Научная статья на тему 'Особенности просодической речи старших дошкольников с дизартрией'

Особенности просодической речи старших дошкольников с дизартрией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2463
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСОДИКА / ГОЛОС / ИНТОНАЦИЯ / ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ / ТЕМБР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пахомова Ю. М., Полукарова А. А., Гилёва Н. В.

В научной статье исследовалось состояние компонентов просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией. Определены особенности компонентов просодической речи. Указаны направления коррекционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности просодической речи старших дошкольников с дизартрией»

• средства взаимодействия между учителем и учащимися;

• методические рекомендации по изучению дисциплины;

• средства управления процессом изучения дисциплины.

Сейчас, когда идет повсеместное внедрение средств новых информационных технологий в высшую школу и образовательный процесс вообще, остро ощущается нехватка программных средств. Для усиления эффективности этого процесса необходимо наличие развитого и многоцелевого программного обеспечения, на основе которого будут строится новые подходы к обучению с применением СНИТ. Список использованной литературы:

1. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2007. - N 3. - С. 85-92.

2. Алешкина О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе [Текст] / О. В. Алешкина // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 389-391.

3. Боброва И. И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование. - 2009. - N 11. - С. 124-125.

4. Вымятнин В.М., Демкин В.П., Можаева Г.В., Руденко Т.В. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки ^йр:/МоЛзи.ги^/?ипй=223)

5. Григорьев С.Г. и [др.] Концепция образовательных электронных изданий и ресурсов — шаг на пути к качественному образованию / Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Макаров С.И., Роберт И.В. // Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»-(http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php)

6. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика / О.В. Зимина. — М.: Из-во МЭИ, 2013.

© Отекина Н.Е., 2016

УДК 376

Ю.М. Пахомова, А.А. Полукарова, Н.В.Гилёва ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет»

Курган, Российская федерация

ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация

В научной статье исследовалось состояние компонентов просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией. Определены особенности компонентов просодической речи. Указаны направления коррекционной работы.

Ключевые слова

Просодика, голос, интонация, логическое ударение, тембр.

В логопедии развитию просодической стороны речи пока уделено значительно меньше внимания, чем формированию речевых звуков. Между тем особенности развития просодии при патологии речи необходимо изучать, так как она не только теснейшим образом связана со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно независимым элементом речевого поведения.

Проблема изучения просодической организации речи является предметом исследований в лингвистике, психолингвистике (В.А. Артемов, В.И. Бельтюков, Л.П. Блохина, Л.В. Бондарко, Е.А.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070 Брызгунова, Т.Н. Иванова-Лукьянова, Н.Д. Светозарова, Н.В. Черемисина и др.) и в логопедии (Е.Ф. Архипова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Н.В. Серебрякова, А.Ф. Чернопольская, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.).

Просодия, по мнению Н.И.Жинкина [1], является наивысшим уровнем развития языка.

В рамках констатирующего эксперимента была подобрана методика исследования состояния просодической стороны речи, в основу которой легли методические разработки Архиповой [2], Лазаренко [3], Лопатиной и Серебряковой [4].

Исследование проводилось в детском саду №54 компенсирующего вида «Смородинка». Для исследования были взяты 5 детей старшего возраста с диагнозом фонетико-фонематическое недоразвитие у детей с легкой степенью дизартрии. Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. Анализ продуктов деятельности детей включал в себя: языковую, речевую и игровую деятельность. Использовались следующие методы: наблюдение, беседа, двигательные тесты.

Диагностика нарушений просодической стороны речи включала изучение следующих параметров:

1. интонационных структур в импрессивной речи;

2. логического ударения;

3. высоты голоса;

4. силы голоса;

5. тембра голоса.

На каждый из параметров были подобраны методики с учетом возрастных особенностей детей.

Обследование восприятия и воспроизведения интонационных структур, логического ударения, высоты голоса осуществлялось по методике Архиповой. Обследование силы голоса проводилось по методике Лопатиной и Серебряковой. Обследование тембра голоса осуществлялось по методике Лазаренко.

