его к выводу, что никто не сможет понять и оценить всю глубину его переживаний.

Отношения между бывшими супругами. Наименее травмирующими для ребенка типами взаимоотношений между разведенными родителями, по К. Аронсу, являются «отличные товарищи» и «сотрудничающие коллеги», при которых пары способны достаточно хорошо взаимодействовать в том, что касается детей. «Сердитые союзники» вынуждены общаться в случае построения планов для своих детей, но при этом не способны подавить раздражение, чувствуют себя напряженно и даже враждебно. Продолжение контактов между бывшими супругами - «ярыми врагами» - может причинять мучительные страдания обоим и наиболее негативно воздействует на детей [8].

Возможность встречаться с подростком после развода. Если после развода отец (мать) получают возможность беспрепятственно встречаться со своими детьми, негативные последствия сводятся к минимуму (при условии благоприятного влияния на детей). Ситуация усложняется, если оставшийся родитель налагает запрет на позитивные чувства к ушедшему, считая их предательством по отношению к себе, когда ушедшего запрещается любить, вообще о нем говорить и даже думать. Это только усугубляет переживание одиночества подростка, ощущение непонимания и покинутости.

Таким образом, характер внутрисемейных отношений оказывает большое влияние на становление личности подростка. Ситуация развода сама по себе является стрессовой для всей семьи. Супруги, сконцентрированные на выяснении отношений, часто забывают о чувствах и переживаниях детей, пытаются перетянуть их на свою сторону и использовать в борьбе против своего бывшего партнера. Подросток сам находится в состоянии становления и самоопределения, и развод родителей в форме «боевых действий» оказывает на него наиболее неблагоприятное влияние. В процессе развода чувство одиночества и покинутости у подростков проявляется наиболее остро и может выражаться в форме агрессии, обиды, депрессии, ухода из дома. Для предотвращения подобных реакций подросткам необходима социально-педагогическая поддержка в столь трудный для них период.

Литература

1. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? - М.: Мирт, 1995. - 439 с.

2. Джамалова Б.Б. Этнопедагогика как методология национально ориентированного образования // Вестник Дагестанского госуниверситета. - 2013. - № 4. -С. 243-247.

3. Кон И.С. Многоликое одиночество: популярная психология: хрестоматия; учебное пособие для пед. институтов / сост. Мироненко В.В. - М.: Просвещение, 1990. -С. 162-170.

4. Крайг Г. Психология развития. - СПб: Питер, 2000. - С. 611.

5. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростков. - М.: Просвещение, 1991.

6. Практическая психология образования: учебное пособие для студентов высших и средних специальных заведений / под ред. Дубровиной И.В. - М.: Сфера, 1998. -528 с.

7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб: Питер,

2000.

8. Трубникова С.Г. Психология одиночества: генезис, виды, проявления: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999. - С. 17.

9. Фельдштейн Д.И., Кон И.С. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. - В мире подростка / под ред. Бодалева А.А. - М., 1980. - С. 16-28.

10. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста: хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Институт практической психологии, 1998.- С. 107-131.

11. Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация - содержание процесса социального взросления: хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Институт практической психологии, 1998.- С. 107-131.

12. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально-психологическая проблема - Киев: Украина, 1991. - С. 270.

13. Baydar N. Effects of parental separation and reentry into union on the emotional well-being of children // Journal of Marriage and the Family. - 1988. - № 50. - Р. 967-981.

14. Hetherington E.M. Coping with family marital transitions: A family systems perspective. Monographs of the Society for Research in Child Development, 57 (2-3), Serial № 227. - Р. 1-14.

15. Umberson Debra. Relationships With Children: Explaining Parents' Psychological, Well-Being // Journal of Marriage and the Family. - 1989. - № 51. - Р. 999-1012.

Поступила в редакцию 22 января 2013 г.

UDK 159.9.072

Teenagers' loneliness resulting from parents' divorce S.M. Magomedova

Dagestan State University; [email protected]

This article defines the teenager's increasing need for autonomy and self-determination, which leads to a conflict in the family or, at least, to the growing need to discuss their problems with parents. The reaction to parents' divorce can be expressed in the rebel against conventions, school, or their own parents.

Keywords: teenager, loneliness, social roles, reference group, identity.

Received January 22, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.