Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЛИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PERSONALITY / PSYCHOLOGICAL SAFETY / CONDITIONS OF PSYCHOLOGICAL SAFETY / PSYCHOLOGICAL MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева А.Ю., Данилова М.А.

В данной статье рассматриваются понятия образовательной среды школы, условия обеспечения психологической безопасности личности в условиях образовательной среды школы, а также сформулированы основные принципы, которые должны быть положены в основу работы со школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF ENSURING PSYCHOLOGICAL SAFETY OF PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL PROCESS AT ELEMENTARY SCHOOL

In this article concepts of the educational environment of school, a condition of ensuring psychological safety of the personality in the conditions of the educational environment of school are considered and also the basic principles which have to be the basis for work with school students are formulated.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 159.923.5

Лазарева А.Ю. студент магистратуры Данилова М.А., к психол. н.

доцент

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: в данной статье рассматриваются понятия образовательной среды школы, условия обеспечения психологической безопасности личности в условиях образовательной среды школы, а также сформулированы основные принципы, которые должны быть положены в основу работы со школьниками.

Ключевые слова: образовательная среда, личность, психологическая безопасность, условия психологической безопасности, психологическое сопровождение.

Lazareva A. Y.

Crimean Engineering and Pedagogical University

Russia, Simferopol Danilova M.A.

Crimean Engineering and Pedagogical University

Russia, Simferopol PROBLEM OF ENSURING PSYCHOLOGICAL SAFETY OF PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL PROCESS AT ELEMENTARY

SCHOOL

Summary: in this article concepts of the educational environment of school, a condition of ensuring psychological safety of the personality in the conditions of the educational environment of school are considered and also the basic principles which have to be the basis for work with school students are formulated.

Keywords: educational environment, personality, psychological safety, conditions of psychological safety, psychological maintenance.

Образовательная среда школы - это специально смоделированное место и условия, которые обеспечивают различные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности. Субъект, управляющий образовательным процессом (педагог или родители), выполняет систему действий по преобразованию среды в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата. Экологический подход представляет собой теорию и технологию опосредованного управления процессами формирования и развития личности ребенка, то есть управление через среду.

Таким образом, образовательная среда представляет собой

совокупность локальных сред, в которых функционирует ребенок и которые обеспечивают ребенку все условия для познания и развития. Основным элементом образовательной среды выступает экологический ресурс, представленный в виде экологических воздействий и экологических условий. Такое понятие как «образовательное пространство» рассматривается при этом как одна из характеристик образовательной среды. Образовательной среде, как и любой другой, свойственны подвижность и изменчивость, поскольку она является результатом множества событий и ситуаций. Образовательная среда постоянно трансформируется, ее составляющие вступают в новые отношения и образуют новые формы. При этом модель среды, на котором бы этапе развития она не находилась, не может быть завершенной. Среда является неопределенной, а, следовательно, не имеет характеристик, которые бы указывали на ее возможную природу, потому что природа среды тоже является предметом постоянных преобразований.

Образовательная среда с низким уровнем психологической безопасности может негативно влиять на некоторые составляющие субъективного благополучия учителей и школьников, последствиями чего могут стать их склонность к деструктивному поведению, формирование у них негативного отношения к школе, нарушения психического и физического здоровья. Учитывая, что образовательная среда школы имеет возможность построения своей локальной системы безопасности, крайне необходимы организация и проведение системы мероприятий, направленных на предупреждение угроз для психологического благополучия участников учебно-воспитательного процесса, создание условий для позитивного развития и самореализации личности как ребенка, так и взрослого, являющихся субъектами образовательной среды.

Сохранению и обеспечению психологической безопасности будет способствовать высокий уровень привлечения всех субъектов образовательного пространства к этой работе, их активное обучение конструктивным навыкам взаимодействия, формирование благоприятного социально-психологического климата в школе.

Целью работы является описание и организация адекватных потребностям и возможностям ребенка условий образовательной среды. Данные условия призваны обеспечить эмоциональную насыщенность, комфорт, сохранение здоровья ребенка, психологическую безопасность и благоприятный режим, ритм и темп его жизнедеятельности, а также должны способствовать расширению круга познавательных возможностей ребенка, стимулировать различные виды активности ребенка и побуждать к самостоятельности и творчеству.

