УДК 349.6 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-4-125-129
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫМ ГЛОБАЛЬНЫМ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ВЫЗОВАМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ
ЗАХАРОВ АЛЕКСАНДР ВЯЧЕСЛАВОВИЧ
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Задачей, решаемой автором данной научной статьи, явилась оценка правового регулирования охраны окружающей среды в контексте противодействия современным глобальным экологическим вызовам человечеству. В условиях современного глобального экологического кризиса и необходимости обеспечения благоприятной для жизни человека окружающей среды, решение данной научной задачи является важным и актуальным для современной юридической науки и правоприменительной практики. Основными выводами, к которым автор приходит в рамках данного исследования, явилось выявление критериев оценки эффективности правового регулирования в исследуемой сфере, к которым были отнесены: состояние экологического законодательства, соответствие полученного результата первоначальным целям, выбор и использование средств, способствовавших наиболее полному и быстрому достижению результата. В статье автор, на основе проведенного анализа соответствия экологического законодательства данным критериям, приходит к выводу о необходимости повышения эффективности правового регулирования в рассматриваемой сфере. Выводы автора, изложенные в рамках данной научной статьи, могут быть использованы при преподавании таких учебных курсов, как теория государства и права, экологическое право, конституционное право и ряд других отраслевых юридических дисциплин. Представленные выводы расширяют и дополняют проблематику исследования правотворческой деятельности государства и могут быть использованы в работе законодательных органов и органов государственной власти, осуществляющих природоохранную деятельность. Использование научных выводов и рекомендаций автора позволит повысить эффективность правового регулирования в экологической сфере, снизить экологическую напряженность региона и будет способствовать обеспечению граждан на благоприятную окружающую среду.
Ключевые слова: правовое регулирование, охрана окружающей среды, современные глобальные экологические вызовы человечеству, экологическое законодательство, благоприятная окружающая среда, правотворчество
Состояние окружающей среды, угроза исчер-паемости природных ресурсов, распространение экологического кризиса, поразившего планету внесли существенные коррективы в отношения человека и окружающей среды, заставили по новому взглянуть на них, переосмыслить достижения мировой цивилизации. Несформированность механизма обеспечения исполнения требований экологического законодательства, дефекты правосознания и правовой нигилизм, низкий уровень общей культуры (в том числе экологической и правовой) граждан и общества, пренебрежение законами природы, бездумное отношение к окружающей среде, выражающееся в ее загрязнении, разрушении экологических систем, нерациональном использовании природных ресурсов, нарушении требований, установленных экологическим законода-
тельством и т. д., низкая продолжительность жизни населения, деградация здоровья населения и т. п., на фоне появившихся и получивших распространение таких явлений, как экологический терроризм, экоцид и др. привели к тому, что перед мировым сообществом стал вопрос выживания и сохранения человека как биологического вида. Особую тревогу вызывают современные глобальные вызовы человечеству.
Под современными глобальными экологическими вызовами человечеству, по нашему мнению, необходимо понимать явления современного мира, общепланетарного характера, показывающие критическое состояние окружающей среды, вызванные антропогенными причинами (либо совокупностью природных и антропогенных причин, при существенном превалировании последних) и ста-
вящие под угрозу существование человеческой цивилизации, устранение которых возможно путем объединения усилий всего мирового сообщества.
Борьба с современными глобальными экологическими вызовами человечеству требует совершенствования эколого-правового регулирования и повышения его эффективности. В юридической литературе правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое при помощи системы правовых средств результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями [1; 2].
Оценить эффективность правового регулирования в области борьбы с современными глобальными экологическими вызовами человечеству чрезвычайно сложно, ввиду того, что данную эффективность чаще всего определяют как соотношение между результатом и заявленной целью правового регулирования [3]. При подобной оценке необходимо прежде всего учитывать процесс реализации юридических ориентиров, так как для законодателя должно быть далеко не безразлично, какими юридическими средствами будут достигаться экологически приоритетные направления в государственной политике РФ. Следовательно, эффективность - это научная категория, призванная охарактеризовать состояние правового регулирования экологических общественных отношений, показать степень достижения поставленных целей и разумность выбранных средств.
