УДК 342.2:430
ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ФРГ В УСЛОВИЯХ ПОСТОЯННОЙ МИГРАЦИИ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВВ.
Голикова С.Н.
В статье рассматриваются проблемы безопасности граждан Германии, порожденные нахождением в стране значительного числа иммигрантов. Спрогнозированы возможные негативные последствия сосуществования многонационального и многоконфессионального населения. Проанализированы правовые аспекты обеспечения безопасности и обозначены мероприятия, проводимые властями для решения возникающих проблем. Раскрыты основные точки зрения внутри немецкого общества и государства на возникающие проблемы, а также рассмотрены изменения в иммиграционной политике в связи с началом миграционного кризиса.
Ключевые слова: иммиграция, безопасность, терроризм, ислам, правовое государство, интеграция, фундаментализм, ассимиляция, радикализм.
SAFETY PROBLEM IN GERMANY IN THE CONDITIONS OF CONTINUOUS MIGRATION AT THE BOUNDARY OF THE 20-21ST CENTURIES
Golikova S.N.
In article the problems of safety of citizens of Germany generated by stay in the country of considerable number of immigrants are considered. Possible negative consequences of coexistence of the multinational and multi-religious population are predicted. Legal aspects of safety are analysed and the events held by the authorities for the solution of the arising problems are designated. The main points of view in the German society and the state on the arising problems, and also possible ways of their permission are opened. Changes in immigration policy in connection with the beginning of migratory crisis are considered.
Keywords: immigration, safety, terrorism, Islam, constitutional state, integration, fundamentalism, assimilation, radicalism.
События последних лет на Ближнем Востоке породили одну из важнейших проблем для современной Европы - проблему значительного наплыва беженцев, которые по своему менталитету, мировоззрению, системе ценностей кардинальным образом отличаются от местного населения. Среди стран ЕС, испытавших последствия этого масштабного миграционного потока, выделяется ФРГ. Канцлер Ангела Меркель в своих публичных выступлениях в течение 2015 г. демонстрировала дружественный курс в отношении беженцев: «Я рада, что Германия стала страной, с которой люди связывают свои надежды. Это очень ценно, если оглянуться на нашу историю» [22]. Однако не все немцы настроены также оптимистично как глава правительства. Согласно данным опроса ARD-Deutschland Trend только в течение сентября 2015 г. число тех, кто напуган увеличением числа соискателей политического убежища, возросло с 38 % до 51% [21].
Одной из ключевых проблем, волнующих простых немецких граждан, является вопрос обеспечения безопасности в условиях наплыва беженцев-мусульман. События начала 2016 г. в Кельне и других городах, связанные с агрессивным поведением беженцев привлекли внимание не только немецкой, но и мировой общественности к этой теме. Следует отметить, что опре-
деленный опыт регулирования сосуществования носителей разных культур уже накоплен в Германии. В течение второй половины XX в. иммиграционная составляющая постепенно росла в структуре населения, причем увеличивалось в первую очередь число мусульман. Согласно статистике, предки каждого 5 человека, зарегистрированного в ФРГ, не были немцами. Таковы официальные данные, опубликованные Федеральным статистическим ведомством в Висбадене [30]. Сосуществование двух конфессий - христианской и мусульманской - в границах одного государства неизбежно порождает проблему безопасности, особенно если учесть удельный вес радикальных течений в исламе. Главной опасностью в этой связи является перспектива масштабного конфликта между культурами, вызванного межнациональными и межконфессиональными различиями. Исходя из этого, цель данной статьи состоит в раскрытии механизмов обеспечения безопасности, а также поддержания межнационального и межконфессионального мира в условиях постоянных миграционных процессов в Германии. Для достижения этой цели необходимо: раскрыть правовые особенности положения религиозных групп в ФРГ; проанализировать отношение иммигрантов к принимающей стране и местного населения к мигрантам; выявить основные угрозы безопасности; рассмотреть действия
немецких властей в условиях миграционного кризиса.
