УДК 338.439+336.221
Доцент А.Б. Ефимов, доцент М.Н. Гринева
(ФГБОУ ВПО Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I) кафедра экономической теории и мировой экономики. тел. 8-950-775-91-04 E-mail: [email protected]
Associate Professor A. B. Efimov, associate Professor M.N. Grineva
(Voronezh state agrarian university of a name of emperor Peter I) Department of economic theory and world economy. phone 8-950-775-91-04 E-mail: [email protected]
Проблема обеспечения продовольственной безопасности России и пути ее решения
The problem of ensuring food security of Russia and its solutions
Реферат. На фоне стремительно меняющегося мира развитие несет нам не только определенные блага, но в соответствии с диалектикой развития, и различные новые угрозы. Человечество подошло к такой черте, что продолжать игнорировать новые и старые угрозы становится невозможным и проблема обеспечения безопасного развития в современном мире выходит на первый план, и в том числе проблема продовольственной безопасности. Продовольственная безопасность -важное направление не только научных исследований, но и государственной политики. Это мощный геополитический фактор и главный инструмент обеспечения устойчивости социально-экономических процессов в стране. В связи с чем, в статье предпринята попытка разработать теоретические положения и практические рекомендации по обеспечению продовольственной безопасности как основной предпосылки повышения уровня жизни в условиях рыночной экономики. Также рассматриваются наиболее явные угрозы российской экономике с учетом ее продовольственной безопасности, акцентируется внимание на зависимости продовольственной безопасности России от налоговых поступлений агропродуктового сектора экономики. Авторы выделяют основные причины, способствующие недополучению государством налоговых платежей и их влияние на обострение продовольственной безопасности страны. Вместе с этим предлагаются определенные направления решений, способных обеспечить в кратчайший период выход аграрного сектора и смежных с ним отраслей экономики из кризиса, которые будут способствовать повышению уровня экономической безопасности государства в целом.
Summary. On the background of a rapidly changing the world the development brings us not only the certain benefits, but, according to the dialectic of development, a variety of new threats. Mankind has come to such a trait that to continue to ignore the new and old threats is impossible and the problem to ensure the safe development of the modern world comes to the fore, including the problem of food security. Food security is not only an important area of research but also a public policy. It is a powerful geopolitical factor and the main instrument for achieving stability of the socio-economic processes in the country. In this connection, the article attempts to develop a theoretical and practical recommendations on food security as a basic precondition for improving living standards in a market economy. It also discusses the most obvious threats to the Russian economy in view of its food security, focuses on the dependence of food security of the Russian tax flow from these agroproductive sector. The authors identify the main reasons for the shortfall in state tax payments and their impact on the worsening food security. At the same time they offer some ways of the communication that can provide the output of the agricultural sector and related industries of the economy from the crisis in the shortest period that will increase the level of economic security of the country.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, налоги, продовольственный рынок, сельское хозяйство
Key words: food security, taxes, food market, agriculture
Трансформация экономической системы в России остро поставила перед государством задачу обеспечения национальной безопасности во всех ее проявлениях, включая, прежде всего, продовольственную безопасность. Это вызвано не только переходом к рынку как открытой хозяйственной системе, но и появлением целого комплекса новых дестабилизирующих институциональных и хозяйственных процессов, подрывающих экономику страны. В первую очередь, к ним следует отнести значительное падение уровня жизни.
Обеспечение населения высококачественными продуктами питания, а также состояние продовольственного рынка были и остаются наиболее актуальными проблемами для каждого государства. Продовольственный рынок, в свою очередь, должен обеспечивать стабильный, гарантированный доступ населения к продовольствию в необходимом количестве и ассортименте.
© Ефимов А.Б., Гринева М.Н., 2014
В настоящее время, учитывая рост численности населения в мире и острую нехватку основных базовых продуктов питания в ряде стран, экспорт и импорт продовольствия становится одним из основных факторов формирования и развития межгосударственных экономических отношений.
Федеральный закон «О продовольственной безопасности Российской Федерации» определяет продовольственную безопасность как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни.
По нашему мнению, главными критериями продовольственной безопасности являются физическая и экономическая доступность продовольствия, гарантии качества и безопасности пищевых продуктов, снижение до минимально возможного уровня импортной зависимости рынка.