Таким образом, эффективным правовым регулированием в сфере борьбы с современными глобальными экологическими вызовами человечеству признается правовое регулирование, при котором цель устранения современных глобальных экологических вызовов достигается разумно подобранными юридическими средствами, как результат -вызовы устраняются, а также устраняются причины, условия и факторы возникновения (распространения) данных вызовов.
Эффективность правового регулирования в исследуемой нами сфере необходимо рассматривать с трех позиций:
1. Состояние экологического законодательства. Эффективность правового регулирования в сфере борьбы с современными глобальными экологическими вызовами человечеству во многом зависит от состояния экологического законодательства, его соответствия современным условиям, отсутствия коллизионности, урегулированности экологическими нормами общественных отношений и т. п. Наличие пробелов, коллизий, несогла-
сованности дает законодательную возможность лицу интерпретировать по своему норму экологического законодательства или уклониться от исполнения обязанности, установленной ей. Подобная ситуация предполагает свободу действия субъекта экологических правоотношений (в случае наличия пробела - разрешено все то, что не запрещено законом), либо выбора наиболее желательного для себя варианта действий (в случае коллизии, либо отсутствии разъяснения смысла нормы), что позволяет лицу совершать действия, приводящие к возникновению (или способствующие этому) современных глобальных экологических вызовов человечеству или исключает возможность привлечения виновного лица к ответственности за совершенные действия. Например, одной из причин «мертвости» статьи, посвященной экоциду, является отсутствие законодательного закрепления понятия экологической катастрофы.
В научной литературе выделяют различные критерии оценки состояния экологического законодательства. Оптимальным, на наш взгляд, являются критерии, предложенные В. В. Никишиным:
1 - охват правовым регулированием объектов (сфер) правовой защиты;
2 - качество правового регулирования;
3 - набор правовых средств (инструментов), используемых в целях защиты окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
4 - уровень применяемой юридической техники [4].
Ввиду того, что современные глобальные экологические вызовы могут явиться результатом разрастания и усугубления региональных экологических проблем, особое внимание должно уделяться законодательству субъектов. Так, дополнительными показателями оценки состояния законодательства субъектов РФ являются: соответствие международному законодательству; потенциальная эффективность; экономичность реализации [5]. Учитывается также интеграция законодательства субъектов РФ в федеральное законодательство; системность; относительная самостоятельность.
В соответствии с этим, признаками надлежащего качества (требования к законопроектам и законам) будут являться:
- конституционность и законность как предметное и содержательное соответствие регионального закона другим источникам федерального и регионального экологического законодательства;
- адекватность концепции регионального закона той роли в общественной жизни, которую он как источник права должен выполнять;
- содержание закона, основанное на экологической концепции;
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
- одновременное с принятием новых нормативных правовых актов экологического законодательства приведение норм актов иных отраслей законодательства в соответствии с ними;
- форма изложения содержания закона, обеспечивающая его точность и ясность, удобство в использовании как юридического документа.
Если, характеризуя экологическое законодательство Российской Федерации, ряд авторов в качестве его негативных черт выделяют внутреннюю несогласованность, наличие пробелов, несоответствий и противоречий [6], то основными недостатками регионального экологического законодательства признаются: отсутствие системности в формировании регионального законодательства четко выраженной концепции принятия нормативных актов; регулирование региональными законами вопросов, находящихся вне предметов ведения и полномочий субъектов Федерации; противоречивость регионального законодательства; недостаточный технико-юридический уровень регионального законодательства, высокая степень дублирования федеральных нормативных правовых актов [6, с. 75].
2. Соответствие полученного результата первоначальным целям. Эффективность правового регулирования борьбы с современными глобальными экологическими вызовами человечеству напрямую зависит от эффективности и характера эколого-правовых норм (формы выражения, декларативности), механизма их реализации (экономический, организационный, правовой), способов совершенствования (дополнения, изменения). Для оценки эффективности необходимы знания об исходном состоянии объекта воздействия правовой нормы, положительных изменениях в объекте вследствие целенаправленного правового влияния, «целевом» состоянии объекта, намеченном законодателем, издержках функционирования правовой нормы [7].
