Научная статья на тему 'Проблема общения у детей с общим недоразвитием речи в научных трудах иследователей'

Проблема общения у детей с общим недоразвитием речи в научных трудах иследователей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
196
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ДОШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / PRE-SCHOOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лемещук Марина Анатолиевна

В статье нарушаются проблемы социализации детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автор анализирует состояние разработки проблемы социализации таких детей в педагогической науке, определяет научные достижения современных ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SOCIALIZING CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT IN SCIENTIFIC WORKS OF RESEARCHERS OF

In the article are violated problems of socialization of children of preschool age with General speech underdevelopment. The author analyzes the state of development problems of socialization of these children in pedagogical science, determines the scientific achievements of modern scientists.

Текст научной работы на тему «Проблема общения у детей с общим недоразвитием речи в научных трудах иследователей»

О. В. Лeвoчкинa

НАУЧНАЯ PАЗPАБОTKА TEXНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ...

роботи з дпъми та молоддю: навч.-метод. noci6. К.: УДЦССМ, 2001. 220 с.

4. Коношенко С.В. Особливостi роботи вихователя в умовах реабiлiтацiйного центру: дис. На здобуття на-укового ступеня канд. пед. наук: 13.00.07. / Коношенко Сергш Володимирович. К.: 2001. 217с.

5. Сурмин Ю.П., Туленков Н.В. Теория социальных технологий: учеб. пособие. К.: МАУП, 2004. 608 с.

6. Харченко С. та ш. Сощальна робота з рiзними категорiями клieнтiв: наук.-навч.-метод. посiб. Луганськ: Альма-матер, 2003. 198 с.

7. Шахрай В.М. Технологи сощально1 роботи: навч. поабник. К.: Центр навчально1 лiтератури, 2006. 464 с.

8. Шпак В. Теоретичш та практичш засади реабiлiтацiйноï дiяльностi виправно-виховних заклащв в Украïнi (XIX поч. XX ст.): дис... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Шпак Валентина Павлiвна. Полтава, 2006. 500с.

9. Чернецкая А. и др. Технология социальной рабо-

ты: yчeбник. Рoстoв нУД.: «Фeникс», 2006. 400 с.

10. Штрынин А. Г., Пeчeнюк А. M. Пeдaгoгичeскaя рeaбилитaция нeсoвeршeннoлeтниx с дeвиaнтнo-кри-минальным пoвeдeниeм: псиxoлoгo-пeдaгoгичeскaя и мeдикo-сoциaльнaя пoмoщь: yчeб.-мeтoд. пoсoбиe. M.: 2001. 148 с.

11. Кoрoльoв В. Псиxiчнi вiдxилeння в шдлггшв-прaвoпoрyшникiв. M.: ЮНИТИ, 2010. 443 с.

12. Пташиський О., Tyrnemo О. Coцiaльнi асшк-ти oxoрoни здoрoв'я в мiсцяx пoзбaвлeння вoлi II Coц. пoлiтикa i той рoбoтa. 2002. № 2. С.23-26.

13. Лютий В.П. Coцiaльнa рoбoтa з грyпaми дiтeй дeвiaнтнoï пoвeдiнки: навч. пoсiбник. К.: 2000. 51 с.

14. ^циальная рaбoтa с oсyждeнными: I пoд рeд. В. И. Жутова, M. А. Гaлaгyзoвoй. M.: 2002. 237 с.

15. Bпрoвaджeння aльтeрнaтивниx видiв кримiнaльниx шкарань в Укрaïнi: пoсiбник I за рeд. О. В. Бeци. К.: «Mn Лeся», 2003. 249 с.

