Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ «УМНЫЙ ДОМ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ «УМНЫЙ ДОМ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
241
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА "УМНЫЙ ДОМ" / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / "SMART HOME" SYSTEM / DIGITALIZATION / REGULATORY FRAMEWORK / AUTOMATED SYSTEMS / SECURITY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шугунов Тимур Лионович, Жуков Азамат Заурбекович

В статье рассматриваются проблемы реализации процесса внедрения автоматизированных систем «Умный дом». В Российской Федерации к применению новых инновационных и информационных технологий проявляют интерес государственные органы, юридические и физические лица. Цифровизация всех сфер жизнедеятельности современного общества требует внедрения автоматизированных систем в сфере безопасности объектов строительства, зданий, сооружений, частной собственности. Однако внедрение систем «Умный дом» в Российской Федерации реализуется не столь высокими темпами как в США и ряде европейских стран. Сдерживающим фактором является отсутствие нормативно-правовой базы.The article discusses the problems of implementing the process of implementing automated systems «Smart Home». In the Russian Federation, state bodies, legal entities and individuals show interest in the use of new innovative and information technologies. Digitalization of all spheres of the life of modern society requires the introduction of automated systems in the field of safety of construction projects, buildings, structures, and private property. However, the implementation of Smart Home systems in the Russian Federation is being implemented at a not so fast pace as in the USA and a number of European countries. A constraining factor is the lack of a regulatory framework.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Шугунов Тимур Лионович, Жуков Азамат Заурбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ «УМНЫЙ ДОМ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Шугунов Т. Л., Жуков А. З.

ПРОБЛЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ «УМНЫЙ ДОМ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО 12.00.13

19.1. Проблема нормативно-правового регулирования использования системы «Умный дом» в Российской Федерации

©Шугунов Т. Л.1^, ©Жуков А. З.2,ь Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова 2Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России г. Нальчик, Российская Федерация ae-mail: tshugunov@yandex.r be-mail: Zhukov_azamat@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы реализации процесса внедрения автоматизированных систем «Умный дом». В Российской Федерации к применению новых инновационных и информационных технологий проявляют интерес государственные органы, юридические и физические лица. Цифровизация всех сфер жизнедеятельности современного общества требует внедрения автоматизированных систем в сфере безопасности объектов строительства, зданий, сооружений, частной собственности. Однако внедрение систем «Умный дом» в Российской Федерации реализуется не столь высокими темпами как в США и ряде европейских стран. Сдерживающим фактором является отсутствие нормативно-правовой базы.

Ключевые слова: система «Умный дом», цифровизация, нормативно-правовая база, автоматизированные системы, безопасность, нормативно-правовое регулирование.

Для цитирования: Шугунов Т. Л., Жуков А. З. Проблема нормативно-правового регулирования использования системы «Умный дом» в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. XVI. №2. С. 351-353.

The problem of legal regulation of the use of the Smart Home system in the Russian Federation

©T. L. Shugunov1^, ©A. Z. Zhukov2,b Kabardino-Balkarian State University named after H.M.Berbekov 2North-Caucasian Advanced Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Nalchik, Russian Federation ae-mail: tshugunov@yandex.r be-mail: Zhukov_azamat@mail.ru

Abstract. The article discusses the problems of implementing the process of implementing automated systems «Smart Home». In the Russian Federation, state bodies, legal entities and individuals show interest in the use of new innovative and information technologies. Digitalization of all spheres of the life of modern society requires the introduction of automated systems in the field of safety of construction projects, buildings, structures, and private property. However, the implementation of Smart Home systems in the Russian Federation is being implemented at a not so fast pace as in the USA and a number of European countries. A constraining factor is the lack of a regulatory framework.

Keywords: «Smart Home» system, digitalization, regulatory framework, automated systems, security, regulatory framework.

For citation: Shugunov T. L., Zhukov A. Z. The problem of legal regulation of the use of the Smart Home system in the Russian Federation // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. XVI. №2. P. 351-353.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / INFORMATION LAW

ВВЕДЕНИЕ

В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается активное развитие инновационных систем управления практически всеми технологическими процессами. Большинство процессов проходят этап цифровизации.

Следует отметить, что все сферы жизнедеятельности современного общества охватывает цифровизация, активно внедряются инновационные, информационные и высокотехнологичные инструменты. Так данный процесс затрагивает и систему управления отдельными объектами, зданиями, комплексами.

В мире данная система получила название «Умный дом» (Intelligent Building).

Система имеет прочные позиции в США и ряде европейских стран. В Российской Федерации сектор использования указанных систем не развит. Данное обстоятельство объясняется рядом нормативно-правовых, политических и технологических барьеров.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ

Основным положениям работы является необходимость создания системы нормативно-правого регулирования внедрения и использования систем «Умный дом». Так как цифрови-зация и автоматизация всех процессов жизнедеятельности требует активного использования данных систем.

Кроме того, в технологическом плане развитие системы «Умный дом» опережает нормативно-правовое развитие в данном направлении. Это не позволяет в полной мере использовать инновационные технологии. Создание нормативно-правового регулирования в данной сфере будет способствовать более динамичному развитию сегмента рынка информационных систем безопасности. [1, с. 61]

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Внедрение систем «Умный дом» осуществляется в основном юридическими лицами. Так различные промышленные объекты, офисы, многоквартирные жилые дома, учреждения здравоохранения и образования, гостиничные объекты активно используют системы.

Потенциал рынка систем «Умный дом» несомненно, высокий, так как она направлена на обеспечение безопасности при относительно низких расходах. Аналитическая компания Strategy Analytics провела исследования оценку потенциала рынка систем «Умный дом» (рис. 1).

В Российской Федерации развитие рынка систем «Умный дом» является одной из актуальных проблем. При этом системы «Умный дом» представляют интерес для физических лиц, юридических лиц и ряда государственных органов. На рисунке 2 представлена структура объектов, которые применяют систему «Умный дом».

12.00.13

J50

2014 ¿Olli Ш- 2013 101? 202 U 2021 2022 2022

Рисунок 1 Оценка развития рынка систем «Умный дом» (2014-2023 гг.)

■ Умный многоквартирный дом МУмный частный коттедж

6% %

30%

■ Умный офис

/ ■ Умные квартиры

20% У 25% ■ Умные рестораны, гостиницы МУмные медицинские палаты

Рисунок 2. Структура объектов, которые применяют систему «Умный дом» в Российской Федерации.

Из рисунка 2 видно, что в основном системы «Умный дом» используют многоквартирные дома и частные коттеджи. То есть в принципе используют активно частные лица, государственные учреждения не применяют активно данную систему. Объясняется это отсутствием законодательного регулирования в сфере систем «Умный дом», что значительно на практике усложняет применение автоматизированных систем. [2, с.41]

Сфера применения данных систем - это элемент структуры жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Нормативно-правовое регулирование ЖКХ в Российской Федерации осуществляется посредством ряда нормативных актов, которые регулируют традиционную форму деятельности ЖКХ, без учета новых технологий.

На данный момент процесс автоматизации систем по управлению объектами жилищного строительства является очень проблемным направлением. Это с учетом того, что в принципе государство заинтересовано в реализации данных проектов, собственники жилья аналогично проявляют большой интерес к внедрению автоматизированных систем.

ОБСУЖДЕНИЕ

Необходимо понять, в чем заключается проблема сплошного применения данных систем. В первую очередь - это отсутствие полной, комплексной и адекватной нормативной базы. В США, Англии, Германии система нормативно-правового регулирования использования «Умных домов» сформирована и функционирует относительно давно, в отличие от Российской Федерации.

352 Economic problems and legal practice

Vol. XVI, 2-2020

ISSN 2541-8025

Шугунов Т. Л., Жуков А. З.

ПРОБЛЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ «УМНЫЙ ДОМ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Если рассматривать отдельные отрасли ЖКХ, то нормативно-правовая база существует, но они не могут быть применены к системам «Умный дом». В данной отрасли существуют свои особенности, которые необходимо учитывать при формировании нормативно-правовой базы. Так, все комплектующие системы «Умный дом» должны пройти обязательную процедуру сертификации. [4, c.47]

В России в 2011 году были утверждены два технических регламента таможенного союза, которые касались именно оборудования системы «Умный дом»:

- ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования»;

- ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических

средств».

Разработка технических регламентов позволила применять данные системы, но они носят исключительно технический характер и документы не носят нормативно-правового характера.

Следует отметить, что не все автоматизированные системы управления «Умный дом» являются сертифицированными на соответствие определенным техническим регламентам, что соответственно создает ряд проблем в части их применения в рамках действующего законодательства.

