Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 5 (2), с. 67-71
УДК 332.14
НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2011 г. Н.В. Веселова, Д.А. Дороничев
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 24.05.2011
Определяются направления модернизации промышленности Нижегородской области. Обосновывается необходимость учета особенностей структуры промышленности региона при определении вектора модернизации экономики. Проведен анализ структуры промышленности в разрезе видов экономической деятельности.
Ключевые слова: модернизация, структура промышленности, структурные преобразования, кластеры.
Одним из основных процессов, происходящих сегодня в России, является модернизация экономики.
В современной экономической литературе существует множество подходов к определению модернизации. На наш взгляд, наиболее точное определение дает Большая советская энциклопедия, в которой модернизация (франц. от moderne - новейший, современный) трактуется как изменения в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами.
Изменения, на наш взгляд, должны касаться в первую очередь структуры экономики. В связи с этим целесообразно рассмотреть структуру экономики с разных точек зрения.
С точки зрения взаимодействия модернизации и структурных преобразований целесообразно выделить следующие классификационные виды промышленности:
1) отраслевую или по видам экономической деятельности,
2) размерную структуру,
3) институциональную структуру,
4) внешнеторговую структуру,
5) технологическую структуру.
Большинство экономических исследований,
посвященных модернизации экономики, касаются изменения ее отраслевой структуры. Это, на наш взгляд, является упущением, т.к. только системный подход к модернизации промышленности может дать желаемый результат.
Процессы модернизации следует осуществлять на всех уровнях: макро-, микро- и региональном. Однако наиболее изученными являются только два - макроэкономический и микроэкономический уровни. Недостаточное внимание региональному уровню, на наш взгляд, мо-
жет негативно сказаться на общих результатах модернизации.
«Стратегические векторы» модернизации России уже четко определены Президентом Д.А. Медведевым в Послании Федеральному собранию РФ 12 ноября 2009 г. Всего выделено 5 векторов, и вытекают они главным образом из общего недовольства сырьевой направленностью экономики:
1. Развитие медицинской техники, технологий и фармацевтики.
2. Повышение энергоэффективности.
3. Развитие ядерной энергетики.
4. Развитие космических технологий и телекоммуникаций.
5. Развитие информационных технологий.
Особенностью проведения модернизации на
региональном уровне является то, что она, с одной стороны, должна укладываться в общую концепцию модернизации России, а с другой -учитывать региональные приоритеты развития.
Для промышленности Нижегородской области мы предлагаем выделить три основных направления модернизации:
1) производство экспортоориентированной продукции (на основе анализа сравнительных преимуществ);
2) производство инновационной продукции;
3) производство продукции, дающее большой мультипликативный эффект для развития смежных отраслей.
В каждом из этих направлений нужно четко определить конкретные отрасли, подотрасли или виды экономической деятельности с учетом двух факторов: во-первых, сбалансированности всей промышленности, во-вторых, наличия объективной основы для осуществления модер-
низации (наличие материально-технической базы, финансовых возможностей и трудового потенциала).
Структура промышленности Нижегородской области по видам экономической деятельности остается на протяжении последних лет достаточно устойчивой. Однако следует отметить, что она заметно отличается от общероссийской.
Если в целом по России за счет добычи полезных ископаемых формируется почти четверть всего объема отгруженной продукции промышленных видов деятельности, то в Нижегородской области этот показатель равен 0.1%. Доля обрабатывающих производств в Нижегородской области значительно выше, чем в общероссийских объемах, соответственно 89.1 и 63.4% (по данным 2009 года). По производству и распределению электроэнергии, газа и воды ситуация в области также несколько отличается от общероссийской - соответственно 10.8 и 13.6%.
Анализируя структуру экономических показателей по промышленным видам экономической деятельности (табл. 1), следует выделить следующие закономерности.
1. Наиболее устойчивыми, по всем исследуемым показателям, являются доли обрабатывающих отраслей. Наибольшая скачкообразность наблюдается в доле обрабатывающей промышленности (ОП) в сальдированном финансовом результате, что можно объяснить неустойчивой финансовой обстановкой, а также в структуре основных фондов. Доминирующее и достаточно устойчивое положение, в рассматриваемом периоде, ОП занимает в структуре отгруженной продукции.
