Научная статья на тему 'Проблема обеспеченности инновационности автомобилестроения, решаемая в рамках долгосрочного стратегирования (на примере Нижегородской области)'

Проблема обеспеченности инновационности автомобилестроения, решаемая в рамках долгосрочного стратегирования (на примере Нижегородской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО АВТОКОМПОНЕНТОВ / INNOVATIONS / LONG-TERM DEVELOPMENT STRATEGY / REGION / ECONOMIC GROWTH / REGIONAL DEVELOPMENT / INDUSTRIAL CLUSTER / AUTOMOBILE CONSTRUCTION / MANUFACTURE OF CAR PARTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ватыляк К.В.

В статье рассматриваются инновационные методы развития одной из наиболее перспективных с точки зрения отраслевых приоритетов сферы автомобилестроения Нижегородской области, выявленной на основе разработки Стратегии развития на долгосрочную перспективу. Проанализированы основные цели и задачи стратегии, направленные на инновационные методы развития производства автомобилей и автокомпонентов и достигнутые к настоящему времени результаты. За счет комплексных мер Правительства Нижегородской области, государства, финансовых учреждений и научных организаций удалось достичь стабильного экономического развития региона и добиться роста показателей объемов производства на фоне падения данного показателя в целом по стране, что говорит об эффективности реализации предпринятой Стратегии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ENSURING THE INNOVATIVENESS IN AUTOMOTIVE INDUSTRY, SOLVED AS PART OF LONG-TERM STRATEGY DEVELOPMENT (AS EXEMPLIFIED BY THE NIZHNY NOVGOROD REGION)

The article addresses the innovative methods of developing one of the most perspective areas of the Nizhny Novgorod Region from the standpoint of sectoral priorities, namely, the automotive industry, which was identified on the basis of drafting the long-term development strategy. The article analyzes the main objectives and tasks of the strategy, focused on innovative development methods of manufacturing automobiles and their parts, and examines the results attained so far. Owing to comprehensive measures, undertaken by the Government of the Nizhny Novgorod Region, the State, financial institutions and scientific organizations, it became possible to achieve the sustainable economic development of the region, and raise the production volume indicators against the background of their fall in the country as a whole, which proves the efficiency of implementing the applied strategy

Текст научной работы на тему «Проблема обеспеченности инновационности автомобилестроения, решаемая в рамках долгосрочного стратегирования (на примере Нижегородской области)»

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОСТИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ, РЕШАЕМАЯ В РАМКАХ ДОЛГОСРОЧНОГО СТРАТЕГИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

К.В. Ватыляк, студент Воронежский государственный педагогический университет

В статье рассматриваются инновационные методы развития одной из наиболее перспективных с точки зрения отраслевых приоритетов сферы автомобилестроения Нижегородской области, выявленной на основе разработки Стратегии развития на долгосрочную перспективу. Проанализированы основные цели и задачи стратегии, направленные на инновационные методы развития производства автомобилей и автокомпонентов и достигнутые к настоящему времени результаты. За счет комплексных мер Правительства Нижегородской области, государства, финансовых учреждений и научных организаций удалось достичь стабильного экономического развития региона и добиться роста показателей объемов производства на фоне падения данного показателя в целом по стране, что говорит об эффективности реализации предпринятой Стратегии

В целях повышения конкурентоспособности страны и достижения стабильного экономического развития особое внимание уделяется потенциальным возможностям отдельных регионов.

В рамках данной цели регионы РФ разрабатывают долгосрочные стратегии развития [1]. Рассмотрим эффективность реализации данных стратегий развития в регионах на примере Нижегородской области.

В частности проанализируем инновационные аспекты, реализуемые в сфере автомобилестроения, являющейся одним из наиболее перспективных направлений с учетом отраслевых приоритетов, а также ключевых преимуществ и проблем области.

Производству автомобилей и автокомпонентов на территории региона Правительством Нижегородской области отдается роль катализатора социально-экономического развития области на среднесрочную (до 2013 года) и долгосрочную (до 2020 года) перспективу.

Одним из стратегических фокусных направлений «главного удара» Правительства в Стратегии развития области до 2020 года является обеспечение лидерства в области автомобилестроения [2].

Возможность обеспечения лидерства обусловлена следующими предпосылками:

- наличием растущего спроса на продукцию сектора на российском и международных рынках;

- высоким уровнем развития сектора на территории области и готовностью акционеров РУСПРОМАВТО инвестировать в модернизацию своих активов;

- множеством машиностроительных, оборонных и приборостроительных предприятий, расположенных на территории области, многие из которых могут стать поставщиками компонентов для автомобилестроения;

- исторически сложившимися технологическими традициями и системой подготовки квалифицированных кадров;

- значительное влияние сектора автомобилестроения на другие сектора экономики,

- выгодным географическим положением Нижегородской области по отношению к ключевым российским центрам автомобилестроения;

- наличием потенциала роста производительности труда в секторе за счет модернизации действующих автомобилестроительных предприятий, а также организации на территории области сборочных производств ведущих международных производителей автомобилей (OEM) и автомобильных компонентов;

- за счет имеющегося стратегического потенциала сектора возможно сохранение и развитие компетенций в сфере машиностроения, материаловедения и электроники (до 50 % инноваций в автомобилестроении сегодня приходится на ИТ и электронику).

