УДК 378.12
кандидат биологических наук, академический доцент Жандавлетова Райхан Булатовна
Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата (г. Кызылорда)
ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Аннотация. Педагогическая любовь может способствовать изучению и успеваемости учеников, предоставляя им положительный опыт обучения и воспринимаемые успехи. Любовь к детям это движущая сила в стремлении учителей к самообразованию и самовоспитанию. В нашей статье рассмотрены теоретические подходы к пониманию любви к детям и предлагается одна из разработанных нами методик, которая помогла бы учителям взрастить в себе принятие и любовь к детям.
Ключевые слова: педагогическая любовь, методика, опыт, педагогическое мастерство, система образования, любовь к детям.
Annotation. Pedagogical love can foster learning and student achievement by giving them a positive learning experience, initial excitement and perceived success. This article will analyze and define theoretical approaches to understanding love for children. At the end of this article, I will share with my methodology, which has helped me and some young teachers to cultivate the love of children, fully open their hearts and accept them as they are.
Keywords: Methods of teaching, experience, pedagogical skills, educational system, love for children.
Если учитель имеет любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученику, он - совершенный учитель»
Л. Н. Толстой
Введение. Современная система образования, ориентированная на гуманистическое видение педагогического процесса, на отношение к ребёнку, как к главной ценности, на педагогическое творчество, предполагает готовность педагога к самостоятельному осмыслению условий, способствующих развитию его профессионализма [1].
Обучение - сложная работа и многие учителя приходят к выводу, что их первоначальные упрощенные взгляды на учение сталкиваются, когда тонкости их работы становятся более ясными с течением времени. Благодаря этому процессу, когда растущее понимание преподавания начинает появляться в значительной степени в результате обучения через опыт, новая оценка его навыков и способностей заставляет некоторых двигаться дальше простой доставки информации [2].
Педагогическая любовь считалась основным фактором в определении хорошей педагогики на протяжении десятилетий, хотя характеристики хорошего учителя всегда включали в себя множество функций. Особенно подчеркивались такие особенности, как способность поддерживать дисциплину и порядок, устанавливать требуемый уровень цели и мастерство субстанции. Следовательно, даже педагогическое образование больше фокусировалось, например, на дидактических навыках преподавателей, а также на способности преподавать предметы и поддерживать социальный порядок. Хотя любовь может быть понята по-разному некоторые, возможно, рассматривали ее узко, не связывая ее с деятельностью учителей. Аналогично, немецкий философ Макс Шелер (1874-1928) рассматривал ценность и любовь как основу воспитания.
Согласно мышлению М. Шелера, человек в основном является эмоциональным существом. Интерес ученика к его окружению, к явлениям, объекту мира, а также к самому себе, в первую очередь эмоциональный по своей природе и только вторично интеллектуальный. Люди концентрируются на том, что им нравится и что они ценят. М. Шелер называет эту любовь внешнюю и преднамеренную. Любовь вызывает интеллектуальное и логическое мышление [3].
По сути, люди - это не только мыслящие существа, но и любящие существа. Любовь влияет на направление действия людей, а также на его интенсивность. Положительные эмоции, радость, сильные чувства способны вести интеллектуальную энергию к желаемой цели. Отрицательные эмоции, горе, страх и гнев вызывают энтропию, внутренний дисбаланс, который сжигает энергию, маркирует цель с отрицательным статусом, преследует аннулирование и недооценку. Любовь как эмоция и действие создает надежду и смелость и в лучшем случае проявляется в стремлении развиваться, расти, идти вперед, независимо от того, куда направлена эта любовь - на других людей, на искусство, науку, идею или на природу.
Изложение основного материала статьи. Педагогическая любовь - это уже не просто естественное чувство, это как способ обучения. В качестве метода обучения «педагогическая любовь учителя не будет зависеть от того, как ученик реагирует на любовь учителя», и он не нацелен на то, чтобы угодить ученикам. Педагогическая любовь не пытается удерживать ученика в постоянной зависимости от учителя.