2. Доли производства и распределения электроэнергии, газа и воды, в анализируемом периоде, изменялись достаточно существенно: в наибольшей степени это проявилось в структуре сальдированного финансового результата, в
Таблица 1
Структура промышленности Нижегородской области в разрезе видов экономической деятельности (ВЭД
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Структура валовой добавленной стоимости по промышленным ВЭД
Добыча полезных ископаемых (ДНИ) 0.1 0.13 0.18 0.2 0.2
Обрабатывающие производства (ОН) 88.94 91.2 90.51 91.63 89.1
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (ПиРЭГВ) 10.95 8.66 9.3 8.1 10.7
Структура численности работников по промышленным ВЭД
ДНИ 0.27 0.330 0.34 0.435 0.4
ОН 88.3 88.36 88.5 88.54 86.6
ПиРЭГВ 11.3 11.3 11.09 11.02 12.84
Структура количества организаций и территориально-обособленных подразделений по промышленным ВЭД
ДНИ 0.93 0.96 0.87 1.18 1.06
ОН 83.5 83.32 82.72 85.33 84.02
НиРЭГВ 15.5 15.7 16.3 13.47 14.91
Структура объема отгруженной продукции по промышленным ВЭД
ДНИ 0.09 0.11 0.14 0.15 0.12
ОН 89.75 90.78 93.03 92.3 88.6
НиРЭГВ 10.15 9.1 6.82 7.47 11.2
Структура сальдированного финансового результата по промышленным ВЭД
ДНИ 0.02 -0.03 0.1 0.05 0.02
ОН 91.08 96.72 83.02 91.06 65.07
НиРЭГВ 8.88 3.31 16.85 8.87 34.9
Структура основных фондов по промышленным ВЭД
ДНИ 0.06 0.17 0.17 0.125 0.16
ОН 81.36 82.33 80.1 68.18 72.2
НиРЭГВ 18.56 17.48 19.72 31.68 27.6
Структура инвестиций в основной капитал по промышленным ВЭД
ДНИ 0.28 0.45 0.37 0.04 0.06
ОН 80.07 87.24 85.2 80.59 88.62
НиРЭГВ 19.6985 12.3 14.42 19.35 11.31
Структура среднемесячной начисленной заработной платы работников по ВЭД
ДНИ 31.15 29.12 30.4 30.76 24.31
ОН 33.7 34.57 33.65 32.5 33.27
НиРЭГВ 35.06 36.383 35.84 36.7 42.4
Итого: 100% 100% 100% 100% 100%
структуре инвестиций в основной капитал и в структуре основных фондов. По сравнению с обрабатывающей промышленностью здесь наблюдается обратная картина: наибольшая доля в структуре основных фондов и наименьшая в структуре отгруженной продукции.
3. Доля добывающей промышленности очень мала в структуре промышленности Нижегородской области, но доля предприятий и организаций, занимающихся этим видом деятельности достаточна, и среди всех остальных показателей находится на первом месте.
Анализ таблицы 1 еще раз показал, что Нижегородская область является индустриальным регионом России; из трех секторов, формирующих индекс промышленного производства, наибольшая доля принадлежит сектору обрабатывающих производств (89.1%).
В секторе обрабатывающих производств основная часть продукции создается в трех видах деятельности: «Производство кокса и нефтепродуктов», «Производство транспортных средств и оборудования», «Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий». В 2009 году предприятиями данных видов деятельности было отгружено свыше 65% продукции обрабатывающих производств. Причем все эти виды деятельности являются экспортоориентированными (табл. 2).
Анализ показывает, что на протяжении исследуемого периода перечень экспортируемой продукции практически не меняется, но его структура меняется ежегодно, как по числу лидеров, так и по числу аутсайдеров. В последние годы доминирующее положение приобретает металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, на его долю в
2009 году приходилось около 85% экспорта, причем поставки на экспорт стальных труб и изделий из черных металлов росли как в натуральных (тыс. тонн), так и в стоимостных измерителях (тыс. долларов).
