Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ'

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECOLOGICAL SAFETY / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ECOLOGICAL FUNCTION OF THE STATE / СОВРЕМЕННЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ / MODERN GLOBAL ENVIRONMENTAL CHALLENGES TO MANKIND / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ENVIRONMENTAL PROTECTION / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захаров Александр Вячеславович, Попов Александр Геннадьевич

В статье авторы рассматривают деятельность государства по обеспечению глобальной экологической безопасности как самостоятельное направление в рамках экологической функции государства. Исследование проблемы обеспечения экологической безопасности авторы производят в контексте существования современных глобальных экологических вызовов человечеству, что является актуальным и важным для современной юридической науки и правоприменительной практики. Авторы дают характеристику обеспечению глобальной экологической безопасности, исследует предлагаемые законодателем меры, направленные на обеспечение экологической безопасности, анализируют правовую основу данной деятельности. Выводы авторов, изложенные в рамках данной научной статьи, могут быть использованы в образовательном процессе, в работе законодательных органов и органов государственной власти, осуществляющих природоохранную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of ensuring global ecological safety in the context of environmental challenges

In article authors consider activities of the state for ensuring global ecological safety as the independent direction within ecological function of the state. Authors make a research of a problem of ensuring ecological safety in the context of existence of modern global environmental challenges to mankind that is relevant and important for modern jurisprudence and law-enforcement practice. Authors give the characteristic to ensuring global ecological safety, investigates the measures proposed by the legislator aimed at providing ecological safety, analyze a legal basis of this activity. The conclusions of authors stated within this scientific article can be used in educational process, in work of the legislature and public authorities which are carrying out nature protection activity.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ»

Экологическое право

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ

ЗАХАРОВ Александр Вячеславович,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и международного права Института права и национальной безопасности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. E-mail: zawtmb@yandex.ru;

ПОПОВ Александр Геннадьевич,

аспирант кафедры теории и истории государства и права

Института права и национальной безопасности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. E-mail: apopov_92@mail.ru

Краткая аннотация: В статье авторы рассматривают деятельность государства по обеспечению глобальной экологической безопасности как самостоятельное направление в рамках экологической функции государства. Исследование проблемы обеспечения экологической безопасности авторы производят в контексте существования современных глобальных экологических вызовов человечеству, что является актуальным и важным для современной юридической науки и правоприменительной практики. Авторы дают характеристику обеспечению глобальной экологической безопасности, исследует предлагаемые законодателем меры, направленные на обеспечение экологической безопасности, анализируют правовую основу данной деятельности. Выводы авторов, изложенные в рамках данной научной статьи, могут быть использованы в образовательном процессе, в работе законодательных органов и органов государственной власти, осуществляющих природоохранную деятельность.

Abstract: In article authors consider activities of the state for ensuring global ecological safety as the independent direction within ecological function of the state. Authors make a research of a problem of ensuring ecological safety in the context of existence of modern global environmental challenges to mankind that is relevant and important for modern jurisprudence and law-enforcement practice. Authors give the characteristic to ensuring global ecological safety, investigates the measures proposed by the legislator aimed at providing ecological safety, analyze a legal basis of this activity. The conclusions of authors stated within this scientific article can be used in educational process, in work of the legislature and public authorities which are carrying out nature protection activity.

Ключевые слова: экологическая безопасность, экологическая функция государства, современные глобальные экологические вызовы человечеству, охрана окружающей среды, природопользование

Keywords: ecological safety, ecological function of the state, modern global environmental challenges to mankind, environmental protection, environmental management

Современное государство характеризуется многообразием различных направлений его деятельности. Основные направления деятельности государства в юридической литературе принято обозначать как функции государства. В условиях глобального ухудшения окружающей среды на планете в целом, и констатации глобального экологического кризиса на планете, наблюдается острая необходимость активизации внешней экологической функции государства.

Проанализировав научные подходы к понятию «экологическая функция государства», мы пришли к выводу о наличии двух основных значений: в широком смысле и в узком. В содержание экологической функции в ее широком понимании, помимо охраны окружающей среды, включаются все возможные виды деятельности государства в экологической сфере — обеспечение рационального использования природных ресурсов, осуществление мер по охране окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и т.д. Узкое понимание данной функции предполагает то, что в ее рамках государством осуществляется сугубо природоохранная деятельность.