До середины 90-х гг. XX в. власти ФРГ не стремились вести диалог с проживающими в стране последователями ислама. Однако рост террористических актов, обострение социальных настроений, существование параллельного «мусульманского мира», погромы во Франции, «карикатурный» скандал, постоянное увеличение числа мусульман заставили немецкое руководство изменить свое отношение к данной проблеме. В первое десятилетие XX в. были внесены серьезные изменения в немецкое миграционное законодательство. После принятия в 2005 г. Закона «Об иммиграции» в ФРГ были созданы государственные «курсы интеграции», ежегодные расходы на которые к 2010 г. составили около 186 млн долларов (в США в это же время на интеграцию приезжих тратилось в 10 раз меньше) [12]. Следует отметить, что через некоторое время определенными авторитетными организациями был проведен мониторинг качества интеграции. Согласно докладу Федерального ведомства по делам миграции и беженцев в 2010 г., а также исследованию Берлинского института народонаселения и развития в 2013 г. наибольшие проблемы с интеграцией испытывают последователи ислама, а именно представители турецкой общины в ФРГ [11]. Поэтому поиск оптимальных путей взаимодействия немецкого общества и государства с мусульманскими общинами является достаточно актуальной задачей.
Государство не может установить контроль за деятельностью религиозных организаций, поскольку это противоречило бы Основному закону ФРГ [23]. На практике же государство пытается достичь прочного сотрудничества с религиозными общинами в Германии. Оно поощряет деятельность этих организаций по поддержанию и распространению демократических стандартов в обществе, что воспринимается как метод сдерживания радикальных настроений в иммигрантской среде. При создании того или иного нормативно-правового акта федеральные власти и власти земель учитывают мнение католической и протестантской церквей по вопросам, касающимся клонирования, вопросам предоставления политического убежища и др.
В рамках конституционно-правового регулирования отношений государства и верующих (любых конфессий) в Германии существует такая дефиниция как «корпорация публичного права». Такой статус имеют католическая, протестантская церкви, иудаизм, новая апостольская церковь, греческая православная церковь. Право на получение данного статуса закреплено юридически в ст. 140 Основного закона ФРГ [23]. Следует отметить, что этот юридический статус применительно к религиозным объединениям использовался
еще в Веймарской Конституции и стал достоянием современного Основного закона путем инкорпорации ее норм. Статус корпорации публичного права подразумевает наличия целого ряда прав, делающих его получение достаточно привлекательным для религиозных общин. Среди этих прав такие: право сбора налогов, льготное налогообложение, особое регулирование в области трудового и социального права и др.
Попытки исламских общин получить статус «корпораций публичного права» пока остаются безуспешными. Крупный немецкий социолог Г. Робберс отмечает, что основной причиной неудач является то, что данный статус предполагает создание структуры, идентичной той, которая существует у христианских общин. У исламских общин такая структура отсутствует. Он полагает, что со временем ситуация изменится, потому что число мусульман в ФРГ постоянно увеличивается. И для того, чтобы лучше интегрироваться в немецкое общество, им предстоит сделать свою структуру более совершенной [7, с. 355]. Т. Трауб в качестве препятствия для получения мусульманами статуса корпорации публичного права также видит вопросы, связанные со способами их объединения в организации. Поскольку сами организации в исламе не играют такой роли как, например, в христианских церквях, то и требования к личному членству достаточно размыты. В свою очередь конституционное право Германии дает определение дефиниции «религиозная община», и среди прочих ее признаков закрепляют необходимость такого членства [31].