По итогам проведенного логопедического обследования было выявлено:

1. Исследование интонационных структур в импрессивной речи.

Восприятие интонации у трёх детей на среднем уровне они лучше остальных справились с заданиями, все задания практически выполнялись с первого раза, у двух на уровне ниже среднего, при выполнении заданий у них возникали некоторые трудности. Воспроизведение у трёх детей на среднем уровне, у двух на уровне ниже среднего. По полученным результатам можно сказать, что дети лучше воспринимают различные интонационные структуры, чем воспроизводят.

2. Исследование логического ударения.

Восприятие логического ударения у трёх детей на среднем уровне, у двух на уровне ниже среднего. Воспроизведение у трёх детей на среднем уровне, у двух на уровне ниже среднего. По полученным результатам можно сказать, что дети лучше воспринимают логическое ударение, чем воспроизводят.

3. Исследование высоты голоса.

Модуляции голоса по высоте: трое детей на среднем уровне, двое на уровне ниже среднего.

4. Исследование силы голоса.

Модуляции голоса по силе: все дети на среднем уровне.

5. Исследование тембра голоса.

Один ребенок находится на среднем уровне. Двое находятся на уровне ниже среднего и двое детей на низком уровне.

При исследовании просодической стороны речи, мы пришли к следующим выводам:

- Наиболее сложны пробы на преобразование предложений в вопросительные, на выразительное чтение предложений разных конструкций.

- Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена.

- Дети не могут по подражанию произносить звуки высоким и низким голосом (имитируя голос животных). Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок.

- У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе - в этом случае речь становится захлебывающейся.

- Голос детей оценивается следующими характеристиками: слабый, немелодичный, глухой, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый, напряженный, прерывистый, назализованный, слабо модулированный.

Конкретной методики по формированию просодической стороны речи не существует, поэтому в коррекционной работе можно использовать приемы, предложенные Бабиной Г.В., Бабушкиной Р.Л., Власовой Т.М., Емельяновой.

Коррекционная работа по формированию просодической стороны речи должна проводиться по следующим направлениям:

1. Развитие речевого дыхания

2. Развитие силы голоса

3. Развитие темпо - ритмической стороны речи

4. Развитие мелодико-интонационной стороны речи

Таким образом, логопедическая работа по устранению нарушений просодической стороны речи не может ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Она должна быть развивающей и включать в себя работу над развитием артикуляционных и мимических движений, голоса, речевого дыхания, слухового внимания. Список использованной литературы:

1. Жинкин, Н. И. Механизм регулирования сегментных и просодических компонентов языка / Н. И. Жинкин. - Варшава, 1961. - С. 79.

2. Архипова Е.Ф. «Стертая дизартрия у детей: учеб.пособие для студентов вузов» - М., 2006. - С. 278-330.

3. Лазаренко О.И. «Диагностика и коррекция выразительности речь детей» - М., 2009. - С. 4-26.

4. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. Н. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии» - СПб., 1994. - С. 10-47

© Пахомова Ю.М., Полукарова А.А., Гилёва Н.В., 2016 год

УДК 373.1

С.Е. Петриенко

почетный работник общего образования, директор МБОУ СОШ № 88 с УИОП, г. Воронеж, Российская Федерация

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПОЛНОГО ДНЯ - ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ!

Аннотация

Сейчас в современной России быть инженером, технологом или учёным не престижно. Желающих созидать меньше, чем управлять, торговать, быть адвокатами или банковскими служащими. Это ослабляет научный, инженерный и изобретательский потенциал общества. Сложившаяся ситуация требует повышения интереса к естественнонаучным и инженерным специальностям.

Ключевые слова

Научно-техническая (инженерная) школа полного дня, интеграции инновационных потенциалов школы, шкала качественного рейтинга, шкала количественного рейтинга, уровневые дескрипторы оценки качества уроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.