Научная статья на тему 'Проблема образования в культурологическом аспекте'

Проблема образования в культурологическом аспекте Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
320
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Данилина Е. А., Власова В. Б.

В статье анализируются причины низкого правового сознания российских граждан в области интеллектуальной собственности. Обращается внимание на недостаточное освещение вопросов правового воспитания учащихся в процессе их обучения в учебных заведениях. Предлагаются теоретические обоснования и практические рекомендации по повышению правосознания учащихся в области прав на интеллектуальную собственность. Также даются рекомендации по организации мониторинга уровня правосознания учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема образования в культурологическом аспекте»

ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ EDUCATION PROBLEM IN ASPECT OF THE CULTURAL SCIENCE

Власова В.Б.

Кандидат философских наук, Институт философии РАН Vlasova V.B.

PhD in Philosophy, Senior Research Assistant, Institute of Philosophy Russian Academy of Sciences Данилина Е.А.

Кандидат юридических наук, Главный юрисконсульт, Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского РАО Danilina E.A.

PhD in Jurisprudence, the main legal adviser, the Ushinsky Scientific Pedagogical Library Russian Academy of Education

Аннотация. В статье рассматривается связь между педагогикой как наукой и искусством, поскольку способ применение научных средств педагогика заимствуется, по мнению авторов, во многом у искусства.

Педагог в своей деятельности всегда должен учитывать личность обучаемого и не может действовать только формально, следуя исключительно положениям научной теории, и при смене субъекта преподавательской деятельности может существенно измениться результат. В статье также рассматривается образовательный процесс с точки зрения общекультурного различия и делается вывод, что он существенно шире, чем просто объект научной деятельности, поскольку он имеет своей целью приобщение нового поколения не только к ценностям научных знаний и технологий, но и ко всему богатству культурного наследия, достигнутого опытом прошлых поколений.

Annotation. This article is dedicated to the relation between pedagogic as a science and as an art, because according to the opinion of the authors, pedagogic borrows a way of using the scientific methods from art. A teacher in his/her work has to take into account a personality of pupil and can not act only formal, can not follow only a scientific theory, and if the subject of pedagogical activity changes, the result will also be different. The educational process considers in this article also from the cultural difference point of view, the authors draw a conclusion, that this process is much wider than just an object of scientific activity, because the aim of this process is to introduce a new generation not only to the values of scientific knowledges, but also to all the riches of cultural heritage of previous generations.

Ключевые слова. История, культура, образование.

Keywords. History, culture, education.

При рассмотрении вопроса о том, как определить культурное пространство, сложно будет найти емкую дефиницию. Но в это понятие включается не только пространство, в котором развивается культура как таковая, но и время, в которое она развивается. Также можно сказать, что любое развитие культуры - многовариантно, поэтому стоит говорить именно об историческом развитии культурных процессов.

Для более глубокого понимания самой сути понятий «культура» и «культурное пространство» стоит изучить понятие культурной деятельности. Такая деятельность, как и всякое другое явление материального мира, предполагает наличие пространственных и временных координат, которые и задают условия вариативности культурных процессов. Эти процессы, как уже было упомянуто, имеют, в частности, и вероятностные характеристики.

Культура зависима от социального и духовного пространства, в котором она формируется и развивается. Но настолько ли очевидно, что культура также зависит и от времени? Это, конечно, более сложный вопрос. К. Маркс, а также другие философы - его последователи, - писали о том, что культура небезразлична ко времени, момент времени объективизируется в материальном движении. Развитие культуры, по К.Марксу, выражается как в материальных, так и в духовных процессах. Культура прошлого имеет для нас только одно, неизменяемое, значение, однако время в его историческом понимании не только четвертая координата, это еще и возможность постижения и осмысления прошлого, - сейчас мы по-другому смотрим на культурные события прошлой эпохи, наша сегодняшняя культура небезразлична ко времени.

Так же как у Платона мир идей - это подлинная реальность, а материальный мир - это лишь возможность существования, так и в культурном процессе в диахроническом аспекте происходит взаимодействие «идей» и их «воплощения». Возможности альтернативы связаны как точки в пространстве. Можно говорить о том, что традиционная система духовных ценностей вариативна по существу, а в ее вариативности проявляются инновации, меняющие, но одновременно и закрепляющие и усиливающие традиционные объекты.

