Научная статья на тему 'Проблема немецкого Возрождения в Западной и отечественной историографии'

Проблема немецкого Возрождения в Западной и отечественной историографии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1642
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гурьянова Т. Н.

Проблема своеобразия Северного Ренессанса до сих пор является одной из наиболее дискуссионных историографических тем. Многообразие понятий, посредством которых исследователи пытаются обозначить суть проблемы («искусство эпохи Реформации», «неогерманское искусство», «позднеготическое барокко» и др.) также свидетельствуют о неоднозначном подходе исследователей к решению данного вопроса. Лишь в контексте сопоставления итальянской и североренессансной гуманистических традиций (в их особом отношении к идее личности, к античным и христианским ментальным первопринципам и к будущей нововременной истории) можно дать типологическую оценку этому интереснейшему периоду европейской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема немецкого Возрождения в Западной и отечественной историографии»

Т. Н. Гурьянова

ПРОБЛЕМА НЕМЕЦКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Проблема своеобразия Северного Ренессанса до сих пор является одной из наиболее дискуссионных историографических тем. Многообразие понятий, посредством которых исследователи пытаются обозначить суть проблемы («искусство эпохи Реформации», «неогерманское искусство», «позднеготическое барокко» и др.) также свидетельствуют о неоднозначном подходе исследователей к решению данного вопроса. Лишь в контексте сопоставления итальянской и североренессансной гуманистических традиций (в их особом отношении к идее личности, к античным и христианским ментальным перво-принципам и к будущей нововременной истории) можно дать типологическую оценку этому интереснейшему периоду европейской культуры.

Вопрос о художественном своеобразии Северного Возрождения, и немецкого в частности, давно служит предметом оживленных дискуссий в современной науке, однако до сих пор многие моменты в изучении этой эпохи остаются достаточно спорными: хронологические рамки и внутренняя периодизация немецкого Возрождения, идейная и формальная специфика. В западной, особенно немецкой, историографии глубоко укоренилось мнение о том, что Ренессанс вообще был чужд немецкой «художественной воле» в отличие от готики и барокко, причем готика рассматривалась как национальное достояние, а Ренессанс как проявление чужеродных и даже вредных влияний. Этого мнения придерживались и продолжают придерживаться как исследователи, считающие, что Ренессанс был свойственен только Италии (И. Винкельман), как и те, кто возводят готику в типично северный стиль, нашедшей свое самое высокое воплощение во Франции и Германии (Б. Вернер, Г. Гейст, Г. Вейзе, Ф. Винклер, К. Нейман, Воррингер, Стржиговский). По их мнению, то, что принимается за признаки Ренессанса, в действительности всего лишь «осень средневековья» (Й. Хейзинга); для них немецкое искусство XV - XVI вв. -«искусство эпохи Реформации» (К. Нейман), «неогерманское искусство», «позднеготическое барокко» (Г. Дехио), «ретроспективное и прогрессивное искусство» (Э. Гейдрих). Подобные взгляды ведут свое происхождение от теории французского медиевиста конца XIX столетия Л. Куражо, который настойчиво выдвигал тезис о том, что в XIV в. итальянское искусство отставало от художественного творчества Северной Европы. Он считал, что Ренессанс «вышел из готики», отрицая тем самым приоритетную роль итальянцев в разработке новых идей, называя их «последышами Возрождения».1 Даже такой крупный ученый, как Г. Вельфлин, предпочитает вместо термина «Возрождение» употреблять термин «классическое искусство» по отношению к культуре Германии этого периода. Р.

1См.: Стам С.М. Проблема соотношения средневековья и Возрождения: вековой спор //Культура Возрождения и средние века. М., 1993. С. 175. В Германии особой популярностью эта точка зрения пользовалась в эпоху мощного нарастания немецкого империализма, в эпоху нагнетания националистических настроений, которые проявились в стремлении оторвать культуру Германии XV -XVI столетий от остальной Европы, начертать для нее особый путь культурного развития (Б. Хендке, Г. Тоде, А. Хаузер и др.).