Истинный педагог, имеющий это качество вместе с образованием дает ребенку частичку себя, свои моральные и нравственные принципы, где любовь педагога к детям является нравственным ориентиром и подражательной основой для учащихся. В обучении и воспитании подрастающего поколения выдающийся казахский педагог Ы.Алтынсарин отводил главенствующую роль учителю. Его педагогические идеи, высказанные на этот счет, мы находим в официальных отчетах, докладных записках, в обширной переписке, с видными деятелями народного образования,в учебниках, учебных и методических пособиях, а также в воспоминаниях разных лиц об Ы.Алтынсарине.
Знакомясь с высказываниями Ы.Алтынсарина можно увидеть, что учитель в его представление-двигатель всего процесса обучения и воспитания. Он считал, что талант учителя -в умении найти путь к сердцу учащегося. Поэтому он требовал от учителей, чтобы они упорно овладевали рациональными методами обучения и педагогическим тактом, как он писал, «педагогическими и учительскими приемами» [4].
«Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности. Никто не может осознать суть другого человека в глубочайшей сути его личности. Никто не может осознать
другого человека до того, как полюбил его. В духовном акте любви человек становится способным увидеть существенные черты и особенности любимого человека, но более того, он видит потенциальное в нем. Кроме того, любя, любящий человек заставляет любимого актуализировать свою потенциальность. Помогая осознать то, кем он может быть и кем он будет в будущем, он превращает эту потенциальность в истинное».
Любящий учитель показывает ученику размеры своего развития в манере речи. Так укрепляется самооценка ученика, и он или она может развиваться в сторону более высокой активности от самых низких, ориентированных на удовольствие. Достижение высокоуровневых навыков вознаграждает, потому что оно приносит удовольствие, и тем не менее оно часто требует, как упоминалось ранее, самодисциплины и отказов. Без поддержки учителя ученик может легко оставаться на том уровне, где получить удовольствие легко и без усилий. Таким образом, педагогическая любовь не является иррациональной сентиментальностью или слабовольным. Это рабочий метод, который предполагает постоянный интерес и настойчивость для поддержки развития учеников ради себя и всего общества. Педагогическая любовь - это фундаментальный принцип и метод хорошего учительства [5].
Понимая важность педагогической любви к детям, для многих молодых учителей стает вопрос: как воспитать в себе любовь к ребенку? Умение проявлять тактичность, уважение, заботу, позволяющие устанавливать педагогически целесообразные отношения с ребенком. Современный педагог Ш.А. Амонашвили подчеркивает, что " педагогическая любовь требует для своего проявления огромных душевных усилий и мудрости сердца" [6]. В своей книге « Как любить детей. Опыт самоанализа» автор пишет, что «.. .в ком уже есть любовь к детям, к тому, при старании, придёт и искусство их любить, т.е. понимание того, как их нужно любить».
В данной статье мы хотим предложить одну из наших разработанных методик, которая помогла бы усилить или углубить у учителя состояние принятия и любви к детям. Принятие-это полное внутреннее согласие с тем, что есть. Принимать значит разрешать чему то быть таким, каково оно есть. В нашем случае научиться принимать детей такими, какими они есть по природе, открыв им свое сердце.
Наша методика под названием «Открой свое сердце детям» скорее всего относится к психологическому направлению, так как при ее выполнении нужно использовать настрой с намерением и визуализацию.
Во время прохождения педагогической практики эту методику используют наши студенты 4 курса по специальности и магистранты, у которых есть уже база знаний о возрастных психофизиологических особенностях детей, изучали психологию и педагогику, знакомы с трудами таких выдающих казахских педагогов И. Алтынсарина, Абая Кунанбаева, Шокана Уалиханова, российских педагогов и психологов как Ш. Амонашвили, Д. Зуев, В. Давыдов, Я.Коменский и другие.
Техника выполнения методики «Открой свое сердце детям» состоит из трех шагов:
1. Перед началом учитель должен настроиться и создать намерение.
