Научная статья на тему 'Вокальные упражнения как средство коррекции интонации в логопедическом детском саду'

Вокальные упражнения как средство коррекции интонации в логопедическом детском саду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3119
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вокальные упражнения как средство коррекции интонации в логопедическом детском саду»

1. Изученные в ходе проведенного исследования показатели уровня развития связной речи у младших школьников зависят от вида выполняемого задания.

2. Пересказ воспринятого на слух текста для детей оказался более сложным заданием, чем составление рассказа по серии сюжетных картинок.

3. При составлении пересказа готового текста у детей младшего школьного возраста более ярко проявляются различные лексические и грамматические трудности: большее количество вербальных замен и более высокий индекс прономинализации, большое количество стереотипно построенных грамматических конструкций.

4. Длина текста у всех детей при пересказе достоверно больше, чем при составлении рассказа, следовательно, для детей изучаемых возрастных периодов воспроизведение более длинного текста по заданной программе оказывается более лёгким заданием, чем самостоятельное составление рассказа, требующее программирования высказывания.

5. Диагностика речевых нарушений детей младшего школьного возраста должна опираться на данные, полученные в ходе популяционных исследований.

Т.С. Овчинникова

кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

Вокальные упражнения как средство коррекции интонации в логопедическом детском саду

Под интонацией подразумевается совокупность произносительных средств языка, организующих звуковую речь, в основе которой лежат ритмико-мелодические единицы, главные из которых - изменение громкости и темпа произнесения (силы и длительности), модуляция высоты голоса (тембра) и распределение пауз, мелодика (т. е. изменение частоты голоса) [5]. Интонация является одним из важнейших выразительных средств речи, она уточняет её семантическую сторону, выявляет её эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя. Ей присуще также физиологическое воздействие на человека - восходящее звучание голоса возбуждает, нисходящее - успокаивает, монотонная речь усыпляет.

Нарушения просодики в виде фонационных расстройств характерны для многих расстройств речи. Вместе с тем их коррекции у дошкольников уделяется недостаточное внимание. Фонопеды, которые могли бы решать эти проблемы, практически отсутствуют, усилия логопедов направлены на коррекцию других компонентов речевой системы, музыкальный работник не имеет необходимых знаний и умений.

Вместе с тем речь детей с речевыми расстройствами часто маловыразительна, не модулирована, тембр голоса связан с их эмоциональным состоянием. У детей с тормозимым типом нервной системы голос слабый или приглушенный, тихий, немодулированный, низкого тембра. Для детей

162

с возбудимым типом нервной системы - громкий, крикливый, срывающийся на фальцет, высокого тембра. Полученные результаты исследования голоса 60 дошкольников 5-7 лет (40 с общим недоразвитием речи (ОНР) и 20 их сверстников из массового детского сада), проведенного по традиционной логопедической методике, показали, что 46 % детей с ОНР пользуются голосом нормальной, соответствующей их возрасту высоты, которая достаточно устойчива. У остальных детей с ОНР наблюдаются нарушения в виде неустойчивости высоты основного тона голоса: дети не способны модулировать голос по высоте на высокий, средний и низкий. Более 60 % детей группы с ОНР не владеют навыками изменения динамики голоса, им с трудом удается изменять голос по силе, тогда как в группе здоровых таких детей всего 11 %.

У трети детей группы с ОНР наблюдается слабый голос и отсутствует плавная модуляция.