Мы считаем, что осуществляемые в России социально-экономические преобразования, вызванные открытием границ, стихийной интеграцией России в мировой продовольственный рынок, затронули все без исключения сферы и отрасли народного хозяйства, в том числе сельское хозяйство и рынок продовольствия. Это привело к появлению особой категории угроз продовольственной безопасности - налоговой.
Взаимосвязь продовольственной безопасности и налоговой безопасности государства очевидна. На наш взгляд, уклонению от уплаты налогов организаций, занятых в сфере снабжения населения продовольствием, способствуют:
- большие обороты готовой продукции, сырья и материалов;
- высокий процент возможной порчи товара в силу естественных причин;
- широкие возможности в области реализации контрафакта;
- сложность осуществления налогового контроля в сфере стихийно образующихся точек реализации продукции (во дворах; с собственных автотранспортных средств и т.д.);
- высокий удельный вес правонарушений в области бухгалтерского учета, проще говоря, отсутствие первичных документов и учетных регистров как объектов мониторинга;
- массовое использование неисправного учетно-измерительного оборудования и т.д.
Нельзя отрицать тот факт, что продовольственные рынки были и остаются одним из наиболее криминализированных участков российской экономики. Приведем в пример фальсификацию. Фальсификация продуктов осуществляется следующими методами: снижается ценность продукта путем добавления к нему недорогого компонента или путем изъятия у него более ценных составных частей; низкие сорта продуктов подделываются под более высокие; вводятся вещества для предупреждения быстрой порчи продукта (борная кислота, соль, специи). Чем это чревато с точки зрения налоговой безопасности? В связи со снижением объемов отечественного производства многих пищевых продуктов и неуклонного роста импорта продовольственного сырья и пищевых продуктов количество поступающих на потребительский рынок фальсифицированных продуктов питания огромно. При этом последствия от их потребления наносят колоссальный вред качеству жизни человека. Кроме того, реализация фальсифицированной продукции не регистрируется и, соответственно, с точки зрения ценовой конкуренции становится более выгодной, нежели легитимная торговля и уплата налогов и сборов в полном объеме.
Снижение социально-нравственных критериев в одних областях неизбежно ведет к их падению в других. Основными причинами сложившегося положения, на наш взгляд, являются:
- низкий уровень доходов населения и низкая потребительская грамотность;
- недостаточная профессиональная подготовка большинства предпринимателей и непосредственных продавцов;
- наличие многочисленных посредников между изготовителем и потребителем;
- несовершенство законодательной базы и нескоординированность деятельности контролирующих и правоохранительных органов;
- широкое развитие внемагазинных форм торговли, в том числе на рынках, которые остаются одной из самых неблагополучных сфер торговли.
Именно на рынках, согласно материалам проверок МВД, торговля ведется без государственной регистрации и зачастую контролируется преступными группировками, специализирующимися на производстве и реализации фальсифицированной продукции. Малообеспеченные слои населения больше всего страдают от продажи некачественных товаров, приобретая товары на рынках и в мелкорозничной сети. Палаточная и лоточная торговля не имеют условий ни для продажи, ни для хранения товаров.
В современных условиях развития экономики возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства [1]. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких и ресурсоемких производств, в том числе организаций и предприятий агропромышленного комплекса.
Современная трехуровневая налоговая система Российской Федерации является результатом реформ, которые были вызваны необходимостью создания системы налогообложения, наиболее соответствующей рыночным отношениям и предоставляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета, исходя из собственных налогов, регулирующих налогов и неналоговых поступлений. В то же время остается множество проблем, в частности, нестабильность налогов, пересмотр ставок, количества и объема льгот. Постоянные изменения, отсутствие экономической концепции налогообложения, органически вписывающейся в продовольственную стратегию государства на более или менее продолжительный период, играют отрицательную роль, особенно для организаций, занятых в сельском хозяйстве и в переработке сельскохозяйственной продукции.