Политика в области инновационного развития и модернизации промышленности базируется на ряде отраслевых стратегий и программ развития, основной целью которых является увеличение доли конкурентоспособной отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках за счет развития и создания новых высокотехнологичных производств.
Второе направление модернизации промышленности Нижегородской области - производство инновационной продукции затрагивает в основном три вида экономической деятельности: производство машин и оборудования, производство электрооборудования, производство
транспортных средств и оборудования. Данный вывод мы сделали на основании анализа доли инновационно-активных предприятий по ВЭД и рассмотрения количества созданных и использованных передовых производственных технологий, а также числа организаций, их создавших (табл. 3).
Для осуществления третьего направления модернизации промышленности Нижегородской области, а именно достижения мультипликативного эффекта, целесообразно применить кластерный подход.
Одной из задач развития области является создание производственных кластеров в таких отраслях, как автомобилестроение, химическая промышленность.
В стратегии развития Нижегородской области до 2020 года автомобилестроительной отрасли отведено место приоритетной, и с нашей точки зрения это полностью оправданно.
Автомобильную промышленность можно рассматривать как единый кластер. Это связано, во-первых, с тесными связями между предприятиями, а во-вторых, с тем, что рынок труда для большинства предприятий автомобилестроения является единым.
Автомобильная промышленность Нижегородской области была и остается одной из базовых отраслей промышленности в регионе. Нижегородский автопром представлен предприятиями во всех сегментах автомобилестроения: производство легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов, специальной техники, автомобильных компонентов. Всего из числа крупных и средних предприятий 43 действуют в автомобильной отрасли Нижегородской области, обеспечивая 40 тысяч рабочих мест.
Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности, что обеспечивает в смежных отраслях дополнительную занятость 100 тыс. рабочих мест.
Анализируя ситуацию в автопроме в течение последних четырех лет, можно отметить, что наивысшей точки развития нижегородский автопром достиг в 2007 году. Ухудшение ситуации в автомобилестроении Нижегородской области наметилось осенью 2008 года. Период с ноября 2008-го по июль 2009 года оказался самым сложным для автомобильной промышленности региона. Этот период отмечен резким снижением объемов производства на автомобилестроительных предприятиях и предприяти-
Таблица 2
Структура экспорта продукции (в %)
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Автомобили грузовые 18.48 16.7 14.9 11.7 1.8
Автобусы 8.026 6.98 4.8 5.09 0.7
Автомобили легковые 6.2 4.52 3.479 3.05 0.32
Автомобили специального назначения 0.35 0.80 0.67 0.6 0.2
Станки металлорежущие, включая токарные 0.003 0.01 0.01 0.009 0.016
Изделия из черных металлов 11.3 8.6 8.34 13.96 42.6
Трубы стальные 9.45 7.4 7.005 12.46 42.0
Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки 9.47 25.02 35.87 31.96 1.23
Бумага газетная 13.07 10.4 7.8 8.2 5.6
Стекло и изделия из него 1.8 1.49 1.5 1.37 1.06
Органические химические соединения 17.03 13.5 11.73 8.38 1.87
Фармацевтическая продукция 4.7 4.48 3.80 3.15 2.42
Итого 100 100 100 100 100
Таблица 3
Создание и использование передовых производственных технологий в организациях Нижегородской области (единиц)
Число организаций, создававших передовые производственные технологии (ППТ) Число организаций, использовавших передовые производственные технологии (ППТ)
2005 2006 2007 2008 2009 2005 2006 2007 2008 2009
Всего 25 29 33 33 29 415 554 640 738 758
в том числе:
Добыча полезных ископаемых (ДНИ), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (ПиРЭГВ) 10 12 19 19 15 291 426 493 584 588
из них:
Производство машин и оборудования 1 1 - 1 1 22 28 35 34 34
Производство электрооборуд., электронного и оптического оборудования (ЭЭиОО) 2 3 5 4 4 25 32 32 36 33
Производство транспортных средств и оборудования (ТСиО) 3 4 5 7 5 33 37 37 51 50
Создано ППТ Использовано ППТ
Всего 55 71 79 73 64 18811 27837 27479 26505 22126
в том числе
ДПИ, ПиРЭГВ 24 32 39 40 40 14421 20607 19641 17507 15187
из них:
Производство машин и оборудования 3 1 - 2 1 276 330 683 1112 1169
Производство ЭЭиОО 4 7 14 10 14 900 928 1337 1509 1237
Производство ТСиО 9 16 11 18 20 11101 14399 10940 8671 6764
ях - производителях автокомпонентов. На текущий момент наблюдается постепенное улучшение ситуации в автомобильном кластере. По данным на декабрь 2010 г., в автомобильном кластере было занято в общей сложности 90 226 человек, что говорит о постепенной стабилизации ситуации.