Теоретические и практические аспекты формирования и развития голоса в норме и при его расстройствах рассматривали ученые различных специальностей, прежде всего врачи [2; 8; 9] и логопеды [1; 3; 4; 6; 7; 10]. Было показано, что для формирования правильных просодических навыков необходимо обучать детей в первую очередь различению на слух нормального и нарушенного тембра, изменение силы и высоты голоса, т. е. формировать эталон правильного голосоведения и интонирования. Также было установлено, что развитое слуховое восприятие, дополненное тактильно-вибрационными и кинестетическими ощущениями, способствует выработке навыков контроля собственного голоса. Для решения этих задач в практике логопедической работы используются различные приемы, но наиболее адекватными и эффективными являются вокальные упражнения, в процессе которых ребенок учится модулировать собственный голос, выделять и дифференцировать звуки речевого потока, выделять словесное ударение, выражать различные интонации, первоначально освоив навык манипуляции музыкальными звуками. Необходимо отметить, что музыкальная форма занятий делает их более привлекательными для дошкольников и позволяет достигнуть результатов при с наименьшем утомлении ребенка. Целесообразно занятия проводить музыкальному педагогу под руководством логопеда.

Вокальные упражнения обязательно должны сочетаться с дыхательными и артикуляционными на материале слогов, слов и фраз, произношение которых доступно ребенку. Полезно использовать эмоционально насыщенный речевой материал, поскольку содержащиеся в нем эмоции радости, удивления, грусти, гнева и другие, наиболее естественным образом способствуют соответствующим изменениям интонации. Из результатов специальных исследований хорошо известно, что прямое сознательное управление интонацией затруднительно не только для детей, но и для взрослых.

Восприятие звучания различных музыкальных инструментов (громкое и тихое, низкое и высокое, короткое и длительное) позволяет соотносить чистый тон музыкального звука со звуком собственного голоса, задавая ему эталон вокализации. Это связано с тем, что изменения зву-

163

чания музыкального инструмента ребенок воспринимает значительно лучше, чем сложные модуляции человеческого голоса. При восприятии звуков музыкального инструмента, особенно фортепиано, тесно переплетаются слуховое восприятие и тактильно-вибрационное чувство; ребенок воспринимает звук, в буквальном смысле слова, всем своим телом. Это облегчает ему «настройку» собственного голосового «инструмента». Эта задача может быть решена на музыкальных занятиях (при их соответствующей организации), в результате чего, как показывает практика, можно добиться значительных успехов в развитии голоса: расширить его диапазон; закрепить позицию «среднего» голоса; научить ребенка модулировать голос по силе и высоте, выделять словесное и логическое ударение, выражать различные интонации.

Приобретение вокальных навыков реализуется последовательно в три этапа, задачи которых определяет логопед вместе с музыкальным руководителем.

Задача первого этапа: ознакомить ребенка с музыкальными средствами выразительности и элементарными дирижерскими жестами, научить его оценивать качество голоса, сформировать певческие навыки на простом музыкальном материале. На этом этапе дети разучивают простые по интонации попевки в диапазоне терция- квинта с несложным ритмическим рисунком в размере музыкального периода (восемь тактов), на 6-7 слогов.

На втором этапе продолжается работа над интонацией, сольфеджи-рованием, но уже на более сложном музыкальном материале. Педагог формирует у детей понятие фразы, музыкального и логического ударения, ритмические конструкции с появлением синкоп и пунктирного ритма усложняются, большее внимание уделяется четкости и активности артикуляции, образный музыкальный ряд становится более насыщенным и разным по тембровым характеристикам. Музыкальным материалом служат песенки в два-три куплета с лексикой, которая доступна для понимания и реализации на данном этапе логопедической работы.

На третьем этапе продолжается воспитание у детей певческой и речевой голосовой выразительности. Детям предоставляется возможность в одном и том же музыкальном образе услышать разные эмоциональные характеристики, изобразить их с помощью пантомимики и мимики, добиваясь при этом выразительности, соответствующей «оречевляемому» художественному образу.

Голос детей в возрасте шести-семи лет мал по диапазону и невелик по силе, у них нет специально певческого дыхания. Стимулом для развития дыхания является дыхательная гимнастика, а также вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха, умение правильно и одновременно делать вдох - спокойно, без напряжения. Педагог учит формировать певческий выдох за счет постепенного расхода дыхания на всю продолжительность музыкальной фразы. Объясняет о недопустимости смены дыхания в середине слова. Обучает короткому, энергичному, обязательно с небольшой задержкой вдоху: при вдохе ни в коем случае нельзя поднимать плечи. Впоследствии этот навык переносится на речь.