Одним из проявлений культуры, а точнее, ее неотъемлемой составляющей является искусство (т.е. творчество любого характера, не только художественное). В искусстве переворачиваются понятия формы и содержания: форма может стать содержанием, точнее - тем содержательным моментом, который перетолковывается, содержание которого сохранено в смысле. Это отражается, например, в литературе, которая из века в век отображает «вечные сюжеты», в этом случае содержание (фабула) сохранено, а форма меняется в зависимости от того, какой писатель обращается к известному сюжету. Смысл искусства состоит в эстетическом освоении действительности, в нем сама ценностная точка зрения становится смыслом: одна и та же ценность (сюжет) зависит от подачи (воплощения автором) в разных произведениях.

Рассмотрим в качестве примера филимоновскую игрушку - старинный народный промысел, развивающийся в окрестности города Одоева Тульской области.

На фотографии изображены традиционные филимо-новские игрушки - кот и собака. Это свистульки, выполненные в 2006 году из глины, причем фигурка кота выполнена в характерной для промысла желто-зеленорозовой цветовой гамме с использованием древнерусских символов - солярного знака, знаков земли и дождя. Фигурка филимоновской собачки, выполненной также в 2006 году в виде свистульки из глины, с сохранением формы «сидящего животного» и присущей промыслу эмблемы поворота головы, раскрашена в стиле позднего импрессионизма, что позволяет довольно легко угадать «намеки» автора на творчество В. Ван Гога. В такой модифицированной собачке остались неизменными форма, материал, внешние признаки, но раскраска существенно изменилась. Следует отметить, что со стороны художника это был довольно смелый шаг, ведь в русском промысле именно декор и раскраска находятся в центре внимания художника-промысловика (будь то гжельская керамика, хохломская или жостовская роспись), от нее зависит идентификация традиционного объекта.

В рассматриваемом случае с первого взгляда традиция нарушена, но на этом примере как раз можно выдвинуть тезис об изменчивости традиционного продукта в диахроническом аспекте. Вспомним икону - при всей строгой нормативности церковного канона, иконопись находится в постоянном развитии изменении, оставляя однако характерные знаки-меты для точной атрибуции. Таким образом, история и культура становятся взаимозависимы и являют собой совокупность интерферирующих процессов.

Итак, при рассмотрении понятия культурного пространства в историческом аспекте следует заострить внимание на двух методологических проблемах.

Первая - проблема глобализации (а с нею и антиглобализации) в культуре. Очевидно, что разные культуры (этнически, идеологически, исторически разно-уровневые) продолжают существовать в одну и ту же эпоху и, так или иначе, сталкиваются друг с другом. Однако глобализация -это не их унификация. В процессе глобализации культурное пространство наполняется как можно большими взаимодействующими исходными данными, переплетается с другим культурным пространством, но не становится ему идентичным.

Вторая из проблем - это понимание культурного процесса как времени, т.е. темпоральная зависимость этого процесса. Здесь снова можно сослаться на такое философское направление, как марксизм, в рамках которого время и культура понимались как параллельные процессы.

В процессе развития культуры человечество все чаще обращается к науке, поиск истины становится отдельной, не связанной с обыденной жизнью, целью. Наука характеризуется объективным способом постижения мира и, по В. С. Степину, «дает лишь один из срезов многообразия че-

ловеческого мира, поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из ее сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества - моралью, религией, философией, искусством». В связи с этим представляет интерес рассмотрения педагогики в качестве отрасли культуры, связанной с научным освоением мира.

В образовательном процессе соединяется теоретическая и практическая деятельность, присутствует научная логика. Однако поиск истины в педагогике зачастую предполагает некий выбор, базирующийся на творческой интуиции и других, связанных с этим, моментах. Поэтому, строго говоря, образовательная деятельность не является только научной, в этой деятельности много зависит от искусства педагога и его ценностной ориентации.

Наука и педагогика - это в достаточной мере близкие процессы: и там, и там многое зависит от объекта, логики, повторяемости явлений, а также определяется возможностями субъекта. Однако если в науке преимущественно мы опираемся на заданные нам вещи, то педагогика гораздо чаще пользуется методами искусства - такими как озарение, индивидуальное понимание, использование беспрецедентных приемов.

Педагогика, разумеется, пользуется научными средствами, а способы применения этих средств заимствует у искусства. Педагог не может действовать, формально следуя научным положениям, он всегда учитывает личность ученика. При смене субъекта преподавательской деятельности может существенно измениться результат.

Однако эти различия не противоречат тому обстоятельству, что процесс образования вписывается в общекультурное развитие, более того - образовательный процесс в известном смысле шире, чем просто научная деятельность, поскольку он имеет своей целью приобщение нового поколения не только к ценностям науки, но и ко всему богатству, достигнутому опытом прошлых поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.