Гаман пошел еще дальше, уничтожив понятие «Ренессанс» не только для Германии, но и для всей Европы, включая Италию (у него «неоготика» XV в. постепенно переходит в барокко).1 В этой связи заслуживает внимания точка зрения О. Шпенглера, который говорит

о принципиальной невозможности для Европы постичь античность которая, по сути, чужда европейской культуре. Истиной силой и глубиной, считает О. Шпенглер, в Европе отличалась только готика - собственное, подлинно европейское открытие и воплощение западноевропейской «фаустовской» культуры: она «охватывает всю жизнь до самых ее сокровенных уголков. Она сотворила нового человека, новый мир».2

Однако, несмотря на численное преобладание сторонников формального подхода к немецкому Возрождению, высказывались и иные взгляды на эту проблему. Для таких исследователей, как Г. Вельфлин, А. Шмарзов, Ф. Бургер, К. Шнаазе, В. Вейсбах, К. Бурдах, О. Бенеш и др., при всех расхождениях в частных вопросах, так называемая «поздняя готика» XV столетия - эпоха возникновения нового искусства. «Мир позднеготических форм, - пишет Г. Вельфлин, - готика скорее только по названию, а не по существу. Позднеготическая декорация, с одной стороны, является поздней стадией стилистического развития, с другой же стороны - это новое восприятие, лишь выражаемое в старом формообразовании». И если эти исследователи и опасаются называть XV в. ранним Возрождением, то для них, очевидно, что «эпоха Дюрера» (1490 - 1530 гг.) и представляет собой собственно немецкий Ренессанс; дальнейшее развитие немецкой культуры движется по нисходящей линии и соответствует стадии позднего Возрождения.

Отечественная наука также имеет несомненные заслуги в изучении сложной проблемы немецкого Возрождения, она указала на экономические и социальные основы немецкой культуры XV - XVI столетий, связала культуру того времени с историческими процессами, имевшими место в Германии предреформационного времени и эпохи Реформации. Но и тут суждения расходятся: А. А. Сидоров, Ч.А. Мезинцева считают, что немецкая культура XV в. - культура позднего средневековья. Н.Н. Пунин, М.В. Алпатов и Ц.Г. Нессельштраус придерживаются мнения, что в XV в. только готовился расцвет Ренессанса, в то время как Г.А. Недошивин включает XV в. эпоху Возрождения. М.И. Фабрикант предлагает рассматривать XV столетие как время вызревания нового искусства. ля Н. Г ершензон - Чего-даевой - XV в. это переходный период, а первые три десятилетия XVI в. - время Ренес-

4

санса.

Действительно, проблема соотношения европейского (прежде всего, итальянского) и немецкого Возрождения очень сложна, развиваясь в общем русле европейского Возрождения, эволюция немецкой культуры XV - XVI вв. отличалась крайней противоречивостью, неравномерностью и очень большим своеобразием. Во многом это объясняется теми социально-экономическими, религиозными и политическими противоречиями, раздиравшими Германию накануне, во время Реформации и крестьянских войн, и после них;

1 Hamann R. Ceschichte der Kunst. Berlin, 1932.

2 Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. С. 411.

3 Вельфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса: Пер. с немец. М, 1934. С. 63.

4 Сидоров А.А. Дюрер. Л.,1937. С. 16; Мезинцева Ч.А. Искусство Германии XV - XVIII вв. Л., 1980. С. 12.; Пунин Н.Н. История западноевропейского искусства Л. - М., 1940. С. 25; Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. 2. М. - Л., 1949. С. 95.; Нессельштраус Ц.Г. Краткая художественная энциклопедия «искусство стран и народов мира». Т. 1. М., 1962. С. 456 - 457.; Недошивин Г.А. Большая советская энциклопедия. Т. 11. С. 104.; Фабрикант М.И. Старые мастера немецкого реализма. М., 1936.; Гершензон - Чегодаева Н. Всеобщая история искусств. Искусство эпохи Возрождения. Т. 3. М., 1962. С. 368 - 414.