НАУКОВА PОЗPОБKА TEXНОЛОГIÏ CОЦIАЛЬНО-ПEДАГОГIЧНОÏ PEАБIЛITАЦIÏ ПIДЛITKIВ-ПPАВОПОPУШНИKIВ В УМОВАХ СПЕЦ1АЛЬНОГО ЗАКЛАДУ

© 2014

О. В. Льовоч^на, старший викладач кaфeдри «Meнeджмeнтy сoцiaльнoгo зaбeзпeчeння» Схiднoукрaïнський нащональний утверситет iменi Володимира Даля, Луганськ (Украгна)

Анотащя: У статп розкрито поняття, а також визначено цiлi та завдання технологй' сощально-педагопч-но1' реабштацп пвдлитав-правопорушнишв. Видiлено основнi напрями профiлактики протиправно! поведiнки. Проаналiзовано основнi етапи ^агностичний, корекцiйний, етап реабштацп та профшактики) технологи сощаль-но-педагопчно! реабштацп шдлитав-правопорушнишв в умовах спецiального навчального закладу.

Ключовi слова: технолопя, соцiально-педагогiчна реабшгащя, пiдлiтки-правопорушники, спецiальний навчаль-ний заклад.

SCIENCE TECHNOLOGY DEVELOPMENT SOCIAL-PEDAGOGICAL REHABILITATION JUVENILE OFFENDERS UNDER SPECIAL EDUCATIONAL ESTABSHMENTS

© 2014

O. V. Levochkina, lecturer of «Management of Social Welfare»

East Ukrainian National University named after Volodymyr Dahl, Lugansk (Ukraine)

Annotation: The article disclosed the concept and the aims and objectives of the technologies of social and educational rehabilitation of adolescent offenders. The basic directions of preventing illegal behavior. The basic steps (diagnostic, correctional, rehabilitation and prevention phase) technology social and educational rehabilitation in adolescent offenders under special education.

Keywords: technology, social and educational rehabilitation, adolescent offenders, special education.

УДК 37.013.42+376.36

ПРОБЛЕМА СОЦИОЛИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В НАУЧНЫХ ТРУДАХ ИСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

© 2014

М. А. Лемещук, аспирант

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье нарушаются проблемы социализации детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автор анализирует состояние разработки проблемы социализации таких детей в педагогической науке, определяет научные достижения современных ученых.

Ключевые слова: социализация, дошкольники, общее недоразвитие речи, адаптация.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ-

ными научными и практическими задачами. Проблемы социализации детей дошкольного возраста обусловлены изменением социокультурных условий формирования личности, противоречивым состоянием социально-педагогической теории и практики. В современной социокультурной ситуации главной доминантой является социализация личности как результат ее социального развития и воспитания, достижения оптимальной формы социальной активности и компетентности, что позволяет ребенку быть активным преобразователем собственной жизни и окружающей среды, иметь право свободы выбора и становиться субъектом собственной жизнедеятельности. В связи с этим дошкольным учебным заведениям отводится особая роль - совместно с семьей стать ведущей социальной институцией социализации, которая обеспечивает внедрение социально-педагогического сопровождения социализации детей дошкольного

вoзрaстa, нaпрaвляeт на развитда тоциальта и индиви-дуальта значимый чeрт личшсти и ee yспeшнoe функ-циoнирoвaниe как сyбъeктa сoбствeннoй жизнeдeятeль-шсти oбщeствeннoгo срeдe.

Анализ последних исследований и публикаций. Рaзрaбoтaны сoврeмeнныe тонвдпции тоциализации личшсти (Н. Гoлoвaнoвa, Н. Зaвeрикo, И. Звeрeвa, Н. Лaвричeнкo, А. Лактдошва, А. My^m, С. Caвчeнкo, С. Хaрчeнкo) раскрыто сoциaльнo-псиxoлoгичeскиe aCTerabi тоциализации с yчeтoм вoзрaстныx oœ6e^ нoстeй (В. Абрaмeнкoвa, К. Альбyxaнoвa-Cлaвскaя, И. Бex, Л. Бoжoвич, Л. Выготский, Д. Эльтонин, И. ^н, А. ^TOmo, В. Кудрявив, А. Лeoнтьeв, В. MyxHra, А. Пeтрoвский, Т. Рeпинa, Д. Фeльдштeйн); шциаль-нo-пeдaгoгичeскиe oснoвы прoблeмы с yчeтoм нoвoй сoциoкyльтyрнoй ситуации xaрaктeризyются в ro^e-дoвaнияx Т. Алeксeeнкo, А. Бeзпaлькo, В. Бoлгaринa, Т. Baсилькoвoй, Ю. Baсилькoвoй, Н. Гaлaгyзoвa,

И. Зверевой, А. Капской, Л. Коваль, В. Кузя, С. Литвиненко, Л. Мищик, Л. Новиковой, А. Рижановои, С. Хлебик, Л. Штефан. В изучении проблем социального становления личности особое место отводится детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обуславливает трудности в процессе социализации, формированием мыслительно-познавательной деятельности, своевременной речевой подготовкой к школе в целом.