Анализ действующего российского экологического законодательства показывает, что правотворческие органы очень часто указывают на цели эколого-правовой политики, а порой даже и средства их достижения. Однако, на практике оказывается, что правоприменительные органы не могут применить данные положения, а значит, экологические нормы носят скорее декларативный характер, нежели правоприменительный. В этом случае достижение результата представляется невозможным. Так, исчерпаемость природных ресурсов является одной из причин возникновения (распространения) современных глобальных экологических вызовов человечеству. Однако, нормы эколо-
гического законодательства, требующие от хозяйствующих субъектов внедрения малоотходных и безотходных технологий, перевооружение производства и т. п., требуют значительных капиталовложений, которые большинство предприятий-природопользователей в условиях экономической нестабильности не имеют. Штрафные санкции в этом случае также малоэффективны. Закрытие таких предприятий вызывает социальные проблемы, особенно в случае, если предприятие является градообразующим. В связи с этим нормы экологического законодательства не реализуются, продолжают носить декларативный характер, а правоохранительные органы не могут обеспечить их принудительное исполнение. Зачастую это приводит к нерациональному природопользованию и даже совершению экологических правонарушений, что, является причинами возникновения современных глобальных экологических вызовов человечеству.
3. Выбор и использование средств, способствовавших наиболее полному и быстрому достижению результата. Объективный результат дают, как правило, не цели, а средства, используемые при их реализации. Несоответствие средств ведет к существенному различию целей и получаемых результатов, что в свою очередь дискредитирует первоначальные цели. «Тот, кто игнорирует средства, тот ставит под сомнение и саму цель», - справедливо замечено А. И. Экимовым [8]. И. А. Ильин подчеркивал, что «средство, убивающее свою цель, есть неверное и неправое средство: творящий его попирает самую сущность своей цели и несет вину» [9]. Вместе с тем следует отметить, что в достижении целей правового регулирования в области борьбы с современными глобальными экологическими вызовами человечеству приемлемы далеко не любые средства. В этом контексте слова Н. А. Бердяева представляют особую значимость: «Цель уходит в отвлеченную даль, средства же остаются непосредственной реальностью» [10].
Для повышения эффективности правового регулирования экологических общественных отношений необходимо, в первую очередь, обеспечить реальность закрепления объективно-сложившихся экологических интересов общества и обеспечить необходимые условия и способы их реализации. В странах, где преобладающее число граждан с экологически развитой культурой, законодатель учитывает интересы общества, и на практике данные интересы реализуются с помощью юридически значимых действий. Юридический инструментарий, с помощью которого обеспечивается реализация эколого-правовых норм, имеет не меньшее значение, чем общественные экологические по-
требности. За последнее время существенно обновлена экологическая нормативная правовая база, предусматривающая множество «инструментов» для повышения эффективности эколого-правовых актов. Неумение или нежелание правотворческих органов найти оптимальные показатели количества и качества не позволяет применять их в полной мере. Именно поэтому необходимо повышать эффективность экологических нормативных правовых актов на правореализационном уровне.
Литература
1. Алексеев С. С. Теория права. М.: Бек, 1995. С. 209.
2. Землянов О. Е. Понятие и структура механизма правового регулирования // Право и государство: теория и практика. 2010. № 1. С. 11
3. Венгеров А. Б., Никитинский В. И., Самощен-ко И. С. К изучению эффективности действующего законодательства // Правоведение. 1971. № 4. С. 25.
4. Никишин В. В. Экологическое законодательство: правотворчество субъектов Российской Федерации. М.: Юристъ, 2004. С. 22.
5. Современное экологическое право в России и за рубежом: сборник научных трудов. М., 2001. С. 5.
6. Литус В. Г. Эколого-правовая политика и экологическое законодательство / Охрана окружающей среды и национальные интересы России. Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2008. С. 72.
7. Фаткуллин Ф. Н., Чулюкин Л. Д. Социальная ценность и эффективность правовой нормы. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 1977. С. 56.