соседство Италии, Франции и Нидерландов не только влияло на немецкую культуру, но и вызывало стремления противопоставить свое, немецкое, мощным импульсам, исходившим из этих культурных центров Европы.1 К трудностям исторического порядка присоединяются трудности теоретического характера - проблема стиля; проблема неравномерности развития различных видов искусства (даже шире - неравномерность развития различных областей культуры). Поэтому, считает М.Я. Либман, необходимо «быть чрезвычайно осторожными в употреблении понятия «Возрождение» по отношению к немецкой культуре XV - XVI столетий».

По мнению отечественных исследователей (М.Я. Либмана, А.Н. Немилова, В.П. Гращенкова и др.), перелом в немецкой культуре происходит во второй трети XV в., интересно, что новые тенденции проявились раньше всего и сильнее всего в живописи, в творчестве таких художников, как Л. Мозер, Г. Мультшер и особенно К.Вица. Для них характерно обращение к реальному миру, новое понимание человеческой личности, ее внутреннего мира, желание «очеловечить» образ божества «в этом смысле, - пишет М.Я. Либман, -немецкая культура лишь немного отстает во времени от ведущих стран - Италии и Нидерландов. Но, как и в большинстве стран Европы, где готика получила широкое распространение и пустила глубокие корни, в Германии новые тенденции развивались с большим трудом и неравномерно. Поэтому XV столетие (точнее 1430 - 1490-е гг.) в немецкой культуре можно охарактеризовать как «переходный период», «период перелома», как «время мучительной борьбы отживающих готических тенденций с оформляющимся новым сти-

4

лем».

Специфика немецкой культуры XV и XVI вв. проявилась, прежде всего, в ее рего-тизации - частичном возврате к готическим идеалам и образцам. Именно это обстоятельство, считает М.Я. Либман, «... заставляло многих исследователей увидеть в немецком искусстве этих двух веков искусство поздней готики».5 Исследователи не раз задавались вопросом: почему именно в Германии готические реминисценции оказались наиболее стойкими? Большинство отечественных исследователей (М.Я. Либмана, В.Н. Гращенкова, А.Н. Немилова, В.А. Пахомовой, Т.В. Ильиной) связывают это с тем, что в немецком Возрождении большую роль играла опора на местные художественные традиции - на позднюю романику и раннюю готику. Здесь готика выросла органически как местный, всем привычный стиль, тогда как в Италии она в значительной степени была инородным

1 Это выразилось в том, что многие немецкие художники (А. Дюрер, Г. Бальдунг, Г. Гольбейн Младший, М. Грюневальд и др.) сознательно возрождали в своем творчестве средневековые традиции, тем самым, они хотели подчеркнуть свою духовную связь с национальным готическим наследием, противостоящим в их сознании классическому идеалу итальянского Ренессанса. Вместе с тем надо заметить, что Германия не только испытывала, но и сама в разное время оказывала влияние на культуру других стран, в том числе на Италию и Нидерланды. Достаточно указать на участие немецких мастеров в строительстве Миланского собора на рубеже XIV - XV вв. или влияние немецкой графики (особенно это относится к графике Шонгауэра) на всю западноевропейскую культуру во второй половине XV - первой половине XVI вв.

2 Либман М.Я. Искусство Германии XV - XVI столетий. М., 1964. С. 14. Тем не менее, М.Я. Либман считает, что употребление термина «Возрождение», «раннее Возрождение», по отношению к немецкой культуре XV в., все же более уместно, чем термин «поздняя готика». (Там же, С. 26.)

3 Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. М., 1972. С. 26.

4 Либман М.Я. Проблема эволюции стиля в немецком искусстве XV - XVI вв. //От эпохи Возрождения к XX веку. М., 1963. С. 93.

5 Либман М.Я. Указ. соч. С. 25.

