Научная статья на тему 'Проблема обесценивания феномена любви в современном мире (в историческом контексте)'

Проблема обесценивания феномена любви в современном мире (в историческом контексте) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1615
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБОВЬ / СОВРЕМЕННЫЙ МИР / ОБЕСЦЕНИВАНИЕ / МАТЕРИАЛЬНАЯ ВЫГОДА / ДУХОВНОСТЬ / LOVE / MODERN WORLD / DEPRECIATION / MATERIAL GAIN / SPIRITUALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Строганов Дмитрий Александрович, Суровегина Екатерина Сергеевна, Поштару Роза Игоревна

В данной статье поднимается проблема обесценивания любви в современном обществе. Сравнение любви проводится через разные временные эпохи, начиная со времён Античности и заканчивая нашим современным миром. Собраны различные точки зрения философов, писателей, психологов и других известных людей, высказывавшихся о любви. Большинство из них считают, что настоящая любовь должна быть в жизни каждого человека, ведь является смыслом нашего существования. Авторы предпринимают попытку объяснить, почему в современном мире любовь уступает финансовым отношениям и то, как можно вернуть настоящую любовь в наш мир. Статья заостряет внимание на понимании любви как духовного объединяющего начала человеческого существования. Методом исследования является анализ философской, психологической, публицистической и художественной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DEVALUATION OF THE PHENOMENON OF LOVE IN THE MODERN WORLD (IN THE HISTORICAL CONTEXT)

This article raises the problem of devaluation of love in modern society. The comparison of love is made through different time epochs, starting from the time of Antiquity and ending with our modern world. Collected various points of view of philosophers, writers, psychologists and other famous people who have spoken about love. Most of them believe that true love should be in the life of every person, because it is the meaning of our existence. The authors attempt to explain why in the modern world love is inferior to financial relationships and how to return true love to our world. The article focuses on the understanding of love as the spiritual unifying principle of human existence. The research method is the analysis of philosophical, psychological, journalistic and fiction literature.

Текст научной работы на тему «Проблема обесценивания феномена любви в современном мире (в историческом контексте)»

УДК 392.6

ПРОБЛЕМА ОБЕСЦЕНИВАНИЯ ФЕНОМЕНА ЛЮБВИ

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ) Строганов Дмитрий Александрович, старший преподаватель (e-mail: [email protected]) Суровегина Екатерина Сергеевна, преподаватель (e-mail: [email protected]) Поштару Роза Игоревна, студент Нижегородский государственный педагогический университет

им. К. Минина (e-mail: [email protected])

В данной статье поднимается проблема обесценивания любви в современном обществе. Сравнение любви проводится через разные временные эпохи, начиная со времён Античности и заканчивая нашим современным миром. Собраны различные точки зрения философов, писателей, психологов и других известных людей, высказывавшихся о любви. Большинство из них считают, что настоящая любовь должна быть в жизни каждого человека, ведь является смыслом нашего существования. Авторы предпринимают попытку объяснить, почему в современном мире любовь уступает финансовым отношениям и то, как можно вернуть настоящую любовь в наш мир. Статья заостряет внимание на понимании любви как духовного объединяющего начала человеческого существования. Методом исследования является анализ философской, психологической, публицистической и художественной литературы.

Ключевые слова: любовь, современный мир, обесценивание, материальная выгода, духовность.

Философия, изучающая человека, принимает любовь равно как психическое и психофизическое проявление, однако никак не может не видеть её и как проявление онтологическое, характерное бытию. Во втором случае любовь видится как итог взаимосвязи некоторых сторон человека: биологической, социальной и духовной. Последняя, безусловно, имеет наибольшую значимость, хотя и не способна существовать без предшествующих.

О любви написано множество книг, это чувство изучалось учёными, психологами, социологами, над ним рассуждали многие философы, и трактовка любви в каждом периоде времени была разной. Означает ли это, что менялась сама любовь в разные временные пласты и во что она превратилась в современном мире?