Планируется, что к 2020 году развитие сектора позволит создать дополнительные рабочие места для трудоспособного населения области. В совокупном объеме выручки в экономике Нижегородской области среди базовых секторов наибольший вес будет иметь автомобилестроение, затем - топливная промышленность, черная металлургия, научно-образовательный комплекс и др.

Предполагается создание кластера в области автомобилестроения и нефтехимии, который позволит объединить усилия малого, среднего и крупного бизнеса, органов государственной власти, ассоциаций и общественных объединений, финансовых организаций, научно-исследовательских и образовательных учреждений для наиболее эффективной реализации инвестиционного и инновационного потенциала региона.

Основными задачами развития кластеризации промышленности области являются: - эффективное использование промышленного и научно -технического (инновационного) потенциала области на основе оптимизации бизнес структуры; - обеспечение инновационного развития предприятий промышленности путем стимулирования развития отношений между научными организациями и производственными предприятиями; рациональное размещение производительных сил с целью эффективного использова-

ния промышленного и научно-технического потенциала области; - рациональное использование трудовых, природных, материальных и энергетических ресурсов; -также ожидается, что кластер автокомпонентов усилится заводом немецкой BKT (Boryszew Kunststofftechnik Deutschland GmbH) [3].

Стратегическими задачами производителей спецтехники является ориентация на мировые стандарты качества и как следствие повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.

На первом этапе реализации стратегии в течение 2006-2008 годов проводилась большая работа по привлечению крупных инвесторов в отрасль автомобилестроения. В результате удалось реализовать крупные проекты:

-Группа «ГАЗ». Запуск в июле 2008 года производства легковых автомобилей мирового уровня Волга Сайбер.

- ООО «Павловский автобусный завод» и компания «Маркополо». Совместное производство автобусов на самоходном шасси.

-ОАО «Павловский опытно-механический завод». Организация производства кузовов для вездеходов «Узола», «Фермер».

-ООО «ИВК». Организация в г. Городец производства автокомпонентов. Жгуты для электропроводки автомобиля ВАЗ «Приора».

-ОАО «Коммаш». Внедрение новой линии по сборке серийных автомобилей, организация сервисного обслуживания автомобилей Фаун Ротопресс (FAUN ROTOPRESS), организация окрасочного комплекса [4].

С 2009 по 2014 годы для поддержания платежеспособного спроса на продукцию, произведенную на территории РФ, и стабилизации финансового состояния отечественных автопроизводителей существенное значение имели федеральные и региональные меры поддержки отечественного автопрома:

- Проведение прямых закупок автомобильного транспорта и дорожно-строительной техники для государственных нужд, в централизованном порядке. В рамках данного направления было реализовано автотранспортных средств на сумму 690 млн.руб., продукция автомобилестроения нижегородских предприятий вошла в перечень закупаемой федеральными органами исполнительной власти.

- 31.12.2009 года было подписано Постановление Правительства РФ № 1194 «О проведении эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств, взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств».

На реализацию программы утилизации автотранспортных средств в 2010 году были выделены средства из бюджета области - 292 млн. рублей, благодаря чему удалось реализовать более 2,8 тыс. автомобилей Группы ГАЗ [5].

В результате реализации программы утилизации значительно увеличилось производство всей основной продукции автопрома Нижегородской области (рисунок).

Динамика рынка автомобильной промышленности по основным видам товаров

2009

2010

I Грузовые автомобили Автобусы

Машины для городского коммунального хозяйства

Легковые автомобили I Автомобильные двигатели

20

40

60

80

100

0

Динамика рынка автомобильной промышленности по основным видам товаров [6]

Так, в 2010 году выпуск легковых автомобилей по сравнению с 2009 годом увеличился в 2,3 раза, грузовых автомобилей - в 1,8 раза, автобусов - на 5,5%, машин для городского коммунального хозяйства - на 6,4 %, автомобильных двигателей - в 1,5 раза, автозапчастей - в 1,7 раза.

Объемы реализации легковых автомобилей марки ГАЗ в 2010 году увеличились на 40% по сравнению с 2009 годом тогда как этот сегмент рынка в России вырос примерно на 20%. В целях развития данного фокуса по инициативе Правительства Нижегородской области крупнейшее предприятие отрасли ОАО «ГАЗ» было включено в федеральный перечень системообразующих предприятий, которому будут оказываться федеральные меры государственной поддержки.

К концу 2010 года удалось значительно превысить показатели, характеризующие развитие автомобилестроения и производства автокомпонентов, определенные в Стратегии развития Нижегородской области. Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг по полному кругу организаций в производстве автомобилей и автокомпонентов составил в 2010 году 80,4 млрд. рублей и превысил запланированное значение на 14,9%, индекс производства автомобильной

отрасли составил 155,3% к 2009 году, вместо запланированных 110%.