Теоретические и практические основы речевого развития детей дошкольного возраста раскрыты в исследованиях А. Богуш, Н. Гавриш, Н. Горбунова, К. Крутий, Л. Калмикова, М. Лисина, Н. Луцан, И. Луценко, Т. Пироженко, Г. Николайчук, М. Шеремет и др. Ученые отмечают, что всестороннее, в том числе и речевое развитие детей обусловлено их вовлечением в различные виды деятельности. доказана высокая эффективность ознакомления детей с окружающей средой в речевом развитии детей (А. Богуш, Н. Виноградова, Л. Занков, В. Изотова, Н. Кузнецова, Н. Орланова и др.).

Общее недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста, усложняя процесс социализации, влечет существенное ограничение их общения и жизнедеятельности в социуме, приводит к социальной дезадаптации.

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи обусловлена потребностью в обосновании аспектов проблемы социализации старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Современные психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации человека продолжается в течение всей жизни. А это значит, что в течение всей человеческой жизни осуществляется приобщения индивида в социальные отношения благодаря чему происходит изменение его психики [1].

Ученые доказали что успешной социализации способствует действие таких факторов, как ожидание, изменение поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Принимая во внимание процесс исторической практики, личность формирует социальные качества и приобретает жизненный опыт. В процессе формирования личности индивид не может существовать без общения и вне деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что основными сферами социализации можно считать деятельность, общение и самосознание. Н. Заверико в своей статье «Становление понятия «социализация» приходит к такому выводу, что: «в деятельности человек выражает себя как общественный индивид, проявляет личностные смыслы, самостоятельность, инициативу, творчество и профессионализм, осваивает новые виды проявления собственной активности. В сфере общения происходит углубленное понимание себя и других участников коммуникативного процесса, обогащение содержания взаимодействия и восприятия людьми друг друга. Сфера самосознания предполагает становление «Я-концепции» индивида, осмысления своего социального статуса, освоение социальных ролей, формирование социальной позиции, моральной ориентации человека»[2].

Результатом процесса социализации ребенка является его сформирована социально-коммуникативная компетентность, которую С. Куринная рассматривает как готовность ребенка эффективно взаимодействовать с окружающими в системе межличностных отношений. Содержание такой компетентности, по ее мнению, определяет ряд сложившихся у детей умений, в частности: умение ориентироваться в социальных ситуациях; правильно определять особенности своего эмоционального состояния и других людей; выбирать адекватные способы общения с окружающими и реализовать их в процессе взаимодействия. Среди институтов ранней социализации исследовательница отводит особое место дошкольным учебным заведениям, так называемым «заня-тийным группам» (образовательные комплексы 56

ных типов, детские развивающие и учебные центры по подготовке ребенка к школе, педагогические агентства, система гувернантских услуг, охватывающий детей, которые по разным причинам не могут постоянно посещать дошкольные учреждения, а только участвуют в учебных занятиях), детские дома, интернаты. С учетом разнородности социальных институтов, в которых происходит первичная социализация детей дошкольного возраста в воспитательном процессе, как утверждает ученый, должны реализовываться следующие условия: приобретение детьми опыта оптимального решения жизненных ситуаций с определенным количеством альтернатив, развитие умения осознавать, вербализовать собственное состояние и состояние окружения и учитывать его в отношениях с ровесниками и взрослыми; восприятия, оценочно-этическое комментирования произведений как основы адекватной оценки собственного состояния и состояния окружения; инсценировка конфликтных и бесконфликтных способов взаимодействия с окружением с последующим их обсуждением, наличие положительного эмоционального фона жизнедеятельности детей[1].