В Античные времена было множество наименований слова любовь, для большего понимания того, как человек к тебе относится [1]: эрос - страсть к партнёру; филия - любовь к другу или родственнику; агапэ - жертвенная любовь; сторге - привязанность. Гесиод считал, что первым чувством возникшим на земле была любовь, и целью её было продолжение человече-

ского рода. Аристотель считал, что любовь дана человеку для его удовлетворения либо страдания. Более глубокие размышления о любви были у Платона, в своём произведении «Пир», где описываются андрогины - то есть люди, скрещенные между собой, они были женского, мужского и пола имеющего как мужские, так и женские части тела. В его рассказе написано, что после решения Зевса об их разъединении, они стали искать себе половину, так как чувствовали себя неполноценными. В этом произведении любовь объясняется и с другой стороны, как тяга к бессмертию, которая происходит через детей, ведь им передаются гены их родителей.

В Средние века, только жертвенная любовь считалась истинной. В это время началось распространение христианства, в связи с которым произошли большие изменения в обществе, и любовь стала совсем другой, нежели в Античности. Аврелий Августин - один из основателей христианской церкви - считал, что любовь между людьми означает себялюбие, а по законам церкви это большой грех, такая любовь считалась низменной. В то время прославлялась любовь к Богу, которая означала высокую духовность человека, именно она, по мнению Августина, помогала человеку найти свой смысл жизни и обрести гармонию. На эту тему рассуждал ещё один философ того времени - это Григорий Нисский, именно он впервые дал определение слову любовь. Он считал, что любовь создана для противостояния ненависти, и так же выделял два типа любви, считая что любовь к Богу приносит - добро, а к миру - зло.

В эпоху Возрождения, любовь объединила в себе черты античной и средневековой философии, а также обрела новые [2]. Джордано Бруно характеризовал любовь, как силу способную окрылить человека, дать ему сил для совершения, творения чего либо. По его мнению, именно это чувство даёт толчок для познания мира. Лоренцо Валла считал, что любовь должна быть земной, то есть приносить человеку удовольствие, а так же иметь связь с религией, то есть чувства должны быть высокими и духовно развивать человека. Философ Франческо Каттани писал больше о земной любви, раскрыл это понятие с точки зрения психологии. Считал, что благодаря любви человек познаёт не только своё тело, но и самого себя, это помогает человеку узнать себя и самосовершенствоваться, благодаря чему он сможет раскрыться и найти себя. Джузеппе Бетусси и Бальдассаре Кас-тильоне считали, что любовь в основном нужна для продолжения рода, а её главная цель - стремление к красоте. В творчестве Шекспира, написано много книг о любви, по которым можно сказать, что Шекспир считал любовь - очень сильным чувством, которое ничто на свете ни в состоянии перебороть.

Философия Нового Времени, полностью отличается от предыдущих времён, на первый план в это время встаёт - гуманизм, в связи с этим так же меняется отношение к любви. Рене Декарт не разделял любовь на виды, так как считал, что к кому бы она ни проявлялась, имеет схожее чувство. Считал, что тело человека не связано с его сознанием и встретив своего

человека, тело почувствует «движением духов, которое побуждает душу по доброй воле связать себя с предметами, которые кажутся ей близкими».

Г. Лейбниц больше выделял дружескую любовь, которая развивает в человеке качества жертвенности и героизма. Гоббс, Локк и Ламетри не выделяли в любви, что-то неземное или божественное, они считали, что это чувство существует лишь для удовлетворения человека в физическом плане.

По мировоззрению И. Канта, любовь - это обязательная ступень в жизни человека, которую должен пройти каждый, а так же перейти из чувственной любви в высшую, то есть любви к Богу. Л. Фейербах придерживался понятию любви с христианской точки зрения, он считал, что чувство любви мы должны испытывать ко всем людям, это позволит приобрести гармонию общества [3].

А. Шопэнгауэр изложил мысли о любви в своей книге «Мир как воля и представление», где говорится, что любовь - это природный инстинкт, который немногие могут перебороть, чувства любви как такового нет, люди просто ищут красивых и умных людей с их точки зрения, для хорошего продолжения рода, в котором нуждается природа.