Намерение — осознанная цель, решимость, смысл желания или действия; неотъемлемое всепоглощающее ожидание четко сформулированного события с полным отсутствием сомнений в его необходимости. Например, намерение - открыть свое сердце и быть ближе к этому ребенку или намерение -взрастить в себе любовь к детям.
2. Берешь во внимания одного ребенка и представляешь себя его (ее) мамой. Делаем эту технику не спеша , помогаем себе словами, мысленно проговаривая: « Я твоя мама». Слово МАМА - это первое слово, которое самостоятельно произносит каждый ребенок в своей жизни. Сколько тепла, ласки и света таит в себе это волшебное слово.. Далее рассматриваешь ребенка, сначало лицо, глаза, ушки, носик, как он сидит, что делает. Можно также представить мысленно, как этот ребенок любит вас как маму. Как почувствовали, что от вашего сердца идет посыл с теплотой и лаской к данному ребенку, поймайте это ощущение.
3. Спокойно подышите сердцем. Представьте, как во время вдоха сердце наполняется ощущением тепла, заботы, ласки и любви, затем выдыхаете это прекрасное чувство также через сердце детям.
Эту технику рекомендуем проделывать каждый день и начинать лучше с младших классов. Если вы классный руководитель, проделывать эту технику можно сидя на задней парте во время урока другого учителя или во время контрольной, самостоятельной или групповой работы, когда ребенок занят и за ним можно понаблюдать. Было замечено, что на 3- 4 месяце эксперимента, проделывая эту технику, лишь одним настроем, намерением автоматически без участия визуализации открывается сердце учителя, идет принятие детей такими какими они есть на уровне понимания и осознания.
На основании многолетней практики педагогической деятельности в рамках исследования можно сделать следующие выводы: педагогическая любовь к детям является неотъемлемым, сущностным компонентом педагогического процесса; педагогическая любовь выступает важным фактором мотивации к учебной деятельности, активатором познавательной деятельности; любовь к детям это движущая сила в стремлении учителей к самообразованию и самовоспитанию; без педагогической любви преподавание и обучение могут оставаться как форма эффективного управления обучением и стать средством связи между интенциональностью дизайнеров учебных планов и фактическими результатами обучения, которые развиваются у учащихся.
Выводы. В заключении, мы хотим закончить словами выдающегося российского педагога и психолога Ш. Амонашвили « ..дети будут преуспевать в своём духовно-нравственном становлении и познании наук в той мере, в какой всем и каждому достанется благотворная энергия педагогической любви. И чем больше будет наполнено образовательное пространство этой энергией, тем богаче закипит в нём жизнь детей».
Литература:
1. Назарбаев Н.А. Послание Президента РК народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» от 27 января 2012г. Аукен В.М. Институциональная экономика: институт образования. - Алматы: Институт развития Казахстана, 2007. - 173 с.
2. Вульфов Б.З., Иванов ВД. Общая педагогика. М., 2000. С. 370-384.
3. Solasaari, U. (2003). Rakkausjaarvotkasvattavatpersoonan - Max Schelerinkasvatusfilosofiaa [Love and values rear a personality - Max Scheler's philosophy of education]. Studies of the Department of Education in the University of Helsinki 187. Helsinki, Finland: UniversityofHelsinki.
4. И. Алтынсарин. Избранные произведения. Алма-Ата. 1968 год.
5. Казанский О.А. Педагогика как любовь. М., 2000.
6. Амонашвили Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа). Издание 2-е, переработанное и дополненное / Ш.А. Амонашвили. - Москва: Изд-во «Школа Понимания», - 2013. - 76 с.
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент кафедры промышленной электроники и светотехники Закиева Рафина Рафкатовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанский государственный энерегтический университет» (г. Казань)
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Аннотация. В статье предлагается концептуальный подход к непрерывному профессиональному образованию как механизму обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров.
Ключевые слова: профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, высшее образование, интеграция, междисциплинарные области исследований.
Annotation. The article proposes a conceptual approach to continuing professional education as a mechanism for ensuring the training of highly qualified personnel.
Keywords: professional education, additional professional education, higher education, integration, interdisciplinary research areas.