В докторской исследовании И. Рогальской, посвященном социализации личности в дошкольном детстве, определена модель социально-педагогического сопровождения социализации личности в дошкольном детстве, которую автор трактует как процесс личностного взаимодействия между тем, кто сопровождает, и тем, кто в этом нуждается. Социально-педагогическое сопровождение социализации личности в дошкольном детстве исследовательница направляет принципами: приоритета интересов ребенка; баланса как оптимального соотношения процессов индивидуализации и социализации в их единстве и различия; опоры на положительное, принципа социальной соответствия; комплексного подхода; диадичного взаимодействия и открытости сопровождения [3].

Следует признать, что, несмотря на актуальность проблематики социализации с позиции современной педагогики и довольно широкий круг ученых, занимающихся исследованием социализации, многие ее аспекты остаются малоисследованным. Особенно если речь идет о социализации детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

«Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. Языковой недоразвитие у детей может проявляться в разных степенях: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонети-ко-фонематического недоразвития» [4].

Все чаще общение ребенка и взрослого из-за высокой занятости родителей снижается качество вследствие повседневного использования технических средств. Как показывают соцопросы дошкольников, родители уже не так часто читают им книги. Все чаще детям покупают разнообразные диски и сажают их перед экраном телевизора или компьютера. Ребенок занят и родители могут заниматься своими делами. Социализация ребенка во многом зависит от восприятия самого себя, направленности на социальное окружение, от овладения различными формами и средствами общении «как речевого и неречевого». В работах А. Запорожца, Л. Божовича, М. Лисина, и др. обращается внимание на тот факт, что общение ребенка со взрослым является основой его психического развития. Еще Л. Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается в семье, где с первых дней рождения ребенка происходит полноценное развитие его личности, ее социализации [5].

У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи формирования форм общения происходит с опозданием, наблюдаются стойкие трудности во взаи-

мосвязи и взаимодействии с окружающими. У детей не формируется, характерно возраста, понимание эмоций, состояний, отношений и действий окружающих и самого себя [6].

А. Шацкая в диссертационной работе отметила, что у детей дошкольного возраста ограничены возможности речевой коммуникации, сопровождающиеся снижением когнитивного, аффективного и волевого развития. Комплекс особенностей языкового, аффективно-волевого и когнитивного порядка заметно препятствует организации социального поведения ребенка с общим недоразвитием речи, мешает контактам с окружающими детьми. Ребенок в условиях ограниченного речевого развития испытывает значительные трудности в установлении смысловых связей между событиями, поэтому социальный содержание основных его видов деятельности подавлялся предметным планом, доступным для непосредственного восприятия [7].

И. Макаренко в своем исследовании отмечает, что особое значение приобретает проблема социализации детей раннего возраста с особыми потребностями, поскольку решение задач гармонизации общественных и личностных интересов таких детей, определения их будущих социальных перспектив ложится преимущественно на плечи семьи, родителей. Ведь родители, у которых родился ребенок с особыми потребностями, переживают кризис, находятся в ситуации морально-духовной травмы, связанной с неопределенностью социального статуса ребенка, ощущением дисгармонии собственного личностного состояния и одновременно проявляют пассивность, которая обусловлена отсутствием четкой программы реабилитации состояния ребенка, целенаправленных действий, направленных на обеспечение ее дальнейшей жизни. Такие семьи, по мнению ученого, потребует разносторонней педагогической поддержки. Ключевым понятием ее научного исследования выступило «социально-педагогическая поддержка родителей детей раннего возраста с особыми потребностями», которое понимается как система взаимодействия субъектов социально-педагогической деятельности, которая направлена на помощь семьям в преодолении комплекса проблем биологического, психолого-педагогического и социального характера для обеспечения условий для раскрытия личностного потенциала ребенка. По заключению ученого, социально-педагогическая поддержка семьи особыми потребностями, их активную позицию в решении семейных проблем. Она охватывает всю палитру действий от осознания проблемы, связанной с рождением ребенка с особыми потребностями, к постановке цели по ее решению, от вариантов семейного воспитания к выбору формы социально-педагогической поддержки, осуществляемой на субъект-субъектном уровне и обеспечивает прогнозирование, проектирование и коррекцию социальной траектории развития семьи. Согласно выводам И. Макаренко, функционирования системы социально-педагогической поддержки родителей детей с особыми потребностями требует взаимодействия многих профессионалов: медицинских работников, социальных педагогов, коррекционных педагогов, психологов, юристов для помощи ребенку в ее социальном становлении, и становится возможным лишь при условия интеграционного взаимосвязи государственных социально-педагогических институтов с другими социа-