Сегодня мусульманские общины могут участвовать в составлении расписания для школ по религиозным предметам, подготовке религиозных кадров, создании кладбищ и т.д. Но для получения признания в качестве корпорации публичного права, все религиозные мусульманские общины должны подчиняться одному представительному органу. Препятствием для этого является тот факт, что настоящее время в Германии множество общин формируется по этническому признаку. Этническая сторона возобладала над идеей исламского единства. В связи с этим создание сейчас некого единого представительного органа, выражающего интересы всех мусульманских общин ФРГ, невозможно. Подобное положение подтверждается социологическим исследованием Р. Нольден, в ходе которого выяснилось, что в мусульманской среде существуют определенные идеологические и национальные противоречия. Среди мусульман Германии представлены сунниты, алавиты, шииты, ахмадийцы, ис-маилиты, различные суфийские группы. Отмеченная дифференциация усложняет для властей налаживание
диалога с мусульманской общиной страны. Государству легче было бы вести такой диалог с неким единым представительным органом, выражающим интересы мусульман Германии [1, с. 194].
Институционально мусульмане объединены в различные организации: «Лига мусульман Германии», «Европейское общество поддержки и строительства мечетей», Исламское объединение «Милли Герюш», «Турецкий исламский союз религиозных учреждений» и др. В середине 1990-х гг. власти организовали форум для создания единого консультационного совета, куда были приглашены представители различных мусульманских религиозных групп. Однако эта попытка была обречена изначально, поскольку лидеры некоторых исламских диаспор страны побоялись оказаться «в тени» многочисленных турецких общин и попасть под влияние «турецкого ислама».
Однако идея установления постоянных контактов между властью и мусульманскими общинами не была похоронена. В 2006 г. по инициативе главы МВД В. Шойбле была создана Исламская конференция, которая должна способствовать интеграции мусульман в религиозном и политико-правовом плане [9]. На втором заседании конференции в 2007г. был создан Координационный Совет мусульман Германии, который должен был стать представителем всех верующих во взаимоотношениях с властями [2]. Несмотря на определенный успех, эти начинания подверглись критике как со стороны немцев, так и со стороны мусульман. В частности, в адрес инициатора конференции В. Шойбле неоднократно высказывались упреки в том, что он пытается договориться с экстремистами. С другой стороны, определенная часть исповедующих ислам отказывают участвующим в конференции организациям в праве говорить от лица всех мусульман. Например, в ходе работы третьей конференции в 2008 г. из числа ее делегатов вышел продюсер Валид Накш-банди, назвав при этом всю эту затею фарсом [3].
По мнению исследователей, созданный совет не имеет четкой организационной структуры и в силу своего неустойчивого положения подвергается подозрениям в фундаменталистской направленности. Стать же официальным представителем всего мусульманского сообщества Германии этому органу не удалось. Конференция же подвергается критике за отсутствие реальных практических результатов - много до сих пор остается на уровне дискуссий.
На фоне отсутствия постоянного диалога между властью и мусульманами растет популярность экстремистских, фундаменталистких организаций, среди которых выделяется Союз мусульманских общин. Ради-
кальные настроения членов этой организации выразились в призыве ее руководителя М. Каплана в 1998 г. к всеобщей борьбе за веру. В ноябре 2000 г. Верховный земельный суд Дюссельдорфа осудил Мухаммеда Метина Каплана на 4 года заключения за публичный призыв к расправе со своим оппонентом- берлинским халифом Ибрагимом Софу [6, с. 181].
Кроме того, на территории ФРГ находятся многие исламисты. Некоторые именуют себя специалистами по исламу, работают в мусульманских культурных центрах. Именно они призывают своих слушателей дистанцироваться от принявшего их общества, а не интегрироваться в него, отвергать европейскую культуру и систему ценностей, а не перенимать их привлекательные стороны. По приблизительным подсчетам спецслужб, в ФРГ пребывают 300 членов «ХАМАС», 900 - «Хизбаллы», 1200 - «Братьев-мусульман» [6, с. 183].
С другой стороны, доверие коренных жителей к приверженцам ислама также невелико. В конце 2003 г. был проведен социологический опрос среди различных групп населения, который показал, что у 91% респондентов ислам ассоциируется с притеснением женщин, 75% - всех исповедующих ислам называют фанатиками, 61% опрошенных жителей Германии считает, что христианство и ислам не смогут мирно сосуществовать, 46% опрошенных назвали ислам «отсталой религией»; 34% сказали, что не доверяют лицам, исповедующим ислам; 27% - «иммиграция мусульман в Германию должна быть запрещена» [30].