Функционирование сельскохозяйственного производства, национальных и наднациональных рынков продовольствия на Западе целиком основано на системе государственного регулирования. Защита внутреннего рынка и выравнивание условий производства - неизбежные компоненты экономической политики каждого государства, причем аграрная сфера является практически обязательной зоной относительно высокого уровня защиты. Эти защитные меры, кроме импортных тарифов, включают компенсационные сборы, акцизы, различного рода налоги и неналоговые ограничения в виде квот [2].
Мы считаем, что реформы привели к значительным структурным изменениям в системе АПК при общем спаде сельскохозяйственного производства и поставок продовольствия. Доля вклада АПК в доходы народного хозяйства значительно понизилась, вклад же самого сельского хозяйства как основы АПК, также сократился по всем показателям. Это, несомненно, представляет серьезную проблему с точки зрения продовольственной безопасности. Поскольку нивелирование уровня угроз в продовольственной сфере зависит от уровня развития экономики, это
означает, что обеспечение экономической безопасности является важнейшим условием продовольственной безопасности.
В свою очередь, продовольственные ресурсы формируются в сфере агропромышленного производства. Таким образом, АПК, в той степени, насколько он обеспечивает население продовольствием, выступает гарантом социально-экономической стабильности общества, политической и экономической независимости государства.
В основе обеспечения продовольственной безопасности лежит организация всего агропромышленного комплекса, охватывающая крупные национальные аспекты, такие как выращивание растений и животных, а также обеспечение средствами производства и реализация конечной продукции, и, в целом, обеспечение экономической безопасности [3]. В конечном итоге, продовольственная безопасность является комплексным понятием, предполагающим обеспечение физической и экономической доступности продуктов питания для населения в объемах, ассортименте и качестве, необходимых для здоровой жизнедеятельности, с учетом достигнутого уровня доходов населения или их роста за счет преимущественно внутреннего производства продуктов питания с учетом норм, рекомендуемых Институтом питания РАМН.
Значительный период времени в России отмечалось снижение экономического потенциала и уровня жизни населения. Это связано с системным кризисом и спадом во всех отраслях народного хозяйства, что надолго закрепило сохранение угрозы экономической и продовольственной безопасности отдельных регионов и страны в целом.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что в результате ликвидации централизованной системы планирования и распределения материальных ресурсов нарушились хозяйственные связи между сельскохозяйственными товаропроизводителями, переработчиками и потребителями. Данное обстоятельство послужило началом резкого снижения объемов производства отечественных продуктов питания и потребления их на душу населения, привело к поставкам продовольствия, содержащего генномодифицированные источники. Это, несомненно, представляет собой угрозу экономической безопасности функционирования продовольственных рынков страны.
Одновременно с этим необходимо подчеркнуть, что в последние годы потребность
населения России в продовольственных товарах удовлетворяется за счет отечественного производства в среднем на 50-60 %, что свидетельствует о зависимости страны от импорта, это также является прямой угрозой национальной безопасности в сфере экономики. В то время как для России желательным пределом продовольственного самообеспечения является 80-85 %, т.е. для того чтобы была обеспечена продовольственная безопасность населения, 80-85 % потребляемых продуктов питания должны производиться собственным аграрным сектором страны, а предел в 75 % является критическим.
По разным экспертным оценкам, граница продовольственной безопасности находится на уровне импорта продовольствия в размере 18-35 % потребления. Существенное превышение критического уровня, даже по самым низким оценкам, в России обусловлено, прежде всего, кризисным положением сельского хозяйства. Такое положение связано в большей степени с неэффективными способами проведения экономической реформы в целом и аграрной, в частности.
При реформировании аграрного производства приоритет был отдан не главной функции сельского хозяйства - насыщению продовольственного рынка продуктами растительного и животного происхождения и сырьем пищевой и легкой промышленности, а социально-экономической задаче - созданию нового класса собственников, который представлял бы собой силу, способную решить проблему продовольствия в стране. Важнейшая функция сельскохозяйственного производства, предполагающая обеспечение потребностей населения в продуктах питания, необходимых для поддержания жизни и здоровья нации, выпала из внимания при реформировании в стране.
Проведение реформ привело к кризису в аграрном секторе экономики и вызвало серьезные деформации в обеспечении населения страны продовольственными товарами, а также привело к росту преступлений экономической направленности в сфере оптовой и розничной торговли продовольствием.