В рамках данного исследования мы будем исполь-

зовать понятие экологической функции в широком смысле, поскольку обеспечение экологической безопасности, в том числе и глобальной, является одной из основных задач любого государства и всего международного сообщества в целом. Обеспечение экологической безопасности возможно выделить в качестве самостоятельного элемента экологической функции государства [1, с. 92; 2]. На наш взгляд, данная позиция является вполне обоснованной, особенно в контексте исследуемой нами проблемы.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 28.12.2010 №390-Ф3 «О безопасности» одним из видов национальной безопасности является экологическая безопасность [3, статья 1].

Согласно Стратегии национальной безопасности, «национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации» [4]. П. 83 Стратегии национальной безопасности в качестве стратегических целей обеспечения экологи-

ческой безопасности закрепляет: «сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики; ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата» [4, п. 83].

П. 8 Стратегии национальной безопасности констатировал, возросшую роль Российской Федерации в для решения международных проблем [4, п. 8]. Как отражено в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, «глобальные экологические проблемы, связанные с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, возрастанием экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф, загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также морской среды, затрагивают интересы Российской Федерации и ее граждан», что по-сути, обусловливает особую роль России в решении глобальных проблем и обеспечении экологической безопасности [5].

Такими проблемами, требующими незамедлительного разрешения, является современные глобальные экологические вызовы человечеству, как наиболее опасные явления, угрожающие глобальной экологической безопасности [6; 7].

Основными глобальными вызовами экологической безопасности в Российском законодательстве провозглашаются:

«а) последствия изменения климата на планете, которые неизбежно отражаются на жизни и здоровье людей, состоянии животного и растительного мира, а в некоторых регионах становятся ощутимой угрозой для благополучия населения и устойчивого развития;

б) рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов, что на фоне глобализации экономики приводит к борьбе за доступ к природным ресурсам и оказывает негативное воздействие на состояние национальной безопасности Российской Федерации;

в) негативные последствия ухудшения состояния окружающей среды, включая опустынивание, засуху, деградацию земель и почв;

г) сокращение биологического разнообразия, что влечет за собой необратимые последствия для экосистем, разрушая их целостность» [8, п. 19].

Таким образом, противодействие современным глобальным экологическим вызовам человечеству осуществляется в рамках обеспечения глобальной экологической

безопасности.

Интерпретируя позицию И.Б. Коренева, следует согласиться, что современные глобализационные процессы, к которым мы относим и современные глобальные экологические вызовы человечеству, нарушают глобальную экологическую безопасность и вызывают экологическую нестабильность: «Не вдаваясь в подробный анализ современного состояния процессов глобализации ... следует отметить, что реализация такого сценария глобализации, осуществляемого под руководством правительств стран большой семёрки, ведёт к нарастанию в геометрической прогрессии экологической напряжённости, при которой проблема экологической безопасности не имеет положительного решения» [9].

Для реализации экологической функции Российского государства на международной арене, с учетом противодействия современным глобальным экологическим вызовам человечеству, особую важность играет концепция международной экологической безопасности, которую можно определить как систему взаимоотношений государств, обеспечивающих сохранение, рациональное использование и воспроизводство экологических компонентов планеты и поддержание равновесия между ними.

Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, «глобальные вызовы и угрозы требуют адекватного комплексного ответа со стороны международного сообщества, консолидации его усилий при координирующей роли ООН и с учетом объективной взаимосвязи вопросов защиты прав человека, обеспечения безопасности и устойчивого развития» [10, п. 18].

Стратегия национальной безопасности определяет возможные пути для достижения экологической безопасности, к которым относит «формирование и реализацию долговременной государственной политики, направленной на защиту и воспроизводство природно-экологического потенциала Российской Федерации, повышения уровня экологического образования и экологической культуры граждан» [4, п. 85].

П. 86 Стратегии национальной безопасности предусматривает конкретные меры противодействия угрозам, подрывающим экологическую безопасность, которые направлены:

«на стимулирование внедрения инновационных технологий и развития экологически безопасных производств;

на развитие индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления;

на создание удовлетворяющих современным экологическим стандартам полигонов для размещения, утилизации и переработки твердых отходов производства и по-

Экологическое право

требления;

на строительство и модернизацию очистных сооружений, а также внедрение технологий по снижению объема выбросов вредных веществ и сточных вод;

на повышение технического потенциала и оснащенности сил, участвующих в мероприятиях по предотвращению и ликвидации негативных экологических последствий техногенных катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

на ликвидацию вредных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, а также на реабилитацию территорий и акваторий, загрязненных в результате такого воздействия, в том числе при осуществлении военной деятельности;

на минимизацию ущерба, причиняемого окружающей среде при разведке и добыче полезных ископаемых, и рекультивацию нарушенных земель;

на развитие системы государственного экологического контроля и надзора, государственного мониторинга окружающей среды, животного и растительного мира, земельных ресурсов, на осуществление контроля радиацион-но, химически и биологически опасных отходов, обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических и санитарно-гигиенических стандартов в отношении питьевой воды, атмосферного воздуха и почв;

на повышение требований экологических стандартов и создание системы экологических фондов;

на развитие системы особо охраняемых природных территорий;

на развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды» [4, п. 86].