Рост радикальных воззрений в мусульманской среде, всплески антиисламских настроений в немецком обществе, а также реальность террористической угрозы заставляют власти делать определенные шаги в сторону укрепления безопасности, которые при этом не отличаются системностью, в некоторых аспектах противоречивы и спонтанны. Так, в рамках проводимой в Германии программы «Диалог между исламом и Западом» на конференции, инициированной МИД-ФРГ после террористических актов в Мадриде в 2004 г., обсуждались вопросы по противодействию терроризму. По сведениям предоставленным спецслужбами ФРГ, в стране идет подготовка терактов, которые затем совершаются в Европе и на Ближнем Востоке (150-200 случаев). Среди других целей проведения конференции необходимо отметить попытку сокращения того разрыва между исламской общиной и немецким обществом, который начал образовываться после 11 сентября 2001 г., и укрепление через крупных арабских, турецких, иранских бизнесменов связей с мусульманским миром [7, с. 357].
Наряду с подобными инициативами прослеживаются и противоположные тенденции. В течение
пяти месяцев после терактов 11 сентября 2001 г. в Германии были отмечены нападения на мусульман, угрозы, оскорбления в их адрес. Причем давление на последователей ислама оказывают не только простые граждане, но и представители власти. Например, во время очередного всплеска антиисламских настроений в Германии после терактов в Мадриде в марте 2004 г., более чем в 70 мечетях страны были проведены обыски. Следует отметить, что эти действия властей не всегда находятся в рамках закона. Так, в мае 2003 г. районный суд города Штутгарта вынес постановление, в котором говорится, что обыск в декабре 2002 г. в мечетях города был проведен незаконно, и у полиции не было необходимых на то документов [27].
Одновременно с попытками установить диалог с мусульманской общиной Германии власти создавали некоторые административные барьеры по вопросам открытия мест для отправления религиозных служб, включения в школьное расписание предметов по изучению исламской религии. Тем не менее в Берлине Исламской федерации удалось включить в 30 школах в расписание предмет по исламской религии в 2004 г. Осознание частью немецкой политической элиты того факта, что школьные предметы по исламу могут составить альтернативу проповедникам идей насилия в мусульманской среде, приводит к постепенному изменению позиции властей по данному вопросу. В частности, бывший министр внутренних дел ФРГ В. Шойбле, выступая на третьей исламской конференции, предложил преподавать основы мусульманского вероучения в школах страны (как альтернатива занятиям по христианской религии и этике) [3].
Как и в ряде других стран ЕС, в Германии широкое обсуждение получила тема ношения мусульманской одежды. В 2003 г. Федеральный конституционный суд вынес решение, согласно которому действия властей земли Баден-Вюртемберг, запретивших учительнице носить хиджаб, были признаны незаконными. Однако позже Федеральный конституционный суд вынес постановление, согласно которому такие вопросы относятся к компетенции местных властей. И уже в апреле 2004 г. власти земли Баден-Вюртемб-ерг запретили выражать политические, религиозные и идеологические предпочтения путем ношения сопутствующих атрибутов.
Среди других мер правительства Баден-Вюр-темберга следует отметить тест из 30 вопросов, цель которого - проверить лояльность претендующего на получение гражданства. Мусульмане подвергаются гораздо более строгому экзамену, чем остальные претенденты. Например, выходцев из стран-членов Организации Исламская конференция предполагается
спрашивать об их личном отношении к событиям 11 сентября. Лидеры мусульманских общин считают подобную проверку дискриминационной «Мы не успокоимся до тех пор, пока правительство (земли Баден-Вюртемберг) не отменит этот тест», - заявил Мунир Аззауи из Центрального совета мусульман Германии. Недавно бундестаг отклонил законодательную инициативу Партии зеленых, которая предлагала федеральному правительству вмешаться и запретить землям вводить ограничения для мусульман.