М. Шелер считал, что любовь существует отдельно от нашего сознания и не даётся пониманию, говорил что для существования любви в отношениях достаточно её проявления с одной стороны, это помогает партнёру открыть для себя мир с лучшей стороны.

Ж.-П. Сартр утверждал, что любовь человеку нужна лишь для самоутверждения себя за счёт другого, в тот момент когда начинает управлять человеком, к примеру, ограничивает его свободу, право выбора [4].

Тема любви была так же затронута нашими соотечественниками. Это такие философы, как В. Соловьев и Н. Бердяев. Владимир Соловьёв, считает любовь чувством меняющим человека в лучшую сторону, меняющим представление человека о личности, испытывая любовь к кому то, человек начинает себя вести по-другому, с заботой и пониманием не только по отношению к своему партнёру, а к людям в целом, ценить окружающий мир. Главной целью любви, по его мнению, является продолжение рода [5]. Николай Бердяев сравнивает любовь с яблоком, являясь не целым он не смотрится так гармонично и красиво, ведь природа создала его одним целым, вот так и люди по природе должны искать своих половинок и, найдя обретут счастье и гармонию в жизни.

Таким образом, история показала, что любовь всегда признавалась как великое чувство, которое всегда было в центре внимания философов, во все времена человеческой жизни. В Античности любовь считалась даром богов, великой силой, на основе которой строилась жизнь, в отношениях между мужчиной и женщиной строилась в основном на страсти [6]. В Средневековье, любовь между мужчиной и женщиной считалась грехом, христианство не принимало такую любовь [7]. Женщина представлялась искусительницей, по вине которой распался рай, поэтому мужчины счита-

ли, что любовь к женщине погубит их душу. Эпоха Возрождения пыталась вернуть любовь существующую во времена Античности, поэтому смешала в себе черты любви Античности и Средневековья. В эпоху Нового Времени каждым философом любовь трактовалась в разных аспектах, но цель любви была одна - духовное развитие человека и гармония.

Изучив любовь с философской и исторической стороны, можно сделать вывод о том, что любовь понималась по-разному, во многом это зависит от времени в котором существовало человечество, устоев общества на тот период времени и мировоззрения конкретного человека. Но никогда любовь не была так обесценена людьми, как в нашем современном мире.

«Раньше о любви так много, как сейчас, не говорили, но её было больше», пишет - Анна Гиппиус (роман «Петр и Феврония») [8]. В современном мире любовь это достаточно редкое явление. С самого рождения в людях заложено чувство любви, сначала мы испытываем её к близким нам людям, например, к родителям, становясь взрослее к друзьям, но вырастая начинаем избавляться от этого чувства пытаясь притупить его. Случается это по разным причинам и может быть связано с предательством от людей, которых мы любили. В наше время чаще всего это происходит из-за того, что люди стали жить в первую очередь для собственного удовольствия, отношения существуют для физического удовлетворения, женятся люди исходя из получаемой выгоды, не имея никаких чувств к человеку, лишь желание материально обогатится. Браки стали заключать в более позднем возрасте, а именно в 30 лет, когда ранее средний возраст вступления в брак был 20 лет [9].

С чем это связано? И как вернуть понимание любви, существовавшее раннее? Связано это скорее всего с тем, что реальное общение с человеком мы заменяем виртуальным, боимся признаться в своих чувствах, или делаем это через лайки и комментарий под фотографиями, при первом же отказе опускаем руки. Видим красивую картинку «счастливой жизни» звёзд в социальных сетях и стремимся жениться на обеспеченном человеке не имея к нему чувств, завидуем друзьям или родственникам, которые живут на наш взгляд счастливо, и пытаемся найти себе такую же вторую половинку. Делая всё это, мы обесцениваем чувство любви, пытаемся прожить чужую жизнь, всё это никогда не сделает нас счастливыми и не поможет обрести любовь, поэтому важно: говорить о своих чувствах человеку в лицо; не боятся отказов, а добиваться своего; не повторять чью то жизнь, а проживать свою; не искать любовь, эти встречи чаще всего случайны; верить в свою вторую половинку; не думать, что богатство принесёт вам счастье; доверять друг другу; жить эмоциями.