Введение. Современный этап развития российского общества главной задачей образовательной политики определяет обеспечение качества образования на основе соответствия перспективным потребностям личности, общества и государства. Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, социально устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни - главная цель современного образования, отвечающая социальным запросам. В соответствии с «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» обновление образования должно происходить в направлении создания оптимальных условий для всестороннего развития личности с новым сознанием, с уровнем образования, отвечающим интересам, склонностям и запросам человека.
В этих условиях все большую значимость приобретает идея непрерывного образования -последовательного формирования способностей и творческого потенциала специалистов, готовых работать с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях, умеющих самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения.
Изложение основного материала статьи. Идея важности и ценности получения новых знаний на протяжении всего жизненного пути для развития человека отнюдь не является новой и высказывалась мыслителями с самых древних времён, в том числе и одним из основателей педагогики как науки Я. А. Коменским. Им было выдвинуто общее положение о том, что все люди равноправно должны иметь возможность обучаться и развиваться на протяжении всей жизни. Однако именно в XVIII-XIX вв., когда стали нарастать темпы появления новых знаний и изменения с их помощью способов деятельности человека, идеи непрерывного обучения стали обретать прикладной характер. Известный философ и педагог Дж. Дьюи в своём фундаментальном труде «Демократия и образование: введение в философию образования» выдвинул тезис о том, что образование не должно прекращаться с окончанием школы, в то время как назначение образовательной организации состоит в обеспечении продолжения образования посредством привлечения сил, гарантирующих развитие. Соответственно, ценность школьного образования следует определять тем, в какой мере оно формирует стремление к непрерывному росту на протяжении жизни. По мнению исследователя, образование является одной из наиболее важных основ для полноценной жизни человека в социуме, при этом она может закладываться не только и не обязательно в детские или юношеские годы, но и в любой период человеческой жизни [1].
Профессионально-педагогическое образование, как и вообще вся система российского образования, находится в своём постоянном совершенствовании, в ней постоянно происходят изменения, свидетельствующие о динамичности и непрерывном развитии данной системы. Данные изменения позволяют вывести систему профессионально-педагогического образования на достаточно высокий уровень саморазвития и самосовершенствования.
Непрерывное образование С. И. Змеёв определяет его как «способ жизнедеятельности человека, процесс приобретения им необходимых знаний, умений, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций по мере возникновения потребности в них, происходящий на протяжении всей жизни человека» [4]. То есть автор видит в непрерывном образовании не только инструментальный, но и ценностный смысл. При этом идея ценности выражается на двух уровнях: непрерывное образование как процесс приобретения ценностей и как жизненная ориентация человека, то есть как ценность само по себе. Подобные идеи являются лейтмотивом трактовок непрерывного образования большинством исследователей. Сегодня в нашей стране в центре внимания проблем непрерывного образования и его развития находятся вопросы образования взрослых, в особенности образования, которое взрослый человек получает после основного высшего или в дополнение к нему. Такая актуальность данной проблематики, на наш взгляд, вызвана следующими причинами:
1. Общее образование в России является обязательным (среднее общее обязательно до тех пор, пока гражданин не достиг 18 лет, а обязательность основного общего возрастом не ограничивается) [7], то есть школьное (или школьное и среднее профессиональное) образование должно быть непрерывным по закону.
2. Высшее образование не является у нас обязательным законодательно, однако одна из основных современных тенденций развития - массовость - делает его обязательным фактически [11]. П. С. Пробин отмечает, что «уже очень давно с точки зрения конъюнктуры рынка труда высшее образование, по сути, утратило свои былые позиции. Действительно, в настоящее время оно представляет собой некий минимальный образовательный уровень, позволяющий соискателю претендовать на более-менее квалифицированную работу. Среднее специальное образование, которое в советское время гарантировало человеку стабильную работу по специальности, возможно - и без карьерных перспектив, - в настоящее время не гарантирует прежнего «жизненного минимума» и многими воспринимается не как определённый профессиональный уровень, а как шаг на пути к диплому вуза» [9].