С. В. Погорельская отмечает, что борьба с угрозами безопасности в современной Германии, в том числе связанными с иммигрантами, осложняется невозможностью решить вопрос, как укрепить безопасность внутри страны, не повреждая демократического общественного порядка [10, с. 74-75]. Противодействие западных демократий «внутренней опасности», как считают политики, неизбежно потребует отказа от некоторых принципов демократического правового государства. Так что призрак «полицейского государства», которым долгие годы пугали друг друга левые немецкие интеллектуалы, может стать реальностью. По мнению либеральных критиков, первые симптомы такого государства налицо. Последовательное наступление на демократическое правовое государство оправдывается необходимостью обеспечения существования этого государства. В ФРГ эти шаги обычно связываются с именем бывшего министра внутренних дел, ныне - министра финансов, Вольфганга Шойбле [10, с. 77]. По его инициативе в 2001-2009 гг. были введены биометрические документы, усилено видеонаблюдение в общественных местах, контроль электронных коммуникаций (в частности, электронной почты), проводились тайные обыски частных компьютеров (что впоследствии было признано незаконным), расширено прослушивание телефонных разговоров. В настоящее время в немецкой политике и в обществе продолжаются споры о том, как обезопасить себя от «внутренней угрозы», не поступаясь принципами политического либерализма, не нарушая основ правового государства и устоев образцовой немецкой демократии.
Однако ни попытки установить постоянный диалог с последователями ислама, ни жесткие меры принудительного характера не привели к окончательному решению проблемы безопасности в первое десятилетие XXI в. Наоборот этот период закончился новой общественно-политической дискуссией вокруг дальнейших перспектив миграционной политики ФРГ, спровоцированной изданием в 2010 г. книги Т. Саррацина «Германия: самоликвидация». Это исследование получило неоднозначную оценку немецкой общественности. Канцлер Ангела Меркель назвала выводы автора
«совершенно неприемлемыми», но уже через полтора месяца была вынуждена публично признать, что политика мультикультурализма потерпела неудачу в Германии. Следует отметить, что проводившиеся в 2010 г. опросы подтверждают слова канцлера. Согласно данным лондонского Института открытого общества 75 % мусульман не считали себя немцами [8]. Опрос же коренных жителей ФРГ через несколько месяце после выхода книги Т. Саррацина показал, что 36% немецких обывателей видят «засилье иностранцев»; 58 % убеждены, что четыре миллиона мусульман, проживающих в стране, должны «существенно урезать» отправление своих религиозных обрядов [12].
В условиях нерешенности иммиграционных проблем ФРГ в 2010-е гг. столкнулась с беспрецедентным потоком беженцев с Ближнего Востока, получившим название «FltichtHngskrise» («кризис беженцев») или «миграционный кризис». Резкое увеличение численности иностранцев, ищущих убежище, происходит с 2013 г., когда число лиц, подавших прошение о предоставлении убежища достигло 127 023, что почти на 50 000 больше, чем в предыдущем году [17]. В 2014 г. количество заявок на убежище в Германии выросло на 60 % до 202 645 [32]. В 2015 г. в Германии, по данным Федерального агентства по делам миграции и беженцев (BAMF), было зарегистрировано уже 1 091 894 соискателя убежища [25]. Среди стран происхождения лиц, искавших убежища в ФРГ на первом месте, стоит Сирия, за ней следуют Албания, Косово, Ирак, Афганистан и др. В совокупности выходцы из мусульманских стран составили около 70 % [13].