Наличие современных глобальных экологических вызовов человечеству требует объединение усилий всего международного сообщества в целях обеспечения глобальной экологической безопасности, что способствует развитию международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Данное сотрудничество консолидирует усилия различных государств по поддержанию благоприятной окружающей среды на планете.

Проанализировав действующее российское законодательство, можно выделить ряд направлений развития международного сотрудничества по обеспечению экологической безопасности:

«а) совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а также институциональной системы обеспечения экологической безопасности;

б) внедрение инновационных и экологически чистых технологий, развитие экологически безопасных производств;

в) развитие системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, создание индустрии утилизации, в том числе повторного применения, таких отходов;

г) повышение эффективности осуществления контроля в области обращения радиационно, химически и биологически опасных отходов;

д) строительство и модернизация очистных сооружений, а также внедрение технологий, направленных на снижение объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ в водные объекты;

е) минимизация (снижение до установленных нормативов) рисков возникновения аварий на опасных производственных объектах и иных чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

ж) повышение технического потенциала и оснащенности сил, участвующих в мероприятиях по предотвращению и ликвидации негативных экологических последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

з) ликвидация негативных последствий воздействия антропогенных факторов на окружающую среду, а также реабилитация территорий и акваторий, загрязненных в результате хозяйственной и иной деятельности;

и) минимизация ущерба, причиняемого окружающей среде при разведке и добыче полезных ископаемых;

к) сокращение площади земель, нарушенных в результате хозяйственной и иной деятельности;

л) осуществление эффективных мер по сохранению и рациональному использованию природных ресурсов, в том числе лесных, охотничьих и водных биологических ресурсов, по сохранению экологического потенциала лесов;

м) расширение мер по сохранению биологического разнообразия, в том числе редких и исчезающих видов растений, животных и других организмов, среды их обитания, а также развитие системы особо охраняемых природных территорий;

н) создание и развитие системы экологических

фондов;

о) активизация фундаментальных и прикладных научных исследований в области охраны окружающей среды и природопользования, включая экологически чистые технологии;

п) развитие системы экологического образования и просвещения, повышение квалификации кадров в области обеспечения экологической безопасности;

р) углубление международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природопользования

с учетом защиты национальных интересов» [8, п. 26].

Таким образом, действующее российское законо-

логической безопасности, обусловливает особую роль России в данном процессе, а также отражает необходимость противодействия современным глобальным экологическим вызовам человечеству.

дательства предусматривает направления деятельности Российского государства по обеспечению глобальной эко-

Библиография:

1. Миняев А.О. Экологическое право: конституционные основы. М.: Издательский дом Городец, 2004.

2. Уханов И.С. Экологическая функция современного Российского государства (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. канд. юрид. наук.

СПб., 2000.

3. ФЗ от 28.12.2010 №390-Ф3 «О безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. №1. Ст. 2.

4. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 №683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собра-

ние законодательства Российской Федерации. 2016. №1 (часть II). Ст. 212

5. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом

РФ 30.04.2012) [текст официально не был опубликован] //kremlin.rU/d/15177 (дата обращения: 20.07.2017).

6. Захаров А.В. Современные глобальные экологические вызовы человечеству: к проблеме определения понятия и классификации // Вест-

ник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2008. № 12 (68). С. 50-54.

7. Захаров А.В. Терминологическое определение современных глобальных экологических вызовов человечеству: к проблеме отграничения

от схожих понятий // Теория и практика общественного развития. 2012. № 10. С. 312-317.

8. Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» //

Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. №17. Ст. 2546.

9. Коренева И.Б. Ноосферный вызов и экологическая безопасность // http://www.koreneva.com/1229463403.php (дата обращения: 20.07.2017).

10. Указ Президента РФ от 30.11.2016 №640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Собрание законода-

тельства Российской Федерации. 2016. №49. Ст. 6886.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.