На предприятиях этой отрасли производятся: грузовые автомобили (ОАО «ГАЗ» - 99%); лег-
ковые автомобили (ОАО «ГАЗ» - 100%); автобусы (ОАО «ГАЗ» - 65.8%, ОАО «Павловский автобус» - 30.5%, АООТ «Семар» - 3.7%); машины для городского коммунального хозяйства (ОАО «Коммаш», Арзамас - 98.3%); существенное число предприятий занимается производством автокомпонентов (около 40). Большая их часть является поставщиками группы ГАЗ, а также имеет связи с другими автомобильными
производствами страны (предприятиями Калужской, Ленинградской и Самарской обл., г. Санкт-Петербурга).
Дальнейшее развитие Нижегородского автомобильного кластера предусматривает создание совместно с ведущими мировыми фирмами современных, технологически и экономически высокоэффективных производств автомобильных компонентов для автомобильной промышленности РФ. Совокупные инвестиции в предприятия автомобильного кластера на конец
2010 года составили 1.3 млрд долларов.
При этом автопром - не единственная отрасль, где государство поддерживает спрос. Накоплен значительный опыт в области закупки органами власти отечественных автотранспортных средств, льготного кредитования покупки автомобилей физическими лицами.
В Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года черная металлургия входит во вторую группу отраслевых приоритетов. В Нижегородской области расположены два крупнейших центра металлургии - Выксунский металлургический завод и завод «Русполимет», расположенный в городе Кулебаки. Выксунский завод является градообразующим предприятием города, и по сути в Выксе сложился металлургический кластер, объединяющий литейное, трубное и колесопрокатное производства, научно-технический центр, профильные учебные заведения.
Скорость модернизации промышленности Нижегородской области будет зависеть от ситуации в трех ее основных отраслях: производстве транспортных средств и оборудования, металлургическом производстве и производстве го-
товых металлических изделий, производстве нефтепродуктов.
Таким образом, в результате проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что в Нижегородской области лидируют в рассматриваемом периоде по объему экспорта - металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, по количеству созданных и использованных передовых производственных технологий - производство машин, оборудования и транспортных средств, по созданию мультипликативного эффекта - автомобильная промышленность и черная металлургия.
Список литературы
1. Городецкий Д.И. Механизм формирования наукоемкой структуры российской промышленности. М.: ООО Изд-во «Компания Спутник+», 2009.
2. Давыдова Н.С., Леонтьева И.Л. Механизмы адаптации региональной промышленности к деятельности в условиях вступления России в ВТО на примере промышленности Удмуртской Республики // Региональная наука: Сборник научных трудов. СОПС. М., 2006.
3. Ермакова Ж.А. Технологическая модернизация промышленности России: стратегия и организационно-экономические факторы (региональный аспект). Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007.
4. Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года.
5. Эльянов А. Мирохозяйственная составляющая экономического прогресса // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 7. С. 73.
6. http://www.gks.ru (Сайт Федеральной службы государственной статистики) (дата обращения 18.04.2011).
THE WAYS OF MODERNIZATION FOR THE INDUSTRY OF THE NIZHNI NOVGOROD REGION
N.V. Veselova, D.A. Doronichev
This article describes the ways of modernization for the industry of the Nizhni Novgorod region. The authors justify the need to take into account the structure of the region’s industry when estimating the economy modernization vector. The structure of the industry is analyzed in terms of different economic activities.
Keywords: modernization, structure of industry, structural transformation, clusters.