Продовольственная безопасность тесно связана с экономической безопасностью в целом, поскольку именно от состояния экономики страны зависят развитие агропромышленного комплекса и рост благосостояния народа.
Мы считаем, проблемы продовольственной безопасности необходимо решать только путем сочетания рыночного саморегулирования с государственным воздействием на развитие рынка продовольствия и государственной
поддержкой аграрного сектора экономики. Стабилизация и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса, прежде всего, требуют создания таких условий для его сердцевины - сельского хозяйства, которые бы обеспечивали расширенное воспроизводство на основе целевой, дифференцированной по отраслям, зонам и регионам страны поддержки производителей продовольствия. Развитие аграрного сектора экономики невозможно без ее общего подъема и перехода от свертывания производства к расширенному воспроизводству, вместе с тем ключом к росту объемов производства является аграрное производство.
В последние годы, в результате общеэкономических преобразований, сельскохозяйственные и промышленные товаропроизводители не могли в полной мере реализовать свою продукцию. В этих условиях иностранные производители и поставщики быстрее сориентировались. Произошло заполнение российского рынка импортной продукцией, поставляемой по демпинговым ценам. Большинство импортных продовольственных товаров, ввозимых в Россию по демпинговым ценам, нередко бывают низкого качества, экологически опасными и даже запрещенными в развитых странах.
В связи с этим часть российских производителей не выдержали конкуренции, многие разорились. Данный процесс объясняется распадом системы централизованных поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия без создания новых распределительных рыночных структур. Это привело к возникновению стихийных продовольственных рынков, неорганизованному посредничеству в сфере сбыта продукции, присваивающему значительную долю прибыли. Одной из причин сложившейся ситуации являются существующие недостатки федерального законодательства, которое в недостаточной мере защищает российского сельхозпроизводителя и не позволяет ему быть конкурентоспособным на мировом рынке продовольствия.
В связи с этим масштаб проблемы требует неординарных подходов и решений, способных обеспечить в кратчайший период выход аграрного сектора и смежных с ним отраслей экономики из кризиса, которые будут способствовать повышению уровня экономической безопасности государства в целом. Следовательно, одним из важнейших стратегических направлений государственной продовольственной политики на ближайший период должно быть создание эффективной рыночной системы
Вестпик<ВТУИТ, №4, 2014_
производства, распределения, обмена и сбыта сельхозпродукции и продовольствия, переход от нецивилизованных рынков к организованным продовольственным рынкам, а также разработка четкой и последовательной стратегии налогообложения, основывающейся на комплексном анализе имеющейся информации о сложившейся ситуации на продовольственных рынках России, с учетом международного опыта.
Важно иметь точные данные о состоянии продовольственной безопасности в стране, необходимые для составления прогнозов дальнейшего развития ситуации, различных эконо-
ЛИТЕРАТУРА
1 Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. М.: Юрайт, 2013. 393 с.
2 Оглуздин Н.С. Продовольственная безопасность России [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.geopolitika.narod.ru
3 Рогов И.А., Дунченко Н.И., Позняков-ский В.М., Бердутина А.В. и др. Безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов // Современные проблемы науки и образования. 2009. №1. С. 33.
мических программ, а также принятия мер государственного регулирования, предоставления общественности достоверной информации о состоянии продовольственной безопасности в стране. В этих целях необходимо ведение мониторинга состояния продовольственной безопасности, в том числе составление баланса необходимого и фактического уровней производства продовольствия в государстве, сбор и анализ данных о снабжении населения жизненно важными продуктами питания, а также подготовка прогнозных оценок развития ситуации в области продовольственной безопасности.
REFERENCES
1 Chernik D.G. Taxes and taxation: textbook for undergraduate, Moscow, Iurait, 2013. 393 p. (In Russ.).
2 Ogluzdin N.S. Food security of Russia. Available at: www.geopolitika.narod.ru. (In Russ.).
3 Rogov I.A., Dunchenko N.I., Poznyakov-skii V.M., Berdutina A.V. et al. Safety of food raw materials and food. Modern problems of science and education, 2009, no.1, pp. 33. (In Russ.).