Увеличение числа беженцев привело к обострению проблем безопасности. Прежде всего, немецкие власти столкнулись с недостаточностью учета иммигрантов. Отсутствие базы отпечатков пальцев, поддельные паспорта, ускоренная процедура предоставления убежища сирийцам не позволяют немецким властям объективно оценить состав беженцев. Среди нескольких сотен тысяч незарегистрированных иностранцев в Германии находятся члены таких террористических организаций как «Фронт ан-Нусра» и Исламское государство [28]. По данным спецслужб, поток беженцев используется ими для проникновения террористов в Европу [15]. В мае 2016 г. Федеральное ведомство уголовной полиции (ВКА) ФРГ заявило о возбуждении 40 дел о терроризме в отношении лиц, ищущих убежище [16].
Кроме того, немецкие власти отмечают риск пребывания в страну радикальных беженцев. Распространение салафитской идеологии формирует питательную среду для исламистской радикализации и почву для распространения идей джихада. Послед-
ствием этого процесса становится постепенное превращение Германии в страну, экспортирующую экстремизм. Согласно данным ВКА к концу июня 2015 г. страну покинуло 677 человек для участия в боевых действиях на территории Сирии и Ирака [16].
Следует отметить, что вопросы безопасности связаны также с нахождением беженцев в специальных лагерях, которые практически находятся вне действия немецких законов, что нередко создает напряженность внутри лагерей. Так, в ряде лагерей были отмечены кражи, нападения и изнасилования. Одинокие матери и гомосексуалисты особенно подвержены риску стать жертвой преступлений, как отметил уполномоченный по вопросам сексуального насилия над детьми Йоханнес-Вильгельм Рёриг [14].
С другой стороны, Федеральная служба защиты конституции отмечает рост страхов и негативного отношения многих граждан к наплыву беженцев и вызванным им социальным и экономическим последствиям. На этом фоне ведомство ожидает как дальнейшей «легальной» критики миграционной политики, так и усиления ультраправых партий и роста их численности. Рост числа нападений на жилища беженцев позволяет сделать вывод о далеко идущей радикализации политической дискуссии в отношении проблемы беженцев. Опросы, проводившиеся в конце 2015 - начале 2016 гг., подтверждают это положение. На вопрос, может ли Германия справиться с наплывом мигрантов, в середине октября 2015 г. 20% респондентов ответили положительно, а 71 % отрицательно. В ходе опроса центра ZDF-Politbarometer 23 октября 2015 г. 46 % опрошенных оценили работу Ангелы Меркель в области миграции как хорошую, 48 % - как плохую [19]. 13 ноября 2015 г. Центр провел повторный опрос. На те же вопросы в отношении канцлера в ее пользу высказались 43 %, против - 52 % [26]. Иными словами, большинство немцев против продолжения той политики, которую проводило Федеральное правительство в течение 2015 г.
Успешность разрешения миграционного кризиса в Германии во многом зависит от адекватности принимаемых властями мер. Еще до «Fltichtlingskrise» немецкие официальные лица выражали обеспокоенность вопросами увеличения нелегальной миграции. В 2012 г. министр внутренних дел Германии Ханс-Петер Фридрих высказался в пользу введения обязательного пограничного контроля внутри Шенгенской зоны, объяснив свое предложение необходимостью обеспечивать безопасность в условиях увеличения числа нелегалов из Северной Африки [5]. Однако тогда эта инициатива не была претворена в жизнь.
В течение 2015 - начала 2016 гг. Федеральное правительство реализовало некоторые меры по улучшению
обеспечения безопасности. 3 декабря 2015 г. на конференции министра внутренних дел в Кобленце было объявлено, что по соображениям безопасности необходимо с 1 января 2016 г. вернуть проверку на наличие преступлений, отмененную летом в рамках упрощения процедуры предоставления убежища, для беженцев из Сирии, Ирака, Афганистана и Эритреи [18]. С 13 сентября 2015 г. германское правительство ввело меры контроля потока беженцев в районах, прилегающих к границе с Австрией. Въезд на территорию Германии стал возможен только с действительными проездными документами. Шенгенское соглашение было, таким образом, частично отменено [20]. Федеральная полиция получила полномочия регулировать поток беженцев из Австрии в Германию на пяти пограничных пунктах. Изначально меры пограничного контроля были введены до 13 февраля 2016 г., а затем были продлены до 13 мая 2016 г. В конце февраля 2016 г. бундесагом был принят пакет поправок в миграционное законодательство - Asylpaket II, который затруднил воссоединение с семьей, а также ввел новые основания для депортации из страны [24]. Для противодействия террористической угрозе, порожденной миграционным кризисом, было принято решение об увеличении численности армии, о чем в мае 2016 г. заявила министр обороны Урсула фон дер Ляйен [4].