Меры, осуществляемые с целью поддержки внутреннего спроса на продукцию автопрома, позволили предприятию ГАЗ занять лидирующие позиции по объемам продаж. Почти 80% реализованных в рамках программы утилизации автомобилей,- автомобили марки ГАЗ. Стабилизация ситуации на предприятиях Группы ГАЗ обеспечила загрузку производств предприятий-смежников,

В 2012 г. создан индустриальный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии: якорные участники - группа «ГАЗ» и нефтехимические компании холдинга «Сибур». В рамках кластера:

• началось производство каркасного автобуса, легкого коммерческого автомобиля с двухрядной кабиной и среднетоннажного «ГАЗона Некст»;

• реализуются совместные проекты по контрактной сборке автомобилей в рамках сотрудничества с компаниями «Фольксваген» и «Даймлер», производителями автокомпонентов «Бозал» и «Бултен».

С 2013 года продолжается строительство и реконструкция действующих предприятий, основные из которых, представлены в таблице.

Компании Деятельность Объем инвестиций, млн руб. Количество создаваемых рабочих мест

Автокомпонент - "Маймма Груп" строительство завода по производству автокомпонентов 1300 3000

ООО "А. Раймонд Рус" строительство завода по производству крепежных элементов для автомобильной и др.промышленности 157,5 40

ООО "Борышев Пластик Рус" организация производства пластиковых автокомпонентов (каркасы панелей приборов) 1300 на первой стадии -146, на второй - увеличение до 280

ООО "МАТАДОР Аутомо-тив Рус" организация производства автокомпонентов (каркасы панелей приборов) 112 32 на первом этапе увеличение до 90 на втором этапе

ЗАО "Магна Технопласт" реконструкция действующего предприятия и строительство новых корпусов для размещения производства комплектующих 1700 увеличение до 580

ООО "АвтоОйл" строительство рынка строительных материалов 129 40

Динамика строительства компаний автомобильного кластера Нижегородской области

В результате реализации мероприятий область к 2014 году:

- занимает 2 место в ПФО и 7 место в России по объему отгрузки продукции обрабатывающих производств;

- является лидером в производстве автобусов (доля в РФ - 73,5%), грузовых автомобилей (45,6%).

Являясь лидером в автомобилестроении, область занимает не менее 25 % на российском рынке. На территории области свои сборочные производства разме-

стили несколько ведущих международных автопроизводителей.

Российские предприятия в результате реструктуризации преобразованы в сборочные производства преимущественно коммерческого транспорта, а также модернизированные производства автокомпонентов, которые с успехом поставляются как на локальным уровне, так и на экспорт.

Инновационность создаваемых продуктов состоит в том, что при сохранении ценовой доступности для российских потребителей, прежде всего индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, новые разработки обеспечивают мировой уровень потребительских свойств автомобилей.

К 2015 году показатель объемов производства региональной промышленности вырос на фоне его падения в целом по стране. За десять месяцев 2015 года предприятия региона отгрузили продукции на 915,3 миллиарда рублей. Темп роста к аналогичному периоду прошлого года - 110,3%. Это доказывает, что многолетняя работа Правительства и органов местного самоуправления по стимулированию процесса модернизации производства, финансовому обеспечению, внедрению инноваций, привлечению инвесторов помогла сделать экономику Нижегородской области в целом более устойчивой и сбалансированной.

Комплекс мер поддержки предпринимаемых на федеральном и региональном уровне позволил нижегородскому автопрому перейти в 2015 году к политике развития и добиться положительных результатов. Главная заслуга состоит в разработке долгосрочной Стратегии развития Нижегородской области.

Литература

1. Ерыгина, М.Е., К вопросу стратегии развития регионов РФ (Архангельская область) [Текст] / М.Е. Ерыгина, Н.И. Кузьменко // Молодежь и XXI век -2016 Материалы VI Международной молодежной научной конференции: в 4-х томах. - 2016. - С. 167.

2. Постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 «Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до

2020 года»(с изменениями на 20 марта 2009 года). -Электронный ресурс.-Правовой фонд электронной и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/944926294.

3. Постановление Правительства Нижегородской области от 19 декабря 2007 года № 486 «О внесении изменений в Программу развития промышленности Нижегородской области на 2007- 2010 гг.», утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 24 октября 2006 года № 356. Подпрограмма развития автомобильной промышленности и производства автокомпонентов в Нижегородской области на 20072010гг. И.о.Губернатора С.А.Потапов. Правовой фонд электронной и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/944933759? block=8.

4. Отчет о ходе реализации стратегии. Пресс-релиз. Итоги 2006-2014. Официальный сайт министерства экономики и конкурентной политики Нижегородской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minec.government-nnov.ru/?id=31005

5. Официальный сайт - Единый информационно -аналитический портал государственной поддержки инновационного развития бизнеса. Нижегородская область. Нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://innovation.gov.ru/node/3573.

6. Официальный сайт. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nizhstat.gks.ru/.

E-mail: vatylyak.kristina@yandex.ru

Ключевые слова: инновации, долгосрочная стратегия развития, регион, экономический рост, развитие региона, индустриальный кластер, автомобилестроение, производство автокомпонентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.