164

Особенно полезны для развития певческого дыхания упражнения в сочетании пения staccato и legato. И все-таки главным на первоначальном этапе обучения является умение петь слитно. Это обеспечивается тем, что легкое staccato в упражнениях всегда помещено на слабой доле и исполняется как затакт, тяготеющий и разрешающийся в последующую сильную долю.

Обычно коррекционная работа начинается с развития высоты голоса и упражнений, способствующих созданию наиболее благоприятных анатомо-физиологических условий для работы голосового аппарата. Вокальные упражнения для работы над интонацией начинаются с пения вокализов (мелодий без слов). Вокализы поются на один гласный звук, затем распеваются самые простейшие звукоподражания с использованием повторных слогов. Все эти упражнения по вызыванию певческого голоса необходимо связывать с игрой (баюканье куклы: а-а; поезд: у-у; гуси: га-га и т. д.). Эмоциональное содержание упражнений, выразительная мимика, разнообразные движения способствуют появлению у детей более естественного голоса. Не следует требовать от ребенка сразу громкого голоса и чистой интонации: важно проявить терпение и

настойчивость, и в результате постоянных упражнений даже самый слабый голос окрепнет, хриплый - очистится.

При работе над высотой голоса прежде всего необходимо найти основной тон голоса и сформировать устойчивость основного звука. Устойчивости основного тона обычно добиваются путем плавного, протяжного произнесения гласных на одной высоте. Затем можно постепенно упражнять ребенка в изменении высоты голоса. В качестве вспомогательного средства используется тактильно-вибрационный контроль.

Как правило, изменение силы голоса дается детям значительно легче, чем изменение высоты. Поэтому работу необходимо проводить именно в таком порядке.

1. Упражнения на координацию дыхания и голосообразования.

Для этого можно рекомендовать пропевание гласных звуков, постепенно увеличивая их количество (2, 3, 4 звука на одном выдохе) разными штрихами staccato и legato.

После получения полноценного устойчивого звука голоса можно переходить к пропеванию слогов, затем музыкальных фраз и маленьких песенок. При пении попевок педагог должен помочь ребенку правильно распределить дыхание.

2. Упражнение на пропевание длинных и коротких звуков.

Долго и протяжно спеть один звук часто очень сложно маленьким детям. Поэтому опять же, используя прием зрительного контроля, можно предложить детям «рисовать» звук. Карандаш будет двигаться по бумаге так долго, сколько будет звучать нота. Полезно, осваивая пение длинных звуков, тянуть ноту так долго, сколько карандаш движется по бумаге. Короткие звуки надо петь упруго, отрывисто, звонко. Детям объясняют, что на письме над нотами ставят точки, и тогда все певцы знают, что петь надо отрывисто (staccato). Жестом тоже можно показать такую точку-«капельку», как будто встряхнуть воду с мокрых рук.

165

3. Упражнение на пропевание гласных на одной ноте legato и staccato с руками.

Необходимо объяснить детям, что legato - это когда все звуки сливаются и плавно переходят один в другой. Руками звуки можно ласково «погладить» и всю «цепочку» гласных звуков при этом спеть на одном движении руки.

Произнести слитно и протяжно несколько гласных звуков на одном выдохе с руками, не забывая «брать дыхание» и следить за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

4. Упражнение на силу голоса.