Э. Фромм считал, что любовь - великое искусство, в своей книге «Искусство любить» писал, что современный человек утратил истинное чувство любви, мы выбираем человека для совместной жизни как товар на рынке, не имея к нему никаких чувств, видя в нём лишь собственную выгоду, то есть создаём семью лишь для материальной обеспеченности. По мне-

нию Э. Фромма, мы имеем возможность вернуть в современный мир прежнюю любовь, и для этого он даёт несколько советов: в первую очередь, нужно быть дисциплинированными, уметь отвечать за каждый свой шаг; сосредоточиться на самом себе и на своём партнёре; научиться иметь терпение; быть вовлеченными в какое-нибудь дело, либо творчество [10].

В наше время любовь перестала цениться людьми, а ведь раньше это было целью жизни человека, даже во времена Средневековья, когда любовь являлась грехом, люди втайне создавали семьи. Люди эгоистичны и им всегда мало, не имея сейчас ни на что запретов, нам хочется чего - то большего, чем просто любовь, а именно богатства, власти и т.д. Сами люди обесценили любовь в нашем мире, предавая чувство любви для получения выгоды. Таковы приоритерты информационной цивилизации [11]. Но всё в наших руках, и мы имеем возможность всё исправить, придерживаясь советов, написанных в данной статье.

Многие современные философы да и просто известные мыслящие люди обращались к теме любви, например, Дэниел Денет, Стив Джобс, Курт Воннегут. Последний задавался вопросом: «Сколько лет должно пройти, чтобы мы поняли, что смысл человеческой жизни только в том, чтобы любить тех, кто рядом с тобой, кто нуждается в твоей любви?» [12]. Эти слова подтверждают мысль о том, что в современном мире люди не акцентируются на любви, хотя она имеет место быть в жизни каждого.

Рассмотрев разнообразные точки зрения, можно сформировать особое определение любви. Любовь - это одно из наиболее красочных проявлений людской сущности, одна из основных причин существования каждого с нас. Это не просто сексуальное влечение с целью совокупления, но и что-то высокое, облагораживающее. Наверное, и можно провести свою жизнь в отсутствии любви, однако в такой ситуации вряд ли можно оценить ее как состоявшуюся и полноценную.

К сожалению, современный социум отвергает настоящую человеческую любовь, он никак не принимает ее для собственного функционирования, так как она требует больше внутренних затрат от индивида, нежели он имеет в наше время. На сегодняшний день отходят на последний план все без исключения духовные направляющие людей, утрачивают собственную значимость нравственные, моральные нормы. А на первом месте стоит человеческое самолюбие [13]. Люди тонут в своем эгоизме, который утонченно прикрывается великим чувством любви. Они не могут признаться, в первую очередь себе, в том, что непосредственно нами движет в подобных ситуациях. Люди привыкли извлекать лишь выгоду, получать эмоции и исполнять собственные нескончаемые стремления во взаимоотношениях.

Список литературы

1. Философия любви. В 2 т. Ч. 1 // Антология любви / [сост. А. А. Ивин]. М.: Политиздат, 1990. 510 с.

2. Миргородский А.А. Концепт любви в философии эпохи Возрождения // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-lyubvi-v-filosofii-epohi-vozrozhdeniya (дата обращения: 27.04.2020).

3. Спирова Э.М. Любовь как антропологическая данность // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2016. №1 (27). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/lyubov-kak-antropologicheskaya-dannost (дата обращения: 27.04.2020).

4. Корлякова А.В., Чебаков Р.К. Философия любви в историческом развитии // Система ценностей современного общества. 2014. №38. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/filosofiya-lyubvi-v-istoricheskom-razvitii (дата обращения: 27.04.2020).

5. Соловьев В.С. Смысл любви. - М.: Современник, 1991.

6. Хазина А.В., Строганов Д. А. Эллинизм в опыте ментальной идентификации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2016. № 8 (229). С. 12-15.