8. Экимов А. И. Политические интересы и юридическая наука // Государство и право. 1996. № 12. С. 9.
9. Ильин И. А. О сущности правосознания. М.: Ра-гогъ, 1993. С. 74.
10. Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990. С. 272-273.
References
1. Alekseev S. S. Teoriya prava [Theory of law]. M.: Bek, 1995. S. 209.
2. Zemlyanov O. E. Ponyatiye i struktura mekhanizma pravovogo regulirovaniya [Concept and structure of the mechanism of legal regulation] // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2010. № 1. S. 11.
3. Vengerov А. B., Nikitinskij V. I., Samoshchenko I. S. K izucheniyu effektivnosti dejstvuyushchego zakonodatel'stva [To studying of efficiency of the current legislation] // Pravovedeniye. 1971. № 4. S. 25.
4. Nikishin V. V. Ekologicheskoye zakonodatel'stvo: pravotvorchestvo sub"yektov Rossijskoj Federatsii [To studying of efficiency of the current legislation]. M.: Yurist", 2004. S. 22.
5. Sovremennoye ekologicheskoye pravo v Rossii i za rubezhom: sbornik nauchnykh trudov [The modern ecological right in Russia and abroad: collection of scientific works]. M., 2001. S. 5.
6. Litus V. G. Ekologo-pravovaya politika i ekologicheskoye zakonodatel'stvo [Ecological-legal policy and ecological legislation] / Okhrana okruzhayushchej sredy i natsional'nye interesy Rossii. Tambov: Izd-vo Pershina R. V., 2008. S. 72.
7. Fatkullin F. N., Chulyukin L. D. Sotsial'naya tsennost' i effektivnost' pravovoj normy [Social value and efficiency of the precept of law]. Kazan': Izd-vo Kazansk. Un-ta, 1977. S. 56.
8. Ekimov А. I. Politicheskiye interesy i yuridicheskaya nauka [Political interests and jurisprudence] // Gosudarstvo i pravo. 1996. № 12. S. 9.
9. Il'in I. А. O sushchnosti pravosoznaniya [About essence of sense of justice]. M.: Ragog", 1993. S. 74.
10. Berdyaev N. А. Sud'ba Rossii [Fate of Russia]. M., 1990. S. 272-273.
* * *
EFFICIENCY OF LEGAL REGULATION OF COUNTERACTION TO MODERN GLOBAL ENVIRONMENTAL CHALLENGES TO MANKIND
ZAKHAROV ALEKSANDR VYACHESLAVOVICH Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
The task solved by the author is the assessment of legal regulation of environmental protection in the context of counteraction to modern global environmental challenges to mankind. In the conditions of modern world ecological crisis and need of providing the environment, favorable for human life, the solution of this scientific task is important and relevant for modern jurisprudence and law-enforcement practice. The main conclusions to which the author came within this research is identification of criteria for evaluation of efficiency of legal regulation in the explored sphere which are: a condition of the ecological legislation, compliance of the received result to the initial purposes, the choice and use of the means promoting the fullest and fast achievement of result. In article, the author on the basis of the carried-out analysis of compliance of the ecological legislation to these criteria, comes to a conclusion about need of increase in efficiency of legal regulation for the considered sphere. The author's conclusions stated within this scientific article can be useful for teaching such training courses as the theory of the state and the right, the ecological right, constitutional right and some other branch legal disciplines. The presented conclusions expand and supplement
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
a perspective of a research of law-making activity of the state, and can be useful in work of the legislature and public authorities which are carrying out nature protection activity. Use of the author's scientific conclusions and recommendations will allow to increase efficiency of legal regulation in the ecological sphere, to reduce ecological tension of the region and will promote providing citizens on the favorable environment.
Key words: legal regulation, environmental protection, modern global environmental challenges to mankind, ecological legislation, favorable environment, law-making
Об авторе:
Захаров Александр Вячеславович, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного права Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
About the author:
Zakharov Aleksandr Vyacheslavovich, Candidate of Jurisprudence, Associate Professor, Head of the Constitutional Right Department, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation