Научная статья на тему 'Традиции отечественной и зарубежной искусствоведческой медиевистики XX В. В исследовательском методе Ц. Г. Нессельштраус'

Традиции отечественной и зарубежной искусствоведческой медиевистики XX В. В исследовательском методе Ц. Г. Нессельштраус Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
517
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ / ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ МЕДИЕВИСТИКА / МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА / ТРАДИЦИЯ / ИСТОРИОГРАФИЯ / WEST EUROPEAN MEDIEVAL ART / ARTISTIC MEDIEVALISM / METHODOLOGY OF ART HISTORY / TRADITION / HISTORIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шелюгина Ольга Александровна, Давыденко Марина Вячеславовна

Рассмотрены особенности исследовательского метода Ц.Г. Нессельштраус, ведущего отечественного специалиста в области западноевропейского искусства Средних веков. Затрагиваются вопросы сохранения традиций национальной научной школы в контексте развития современного искусствознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditions of Domestic and Foreign Art Criticism of XXth Century Studying Medieval Art in Research Method by Ts.G. Nesselstraus

The article describes the features of the research method by leading national expert in the field of Western art of the Middle Ages Ts. Nesselshtraus. The authors consider problems on preservation of national research school traditions in the context of contemporary art history.

Текст научной работы на тему «Традиции отечественной и зарубежной искусствоведческой медиевистики XX В. В исследовательском методе Ц. Г. Нессельштраус»

философия, социология и культурология

ББК 85

О.А. Шелюгина, М.В. Давыденко Традиции отечественной и зарубежной искусствоведческой медиевистики XX в. в исследовательском методе Ц.Г. Нессельштраус

O.A. Shelyugina, M.V. Davydenko

Traditions of Domestic and Foreign Art Criticism of XXth Century Studying Medieval Art in Research Method by Ts.G. Nesselstraus

Рассмотрены особенности исследовательского метода Ц.Г. Нессельштраус, ведущего отечественного специалиста в области западноевропейского искусства Средних веков. Затрагиваются вопросы сохранения традиций национальной научной школы в контексте развития современного искусствознания.

Ключевые слова: западноевропейское искусство Средних веков, искусствоведческая медиевистика, методология истории искусства, традиция, историография.

The article describes the features of the research method by leading national expert in the field of Western art of the Middle Ages Ts. Nesselshtraus. The authors consider problems on preservation of national research school traditions in the context of contemporary art history.

Key words: West European medieval art, artistic medievalism, methodology of art history, tradition, historiography.

Одно из направлений развития современного отечественного искусствознания - интеграция в мировой искусствоведческий дискурс. На рубеже XX-XXI вв. впервые публикуются на русском языке многие зарубежные труды по теории и истории искусства, становятся более доступными искусствоведческие исследования за пределами страны, появляется возможность получить зарубежное образование по данному направлению. Эти тенденции способствуют усилению позиций отечественного искусствоведения. Открытость и демократичность, интеграционные процессы в современном искусствоведении связаны с проблемой сохранения традиций отечественной научной школы. Примером их развития в контексте мирового искусствоведческого знания могут служить труды Цецилии Генриховны Нессельштраус, ведущего отечественного исследователя западноевропейского искусства Средних веков.

Становление Ц.Г. Нессельштраус как специалиста связано с Государственным академическим институтом живописи, скульптуры и архитектуры (с 1944 г. - имени И.Е. Репина). В середине XX столетия преподавательская и научная деятельность института объединяла таких крупных советских искусствоведов, как М.В. Доброклонский, В.Ф. Левинсон-Лессинг, И.А. Бартенев [1, с. 9-10]. Закончив в 1945 г. основной курс, Ц.Г. Нессельштраус поступила в аспирантуру для выполнения диссертационного исследования под руководством Николая Николаевича Пунина - художественного критика,

представителя ленинградской школы искусствоведения, сторонника формального метода, исследователя новаторских течений западноевропейской живописи. Обвиненный в увлечении западным формализмом, в преклонении перед буржуазным искусством Запада,

Н.Н. Пунин был репрессирован в 1949 г. Это обстоятельство стало одной из причин, по которой в 1953 г. Ц.Г. Нессельштраус была уволена из института, восстановление в должности произошло позднее. Свыше полувека преподавательской деятельности связывало Ц.Г. Нессельштраус с Институтом живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Следование традициям петербургской школы искусствоведения стало методологическим базисом ее исследований.

Сфера научных интересов Ц.Г. Нессельштраус включала искусство западноевропейского Средневековья, а также графику и живопись немецкого Возрождения, в особенности творчество А. Дюрера. Цецилия Генриховна Нессельштраус стала автором перевода дневников немецкого художника (1961) [2, с. 3]. Ее кропотливый труд, книги и статьи позволили углубить представление о творческом методе А. Дюрера, раскрыть особенности переплетения готической традиции и мировоззрения эпохи Ренессанса в произведениях художника.

Вопросами средневекового искусства Западной Европы во второй половине XX - начале XXI в. занимались отечественные исследователи О.А. Ля-сковская («Французская готика XII-XIV вв.» (1973)), К.М. Муратова («Мастера французской готики XII-

традиции отечественной и зарубежной искусствоведческой медиевистики..

XIII вв.: проблемы теории и практики художественного творчества» (1988)), И.П. Мокрецова («Французская книжная миниатюра в советских собраниях, 1270-1300» (1984)), Е.П. Ювалова («Немецкая скульптура 1220-1270 гг.» (1983), «Чешская готика эпохи расцвета» (2000), «Сложение готики во Франции» (2001)). Предметом исследовательского интереса отечественных специалистов в области европейского средневекового искусства становился прежде всего готический период. Сложение новых художественных принципов и форм в эпоху раннего Средневековья рассматривается в трудах В.Н. Тяжелова («Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе» (1981), «Раннее Средневековье» (2006)).

Наиболее глубоко в отечественном искусствоведении становление и развитие западноевропейского искусства У-Х вв. анализируется Ц.Г. Нессельштраус в работе «Искусство раннего Средневековья» (2000) [3]. Издание этого труда в серии «Новая история искусства» сопровождает богатый иллюстративный ряд (более двухсот преимущественно цветных иллюстраций), в котором представлены многие не демонстрировавшиеся в отечественных публикациях памятники изобразительного искусства и архитектуры. Научный аппарат работы включает хронологическую таблицу, представляющую исторические события, факты религиозной, культурной, художественной жизни средневековой Европы, а также словарь терминов и библиографический список, большую часть которого составляют труды зарубежных исследователей, в том числе работы Умберто Эко, Макса Дворжака, Анри Фосийона, Андре Грабара, Жака Ле Гоффа, Эрвина Панофского. Структура работы следует хронологическому принципу изложения материала. Основной текст предваряет вводная часть, в которой рассматриваются вопросы методологии и истории исследования западноевропейской художественной культуры Средневековья, а также проблемы периодизации искусства этого периода. Историографический обзор начинается с раскрытия сущности и истории понятия «средние века», возникшего в Италии в ХУ-ХУ столетиях. Автор демонстрирует существенные изменения в эстетических взглядах европейцев, произошедшие на рубеже античной и средневековой эпохи, прежде всего отказ от миметических основ искусства. Античные влияния в средневековом искусстве и его связь с эпохой Ренессанса стали предметом исследований первой половины XX столетия. Ц.Г. Нессельштраус считает, что подобные тенденции не дают оснований для объединения Средневековья и Ренессанса, для «медиевизации Возрождения», в этом автор разделяет мнение Эрвина Панофского. В работе [3] автор сознательно отказывается от подробного анализа историографии второй половины XX в., при этом в сочинении прослеживается глубокое понимание основных направлений развития

современной искусствоведческой медиевистики, подчеркивается особый вклад иконологических работ Эрвина Панофского, а также трудов представителя исторической школы «Анналов» Жака Ле Гоффа. Точки зрения этих исследователей Ц.Г. Нессельштра-ус придерживается в определении хронологических границ Средневековья.

В целом книга Ц.Г. Нессельштраус [3] посвящена поискам истоков художественной культуры Средневековья, рассмотрению художественных форм и концепций, развивавшихся на основе раннесредневекового христианского мировоззрения. Ключом к пониманию изменений, произошедших на стыке Античности и Средневековья, может стать анализ памятников раннехристианского искусства Древнего Рима. Особенности христианского искусства поздней Античности раскрываются в первой главе работы Ц.Г. Нессельштраус. По мнению автора, «для историка искусства, пытающегося проследить его эволюцию, существеннее обнаружить в искусстве переходных периодов ростки нового, нежели прослеживать угасание старых традиций» [3, с. 25]. Этот тезис можно рассматривать как один из методологических принципов данного исследования. Ростки нового искусства в позднеантичных христианских росписях впервые анализировал Макс Дворжак в одной из глав «Истории искусства как истории духа» (1924). Признавая значение этого труда, Ц.Г. Нессельштраус придерживается точки зрения последователей Дворжака, видевших черты нового искусства не только в христианских памятниках. Рассматривая символику и иконографические мотивы росписей римских катакомб, рельефов саркофагов, мозаики первых базиликальных храмов, автор опирается на евангельские и ветхозаветные тексты, сочинения Тертуллиана, Евсевия Памфила, других христианских мыслителей.

В целом авторский стиль исследования подразумевает погружение искусствоведческого материала в исторический контекст. Каждая глава начинается с исторического обзора, представляющего политические и экономические аспекты развития Западной Европы, реконструирующего социокультурную ситуацию определенного периода. В работе широко привлекаются письменные источники, связанные с историей готов, франков, Британских островов и Скандинавии. Особую группу источников составляет европейский эпос, прежде всего неоднократно цитируемая англосаксонская эпическая поэма «Беовульф». Придавая большое значение характеристике общекультурной ситуации западноевропейского Средневековья, Ц.Г. Нессельштраус остается приверженцем петербургской искусствоведческой школы, внимательным исследователем художественной формы памятников средневекового искусства. Xарактерные приемы анализа композиционных построений и колористической гаммы, а также блестящие сравнения демонстрируют-

философия, социология и культурология

ся, к примеру, во фрагменте главы «Англо-ирландское искусство», посвященном изображению евангелиста Матфея в Евангелии из Линдисфарна [3, с. 190-192]. Развитие раннесредневековой миниатюры рассматривается автором в динамике и тесной связи с античными, византийскими традициями; каноничность средневекового искусства позволяет на примере устойчивых иконографических мотивов показывать особенности региональных художественных школ.

Методологическая особенность исследования Ц.Г. Нессельштраус заключается в синтезе отечественной искусствоведческой традиции и зарубежного опы-

та медиевистики XX столетия. Актуальность изучения методологии зарубежных исследований средневекового искусства подчеркивает диссертационное исследование О.В. Субботиной (2008), выполненное под научным руководством Ц.Г. Нессельштраус [4, с. 14].

Выдающийся знаток искусства Средневековья и Ренессанса Цецилия Генриховна Нессельштраус ушла из жизни в 2010 г. Востребованность ее исследовательских работ не вызывает сомнения, всесторонняя оценка научного вклада Ц.Г. Нессельштраус в развитие отечественного искусствознания - предстоящая задача.

Библиографический список

1. История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение : учебник / под ред. Ц.Г. Нессельштраус; Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина ; Академия художеств Российской Федерации. - М., 200З.

2. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты / пер. Ц.Г. Нессельштраус : в 2 т. - М., 1957.

3. Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. - СПб., 2000.

4. Субботина О.В. Искусство западного Средневековья и проблема исследовательского метода. Основные тенденции развития французской медиевистики второй половины XX века : автореф. дис. ... канд. иск. - М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.