Подводя итог, необходимо отметить, что сегодня в Германии нет единого мнения о том, как обеспечить безопасность в рамках сосуществования коренного большинства и новых меньшинств. По этому вопросу есть,
по крайней мере, две полярные точки зрения: одни выступают за далеко идущую ассимиляцию меньшинств, другие исходят из долговременного этнического разнообразия и принимают его. Вместе с этим события последних нескольких лет поставили вопрос о путях преодоления миграционного кризиса, приведшего в движение массы беженцев. Не имея возможностей воздействовать на причины этого переселения, федеральное правительство вынуждено маневрировать между сторонниками и противниками иммиграции. Главным доводом канцлера Ангелы Меркель являются гуманитарные обязательства Германии как члена ЕС и обусловленная демографией потребность германской экономики в рабочей силе. Однако противники правительственного курса набирают все большую популярность, даже сама правящая коалиция находится под угрозой. Противники иммиграции указывают на сомнительные перспективы интеграции беженцев в немецкое общество, укрепление «параллельных обществ», не подконтрольных правительству, опасность краха социального государства. Очевидно, что решение проблемы беженцев не произойдет сиюминутно и безболезненно. На сегодняшний день правящей коалиции удается сдерживать критику, однако немецкое общество радикализуется, и сложно предсказать, каким будет политический спектр Германии после очередных парламентских выборов и как он изменит государственную политику в отношении беженцев.
Список литературы
1. Абдулрахман Ф.М. Религиозная проблема адаптации мусульманских мигрантов в Германии // Историческая и социально-образовательная мысль. №4. 2012. С. 194-196.
2. Вторая исламская конференция в Берлине проходит на фоне новых споров // Deutsche Welle. 2007. 02 мая. URL: http://www.dw.com/ru/вторая-исламская-конференция-в-берлине-проходит-на-фоне-новых-споров/a-2463974.
3. В школах Германии могут ввести преподавание ислама // Deutsche Welle. 2008. 13 марта. URL: http: // www.dw.com/ru/в-школах-германии-могут-ввести-преподавание-ислама/a-3190830.
4. Германия впервые за 25 лет увеличит свою армию URL: //http://rueconomics.ru/172781-germaniya-vpervye-za-25-let-uvelichit-svoyu-armiyu.
5. Германия вслед за Францией выступила за погранконтроль внутри Шенгена // URL: http ://m .newsru.com/world/05apr2012/germsheng .html.
6. Лапин А. А. Исламский экстремизм в Германии // Актуальные проблемы Европы. 2008. № 1. С. 177-187.
7. Михалева А. В. Исламская конференция в германии: новые способы решения старых проблем // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук-№9. 2009. С. 355-376.
8. Мусульмане Германии не хотят быть немцами URL: //http://www.islamnews.ru/news-22405.html.
9. Первая исламская конференция в Германии под огнем критики // Deutsche Welle. 2006. 27 сентября. URL: http://www.dw.com/ru/первая-исламская-конференция-в-германии-под-огнем -критики/a-2186206.
10. Погорельская С. В. Иммиграция и проблемы безопасности: на примере Германии // Актуальные проблемы Европы. 2008. №4. С. 40 78.
11. Сохранит ли Германия свою привлекательность для мигрантов? URL: http://www.dw.com/ru/ сохранит-ли-германия-свою-привлекательность-для-мигрантов /a-17682522.