При слабом голосе можно использовать протяжное пропевание гласных с разной силой звука. Очевидно, что если ребенок будет петь, а динамику, т. е. f (громко) или p (тихо) будет показывать руками, то и его голос будет «подчиняться» этому движению. При слабом голосе необходимо петь мажорные энергичные песни с активным соответствующим дирижерским жестом. Работа по развитию модуляций голоса (по силе, высоте) включает следующие упражнения:

• пропевание на одной высоте изолированных звуков тихим и громким голосом;

• пропевание слов на f и p в разных характерах с разными тембрами;

• пропевание слов и словосочетаний на crescendo и diminuendo (с постепенным увеличением и уменьшением силы звучания) по восходящим и нисходящим секвенциям;

• пропевание одних и тех же слоговых конструкций с разными нюансами: con forza (с силой), con brio (с оживлением), mesto (грустно, печально), maestoso (величественно);

• пропевание звуков и слогов с акцентом на одном из них;

• пропевание слов и звукоподражаний в разных ритмических рисунках.

5. Упражнения над собственно интонацией, т. е. способностью передать эмоции голосом включают:

6. Пропевание попевок с разными эмоциями вместе с педагогом, где дети поют только повторяющиеся гласные, а педагог допевает текст.

Следует отметить, что в работе по развитию интонации и голоса необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Упражнения нужно подбирать, ориентируясь на голосовые и звукопроизносительные возможности ребенка. Важно избегать перегрузки неокрепшего голосового аппарата дошкольников, чтобы не допустить возникновения дополнительных нарушений голоса. В дальнейшем все музыкальные навыки чередуются с точно такими же упражнениями в речи, где главным приобретением является освоение голосового контроля и наличие кинестетического сопровождения руками акта «говорения».

Список литературы

1. Алмазова Е.С. Методика логопедической работы по устранению ринофонии // Нарушения речи и голоса / под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. - М.: Просвещение, 1975. - С. 89-108.

2. Вильсон Д. Нарушения голоса у детей. - М.: Медицина, 1990. - 448 с.

166

3. Гончарук Л.Е., Орлова О.С., Уланов С.Е. Функциональные нарушения голоса у детей и подростков (клиника и лечение) // Восстановительные методы лечения в оториноларингологии: сб. науч. тр. М.: Моск. НИИ уха, горла, носа. - 1982. - С. 65-68.

4. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков // Книга для логопеда. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1996. - 143 с.

5. Когновицкая Т.С. Интонационные характеристики речи заикающихся школьников и дифференцированная методика логопедической коррекции заикания // Механизм речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями: сб. науч. тр., отв. ред.: Б.С. Крылов, Ю.И. Кузьмин, М., 1989. - С. 117-121.

6. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб.: Союз, 2004. - 188 с.

7. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 400 с.

8. Рябченко А.Т. Функциональные нарушения голоса. - М.: Медицина, 1964. -103 с.

9. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса: книга для логопеда. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

10. Фониатрия и фонопедия / Л.Б. Дмитриев Л.М. Телеляева, С.Л. Таптапова и др. - М.: Медицина, 1990. - 272 с.

Е.Ф. Попова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики,

психологии и теоретических основ обучения

А.В. Дидрих-Мирошник студентка Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк

Использование пиктограмм в формировании глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания - одна из основных потребностей ребенка в дошкольном детстве. Богатый словарный запас ребенка - важнейшее условие для успешного обучения в школе. По мнению многих ученых, глагол - это основа любой фразы или высказывания. Глаголу отводится центральная роль в организации синтаксических единиц, которые составляют основу коммуникации. Наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, следовательно, работу по формированию глагольного словаря необходимо проводить именно в период дошкольного детства.

Трудности в накоплении словарного запаса ярко проявляются у детей с общим недоразвитием речи. У данной категории детей в системе речевого нарушения отмечаются специфические трудности в формировании глагольного словаря. Так, у дошкольников с ОНр III уровня словарный запас ниже возрастной нормы. Из-за недостаточного словарного запаса у дошкольников выявляются ошибки при подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов. Наиболее трудным является выделение центра (ядра) семантического поля и его структурная организация. Наблюдается малый объем семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей. При объяснении

167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.