явлением, и там победа над ней особых трудностей не представляла. Тем более что в Германии «у нового искусства не было такого могучего союзника в борьбе с отживающим прошлым, каковым для итальянцев являлась античность».1 Собственно «возрождать» здесь было не чего, «немецкий народ, - пишет В. А. Пахомова, - не обладал таким наследством, ничтожная доля древней культуры досталась ему уже из вторых рук, пройдя через трансформатор итальянского Ренессанса», поэтому «образы эллинского мира, хотя и привлекали своим совершенством, все же казались чуждыми и далекими»;2 в отличие от итальянцев (для которых античность была ее великим прошлым) немцы не видели в ней «следов своего прошлого, не чувствовали с ней органической связи».3 Именно поэтому, считает С.М. Стам, новое немецкое искусство «вынуждено было... мучительно и долго... пробиваться... из той почвы, которая ему исторически досталась».4 Неслучайно Э. Панофский называет немецкую культу5ру того времени «Возрождением без античности», «Возрождением вопреки античности».5 Таким образом, мы можно смело говорить о том, что культурное развитие Германии в этот период было предопределено всем ее предшествующем духовным развитием.

Действительно именно в Германии готическая культура глубоко укоренилась и получила свое самобытное и оригинальное развитие. Не отрицая приоритетов французов (большинство немецких мастеров учились и работали во Франции), тем не менее, многие немецкие исследователи - Рескин, К. Нейманн, Воррингер и др. «склонны видеть в германском художественном гении самого полного и яркого выразителя готического идеала красоты. Этот гений и готика., как - бы созданы друг для друга».6 К примеру, для В. Г ете готика является выражением чисто немецкого национального стиля; И. Шерр называет готику «германским стилем», где наиболее ясно и полно «. выглядывает немецкий образ мыслей». К тому же готика - это период расцвета немецкой средневековой культуры (XIII - XIV вв.); возможно, поэтому, полагает Л.Д. Любимов, Германия с таким «... трудом и не до конца восприняла впоследствии идеалы Ренессанса».9

О своеобразии немецкого варианта развития ренессансной культуры говорит и тот факт, что переход к новому искусству произошел в Г ермании под непосредственным воздействием нидерландско-бургундской культуры; в XV в. Нидерландах и Франции рождается своеобразный Ренессанс - Северный Ренессанс, который Э. Панофский назвал «аге

1 Либман М.Я. Указ. соч. С. 101.

2 Пахомова В.А. Графика Ганса Гольбейна Младшего. Л., 1989. С. 9.

3 Сингалевич С.П. Эпоха Возрождения. Культурно-политическая история итальянского и немецкого Ренессанса. Казань, 1912. С. 227.

4 Стам С.М. Указ. соч. С. 182.

5 Панофски Э. «Ренессанс и Ренессансы». М., 1998.

6 Любимов Л.Д. Указ. соч. С.53.

7 Гете В. Статьи и мысли об искусстве. Л.-М., 1936.

8 Шерр И. История цивилизации Германии: Пер. с немец. Спб. 1868. С. 76. Несмотря на то, что готический стиль в Германии сложился гораздо позднее, чем во Франции (XII в.), и в значительной мере на основе опыта французских мастеров, тем не менее немецкое искусство, в частности портретная скульптура, почти на целое столетие опередила аналогичные явления (индивидуализация образов, драматизм повествовании, внимание к внутренней жизни личности) во французском искусстве. Шедевром немецкой готической скульптуры по праву считаются портретные статуи (середина XIII в.) Наумбургского собора. (Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993. С. 74.). Любимов Л.Д. Указ. соч. С. 72.

9 Любимов Л.Д. Указ. соч. С. 72.

nova» - «новое искусство»,1 недаром стремления немецких новаторов соответствует тому, к чему шли гениальные нидерландцы Слютер, братья ван Эйк, Рогир ван дер Вейден и др. Лишь во второй половине XV в. итальянское влияние затронуло некоторых немецких мастеров, как пример, творчество М. Пахера, работающего в Тироле. Его творчество, по мнению М.Я. Либмана, наглядно свидетельствует о том, что «новые импульсы для пытавшегося освободиться от готических пут немецкого искусства должны были прийти не из Нидерландов, где искусство также мучительно порывала со своим прошлым, а из ренессансной Италии».2

Однако уже к концу XV столетия реализм «ars nova» практически полностью исчерпал свои возможности и наметившийся было разрыв со средневековым миросозерцанием так и не получил полного художественного разрешения, поэтому, переход от средневековья к Возрождению в культуре Северной Европы (в том числе и Германии) затянулся почти на целое столетие.