12. Якоби Т. Иммиграционная дилемма Германии URL: http://www.globalaffairs.ru/number/ Immigratcion-naya-dilemma-Germanii-15356.
13. Aktuelle Zahlen zu Asyl-Stand: Dezember 2015 // BAMF.
14.Alexander Sarovic: Sexuelle Gewalt in Flüchtlingsheimen: „Besonders gefährdet sind alleinstehende Mütter" // Spiegel Online. 4. Oktober 2015.
15. Als Flüchtlinge getarnte IS-Kämpfer kommen nach Europa // Welt 0nline,10. Februar 2016.
16. Analyse der Radikalisierungshintergründe und -Verläufe der Personen, die aus islamistischer Motivation in Richtung Syrien oder Irak ausgereist sind // Onlinepräsentation des Bundeskriminalamtes (BKA) Aktuelle Forschung-sinitiativen/-projekte 2015, 19. Januar 2016.
17. Anzahl der Asylbewerber im Jahr 2013: Höchster Stand seit 14 Jahren // BAMF, Januar 2014.
18. Asylanträge von Syrern werden wieder einzeln geprüft // Deutsche Welle, 31. Dezember 2015.
19. Deutliche Mehrheit für Transitzonen // ZDF, 22. Oktober 2015.
20. Deutschland führt vorübergehend Grenzkontrollen ein // In: Spiegel Online. 13. September 2015.
21. Ehni E. Deutsche besorgt über Flüchtlinge // ARD-DeutschlandTrend. 2015. 01 октября. URL: https://www.tagesschau.de/inland/deutschlandtrend-405.html.
22. Flüchtlinge: Merkel und Gabriel fordern Kraftakt von den Deutschen // http://www.spiegel.de/politik/deutsch-land/fluechtlinge-merkel-und-gabriel-fordern-kraftakt-von-den-deutschen-a-1051761.html.
23. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland. URL: http://www.bundestag.de/bundestag/auf-gaben/rechtsgrundlagen/grundgeset.
24. Kabinett beschließt verschärfte Flüchtlingsgesetze // Spiegel Online, 3. Februar 2016.
25. Mehr Asylanträge in Deutschland als jemals zuvor // Bundesministerium des Inneren, 2015, Pressemitteilung vom 6. Januar 2016; Hans Monath: 163.000 Flüchtlinge im September, 290.000 nicht registriert // Der Tagesspiegel, 1. Oktober 2015.
26. Politbarometer 13 // ZDF.de, November 2015.
27. Romhild R. Global Heimat Germany. Migrationand the Transnationalizationof the Nation-State // Migration, Culture, and the Nation-State, 2005, Vol.1, Issue 1.
28. Salafisten werben Flüchtlinge an // Süddeutsche Zeitung, 10. September 2015; Flüchtlinge interessieren Verfassungsschutz im Land // Badische Zeitung, 3. November 2015; Interview mit Herbert Landolin Müller // Report Mainz, 12 .Mai 2011.
29. Statistisches Bundesamt (Destatis) // https://www.destatis.de/DE/Startseite.html.
30. Thilo Sarrazin Deutschland schafft sich ab. Wie wir unser Land aufs Spiel setzen // http://www.faz.net/aktuell/feuil-leton/buecher/rezensionen/sachbuch/thilo-sarrazin-deutschland-schafft-sich-ab-so-wird-deutschland-dumm-1999085.html.
31. Traub T. Der Islam und das Grundgesetz // LTO: Legal Tribune Online. 2010. 08 октября. URL: http://www.lto.de/recht/hintergruende/h/diskussion-um-anerkennung-der-islam-und-das-grundgesetz.
32.Zahl der Asylbewerber in der EU im Jahr 2014 sprunghaft auf mehr als 625.000 gestiegen // Eurostat vom 20. März 2015.
Об авторе
Голикова Светлана Николаевна - преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Тульского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), svetik330@rambler.ru