7. Мальцева С.М., Комарова А.Н., Строганов Д.А. К вопросу о светском и атеистическом в образовании // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 4-3. С. 104-108.

8. Гиппиус А. С. Петр и Феврония. М.: Азбука, 2008. 256 с.

9. Минюшев, Ф. И. Социальная антропология: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Акад. проект: Фонд «Мир», 2010. 288 с.

10. Фромм Э. Искусство любить: (перевод с англ.). - М.: АСТ: Астрель, 2012.

11. Мальцева С.М., Балашова Е.С., Егорова Т.А. Социальная сеть как средство удовлетворения потребностей человека в условиях виртуальной реальностИ // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2019. № 6 (25). С. 87-93.

12. Зубец О. П. Трактаты о любви: сб. текстов. - М.: Ин-т философии РАН, 1994. 187 с.

13. Ермилова, М.В. Любовь как основа человеческого мира: современный взгляд // Роль и место информационных технологий в современной науке: сб. статей. СПб, 2019. С. 144 - 147.

Stroganov Dmitry Aleksandrovich, senior lecturer, Department of General history, classical disciplines and law

Surovegina Ekaterina Sergeevna, teacher of the Department of Russian history and auxiliary

historical disciplines

Poshtaru Roza Igorevna, student

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University,

THE PROBLEM OF DEVALUATION OF THE PHENOMENON OF LOVE IN THE MODERN WORLD (IN THE HISTORICAL CONTEXT)

This article raises the problem of devaluation of love in modern society. The comparison of love is made through different time epochs, starting from the time of Antiquity and ending with our modern world. Collected various points of view of philosophers, writers, psychologists and other famous people who have spoken about love. Most of them believe that true love should be in the life of every person, because it is the meaning of our existence. The authors attempt to explain why in the modern world love is inferior to financial relationships and how to return true love to our world. The article focuses on the understanding of love as the spiritual unifying principle of human existence. The research method is the analysis of philosophical, psychological, journalistic and fiction literature. Key words: love, modern world, depreciation, material gain, spirituality.

УДК 378

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА Челнокова Елена Александровна, кандидат педагогических наук (e-mail: [email protected]) Челноков Александр Сергеевич, магистрант (e-mail: [email protected]) Максимова Ксения Алексеевна, студент (e-mail: [email protected]) Лапшина Ирина Александровна, магистрант (e-mail: [email protected]) Барабина Ирина Евгеньевна, магистрант (e-mail:[email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород, Россия

В настоящее время вопросы и проблемы осуществления правового воспитания молодёжи являются широко обсуждаемыми и нуждающимися в более детальном анализе и наиболее точной характеристике. Цель статьи - изучить теоретические основы и практические аспекты правового воспитания студентов. ключевыми направлениями и формами их, приемлемыми для вузов, выступают правовая агитация, правовая пропаганда, правовое просвещение, участие в обеспечении правопорядка. Авторы рассмотрели характеристику правового воспитания посредством анализа принципов: единства правового воспитания, своевременности воспитания, сочетания убеждения с принуждением. Правовое воспитание осуществляться во время беседы, «круглого стола», вечера вопросов и ответов, института правовых познаний, юридических олимпиад, викторин, диспутов на правовые темы, встреч с работниками суда и прокуратуры, при проведении собраний в группах с обсуждением поведения правонарушителей-студентов. Успешными в правовом воспитании являются учебные деловые игры, когда обучающиеся могут выступать в них в роли правозащитников, а также судей и присяжных. Правовое воспитание содействует увеличению роли обучающихся техникумов в студенческом самоуправлении. Правовое воспитание студентов техникумов является систематическим и поэтапным воспитательным воздействием на студентов техникума в области стимулирования правопослушного поведения, а также развития навыков защиты своих прав и свобод. Целью правового воспитания студентов техникумов является формирование правового сознания, осознанного восприятия правовых норм, правомерного поведения, то есть точного, строгого соблюдения студентами юридических предписаний и гражданской сознательности. Результатом правового воспитания является формирование у студентов техникумов важных для государства и общества личностных качеств, которые также способствуют качественному выполнению профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.