Нормативно-правовая база по мультимедиа системам или системам освещения отсутствует. Данные обстоятельства вынуждают компании-инсталляторы применять в своей деятельности, существующие европейские базы. Что не является приемлемым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отсутствие комплексной, эффективной нормативно-правовой базы в вопросах регламентации систем «Умный дом» - это ключевой сдерживающий фактор, который не позволяет активно развиваться сегменту автоматизированных систем управления «Умный дом». Данный аспект является ключевым, так как потребители данной услуги сталкиваются с

Список литературы:

1. Антонюк В.С. Управление социальной инфраструктурой регионов в системе инструментов повышения качества жизни населения регионов / В.С. Антонюк, И.В. Данилова, С.А. Мительман, А.Ж. Буликеева // Экономика региона. - 2015. - № 3 (43). - С. 53-66.

2. Китаев А.Е. Маркетинговое исследование рынка Умных домов в цифровой экономике / А.Е. Китаев, И.И. Миронова // International Journal of Open Information Technologies. - 2017. - Т. 5, № 10. - С. 34-46.

3. Костышак М.М. Стратегия инновационного развития территориальной единицы - «Умный дом» / М.М. Костышак, Л.М. Кучаева // Недвижимость: экономика, управление. - 2014. - № 1-2. - С. 27-30.

4. Серикова М.В. К вопросу модульного построения систем обеспечения Умного дома / М.В. Серикова, В.А. Атрощенко, Н.Д. Чигликова // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 10-1. - С. 45-50.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Шугунов Тимур Лионович, кандидат физико-математических наук, старший преподаватель, кафедра информационной безопасности, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербе-кова, г. Нальчик, Российская Федерация, e-mail.: tshugunov@yandex.ru Жуков Азамат Заурбекович, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях, СевероКавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Российская Федерация, email: Zhukov_azamat@mail.ru

проблемой законного ее использования. Это в свою очередь снижает спрос и не позволяет развиваться системе автоматизации в данной сфере. [3, с.29]

Одним из ключевых направлений нормативно-правового регулирования процессов внедрения автоматизированных систем управления зданием «Умный дом» выступает система взаимоотношений между участниками данного процесса. Так как отсутствие регламентации отношений на данном рынке приводит к дезориентации, поскольку участники не имеют информации в отношении своих прав и обязанностей, что в дальнейшем может привести к возникновению спорных ситуаций, разрешить которые в рамках правового поля будет достаточно сложно, ввиду отсутствия нормативно-правовой базы.

Одной из проблем также является отсутствие структуры, которая регулировала бы взаимоотношения взаимодействие между заказчиком и подрядчиком, осуществляла бы контроль за процессами ценообразования, сроками выполнения работ и при необходимости занималась бы защитой интересов сторон. Создание данной структуры необходимо, так как осуществлять нормативно-правовое регулирования рынка систем «Умный дом» должен профильный институт.

Таким образом, одним из основных сдерживающих факторов использования технологий АСУЗ в России в настоящий момент можно считать недостаточную сформированность нормативно-правовой базы и справочной документации, которые регулировали бы массовое использование данных технологий, позволяющих участникам рынка существенно минимизировать риски реализации проектов внедрения автоматизированных систем управления в сфере ЖКХ. При этом направления совершенствования нормативно-правовой базы использования АСУЗ в сфере ЖКХ должны охватывать не только функционирование отдельных подсистем здания, но и их интеграцию в городское жилищно-коммунальное хозяйство.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,96%.

Reference list:

1. Antonyuk V.S. Management of the social infrastructure of the regions in the system of tools to improve the quality of life of the population of the regions / V.S. Antonyuk, I.V. Danilova, S.A. Mitelman, A.Zh. Bulikeeva // Economy of the region. - 2015. - No. 3 (43). - S. 53-66.

2. Kitaev A.E. Marketing research of the market of smart homes in the digital economy / A.E. Kitaev, I.I. Mironova // International Journal of Open Information Technologies. - 2017. - T. 5, No. 10. - S. 34-46.

3. Kostyshak M.M. The strategy of innovative development of a territorial unit - "Smart House" / M.M. Kostyshak, L.M. Kuchaeva // Real Estate: Economics, Management. - 2014. - No. 1-2. - S. 27-30.

4. Serikova M.V. On the issue of modular construction of smart home support systems / M.V. Serikova, V.A. Atroshchenko, N.D. Chiglikova // Fundamental research. - 2017. - No. 10-1. - S. 45-50.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Timur L. Shugunov, Cand. Sci. (Phys.-Math.), senior lecturer, Department: Information security chair, Kabardino-Balkarian State University named after H.M.Berbekov, Nalchik, Russian Federation, e-mail.: tshugunov@yandex.ru Azamat Z. Zhukov, Cand. Sci. (Eng.), senior lecturer, Department: internal Affairs' activities in the special conditions, North-Caucasian Advanced Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russian Federation, e-mail: Zhu-kov_azamat@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.