По мнению крупного исследователя немецкой истории М.Я. Либмана, «собственно Ренессанс наступил в Германии на рубеже XV и XVI столетий, именно самый конец XV и первая треть XVI в. знаменуют собой высший расцвет немецкого искусства», который, по аналогии с итальянским, М.Я. Либман называет «Высоким Возрождением».3

Ренессанс в традиционном истолковании ассоциируется у нас с понятием гуманизма, торжества светского принципа над религиозным. Ренессанс - это обожествление человека и одновременно очеловечивание бога, провозглашение гармонии души и тела, природы и космоса; большую роль играет также обращение к античности. В «классической» стране Возрождения - Италии - эти черты выражены с наибольшей полнотой и ясностью, но когда «дело касается столь спорного предмета, как немецкий Ренессанс», то тут, по мнению М.Я. Либмана «... господствуют совершенно иные закономерности».4

В немецком Возрождении (в силу особых специфических причин общественнополитического развития) важное место занимают политические и религиозные моменты, поэтому немецкое искусство оказалось в значительной степени этически окрашенным, а эстетические элементы играли в нем меньшую роль, чем в итальянском.

Если в итальянском Возрождении преобладает рационалистическое начало, то в немецком искусстве наряду с рационалистическими тенденциями продолжали существовать мистические стремления, истоки которых восходят к учениям XIV в. (прежде всего к учению «братьев общей жизни»). Эти элементы тесно переплетались и в мировоззрении М. Лютера, и в «натурфилософии» Парацельса, и в творчестве А. Дюрера.

Итальянское Возрождение поставило в центр мироздания человека, прекрасный физически и духовно он возвышается над окружающим его миром, над повседневной жизнью, для Северного, в том числе и немецкого, Ренессанса человек - одно из созданий таинственной и бескрайней природы. И если для итальянца существует, прежде всего, человек (человек как героическая личность, вознесенная на пьедестал), то для северянина не менее важен окружающий его мир. Разница между взглядом на человека в Италии и Германии лучше всего может быть выражена формулой Н.М. Гершензон - Чегодаевой:

1 Panofsky E. Early Netherlandish Painting. Its Origins and Character. Vol. I. Camburg, 1953, p. 150 ff. Термин - «ars nova». Э. Панофски удачно позаимствовал из истории нидерландской музыки той эпохи.

2 Либман М. Я. Указ. соч. С. 96 - 97.

3 Либман М.Я. Проблема Возрождения в немецком изобразительном искусстве //Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978. С. 254.

4 Либмен М.Я. Указ. соч. С. 93.

«В итальянском искусстве изображается человек над миром, в Северном Ренессансе - человек в мире».1

И, наконец, важным моментом, в большей степени повлиявшим на специфику формирования немецкого Ренессанса, была «живучесть готики», которая особенно сильно проявлялась на севере Германии.

К сожалению, высокие достижения немецкого Возрождения не получили дальнейшего развития; полное политическое перерождение лютеровской Реформации, трагический исход Крестьянской войны, тяжелые экономические и политические потрясения надолго вычеркнул Германию из числа передовых европейских стран. Говоря словами В.Н. Гращенкова, «история немецкого Возрождения обрывается также внезапно, как она и началась»; к 1530 г. уже все кончено, умирают А. Дюрер (1528 г.), М. Гюневальд (1528 г.), Урс Граф (1530 г.); навсегда покидает родину Гольбейн (1532 г.), чье позднее творчество принадлежит отныне английской культуре; Л. Кранах, Б. Грин, А. Альтдорфер, Губер не создают уже ничего значительного и оригинального. Без преувеличения можно сказать, что немецкий Ренессанс был делом рук одного поколения художников, продолжить их великое начинание было некому. Во второй половине XVI в. в немецкой культуре наступает период кризиса, упадка, который особенно сильно коснулся изобразительных искусств -живописи и графики, где упадок продлился вплоть до начала XIX столетия.

© Т. Н. Гурьянова - ст. преп. каф. социальной педагогики и психологии КГТУ.

1 Цит. по: Либман М.Я. Указ. соч. С. 100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.