ствий является «Зеркальное рисование». Ребенку предлагается рисовать на песке одновременно обеими руками зеркальносимметричные рисунки, буквы, слова.
Таким образом, при использовании различных видов заданий с песком увеличивается эффективность работы мозга, гораздо быстрее формируется нужный образ буквы, так как запоминание идёт не только зрительно, но и тактильно. И конечно же, повышается уровень положительной психологической атмосферы на занятии. Ребята очень любят играть с песком, а в данном случае сложная коррекционная работа проходит легко, через игру.
Подводя итог, можно сделать вывод: используя на индивидуальных и групповых логопедических занятиях оборудование, полученное в рамках реализации ФГОС НОО, логопед развивает у детей положительные эмоции и повышает интерес к занятиям, помогает формированию памяти, внимания, мышления, зрительного восприятия, тактильных ощущений, сукцессивных функций, а главное - речи и моторики. Вырабатывает умение ориентироваться в пространстве, синхронизирует работу полушарий, способствует снижению мышечной напряжённости у детей, тем самым, в значительной степени повышая эффективность коррекционной работы в школе.
Литература
1. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М., 2001.
Я. О. Дудко
Проблема необходимости обучения интонационной выразительности речи детей с различными речевыми нарушениями
Выразительная речь - это особое качество речи, которое позволяет выражать свои мысли и удерживать внимание слушателей. Одним из основных компонентов выразительной речи является интонация, которая включает в себя: ударение, мелодику, тембр, темп, паузы, ритм, управление голосом. Интонационная выразительность очень важна для развития связной речи, общего психического развития ребенка.
Вопросами обучения выразительности речи интересовались уже в античные времена. Марк Фабий Квинтилиан (римский философ, ритор) считал, что необходимо обучение выразительности речи, её разделению, логическому построению начинать в детском возрасте.
102
Прогрессивные мыслители в своих работах указывали на необходимость определенной системы обучения детей правильной речи.
Ян Амос Коменский (чешский педагог-гуманист) считал необходимым развивать голос маленького ребенка, воспитывать выразительность его речи («при вопросе повышать последние слоги, а при ответе понижать»). Он считал необходимым знакомить детей с поэзией, заучивать как можно больше небольших ритмических стихотворений для воспитания выразительности речи [7].
Михаил Васильевич Ломоносов впервые обозначил необходимость воспитания у детей неторопливого темпа речи и дал конкретные советы по этому поводу. Он считал необходимым воспитывать культуру речи у детей поэтапно, «отделять малую переменою голоса и едва чувствительною остановкою». Каждую фразу и звук выговаривать «чисто и ясно и в один дух излишне не захватывать, ибо сие понуждает часто в непристойном месте остановиться или, нескольких складов не договоря, пропустить». Не следует очень спешить в речи или «излишнюю протяжность употреблять, для того что от первого... бывает слушателям невнятно, а от второго скучно» [7].
Проблема изучения и обучения выразительности речи детей многоаспектна и требует обращения к исследованиям ученых разных областей. Для знания общей характеристики, законов русской интонации, закономерностей формирования выразительной речи можно обратиться к исследованиям лингвистов и психолингвистов: В.И. Бельтюкова, Н.В. Черемсиной-Ениколоповой, Л.В. Бондарко, Н.Д. Светозаровой, Л.В. Щербы, Н.И. Жинкина и др.
Особенности выразительности речи в онтогенезе отражены в работах психологов и педагогов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна,
A. Н. Гвоздева, В.В. Гербовой, О.С. Ушаковой и др.
Также важно для изучения проблемы выразительности речи использовать общедидактические принципы, представленные в трудах А.Я. Коменского, А. С. Макаренко, К.Д. Ушинского,
B. А. Сухомлинского и др.
В специальной литературе особенности развития просодической стороны речи у детей с нарушениями речи отражены в работах таких исследователей, как Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Н.В. Серебрякова, Г.В. Чиркина, Е.Н. Винарская, Е.Ф. Архипова, Е.М. Мастюко-ва, В.И. Селиверстов, И.И. Панченко и др.