Психологическая безопасность, которая рассматривается как защищенность психики каждого отдельного индивида, его душевного здоровья и духовного мира предполагает определенную предметную и пространственную организацию среды, минимизирует чувство неуверенности и страха у ребенка, что является важным условием, которое

обеспечивает построение образовательной среды в соответствии с возрастными и специфическими личностными характеристиками учащихся.

Условия обеспечения психологической безопасности личности в условиях образовательной среды школы:

1) Обеспечение психологической безопасности дает возможность учащемуся, используя доступные правила и средства защиты, свободно ориентироваться, передвигаться и выполнять необходимые действия.

2) Обеспечение положительного эмоционального фона развития ребенка.

3) Приобретение социального опыта способствует формированию у ребенка определенного уровня социальной зрелости, а также осознанию необходимости работать в зоне актуального и ближайшего развития, является важной характеристикой процесса организации образовательной среды и принципом ее построения.

4) Повышенная чувствительность к необъективности или несправедливости, нарочитость поведения, стремление привлечь к себе внимание, узнать мнение о себе окружающих, и в целом - составить представление о себе через мнение других людей также являются характерными признаками указанного периода. В связи с этим следующему принципу построения образовательной среды для учащихся данного возраста является доступность для восприятия, которая предусматривает, что образовательная среда стимулирует и обеспечивает возможность широко привлекать информацию от различных органов чувств, как при восприятии отдельных объектов, так и существующих между ними отношений.

5) Целенаправленная организация образовательной среды обеспечивает и стимулирует активное взаимодействие и сотрудничество ребенка с социумом. Поэтому включение в систему социальных отношений через комплексное применение тренинговых занятий, направленных на развитие коммуникации и формирования адаптационных навыков, мы рассматриваем как важный принцип моделирования и проектирования социальной среды.

6) Интеллектуальная зрелость выражается в стремлении узнавать что -то новое, учиться делать что-то по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Обучение у таких школьников приобретает личностный смысл и превращается в самообразование. Это оказывается возможным только при наличии развивающего характера образовательной среды, что предполагает использование системы запланированных продуманных препятствий, которые ученик сможет преодолевать самостоятельно или с помощью взрослых.

7) Стремление к общению со сверстниками приносит пользу при условии, если это общение имеет какой-то социально приемлемый смысл. Поэтому положительные результаты могут дать различные формы внешкольных занятий.

Образовательная среда постоянно обеспечивает ребенку контакт с

различными носителями информации, предоставляет определенные сведения об окружающем мире, в значительной мере стимулирует его деятельность и познавательную активность.

8) Кроме того актуальным и важным остается принцип психологического отбора, который предоставляет возможность осуществления более детального целенаправленного психолого -педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Перечисленные общие и специфические принципы и условия выступают в качестве основных ориентиров при проектировании и моделировании как целостного образовательного среды, так и локальных сред, обеспечивающих решение оперативных задач обучения и воспитания детей в условиях современной школы.

Таким образом, можно выделить основные требования к моделированию адекватной образовательной среды. Для учеников -самоопределиться в различных видах деятельности и во взаимодействии с различными сообществами; - для педагогов - создавать условия для социализации детей в широком социальном и культурном контексте; - для родителей - участие в создании широкого диапазона образовательных услуг; - организаторам и управленцам - принимать управленческие решения с ориентацией на многообразие образовательных процессов и условий.

Принимая во внимание требования к построению образовательной среды, можно сформулировать основные принципы, которые должны быть положены в основу работы со школьниками:

- принцип непрерывности процесса развития ребенка;

- принцип целостности и неделимости на составные части с точки зрения восприятия ребенка;

- принцип взаимосвязи учебных и воспитательных воздействий, которые осуществляются последовательно в пределах образовательной среды;

- принцип четкости и единообразия требований и образовательных ориентиров, которые выдвигают перед ребенком участники образовательного процесса;

- принцип обеспечения положительного эмоционального фона развития ребенка;

- ориентация на сохранность и развитие реальных и потенциальных познавательных возможностей.

Использованные источники:

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 282 с.

2. Баева, И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников: дис. доктора психол. наук: 19.00.07 / И.А.Баева. - СПб., 2002. - 386 с.

3. Ефимова, Н.С. Основы психологической безопасности : учеб. Пособие /

Н.С.Ефимова. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. - 192 с.

4. Эриксон Э. Г. Детство и общество / пер. [с англ.] и науч. ред.

А. А. Алексеев. - СПб.: Летний сад, 2000. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.