лизирующую институтами общества. Роль социального педагога в обеспечении взаимодействия заключается в координации и направлении действий каждого из субъектов социально-педагогической поддержки. Автор работы отмечает, что сущность поддержки как социально-педагогической практики заключается не столько в устранении существующих в семье проблем, сколько в том, чтобы помочь родителям детей с особыми потребностями овладеть средствами обнаружения и самостоятельного предполагает обращение к внутренним силам и способностям родителей детей с решения собственных проблем. Следовательно, целью и одновременно условием социально-педагогической поддержки является реабилитационная культура родителей, составляет специфическую систему ценностей, установок, знаний и навыков, которые помогают им решать конкретные задачи семейного воспитания ребенка с особыми потребностями [8].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Итак, социализация детей дошкольного возраста всегда находится в центре научных изысканий. Следует признать, что, несмотря на актуальность проблематики социализации с позиции современной педагогики и довольно широкий круг ученых, занимающихся исследованием социализации, многие ее аспекты остаются малоисследованным, в частности особенности социализации детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного учебного заведения, составляет перспективу дальнейших научных исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Куршна С. М. Особливосп соцiалiзацil дггей шести - семи рошв в рiзних умовах життeдiяльностi: Дис. ... канд.пед.наук: 13.00.05/ Слов'янський державний педагопчний ушверситет. - Слов'янськ, 2004. 246 с.

2. Заверико Н. В. Становление понятия «социализация» // Перспективы и развитие социальной активности молодежи: Сб. статей. Запорожье. 1990. С. 42-43.

3. Рогальська I. П. Теоретико - методичш засади соцiалiзацil особистосп у дошкшьному: Дис. ... док..пед. наук: 13.00.05 / Луганський нацюнальний ушверситет iменi Тараса Шевченка. - Луганськ, 2009. 499 с.

4. Основи логопедии з практикумом по звуковимов-ленню: Учеб. поабник для студ. середовищ.пед.учеб. заклащв / Т. В. Волосовец, Н. В. Горша, Н. I. Зверева та шших. Пвд ред. Т. В. Волосовец. М.: Видавничий центр «Академiя», 2000. 200 с.

5. Виготський Л. С. Мислення i мова / Л. С. Виготський. Изд. 5, испр. М.: Лабiринт, 1999. 352 с.

6. Фшчева Т. Б., Чиркина Г. В. Шдготовка до школи дiтей iз загальним недорозвиненням мовлення в умовах спещального дитячого саду. К.: Альфа, 1994. 103 с.

7. Шацкая О. О. Формирование социального поведения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в процессе кор-рекционно-логопедической работы: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 - коррекционная педагогика / Московский педагогический государственный университет. М., 2003. 192 с.

8. Макаренко I. В. Сощально-педагопчна пвдтримка батьшв дггей раннього вшу з особливими потребами: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05 / Луганський нацюнальний ушверситет iменi Тараса Шевченка. Луганськ, 2009. 20 с.

© 2014

THE PROBLEM OF SOCIALIZING CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT IN SCIENTIFIC WORKS OF RESEARCHERS OF

M. A. Lemeschuk, post-graduate student

Uman state pedagogical University Pavlo Tychyna, Uman (Ukraine)

Annotation-. In the article are violated problems of socialization of children of preschool age with General speech underdevelopment. The author analyzes the state of development problems of socialization of these children in pedagogical science, determines the scientific achievements of modern scientists.

Keywords: socialization, pre-school, General underdevelopment of speech, adaptation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.