Все эти исследования позволяют представить общую картину просодической стороны речи родного языка, выделить особенности формирования выразительной речи у детей как при нормальном речевом развитии, так и при различных речевых нарушениях и помогают на практике использовать эти знания, находить методы и приемы формирования интонационной стороны речи у детей.
103
Таким образом, изучив литературу, можно сделать вывод, что проблема несформированности интонационной выразительности речи является одной из теоретически и практически значимых для общей и коррекционной педагогики.
В настоящее время необходимость обучения детей выразительности речи не потеряла своей актуальности. Ребенок старшего дошкольного возраста усваивает нормы и правила родного языка. Дошкольный период является сензитивным периодом для развития и формирования речи, периодом активного усвоения средств интонационной выразительности. Выразительная речь значительно способствует развитию умственных способностей ребенка. Эти процессы взаимосвязаны.
Чем выразительнее речь ребенка, тем глубже и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет, обогащает высказывание дошкольника, что стимулирует развитие у него связной речи. Это очень важно для полноценной подготовки ребенка к успешному школьному обучению [1].
Чаще всего несформированность выразительности речи встречается у детей с различными речевыми нарушениями. По данным многих исследователей, таких как Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина и других, неспособность восприятия интонационных структур, оформления своей речи просодическими элементами языка отмечается у большинства детей с нарушениями речи.
Нарушение просодической стороны речи входит в симптоматику речевого нарушения и зависит от характера и выраженности проявлений дыхательных и голосовых расстройств.
Можно отметить следующие особенности просодической стороны речи у детей с ОНР:
• трудности восприятия интонационных структур, логического ударения;
• недостаточная сила голоса (слабый, тихий, угасающий в процессе речи);
• нарушение речевого дыхания (речевой выдох ослаблен, иногда дети говорят на вдохе);
• нарушение тембра голоса (чаще глухой, монотонный, может быть напряженным, прерывистым);
• нарушение темпа речи (замедленный или ускоренный);
• слабость или отсутствие голосовых модуляций (изменение голоса по силе и высоте);
• трудности использования динамического, ритмического и мелодического ударений.
Эти особенности делают речь детей невыразительной, монотонной, неэмоциональной, невнятной, что отрицательно сказывает-
104
ся на их речевой активности, общении с окружающими, задерживает развитие связной речи, познавательных процессов [3; 5] .
Таким образом, знание особенностей овладения интонационной выразительностью речи, трудностей, которые испытывают дошкольники с ОНР, позволит целенаправленно и дифференцированно строить работу по воспитанию интонационной выразительности речи как одного из основных её компонентов.
В настоящее время перед педагогами стоит задача воспитания интонационной выразительности речи, которая заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи, точно, осознанно выражать свои и авторские мысли, чувства и настроения. Для повышения эффективности работы педагог должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности и в собственной речи. Речь педагога должна служить образцом для подражания.
В коррекционной работе часто развитию интонационной выразительности уделяется недостаточно внимания, в основном логопеды занимаются исправлением звукопроизношения и формированием лексико-грамматического строя речи.
Все вышесказанное заставляет взглянуть по-новому на проблему развития выразительности речи детей с нарушениями речи и уделять должное внимание работе по преодолению недостатков просодической стороны речи, определять оптимальные пути повышения эффективности методов и средств коррекционной работы по данному направлению.
Список литературы
1. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: Просвещение, 2005. - 189 с.
2. Жинкин Н.И. Механизм регулирования сегментарных и просодических компонентов языка и речи // Жинкин Н.И. Язык, речь. Творчество (избр. труды). - М.: Лабиринт, 1998 а. - С. 43-52.
3. Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. - М.: Наука, 2004. - 219 с.
4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - М.: СПб., 2001. - 189 с.
5. Лопатина Л.В. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией / Л.В. Лопатина // Принципы и методы коррекции нарушений речи: межвуз. Сб. науч. Тр. - СПб., 1997.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: «Питер», 1999. -720 с.
7. Селиверстов В.И. История логопедии. Медико-педагогические основы. -М.: Академический проект, 2004.
8. Черемсина-Ениколопова Н.В. Законы русской интонации. - М.: Флинта,
2013.
105